Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кацуба Владимир Иванович.

Рассматриваются особенности кадровой деятельности элементов системы обеспечения внутренней безопасности Израиля с учетом классификации методов управления персоналом. Анализируются законодательства Российской Федерации и Государства Израиль, регулирующие прохождение службы сотрудниками правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE PECULIARITIES OF THE ORGANIZATION OF PERSONNEL WORK OF THE ELEMENTS OF THE SYSTEM OF INTERNAL SECURITY OF THE STATE OF ISRAEL

The article considers the peculiarities of personnel work of the elements of the system of internal security of Israel taking into account the classification of methods of personnel management. Analyzes the legislation of the Russian Federation and of the State of Israel, regulating the passage of service of employees of law enforcement bodies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ»

_ _

зарубежный опыт

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ КАЦУБА,

кандидат юридических наук, научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

Рассматриваются особенности кадровой деятельности элементов системы обеспечения внутренней безопасности Израиля с учетом классификации методов управления персоналом. Анализируются законодательства Российской Федерации и Государства Израиль, регулирующие прохождение службы сотрудниками правоохранительных органов.

Ключевые слова: полиция, управление персоналом, метод управления, специальные звания, социальные гарантии, поощрения, взыскания.

V.I. Katsuba, PhD (Law), Researcher, Russia MI FPI National Research institute; e-mail: prodest@bk.ru, tel.: 8 (926) 286-27-29.

To the question about the peculiarities of the organization of personnel work of the elements of the system of internal security of the state of Israel.

The article considers the peculiarities of personnel work of the elements of the system of internal security of Israel taking into account the classification of methods of personnel management. Analyzes the legislation of the Russian Federation and of the State of Israel, regulating the passage of service of employees of law enforcement bodies.

Key words: police, personnel management, control method, special ranks, social guarantees, incentives, penalties.

Закон «О полиции» внес существенные коррективы в идеи реформирования МВД России, которые основываются на том, что Россия нуждается в профессионалах, сотрудниках, которые эффективно, честно и слаженно выполняли бы свою работу. В связи с этим руководством страны и МВД России особое внимание уделено повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу российской полиции1.

Одной из главных тем в выступлении Министра внутренних дел Российской Федерации в Государственной Думе 14 апреля 2012 г и в депутатских вопросах к нему была кадровая. Министр сообщил, что глубокий анализ первого этапа реформы «позволяет сделать главные выводы - началом начал должна стать новая кадровая политика, повсеместное введение новых моделей служебного поведения и критериев деятельности, а также „эффективная система внутреннего и внешнего контроля"»2.

Единственным правильным решением является не допустить возрождения скомпрометированной практики назначения руководящих работ-

ников органов внутренних дел по политическим, а не по профессиональным качествам, что приводит к кадровой нестабильности, неуверенности работников, общей дезорганизации и снижению эффективности деятельности органов внутренних дел. Следует иметь в виду и личные политические пристрастия, и установки работников органов внутренних дел. В условиях активной политической деятельности многочисленных партий и движений эти установки могут оказать деформирующее влияние на понимание служебного долга, исполнение профессиональных обязанностей.

Таким образом, подготовка высококвалифицированных кадров для правоохранительных органов является одной из первостепенных задач любого современного государства. Подбор, воспитание и обучение кадров правоохранительных органов представляются важнейшим направлением государственной деятельности, обеспечивающим реализацию правоохранительной функции. Вполне естественно, что с давних пор существует вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров для правоохранительных ор-

ганов. Поэтому проблема обучения и подготовки профессионалов в своей сфере была, остается и будет актуальной всегда3.

