Научная статья на тему 'ОПЛАТА ТРУДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ'

ОПЛАТА ТРУДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БЮРОКРАТИЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ / ЧИСЛЕННОСТЬ ЧИНОВНИКОВ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ЧИНОВНИКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зюкин Д.В., Михайлов О.В., Еськова Н.А., Фурман Е.Н., Котельников Д.А.

Существующая в настоящее время бюрократическая сеть в России является «раздутой» и гораздо шире, чем в советский период. При этом бюджетные расходы на содержание бюрократического аппарата сегодня составляют одну из весомых статей расходов, что связано с тем фактом, что заработная плата российских чиновников является высокой и постоянно растет. Основной проблемой является не только неэффективное расходование ограниченных бюджетных средств на содержание чиновничьего аппарата в РФ, но и низкое качество государственного управления. В ходе исследования рассмотрены тенденции изменения численности чиновников в России в период 2014-2020 гг., а также проведена оценка изменения реальной средней заработной платы в различных структурах бюрократической системы страны в 2018 г. и 2020 г. и дано сопоставление с изменением средней заработной платы населения РФ. Установлено, что в системе государственного управления России общая численность чиновников сегодня составляет 2,4 млн. человек, что свидетельствует о том, что в расчете на 10 тыс. населения их численность составляет порядка 163 человек и является достаточно высоким уровнем. Несмотря на ухудшение экономической ситуации, рост реальной заработной платы государственных служащих сохранился: в 2020 г. средняя заработная плата сотрудника центрального аппарата управления РФ (в ценах 2018 г.) составила около 140 тыс. руб., в то время как средняя заработная плата населения - менее 50 тыс. руб. В условиях текущего экономического кризиса сложившаяся ситуация составляет одну из важнейших проблем, поскольку дефицит государственного бюджета размером более 4 трлн. руб. требует поиска резервов экономии и повышения эффективности государственных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зюкин Д.В., Михайлов О.В., Еськова Н.А., Фурман Е.Н., Котельников Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAGES IN THE SYSTEM OF RUSSIA PUBLIC ADMINISTRATION

The current bureaucratic network in Russia is "bloated" and much broader than during the Soviet period. At the same time, budgetary expenditures for the maintenance of the bureaucratic apparatus today constitute one of the most significant items of expenditure, which is associated with the fact that the salaries of Russian officials are high and constantly growing. The main problem is not only ineffective spending of limited budget funds for the maintenance of the bureaucratic apparatus in the Russian Federation, but also the low quality of public administration. In the course of the study, the tendencies of changes in the number of officials in Russia in the period of 2014-2020 were examined, as well as the assessment of changes in the real average wages in various structures of the country's bureaucratic system in 2018 and 2020 was carried out and a comparison was made with the change in the average wages of the population of the Russian Federation. It has been established that in the system of public administration in Russia, the total number of officials today is 2.4 million people, which indicates that, per 10 thousand of the population, their number is about 163 people and is a fairly high level. Despite the deteriorating economic situation, the growth of real wages of civil servants continued: in 2020, the average salary of an employee of the central administrative office of the Russian Federation (in 2018 prices) was about 140 thousand rubles, while the average salary of the population was less than 50 thousand roubles. In the context of the current economic crisis, the current situation is one of the most important problems, since the state budget deficit in the amount of more than 4 trillion. rub. requires a search for savings reserves and an increase in the efficiency of public spending.

Текст научной работы на тему «ОПЛАТА ТРУДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ»

УДК 331.2

ОПЛАТА ТРУДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ

ЗЮКИН Д.В.,

кандидат экономических наук, доцент, директор ЧПОУ «Курский техникум экономики и управления», e-mail: D-Zykin@ya.ru.

МИХАЙЛОВ О.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права, ГОАУ ВО Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы», e-mail: kurskcity@lenta.ru.

ЕСЬКОВА НА.,

кандидат географических наук, доцент, проректор по учебной работе, ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», e-mail: eskova@mebik.ru.

