Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ ТРУДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ ТРУДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БЮРОКРАТИЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ / ЧИСЛЕННОСТЬ ЧИНОВНИКОВ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головин А.А., Сумзина Л.В., Фурман Е.Н., Еськова Н.А., Алехина А.А.

Целесообразность существующего размера и структуры системы государственного управления России является одним из дискуссионных вопросов, которая по мнению ряда исследователей является большой и «раздутой», при том, что эффективность государственного управления является низкой и подвергается критике. Большие бюджетные затраты при отсутствии отдачи и ожидаемого эффекта от государственного управления в условиях экономического кризиса, снижения уровня и качества жизни, формируют недовольство среди населения и усиливает социальную напряженность. В ходе исследования рассмотрены тенденции изменения численности чиновников в России в сравнении с численностью врачей и учителей в период 2014-2020 гг., а также проведена оценка изменения реальной средней заработной платы в различных структурах бюрократической системы страны в 2018 г. и 2020 г. и дано сопоставление с изменением средней заработной платы в экономике в целом, а также в образовании и здравоохранении. Установлено, что текущая ситуация характеризуется значительной дифференциацией как численности чиновников в сравнении учителями и врачами, так и уровня оплаты труда в центральном аппарате управления в сравнении со средним по стране значением и другими социально значимыми профессиями. Так, сегодня в стране на 10 тыс. населения приходится 163 чиновника, притом, что учителей - 74 человека, а врачей и вовсе 50 человек, что является крайне низким значением. При этом уровень оплаты труда учителей и врачей даже ниже среднего по стране значения, а средняя заработная плата по разным структурам системы государственного управления в 3-5 раз превышает среднюю по стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND REMUNERATION OF LABOR IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION OF RUSSIA

The expediency of the existing size and structure of the public administration system in Russia is one of the debatable issues, which, according to a number of researchers, is large and "bloated", despite the fact that the effectiveness of public administration is low and subject to criticism. Large budget costs in the absence of return and the expected effect of public administration in the context of the economic crisis, a decrease in the level and quality of life, generate discontent among the population and increase social tension. The study examined trends in the number of officials in Russia in comparison with the number of doctors and teachers in the period 2014-2020, as well as an assessment of the change in real average wages in various structures of the country's bureaucratic system in 2018 and 2020, and a comparison with the change average wages in the economy as a whole, as well as in education and health care. It was found that the current situation is characterized by significant differentiation both in the number of officials in comparison with teachers and doctors, and in the level of remuneration in the central administrative office in comparison with the national average and other socially significant professions. So, today in the country there are 163 officials per 10 thousand of the population, moreover, there are 74 teachers, and 50 doctors altogether, which is an extremely low value. At the same time, the level of remuneration for teachers and doctors is even lower than the national average, and the average salary for various structures of the public administration system is 3-5 times higher than the national average.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ ТРУДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ»

УДК 331.2

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ ТРУДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ

ГОЛОВИН А.А.,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры международных отношений и государственного управления Юго-Западного государственного университета, dr.golovin2013@yandex.ru.

СУМЗИНА Л.В.,

кандидат технических наук, доцент Высшая школа сервиса, Российский государственный университет туризма и сервиса.

ФУРМАН Е.Н.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и гуманитарных наук ФГБОУ ВО Курская ГСХА, sweetkie@mail.ru.

ЕСЬКОВА НА.,

кандидат географических наук, доцент, проректор по учебной работе, ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», e-mail: eskova@mebik.ru.

АЛЕХИНА А.А.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и учета, Курский государственный университет, e-mail: molz@yandex.ru.

Реферат. Целесообразность существующего размера и структуры системы государственного управления России является одним из дискуссионных вопросов, которая по мнению ряда исследователей является большой и «раздутой», при том, что эффективность государственного управления является низкой и подвергается критике. Большие бюджетные затраты при отсутствии отдачи и ожидаемого эффекта от государственного управления в условиях экономического кризиса, снижения уровня и качества жизни, формируют недовольство среди населения и усиливает социальную напряженность. В ходе исследования рассмотрены тенденции изменения численности чиновников в России в сравнении с численностью врачей и учителей в период 2014-2020 гг., а также проведена оценка изменения реальной средней заработной платы в различных структурах бюрократической системы страны в 2018 г. и 2020 г. и дано сопоставление с изменением средней заработной платы в экономике в целом, а также в образовании и здравоохранении. Установлено, что текущая ситуация характеризуется значительной дифференциацией как численности чиновников в сравнении учителями и врачами, так и уровня оплаты труда в центральном аппарате управления в сравнении со средним по стране значением и другими социально значимыми профессиями. Так, сегодня в стране на 10 тыс. населения приходится 163 чиновника, притом, что учителей - 74 человека, а врачей и вовсе 50 человек, что является крайне низким значением. При этом уровень оплаты труда учителей и врачей даже ниже среднего по стране значения, а средняя заработная плата по разным структурам системы государственного управления в 3-5 раз превышает среднюю по стране.