Понятие кадров органов внутренних дел (полицейских кадров) трактуется некоторыми учеными в узком и широком смыслах. В узком смысле к кадрам можно отнести лиц, занятых выработкой и организацией исполнения управленческих решений4. Иные авторы сужают понятие кадров и утверждают, что это только должностные лица5. Традиционно же к кадрам органов внутренних дел относят лишь сотрудников, имеющих специальные звания6. На наш взгляд, кадры органов внутренних дел должны рассматриваться в широком смысле, который охватывает их следующие основные характеристики:

1) это - лица, которые на постоянной или временной основе выполняют определенные трудовые функции в органах внутренних дел;

2) эти функции выполняются ими в качестве основной профессии или специальности;

3) осуществляются функции на возмездной основе7.

Кадры являются главным элементом любого государственного аппарата. Опыт показывает, что уровень безопасности государства и качество предоставления населению услуг по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности находятся в прямой зависимости от кадрового состава правоохранительных органов, уровня их профессиональной подготовки и готовности к действиям в экстремальных условиях. Политика кадрового обеспечения правоохранительных органов - это важнейшая часть общей политики по обеспечению охраны правопорядка в стране.

Так, работа с кадрами - это деятельность по формированию, развитию и эффективному использованию кадрового потенциала, осуществляемая при помощи комплекса информационных мероприятий по отбору, расстановке, аттестации, обучению, стимулированию, перемещению кадров8.

Положительным примером, на наш взгляд, может послужить модель кадрового обеспечения правоохранительных органов Государства Израиль. На сегодняшний день особое внимание в этой стране уделяется повышению профессионализма сотрудников полицейских управлений и служб, эффективности оперативной деятельности патрульных нарядов, особенно в мегаполисах. Проводятся аттестационные проверки, комиссии соответствия и прочие мероприятия, связанные с поддержанием профессионального уровня служащих органов правопорядка.

Немаловажным элементом системы обеспечения внутренней безопасности (далее - СОВБ) государства является не только эффективная политика в области кадрового обеспечения правоохранительных органов, но и методы управления данным видом ресурсов.

В Израиле методам управления полицейскими кадрами уделяется большое внимание. На уровне образовательных и научных учреждений Министерства общественной безопасности ведется постоянная работа по исследованию новых подходов к оптимизации и совершенствованию управленческой деятельности в сфере правопорядка. Эта работа является постоянным, непрекращающимся процессом, что объясняется частыми изменениями в криминогенной обстановке страны и возрастающими требованиями общества к деятельности полиции.

Под методами управления персоналом, в том числе сотрудниками полиции, понимаются способы воздействия на коллективы и отдельных работников (в нашем случае - сотрудников полиции) в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации9.

В литературе методы управления принято классифицировать в зависимости от способов воздействия субъекта управления на объект управления. Так, выделяются административные, экономические и социально-психологические методы10.

Итак, учитывая классификацию методов управления кадрами полиции, рассмотрим более подробно особенности организации кадровой деятельности управления важнейшего элемента СОВБ Израиля - Национальной полиции.

1. К административным методам управления персоналом относятся такие важнейшие элементы, как отбор, подбор и расстановка кадров, установление административных санкций и поощрений.

Необходимо отметить, что к личностям кандидатов на работу в полиции Израиля предъявляются весьма высокие требования, так как полицейский наделен широкими полномочиями и от его действий зависят в немалой степени и свобода личности, и авторитет самого государства, а также потому, что данная профессия сопряжена с постоянными стрессовыми ситуациями и опасностью.

Вопросы кадрового обеспечения, социальных гарантий служащих, системы оплаты труда регламентируются главами 3 и 4 Закона «О Полиции Израиля» 1971 г., приказом Министерства полиции «О правилах набора в полицию» 1957 г., а также внутренними приказами и распоряжениями.