ФУРМАН Е.Н.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и гуманитарных наук ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: sweetkie@mail.ru.

КОТЕЛЬНИКОВ ДА.,

ведущий специалист управления по работе с абонентами "Северное" филиала "Единый расчётный центр" ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"; danil.kotelnikov.89@mail.ru.

Реферат. Существующая в настоящее время бюрократическая сеть в России является «раздутой» и гораздо шире, чем в советский период. При этом бюджетные расходы на содержание бюрократического аппарата сегодня составляют одну из весомых статей расходов, что связано с тем фактом, что заработная плата российских чиновников является высокой и постоянно растет. Основной проблемой является не только неэффективное расходование ограниченных бюджетных средств на содержание чиновничьего аппарата в РФ, но и низкое качество государственного управления. В ходе исследования рассмотрены тенденции изменения численности чиновников в России в период 2014-2020 гг., а также проведена оценка изменения реальной средней заработной платы в различных структурах бюрократической системы страны в 2018 г. и 2020 г. и дано сопоставление с изменением средней заработной платы населения РФ. Установлено, что в системе государственного управления России общая численность чиновников сегодня составляет 2,4 млн. человек, что свидетельствует о том, что в расчете на 10 тыс. населения их численность составляет порядка 163 человек и является достаточно высоким уровнем. Несмотря на ухудшение экономической ситуации, рост реальной заработной платы государственных служащих сохранился: в 2020 г. средняя заработная плата сотрудника центрального аппарата управления РФ (в ценах 2018 г.) составила около 140 тыс. руб., в то время как средняя заработная плата населения - менее 50 тыс. руб. В условиях текущего экономического кризиса сложившаяся ситуация составляет одну из важнейших проблем, поскольку дефицит государственного бюджета размером более 4 трлн. руб. требует поиска резервов экономии и повышения эффективности государственных расходов.

Ключевые слова: государственное управление, бюрократия, центральный аппарат управления, численность чиновников, заработная плата чиновников.

WAGES IN THE SYSTEM OF RUSSIA PUBLIC ADMINISTRATION

ZYUKIN D.V.,

candidate of economic sciences, associate professor, Director of the Kursk Technical School of Economics and Management E-mail: D-Zykin@ya.ru

MIKHAILOV O.V.,

candidate of economic sciences, associate professor of the department of state, municipal administration and law, State Educational Autonomous Institution of Higher Education of the Kursk Region "Kursk academy of state and municipal service", kurskcity@lenta.ru

ESKOVA N.Â.,

candidate of geographical sciences, associate professor, vice-rector for academic affairs, "Kursk Institute of Management, Economics and Business"

FURMAN E.N.,

candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics, management and humanities, Kursk state agricultural academy named after I.I. Ivanov, sweetkie@mail.ru

KOTELNIKOV D.A.,

a leading specialist of the Severnoye subscriber management department of the unified settlement center branch of the state unitary enterprise vodokanal of St. Petersburg; danil.kotelnikov.89@mail.ru

Essay. The current bureaucratic network in Russia is "bloated" and much broader than during the Soviet period. At the same time, budgetary expenditures for the maintenance of the bureaucratic apparatus today constitute one of the most significant items of expenditure, which is associated with the fact that the salaries of Russian officials are high and constantly growing. The main problem is not only ineffective spending of limited budget funds for the maintenance of the bureaucratic apparatus in the Russian Federation, but also the low quality of public administration. In the course of the study, the tendencies of changes in the number of officials in Russia in the period of 2014-2020 were examined, as well as the assessment of changes in the real average wages in various structures of the country's bureaucratic system in 2018 and 2020 was carried out and a comparison was made with the change in the average wages of the population of the Russian Federation. It has been established that in the system of public administration in Russia, the total number of officials today is 2.4 million people, which indicates that, per 10 thousand of the population, their number is about 163 people and is a fairly high level. Despite the deteriorating economic situation, the growth of real wages of civil servants continued: in 2020, the average salary of an employee of the central administrative office of the Russian Federation (in 2018 prices) was about 140 thousand rubles, while the average salary of the population was less than 50 thousand roubles. In the context of the current economic crisis, the current situation is one of the most important problems, since the state budget deficit in the amount of more than 4 trillion. rub. requires a search for savings reserves and an increase in the efficiency of public spending.