Ключевые слова: государственное управление, бюрократия, центральный аппарат управления, численность чиновников, дифференциация заработной платы.

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND REMUNERATION OF LABOR IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION OF RUSSIA

GOLOVIN A.A.,

doctor of economics, professor of the department of International relations and public administration, Southwestern State University, dr.golovin2013@yandex.ru.

SUMZINA L.V.,

candidate of technical sciences, associate professor, Higher school of service, Russian state university of tourism and service.

FURMAN E.N.,

candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics, management and humanities, Kursk state agricultural academy named after I.I. Ivanov, sweetkie@mail.ru.

ESKOVA N.A.,

candidate of geographical sciences, associate professor, vice-rector for academic affairs, "Kursk Institute of Management, Economics and Business".

ALYOKHINA A.A.,

candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and accounting, Kursk state University, e-mail: molz@yandex.ru.

Essay. The expediency of the existing size and structure of the public administration system in Russia is one of the debatable issues, which, according to a number of researchers, is large and "bloated", despite the fact that the effectiveness of public administration is low and subject to criticism. Large budget costs in the absence of return and the expected effect of public administration in the context of the economic crisis, a decrease in the level and quality of life, generate discontent among the population and increase social tension. The study examined trends in the number of officials in Russia in comparison with the number of doctors and teachers in the period 2014-2020, as well as an assessment of the change in real average wages in various structures of the country's bureaucratic system in 2018 and 2020, and a comparison with the change average wages in the economy as a whole, as well as in education and health care. It was found that the current situation is characterized by significant differentiation both in the number of officials in comparison with teachers and doctors, and in the level of remuneration in the central administrative office in comparison with the national average and other socially significant professions. So, today in the country there are 163 officials per 10 thousand of the population, moreover, there are 74 teachers, and 50 doctors altogether, which is an extremely low value. At the same time, the level of remuneration for teachers and doctors is even lower than the national average, and the average salary for various structures of the public administration system is 3-5 times higher than the national average.

Keywords: public administration, bureaucracy, central administrative apparatus, number of officials, differentiation of wages.

Введение. В настоящее время одним из дискуссионных вопросов является целесообразность существующего размера и структуры системы государственного управления России, которая по мнению ряда исследователей является большой и «раздутой», при том, что эффективность государственного управления является низкой и подвергается критике [1, 2]. Это связано с тем, что на содержание большого чиновничьего аппарата ежегодно расходуются огромные бюджетные средства, при этом уровень заработной платы чиновников существенно выше, чем в среднем по стране и, в частности, по ряду социально значимых профессий, таких как врачи, учителя, спасатели и т.д. [3]. Большие бюджетные затраты при отсутствии отдачи и ожидаемого эффекта от государственного управления в условиях экономического кризиса, снижения уровня и каче-

ства жизни формируют недовольство среди населения и усиливает социальную напряженность [4]. Кроме того, это формирует диспропорции в других сферах экономики, усиливая кадровый дефицит в значимых, но низкооплачиваемых сферах, поскольку люди не жалеют работать за невысокую зарплату и вынуждены заниматься предпринимательством или быть «самозанятыми» [5, 6]. В результате базовые отрасли экономики испытывают трудности, в то время как в стране продолжает расти чиновничий аппарат и число мелких предпринимателей, деятельность которых зачастую является полулегальной, что способствует развитию теневой экономики [7]. В сложившихся условиях оценка размера и структуры системы государственного управления, а также существующих в экономике диспропорций является актуальным направлением анализа.