Приказ «О правилах набора в полицию» устанавливает ряд обязательных общих и специальных требований для кандидата на замещение должности в полиции. Служба доступна лицам, имеющим израильское гражданство, как минимум 12 лет обучения, признанных Министерством образования Израиля, возрастом не младше 21 года и не старше 35 лет, не судимым, прошедшим военную службу в рядах ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) или альтернативную службу, а также получившим освобождение от службы в соответствии с законодательством страны и имеющим необходимые физические данные для работы в полиции. Эти условия являются общими для каждого гражданина, поступающего на службу в полицию, независимо от того, в каком подразделении он намерен служить. Специальные требования предъявляются к тем соискателям, которые претендуют на должности, подразумевающие специфические качества и умения в силу особенностей функциональных обязанностей, присущих тому или иному подразделению израильской полиции. Так, в оперативные антитеррористические подразделения полиции набирают физически крепких, умеющих в совершенстве владеть оружием, знающих навыки рукопашного боя лиц. Соответственно по всем этим направлениям претендент обязан сдать определенные нормативы и экзамены. В подразделения, занимающиеся, например, борьбой с киберпреступностью, привлекают лиц со специальными навыками в сфере информационных технологий.

Желающий поступить на службу должен представить подробную биографию в приемный пункт в месте своего проживания, где его кандидатура будет проверена на наличие или отсутствие криминального прошлого. В случае подтверждения информации о наличии даже незначительных проблем с законом (включая серьезные дорожно-транспортные происшествия) претенденту отказывают в принятии на службу в полицию. Там же собирается и изучается информация о моральном облике соискателя, прошлой общественной деятельности, политических симпатиях, материальном положении, отношениях в семье, социальных связях и т.д. Глубокий анализ полученных данных дает основания для принятия решения компетентными органами о возможности службы в полиции каждого претендента.

Далее соискатель направляется на первоначальную (начальную) подготовку. Первоначальная подготовка занимает одно из центральных мест в структуре профессионального образования кадров полиции Израиля, так как именно от качества первоначального обучения зависит ста-

новление и развитие профессиональных качеств сотрудника полиции. Первоначальная подготовка представляет собой профессиональную подготовку, целью которой является обучение впервые поступивших на службу в полицию граждан навыкам полицейской службы, выполнению основных полицейских задач и должностных обязанностей, соответствующих уровню их положения в полицейской иерархии. Первоначальная подготовка является обязательной для всех поступивших на службу в израильскую полицию. Ее программа рассчитана на три месяца, а экзамены проводятся в течение двух дней после завершения курса обучения. Комплектование полиции производится на конкурсной основе по результатам сданных экзаменов.

После успешной сдачи экзаменов курсанты направляются к месту службы, как правило, в районы их постоянного проживания. Заработная плата начинающих полицейских - небольшая, что объясняется длительной проверкой (один год испытательного срока в патрульной службе обязателен для каждого полицейского) кандидата на его способность работать в полиции.

В ст. 15 Закона «О Полиции Израиля» закреплена обязанность сотрудника полиции пресекать любую незаконную деятельность, а также нарушение общественного порядка, даже если это не является его обязанностью по должности, которую занимает данный полицейский11.

В Израиле действует система предоставления специального образования в учебных заведениях при Министерстве общественной безопасности, в которых готовят кадры для службы в полицейских органах. Это - Центр обучения полиции в Шфарам, Колледж высшего командного состава полиции, Школа оперативной физической подготовки в Кфар Неурим, а также 15 региональных специализированных учебных заведений израильской полиции.

Профессионально-практическая направленность обучения требует особой роли преподавателя, который должен выступать как партнер, предоставляя обучаемым возможность самим активно участвовать в процессе обучения. Таким образом, какими бы современными ни были учебные программы, без надлежащего их методического обеспечения, квалифицированного преподавательского состава невозможно достичь поставленной цели. Главной фигурой в учебном процессе как в Израиле, так и в других странах был и остается преподаватель. Работа со взрослыми людьми еще больше повышает требования к профессорско-преподавательскому составу, поскольку для завоевания авторитета у взрослых

Н 2 С

О

X

Й и

РЭ

а

г!

необходимо обладать педагогическим мастерством, владеть стилем общения, иметь прочные и глубокие знания по преподаваемым дисциплинам. Повышенные требования, предъявляемые в современных условиях к преподавательскому составу в ведомственных образовательных учреждениях Израиля и центрах профессиональной подготовки сотрудников полиции, заставляют руководителей уделять особое внимание принципам подбора преподавателей, их обучению и повышению их квалификации.