Keywords: public administration, bureaucracy, central administrative apparatus, number of officials, salaries of officials.

Введение. Бюджетные расходы на содержание бюрократического аппарата в России сегодня составляют одну из весомых статей расходов, что связано с тем фактом, что заработная плата российских чиновников является высокой и постоянно растет [1]. Также положительная динамика отмечается и части роста численности чиновников, что в совокупности способствует увеличению социальной напряженности в обществе со стороны простого населения, поскольку в условиях экономического кризиса и снижения общего уровня жизни в стране, расширение бюрократического аппарата и его финансирования является не целесообразным [2]. Многие исследователи отмечают, что существующая в настоящее время бюрократическая сеть в России является «раз-

дутой» и гораздо шире, чем в советский период. Кроме того, сопоставление доли занятых в бюджетной сфере в России с аналогичным показателем ряда европейских стран показывает, что в нашей стране опережение составляет 2-3 раза [3].

Вместе с тем, основной проблемной областью является не только неэффективное расходование ограниченных бюджетных средств на содержание «раздутого» чиновничьего аппарата в Российской Федерации, но и низкое качество государственного управления, которое должно выражаться в формировании верных целевых ориентиров и достижении социально-экономического развития страны [4, 5]. Общее ухудшение экономической ситуации в последние годы, выражающееся в снижении

курса национальном валюты и реальных доходов, уровня и качества жизни населения, осложняемое внешними политическими и эпидемиологическими факторами, обнажает вопрос о рациональности и эффективности существования такого бюрократического аппарата [6, 7].

Материал и методы исследования. В ходе исследования использовались статистические данные о численности и средней заработной плате чиновников, а также о средней заработной плате населения в России [6]. В рамках исследования дается оценка динамики общей численности чиновников в Российской Федерации, а также в расчёте на душу населения за период 2014-2020 гг. Начало периода исследования обусловлено изменением экономической ситуации, в связи с чем оценка динамики за данный период позволяет оценить изменения, произошедшие под влиянием кризиса. Также в рамках исследования дается сравнительная оценка средней заработной платы в структурах центрального аппарата РФ и отдельных структурах системы государственного управления страны в 2018 г. и 2020 г. Для целей исследования данные о средней заработной плате были приведены в сопоставимый уровень - уровень цен 2018 г. на основе индексов потребительских цен. Выбор 2018 г. в качестве базиса для приведения статистических данных обусловлен тем обстоятельством, что в 2020 г. на фоне пандемии произошло

усиление инфляционных процессов в экономике, что усилило номинальный рост стоимостных показателей. По итогам сравнительной оценки реальной заработной платы в различных структурах системы государственного управления РФ проведено сопоставление данных со средней заработной платой населения по стране, что позволило оценить наличие дифференциации и ее масштабы. Исследование проводилось с использованием широкого перечня методов и подходов к исследованию, среди которых: обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, методы статистики [7, 8].

Результаты исследования. Общая численность чиновников в РФ в исследуемом периоде варьирует волнообразно, имея тенденцию к снижению в 2016 г. до 2146,3 тыс. чел. в сравнении с 2211,9 тыс. чел. в базовом периоде, что характеризует сокращение на уровне 3%. В последующие годы вплоть до 2019 г. в стране отмечалась устойчивая тенденция к росту общего числа чиновников до 2457,9 тыс. сел., что является наибольшим значением за рассматриваемый период и выше уровня базисного года на 11,1%. В 2020 г. произошло изменение тренда предыдущих лет в сторону снижения общего числа чиновников в Российской Федерации до 2392 тыс. чел., что на 2,7% ниже уровня 2019 г. и может быть связано с общим ухудшением социально-экономической ситуации в стране (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика общей численности чиновников и в расчете на 10 тыс. населения в России в 2014-2020 гг.