Материал и методы исследования. В ходе исследования использовались статистические данные о численности и средней заработной плате чиновников, а также в сфере образования и здравоохранения [8]. В рамках исследования дается оценка динамики общей численности чиновников в РФ всего и в разрезе уровней власти, а также в расчёте на душу населения в сравнении с показателями обеспеченности населения учителями и врачами за период 2014-2020 гг. Начало периода исследования обусловлено изменением экономической ситуации, в связи с чем оценка динамики за данный период позволяет оценить изменения, произошедшие под влиянием кризиса. Также в рамках исследования дается сравнительная оценка средней заработной платы в центральном аппарате РФ в сравнении с показателями в образовании, здравоохранении и в среднем по экономике в 2018 г. и 2020 г. Кроме того, произведен расчет превышения средней заработной платы в Центральном аппарате и других структурах системы управления РФ средней заработной платы в экономике, что позволило оценить наличие дифференциации и ее масштабы. Для целей исследования данные о средней заработной плате были приведены в сопоставимый уровень - уровень цен 2018 г. на основе индексов потребительских цен. Выбор 2018 г. в качестве базиса для приведения статистических данных обусловлен тем обстоятельством, что в 2020 г. на фоне пандемии произошло усиление инфляционных процессов в экономике, что усилило номинальный рост стоимостных показателей. Исследование проводилось с использованием широкого перечня методов и подходов к исследованию, среди которых: обобщение и интеллек-

туальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, методы статистики [9, 10].

Результаты исследования. Общая численность чиновников в России в последние 7 лет имеет общую тенденцию к существенному росту: если в 2014 г. их количество составляло 2,21 млн. чел., то в 2019 г. резко выросло до 2,46 млн. чел., что на 11,3% выше уровня базисного периода. В 2020 г. на фоне ухудшения экономической ситуации произошло снижение численности чиновников до 2,39 млн. чел., что, однако, на порядок выше уровня 2014 г. При этом в разрезе уровней власти во всем рассматриваемом периоде подавляющее большинство государственных служащих относятся к региональным властям, доля которых превышает 97% и имеет тенденцию к увеличению в последние годы. Вместе с тем на чиновников федерального уровня приходится не более 3% от общей численности чиновников в стране, что равно около 50 тыс. чел. (рисунок 1).

В свою очередь оценка приходящейся в расчете на 10 тыс. населения страны численности чиновников в сравнении с численностью людей других социально-значимых профессий, а именно учителей и врачей, показала наличие существенной дифференциации. В результате, во всем рассматриваемом периоде обеспеченность населения государственными служащими превышает 145 человек на 10 тыс. населения, в то время как количество учителей более чем в 2 раза ниже и составляет чуть более 70 человек. Можно отметить, что уровень обеспеченности населения учителями является наиболее стабильным и варьирует в пределах 72-74 чел. на 10 тыс. человек (рисунок 2).

2457.9 50.9

2211,9

2176.4 2146.3

49.6 49.1 |-,

2162.3 2097.2

2256.3

49,7

2123,3

49.6

2206.7

2392.0 ""™49.0

2407.0

2343.1

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

□ на региональном уровне, тыс чел Яна федеральном уровне, тыс чел

Рисунок 1 - Динамика общей численности чиновников в России всего и в разрезе уровней власти в 2014-2020 гг.

Рисунок 2 - Сопоставление численности чиновников с численностью врачей и учителей в расчете на 10 тыс. населения в РФ в 2014-2020 гг.

+ 10,2% 139.3

+ 12,6% 43.7 49.2

+ 10,2% 34.4 37.9

+ 18,8% 47.5

Средняя заработная плата в экономике, тыс руб

Средняя заработная плата сотрудников центрального аппарата.

Средняя заработная Средняя заработная плата учителей, тыс плата врачей, тыс руб. руб.

тыс руо.

Н2018 12020

Рисунок 3 - Сравнение средней заработной платы (в сопоставимых ценах - ценах 2018 г.) в экономике, центральном аппарате государственного управления, а также в сфере образования и здравоохранения в РФ в 2018 г. и 2020 г.

Самое низкое значение имеет уровень обеспеченности населения врачами: несмотря на общую тенденцию к росту показателя к 2020 г. до 50,4 чел., в период 2016-2019 гг. обеспеченность врачами составляла 46-49 чел. на 10 тыс. населения, что более чем в 3 раза ниже численности чиновников. В результате можно говорить о том, что текущая ситуация характеризуется возникновением существенных диспропорций в стране, связанных с высоким уровнем обеспеченности населения сотрудниками государственного аппарата управления при достаточно низком уровне обеспеченности врачами и учителями, что имеет большую социальную и стратегическую значимость, составляя одну из наиболее важных текущих проблем, свидетельствующих о

неэффективном государственном управлении и нерациональном расходовании бюджетных средств.