Строящийся на средства частных инвесторов Национальный учебный центр полиции Израиля будет укомплектован преподавательским составом из лиц, не являющихся сотрудниками полиции. Таким образом, учащиеся будут под двойным контролем - с одной стороны, они подпадают под командование полиции, с другой - остаются гражданским профессорско-преподавательским составом. Для того чтобы оценка эффективности такой подготовки была по-настоящему действенной, к ней следует привлекать лиц, не связанных ^ с полицией12. Таким образом, результативность 2 этой подготовки будет подлежать систематиче-С ской оценке со стороны специальных комиссий, ^ созданных при учебном центре, в состав которых войдут как штатные сотрудники полиции, так и ^ гражданские служащие, ни коим образом не под-Й чиняющиеся полицейскому командованию. [д При поступлении в учебное заведение при

££ Министерстве общественной безопасности кан-< дидат проходит психометрический тест из 450 вопросов, которые впоследствии расшифровывают психологи. Главная задача этих тестов состоит в том, чтобы выявить и отсеять кандидатов, склонных к насилию и пренебрежению законами. Первая лекция, которая читается курсантам, посвящена правам и свободам человека. Даже на занятиях по рукопашному бою за начинающими сотрудниками следит группа психологов, и именно склонность к насилию считается недопустимым изъяном - уличенных в чрезмерной склонности к совершению насильственных действий незамедлительно отчисляют из рядов курсантов учебного заведения. Штатные психологи израильской полиции действуют на основании внутренних приказов и ведомственных актов и представляют собой одну из наиболее значимых преград при поступлении в ряды полиции лиц, в силу своих психических и моральных качеств не пригодных к службе в органах правопорядка. На каждом этапе отсеивается большое количество курсантов, т.е. непосредственно на работу в полицию попадают только те, в ком полицейские офицеры уверены как в достойных людях, которые не

склонны к агрессии, насилию и готовы применить силу, только защищая закон.

Также практикуется социально-психологическое изучение курсантов, которое предусматривает оценку профессионально-правоохранительной направленности кандидата, условий воспитания и развития личности, моральных и волевых качеств, особенностей общения и поведения в коллективе, организаторских способностей.

Приложение от 2006 г. к Закону «О Полиции Израиля» устанавливает перечень дисциплинарных проступков, а также систему дисциплинарной ответственности сотрудников полиции. В нем указан исчерпывающий перечень проступков, за которые полицейский может быть подвергнут дисциплинарному наказанию. Этот перечень состоит из 19 пунктов, куда входят такие проступки, как нецензурные высказывания в рабочее и нерабочее время; недостойное поведение сотрудника, влияющее на репутацию полиции; непринятие разумных мер к предотвращению правонарушения; необоснованное применение силы; необоснованный отказ выполнять разумные просьбы граждан, если они входят в компетенцию полиции, и т.д. В систему наказаний входят: выговор, строгий выговор, штраф, отстранение от службы на срок до 45 дней, арест на срок до 45 дней, понижение в должности, увольнение. Штраф или арест применяется к сотруднику только вместе с увольнением. Проступок, связанный с незначительным нарушением правил вождения транспортного средства, может караться лишением сотрудника полиции водительского удостоверения на срок до 90 дней13.

Наряду со штатными полицейскими, в охране общественного порядка принимают участие добровольные формирования Гражданской гвардии Израиля.

Согласно приказу «О деятельности Гражданской гвардии» 1996 г. минимальный возраст поступления на службу в Гражданскую гвардию составляет 16 лет, а максимальный - 67. Носить специальную форму можно только после прохождения службы в армии и при достижении 21 года.