В расчете на 10 тыс. населения во всем рассматриваемом периоде в России приходится более 100 человек чиновников. При этом в 2014 г. их количество было равно 154 человека, а к 2016 г. снизилось до 146 человек, что является самым низким уровнем за последние 7 лет. В 2018 г. общая численность чиновников в РФ превысила 154 человека на 10 тыс. населения, а в 2019 году увеличилась еще на 8% и достигла уровня 167 чел. на 10 тыс. человек. В 2020 г. отмечается снижение показателя на 2,5% до 163 чел. на 10 тыс. населения, что выше уровня базисного года на 5,8%. В результате, можно говорить о том, что обобщенной тенденцией последних лет является ощутимый рост численности государственных служащих в России, даже несмотря на небольшое сокращение в 2020 г. Это, в свою очередь, способствует росту бюджетных расходов на содержание государственного аппарата, что в условиях дефицита бюджета является негативным фактором, способствующим увеличению финансовой нагрузки.

При этом сравнительный анализ реальной средней заработной платы в центральном аппарате управления РФ в 2018 г. и 2020 г. показал устойчивую тенденцию к качественному росту уровня оплаты труда. Так, средняя заработная плата сотрудника центрального аппарата страны выросла со 126,5 тыс. руб. до

139,9 тыс. руб., что характеризует прирост на уровне более 10%. Оценка в разрезе основных структурных подразделений центрального аппарата управления страной показала, что наибольший уровень реальной заработной платы в сопоставляемых годах отмечается в аппаратах правительства и президента, которые дифференцированы от прочих подразделений по исследуемому показателю, поскольку его значение превышает 200 тыс. руб. и имеет тенденцию к росту. Так, в аппарате правительства реальная средняя заработная плата выросла на 6,7% и достигла 256,3 тыс. руб., а в аппарате президента прирост составил 5,9%, в результате чего показатель вырос до 250,7 тыс. руб. Среди прочих направлений самый высокий прирост средней заработной платы к 2020 г. отмечается в Совете федерации (8,8%), где в 2020 г. показатель превысил уровень в 200 тыс. руб. и составил 202,8 тыс. руб. В свою очередь, самые невысокие темпы прироста реальной заработной платы в исследуемом периоде наметились в Государственной думе - 4,9%, средняя заработная плата в которой увеличилась со 158,9 тыс. руб. до 166,6 тыс. руб. Среди рассмотренных направлений самый низкий уровень средней заработной платы отмечается в министерстве финансов -148,7 тыс. руб., что на 6,9% выше уровня 2018 г. (рисунок 2).

+6,7% +5So0

О

-г ' I

+10,1%

' О:

■о «1

Ч —I

' ■; О

ГГ) ■ I

+8,89 о +6,5%

о

"Ï » ■о о,

+6.9% +4.9% • 6,8% +5Д%

С'-. I- I г,

+5,5%

,-, О

+6,9° о

о\

В g. | g |

С § я

га S

сз Е~[

и я

S

Я я

5 В

I" ®

Я I

Р 'V

п <

5? П

S

ta

U

л а

сз а; ^ я

в s

Ё? «

ч С'

п

s

ч С'

у

s

5?

5

и

□2018 В2020

Рисунок 2 - Сравнение средней заработной платы (в сопоставимых ценах - ценах 2018 г.) в центральном аппарате управления РФ в 2018 г. и 2020 гг., тыс. руб.

Рисунок 3 - Сравнение средней заработной платы (в сопоставимых ценах - ценах 2018 г.) в структурах системы государственного управления Российской Федерации в 2018 г. и 2020 г., тыс. руб.