Это подтверждается при сопоставлении реальной средней заработной платы в экономике, сфере образования и здравоохранения с показателями в системе государственного управления. Средняя заработная плата в экономике за последние 3 года выросла практически на 13% и к 2020 г. достигла 49,2 тыс. руб., в то время как оплата труда сотрудников центрального аппарата хоть и выросла только на 10%, но к 2020 г. практически достигла 140 тыс. руб., что втрое выше, чем средняя по стране. В свою очередь в сфере образования и здравоохранения средняя заработная плата во всем рассматриваемом периоде находится на

порядок ниже, чем в среднем по стране, что предопределяет еще большую дифференциацию по сравнению с сектором государственного управления. В результате, самый большой прирост оплаты труда отмечается для врачей (18,8%), что во многом связано с ростом значимости медицинского персонала в условиях пандемии, однако и в 2020 г. средний уровень оплаты труда данной категории ниже среднего по стране значения и составляет 47,5 тыс. руб. В сфере образования отмечаются самые низкие показатели оплаты труда, в результате чего за три года средняя заработная плата учителей выросла с 34,4 тыс. руб. до 37,9 тыс. руб. (рисунок 3).

О наличии существенных диспропорций в экономике свидетельствует многократное превышение средней заработной платы в различных структурах Центрального аппарата управления среднего уровня оплаты труда по стране в целом. Так, средняя заработная плата чиновников превышает среднюю в экономике более чем в 5 раз в аппарате правительства и администрации президента как в 2018 г., так и в 2020 г. Более чем в 4 раза уровень оплаты труда выше среднего по стране в Совете федерации и Счетной палате, а в остальных структурах показатель выше более чем в 3 раза. При этом самое низкое значение отмечается в Министерстве финансов и МЧС. К числу положительных тенденций можно отнести сокращение разрыва в уровне оплаты труда персонала центрального аппарата управления и населения в 2020 г. относительно уровня

2018 г., что в наибольшей степени обусловлено более динамичным увеличением уровня оплаты труда в экономике в последние годы (рисунок 4).

Оценка превышения средней заработной платы в других структурах аппарата управления РФ средней по экономике показала наличие невысокой дифференциации (по сравнению с уровнем оплаты труда в центральном аппарате). Так, в большинстве структур средний уровень оплаты труда чиновников соответствует среднему по стране и лишь только в Федеральной службе по финансовому мониторингу, Министерстве науки и образования, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды отмечается превышение среднего по стране уровня оплаты труда в 1,6, 1,5 и 1,3 раза в 2020 г. соответственно (рисунок 5).

В структурах аппарата управления РФ также к 2020 г. наметилась тенденция к сокращению разрыва со средним по стране значением уровня оплаты труда, что хоть и является положительной тенденции, на сегодняшний день не свидетельствует о выравнивании ситуации. Так, к концу исследуемого периода средняя заработная плата только в Федеральной таможенной службе и органах исполнительной власти, обоснованных на региональном уровне, сравнялась со средней по стране, а по прочим направлениям - сохраняется превышение на уровне 10-20%.

Рисунок 4 - Превышение средней заработной платы в Центральном аппарате управления РФ средней заработной платы в экономике в 2018 г. и 2020 г., раз

1.01.0 I ■ '' 1J1J 1Jl1 "1.0 1.U.1 1.11,1 1.11.1

IIIIIIIIIIIIIIIIII

Рисунок 5 - Превышение средней заработной платы в структурах аппарата управления РФ средней заработной платы в экономике в 2018 г. и 2020 г., раз

Выводы. Текущая ситуация характеризуется значительной дифференциацией как численности чиновников в сравнении учителями и врачами, так и уровня оплаты труда в центральном аппарате управления в сравнении со средним по стране значением и другими социально значимыми профессиями. Так, сегодня в стране на 10 тыс. населения приходится 163 чиновника, притом, что учителей - 74 человека, а врачей и вовсе 50 человек, что является крайне низким значением. При этом уровень оплаты труда учителей и врачей даже ниже среднего по стране значения, а средняя заработная плата по разным структурам системы государственного управления в 3-5 раз превышает среднюю по стране. Все это формирует существенные диспропорции в экономике и способствует росту социальной напряженности. В последние годы наблюдалась устойчивая тенденция к росту чиновничьего аппарата, который достиг своего максимального значения в 2019 г. - 2,46 млн. человек, что состав-

ляет 1,7% от общей численности населения страны. И лишь только в 2020 г. наметилась отрицательная динамика, связанная с сокращением численности чиновников, однако и сегодня их число является достаточно высоким, в результате чего «обеспеченность» населения государственными служащими практически втрое выше, чем врачами, и вдвое -чем учителями. К числу одного из ключевых факторов, предопределяющих сложившиеся проблемы, относится уровень оплаты труда: кадровый дефицит в здравоохранении и образовании связан с тяжелыми условиями труда и несоответствующей нагрузки заработной плате, что формирует отток. В системе же государственного управления с крайне высоким уровнем заработной платы, где по-прежнему негласно сохраняется кумовство и коррумпированность, сохраняется рост чиновничьего аппарата и ежегодно увеличиваются расходы на его содержание.