Добровольцы, имеющие право носить форму, проходят соответствующие курсы длительностью до 3-х месяцев, поскольку их функции расширены по сравнению с добровольцами, которые несут службу в гражданской одежде. При террористических актах в отсутствие полиции такие добровольцы берут все полномочия на себя в отличие от добровольцев без форменного обмундирования.

Добровольцам запрещено выезжать на конвоирование заключенных и тяжкие преступления,

участвовать в стабилизации обстановки при массовых беспорядках.

2. К важнейшим элементам экономического метода управления персоналом относятся мотивация трудовой деятельности и оплата труда.

Как известно, полиция не должна финансироваться по остаточному принципу, а ее сотрудникам необходимо чувствовать, что их профессия вызывает уважение и одобрение общества, ощущать престиж той деятельности, которой они занимаются. Для этого сотрудникам полиции необходимо устанавливать достойную заработную плату, а также мотивировать их деятельность всякого рода поощрениями и гарантиями.

Продолжительность рабочей недели израильских полицейских составляет 47,5 часов. Как и любая организация, Национальная полиция Израиля имеет свою комплексную систему мотивации труда кадрового состава. В нее входят заработная плата, экономические гарантии и льготы. Необходимо отметить, что начальная зарплата сотрудника полиции Израиля составляет около 5600 шекелей (примерно 45 тыс. рублей14), а после года службы зарплата сотрудника повышается автоматически. Перечислим основные экономические гарантии и льготы:

1) бесплатный проезд на общественном транспорте;

2) для полицейских, прослуживших не менее одного года, право на получение кредитов на льготных условиях по сниженным процентным ставкам на любые цели;

3) возмещение расходов на сотовую связь;

4) бесплатное питание во время несения службы;

5) доплата в размере 2000 шекелей в год на одежду (не только форменную);

6) право каждого сотрудника на получение льгот на приобретение или аренду жилья по месту своей службы.

Пенсионный возраст сотрудника составляет 45 лет, но может быть продлен по письменному разрешению генерального инспектора полиции. Пенсия составляет 90% от заработной платы. К ней добавляются средства, входящие в накопительные программы, в которых участвовал конкретный сотрудник. Зачастую с уходом на пенсию контакты бывших сотрудников с полицией не прерываются. Пенсионер может продолжить службу в рядах Гражданской гвардии, где его профессиональные навыки, несомненно, будут востребованы.

3. Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимо-

отношений, социальные потребности, социальные гарантии).

Бесплатное медицинское обслуживание сотрудников полиции Израиля является одной из наиболее востребованных социальных гарантий, в нее входят как общее медицинское обслуживание, так и стоматологические услуги и пластическая хирургия. Также в задачи медицинского обслуживания входит улучшение условий труда сотрудников путем снижения риска их здоровью. Производится постоянный мониторинг экологической обстановки на местах, качества предоставленного питания и медикаментов.

В Израиле существует союз полицейских пенсионеров, который финансируется за счет членских взносов и предоставляет бывшим полицейским различные услуги, такие как материальная помощь, привлечение к проведению занятий в специальных учебных заведениях, организация досуга и т.д.

Усилившаяся в последние годы угроза тылу делает роль Министерства общественной безопасности в структуре национальной безопасности еще более значимой. Учитывая ситуацию и геостратегическое положение Израиля, Министерство готовится к различным чрезвычайным ситуациям. В рамках этой подготовки было принято решение укрепить штаб Министерства качественным высокопрофессиональным персоналом, состоящим из офицеров в отставке, специально подобранных для выполнения важных функций в области контроля и оперативного управления операциями Министерства в чрезвычайных ситуациях.

Офицеры в отставке, заинтересованные в такой работе, ежегодно в течение нескольких дней проходят соответствующую переподготовку, за которую получают денежную компенсацию, предусмотренную Законом Израиля «О работе в чрезвычайной ситуации»15.