Сравнительная оценка средней заработной платы в других структурах системы государственного управления Российской Федерации, не относящихся непосредственно к центральному аппарату, показала, что здесь уровень средней заработной платы на порядок ниже, чем в центральном аппарате. В 2020 г. вариация средней заработной платы в различных структурах находится в пределах 51,7-80,5 тыс. руб., при этом наименьшее значение отмечается в Федеральной таможенной службе, а наибольшее - в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Вместе с тем самые высокие темпы прироста в 2020 г. относительно 2018 г. показывает уровень оплаты труда в Министерстве по делам гражданской обороны (12,8%), Федеральном агентстве лесного хозяйства (11,7%) и Федеральном агентстве воздушного транспорта (11,4%). В свою очередь самые низкие темпы прироста реальной заработной платы за исследуемый период можно отметить в Федеральной таможенной службе (6,2%) и Федеральной службе по финансовому мониторингу (6,7%). В целом, можно говорить о том, что во всех структурах системы государственного управления России сохраняется положительная динамика к росту

реальной заработной платы, не обусловленному индексацией на фоне инфляции, а являющейся следствием качественного повышения оплаты труда в государственном секторе (рисунок 3).

Вместе с тем, сравнение оплаты труда чиновников со средним по стране значением, которое к 2020 году достигло 51,3 тыс. руб., что в ценах 2018 г. составляет 49,2 тыс. руб., позволяет сделать вывод о том, что уровень оплаты труда государственных служащих существенно выше среднего по стране значения. Несмотря на динамичный рост реального уровня оплаты труда в стране за 3 года на 12,6%, при сопоставлении показателей со средней заработной платой чиновников выявлен существенный разрыв. При этом относительно средней заработной платы в центральном аппарате управления дифференциация средней заработной платы населения по стране находится на уровне 3-5 раз, что закономерно, поскольку центральный аппарат находится в столичном регионе, где в целом уровень оплаты труда более высокий, чем в среднем по Российской Федерации (рисунок 4).

Рисунок 4 - Сравнение номинальной и реальной средней заработной платы населения Российской Федерации в 2018 г. и 2020 г.

Вместе с тем, согласно официальным статистическим данным, размер средней заработной платы в Москве в 2020 г. составил всего лишь 89 тыс. руб., что также позволяет сделать вывод о дифференциации на уровне 2-3 раз. В свою очередь, сравнение средней заработной платы населения в России со средним уровнем оплаты труда в различных структурах системы государственного управления страной, непосредственно не входящими в состав центрального аппарата, также позволило установить, что оплата труда сотрудников данных подразделений на порядок выше, чем в среднем по России, однако многократной дифференциации не отмечается.

Выводы. В системе государственного управления России общая численность чиновников сегодня составляет 2,4 млн. человек, что свидетельствует о том, что в расчете на 10 тыс. населения их численность составляет порядка 163 человек и является достаточно высоким уровнем. Можно отметить, что пик роста чиновничьего аппарата в стране пришелся на 2017-2019 гг., когда было достигнуто максимальное значение, однако в 2020 г., вероятно на фоне пандемии, впервые за несколько лет произошло сокращение. Несмотря на это, рост реальной заработной платы государственных служащих сохранился: в 2020 г. средняя заработная плата сотрудника центрального аппарата управления РФ (в ценах 2018 г.) составила около 140 тыс. руб., в то время как средняя заработная плата населения - менее 50 тыс. руб. При этом самый высокий уровень оплаты труда, превышающий 250 тыс. руб. в месяц, отмечается в правительстве и аппарате президента. В

других структурах, не входящих в состав центрального аппарата управления Российской Федерации, уровень реальной заработной платы существенно ниже, однако также превышает среднее по стране значение, колеблясь в пределах 50-80 тыс. руб. К числу положительных тенденций можно отнести несколько более высокие темпы роста реальной средней заработной платы населения по сравнению с оплатой труда чиновников, однако по-прежнему разрыв остается колоссальным.