Список использованных источников

1. Швецов Ю.Г. Бюрократия как основа российского государства // Вестник НГУЭУ. - 2018. - № 1. - С. 57-75.

2. Протасов В.Н. «Эффективный контракт» и «эффективные менеджеры» как зеркало современной российской бюрократии // Advances in Law Studies. - 2019. - Т. 7. - № 3. - С. 6-10.

3. Ляшенко К.В., Дудник Т.А. Проблемы бюрократии и пути их преодоления в Российской Федерации // Экономика и социум. - 2016. - № 5-3 (24). - С. 175-179.

4. Швецов Ю.Г. Бюджет как материальная основа жизнедеятельности бюрократии в Российской Федерации // Финансовый бизнес. - 2019. - № 1 (198). - С. 50-57.

5. Упоров И.В. Поведение чиновников в публичном пространстве: к вопросу об их зарплате и культуре общения с населением // Оригинальные исследования. - 2021. - Т. 11. - № 4. - С. 119126.

6. Зюкин Д.В. Оценка структурных изменений рынка труда Курской области // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного производства. материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск И.Я. Пигорев. - 2010. - С. 216-219.

7. Швецов Ю.Г. О бюрократическом государстве и экономике // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2018. - № 44. - С. 305-324.

8. Министерство финансов России. Статистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: -https://minfin.gov.ru/ru/statistics/ (дата обращения 11.01.2022 г.).

9. Методы статистики и возможности их применения в социально-экономических исследованиях: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, А.Ю. Быстрицкая и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 202l. - 168 с.

10. Практические аспекты применения регрессионного метода в исследовании социально-экономических процессов: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, О.В. Власова и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 166 с.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Shveczov Yu.G. Byurokratiya kak osnova rossijskogo gosudarstva // Vestnik NGUE'U. - 2018. -№ 1. - S. 57-75.

2. Protasov V.N. «Effektivny'j kontrakt» i «e'ffektivny'e menedzhery'» kak zerkalo sovremennoj rossijskoj byurokratii // Advances in Law Studies. - 2019. - T. 7. - № 3. - S. 6-10.

3. Lyashenko K.V., Dudnik T.A. Problemy' byurokratii i puti ix preodoleniya v Rossijskoj Federacii // E'konomika i socium. - 2016. - № 5-3 (24). - S. 175-179.

4. Shveczov Yu.G. Byudzhet kak material'naya osnova zhiznedeyatel'nosti byurokratii v Rossijskoj Federacii // Finansovy'j biznes. - 2019. - № 1 (198). - S. 50-57.

5. Uporov I.V. Povedenie chinovnikov v publichnom prostranstve: k voprosu ob ix zarplate i kul'ture obshheniya s naseleniem // Original'ny'e issledovaniya. - 2021. - T. 11. - № 4. - S. 119-126.

6. Zyukin D.V. Otsenka strukturnyih izmeneniy ryinka truda Kurskoy oblasti // V sbornike: Nauchnoe obespechenie agropromyishlennogo proizvodstva. materialyi Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Otvetstvennyiy za vyipusk I.Ya. Pigorev. - 2010. - S. 216-219.

7. Shveczov Yu.G. O byurokraticheskom gosudarstve i e'konomike // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. E'konomika. - 2018. - № 44. - S. 305-324.

8. Ministerstvo finansov Rossii. Statistika [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: -https://minfin.gov.ru/ru/statistics/ (data obrashheniya 11.01.2022 g.).

9. Metody' statistiki i vozmozhnosti ix primeneniya v social'no-e'konomicheskix issledovaniyax: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, A.Yu. By'striczkaya i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2021. - 168 s.

10. Prakticheskie aspekty' primeneniya regressionnogo metoda v issledovanii social'no-e'konomicheskix processov: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, O.V. Vlasova i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2021. - 166 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.