Система присвоения специальных званий израильских полицейских была скопирована с британской еще в далеком 1926 г., переведена на иврит и дошла до наших дней с минимальными изменениями. Данный элемент управления можно отнести как к экономическому, так и к социальному методу. Причиной отнесения его к экономическому методу может являться увеличение заработной платы сотрудника в связи с повышением специального звания, т.е. как экономический стимул получения вышестоящего звания. Рассматривая его как элемент социального метода управления, мы исходим из соображения, что в Израиле специальное звание сотрудника полиции относит его к определенной социальной

Н 2 С

О

2 X

Й и

РЭ

а

г!

группе, ведет к повышению социального статуса.

Так, на сегодняшний день в Национальной полиции Израиля существуют следующие специальные звания.

Рядовой состав:

1 ) шотер (отит) - рядовой (англ. Constable).

Сержантский состав:

1) рав-шотер (-п-оти-) - младший сержант (англ. Lance Corporal);

2) самаль шени (оа? - сержант (англ. Corporal);

3) самаль ришон (оа? -кщ) - старший сержант (англ. Sergeant);

4) рав-самаль (-п-оа?|) - старшина (англ. Sergeant Major);

5) рав-самаль ришон (-п-оа? -шт|) (англ. Staff Sergeant Major);

6) рав-самаль миткадем (-п-оа? алр7п) (англ. Advanced Staff Sergeant Major);

7) рав-самаль бахир (-п-оа? зт) (англ. Senior Staff Sergeant Major);

8) рав-нагад (-п-лл) (англ. Senior Noncommissioned Officer).

Последние четыре звания не имеют русского аналога.

Младший офицерский состав:

1) мефакеах мишне (азрп аетл) - лейтенант (англ. Sub-Inspector );

2) мефакеах (ивр. азрп) - старший лейтенант (англ. Inspector);

3) пакад (эр7) - капитан (англ. Chief Inspector).

Старший офицерский состав:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) рав-пакад (-п-эр7) - майор (англ. Superintendent);

2) сган ницав (ол! тхз) - подполковник (англ. Chief Superintendent);

3) ницав мишне (газ аетл) - полковник (англ. Commander).

Высший офицерский состав:

1) тат-ницав (лл-тхп) - бригадный генерал (англ. Brigadier General);

2) ницав (газ) - генерал-майор (англ. Major General);

3) рав-ницав (-п-гап) - генерал-лейтенант (англ. Inspector General Commissioner). Данное звание присваивается только сотруднику, проходящему службу на должности Генерального инспектора полиции.

Идентичные специальные звания присваиваются сотрудникам Пограничной службы, Тюремной службы, Управления пожарной охраны и службы спасения. К специальным званиям сотрудников данных органов добавляется приставка с названием соответствующей службы.

Для того чтобы получить звание выше име-

ющегося и перейти на вышестоящую должность, необходимо пройти определенные курсы повышения квалификации. В рамках образовательных учреждений Министерства общественной безопасности действуют специальные курсы для сержантского, младшего офицерского, среднего и высшего офицерского состава. Специальные звания сотрудников полиции Израиля присваиваются при назначении на соответствующую должность.

Можно выделить три основных подхода к использованию опыта зарубежных стран в работе с кадрами полиции: информационный, сравнительно-аналитический, рекомендательный16. Несомненно, что не следует слепо копировать опыт деятельности полиции других стран в работе органов внутренних дел, здесь должны быть учтены национальные особенности, а также социально-экономические условия развития нашей страны.

Автор полагает, что при поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, в течение всего испытательного срока кандидату необходимо выполнять обязанности по должности, непосредственно связанной с осуществлением охраны общественного порядка, при этом нужно увеличить испытательный срок на период от шести месяцев до одного года. Таким образом, п. 2 ст. 24 ФЗ «О службе в ОВД» следует изложить в следующей редакции: «На период испытания кандидат назначается стажером на должность полицейского в патрульно-постовую службу в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания», а п. 1 ст. 24 - «Для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от шести месяцев до одного года, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее шести месяцев не допускается». Данная мера позволит повысить профессионализм кадрового состава ОВД РФ, а также отсеять тех лиц, которые идут работать в полицию по мотивам, противоречащим принципам службы в правоохранительных органах.

Исторически сложившаяся уникальная организационная структура и система управления Гражданской гвардии как важного элемента полицейской системы Израиля позволяет говорить

о перспективном интересе создания похожего общественного института, оказывающего помощь государственным органам в осуществлении правоохранительной деятельности в Российской Федерации. Функционирование данного добровольческого образования регулируется законодательством страны и представляет собой многочисленное, хорошо организованное, универсальное вооруженное формирование, осуществляющее свои функции по охране правопорядка практически во всех сферах обеспечения внутренней безопасности государства на добровольческой основе, тем самым позволяя серьезно повысить уровень защищенности населения и сэкономить финансовые ресурсы страны.

Мировая практика однозначно свидетельствует, что профессионализм и компетентность сотрудников полиции зависят от качества отбора кандидатов на службу. При этом учитываются факторы, влияющие на успех проводимой работы: поддержание высокого уровня престижа профессии полицейского в обществе, создание условий для конкурсного отбора кадров (наличие образования, знание иностранного языка, безупречная биография кандидата и его родственников, высокая степень стрессовой устойчивости), повышение результативности проверки информации о кандидатах и другие.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным для Российской Федерации разработать конкретные программы международного сотрудничества по различным аспектам работы с кадрами государственных служащих и кадровыми резервами, особенно по линии правоохранительных органов, принимать более активное участие в международных конференциях по вопросам кадрового обеспечения правоохранительных органов с целью обмена позитивным опытом и совершенствования отечественной законодательной базы и практики в этой сфере.

Эффективно обучать полицейских бороться с преступлениями международного характера, в том числе с терроризмом, который представляет наибольшую угрозу внутренней безопасности го-

сударства, и работать в условиях тесного международного сотрудничества возможно лишь при активном развитии сотрудничества в сфере подготовки кадров правоохранительных органов на международном уровне17.

1 Монгуш А.С. Организационно-правовой механизм профессиональной подготовки руководящих кадров органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.

2 Российская газета. 2012. № 5756. 16 апр.

3 Ежевский Д.О. Интеграция Российской Федерации в международную систему подготовки кадров правоохранительных органов // СПС КонсультантПлюс.

4 Гербер Р., Юнг Г. Кадры в системе социального управления / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1970. С. 9.

5 Лебин Б.Д., Перфильев М.Н. Кадры аппарата управления СССР. - СПб: Наука, 1979. С. 4.

6 Безуглов В.Г. Кадры органов внутренних дел. - М.: УУЗ МВД СССР, 1976. С. 6.

7 Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, д-ра юрид. наук, проф. А.П. Корнеева. - М.: Московский университет МВД России; Щит-М, 2003. С. 233.

8 Стахова Т.С. Правовые и организационные вопросы информационного обеспечения работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 11.

9 Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. С. 40.

10 Кибанов А.Я. Указ. соч. С. 40; Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, д-ра юрид. наук, проф. А.П. Корнеева. С. 74.

11 Официальный сайт Кнессета. URL: http://www.knesset.

gov.il

12 O'Rawe M. & Moore L, Human rights on duty. 1997. P. 93.

13 Официальный сайт Кнессета. URL: http://www.knesset.

gov.il

14 Информация о курсе шекеля к рублю предоставлена банком Израиля на 13.04.2012 г. URL: http ://www. ban kisrael. gov.il

15 Официальный сайт МОБ Израиля. URL: http://mops.

gov.il

16 Буданов А.В. Методика использования материалов зарубежного опыта в профессиональной подготовке сотрудников МВД России. - М., 1995. С. 1-14.

17 Ежевский Д.О. Роль Российской Федерации в международном сотрудничестве по подготовке кадров правоохранительных органов // Международное публичное и частное право. 2006. № 2.

Ь 2 С

О

2 X

Й ш

ш

^

а

Si

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.