В результате можно говорить о том, что сегодня уровень оплаты труда бюрократического аппарата страны является высоким и имеет видимую дифференциацию со средним по стране значением. Также необходимо отметить тот факт, что в действительности в большинстве регионов страны средняя заработная плата находится в пределах 30-40 тыс. руб., однако учет столичных регионов (Москва, Санкт-Петербург и области) при расчете среднего значения статистически дает более высокий результат. Как следствие, только официально разрыв в уровне оплаты труда между населением и центральным аппаратом управления составляет 3-5 раз, а если сравнить показатели с некоторыми регионами, характеризующимися низким уровнем жизни, то этот показатель может доходить до 8-10 раз. В условиях текущего экономического кризиса сложившаяся ситуация составляет одну из важнейших проблем, поскольку дефицит государственного бюджета размером более 4 трлн. руб. требует поиска резервов экономии и повышения эффективности государственных расходов и государственного управления в целом, а также

осложняется ростом социальной напряженности бедности в стране и неэффективного государств обществе на фоне очевидного резкого роста венного управления.

Список использованных источников

1. Швецов Ю.Г. Бюджет как материальная основа жизнедеятельности бюрократии в Российской Федерации // Финансовый бизнес. - 2019. - № 1 (198). - С. 50-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ляшенко К.В., Дудник ТА. Проблемы бюрократии и пути их преодоления в Российской Федерации // Экономика и социум. - 2016. - № 5-3 (24). - С. 175-179.

3. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Заработная плата чиновников: сколько и как платить // Экономическое развитие России. - 2019. - Т. 26. - № 4. - С. 92-94.

4. Упоров И.В. Поведение чиновников в публичном пространстве: к вопросу об их зарплате и культуре общения с населением // Оригинальные исследования. - 2021. - Т. 11. - № 4. - С. 119126.

5. Протасов В.Н. "Эффективный контракт" и "эффективные менеджеры" как зеркало современной российской бюрократии // Advances in Law Studies. - 2019. - Т. 7. - № 3. - С. 6-10.

6. Тенденции развития региональных потребительских рынков в условиях снижения реальных доходов населения / ДА. Зюкин, Aл.A. Головин, Д.В., Зюкин и др. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2021. - № 3. - С. 151-157.

7. Соловьева Т.Н., Пожидаева H.A., Зюкин ДА. Государственное регулирование и импорто-замещение продовольственной продукции: проблемы и решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 11. - С. 17-20.

8. Министерство финансов России. Статистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: -https://minfin.gov.ru/ru/statistics/ (дата обращения 13.12.2021 г.).

9. Методы статистики и возможности их применения в социально-экономических исследованиях: монография / СА. Беляев, Н.С. Бушина, A^. Быстрицкая, О.В. Власова и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 168 с.

10. Практические аспекты применения регрессионного метода в исследовании социально-экономических процессов: монография / СА. Беляев, Н.С. Бушина, О.В. Власова, Aл.A. Головин и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 166 с.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Shveczov Yu.G. Byudzhet kak material'naya osnova zhiznedeyatel'nosti byurokratii v Rossijskoj Federacii // Finansovy'j biznes. - 2019. - № 1 (198). - S. 50-57.

2. Lyashenko K.V., Dudnik T.A. Problemy' byurokratii i puti ix preodoleniya v Rossijskoj Federacii // E'konomika i socium. - 2016. - № 5-3 (24). - S. 175-179.

3. Dobrolyubova E.I., Yuzhakov V.N. Zarabotnaya plata chinovnikov: skol'ko i kak platit' // E'konomicheskoe razvitie Rossii. - 2019. - T. 26. - № 4. - S. 92-94.

4. Uporov I.V. Povedenie chinovnikov v publichnom prostranstve: k voprosu ob ix zarplate i kul'ture obshheniya s naseleniem // Original'ny'e issledovaniya. - 2021. - T. 11. - № 4. - S. 119-126.

5. Protasov V.N. "E'ffektivny'j kontrakt" i "e'ffektivny'e menedzhery'" kak zerkalo sovremennoj rossijskoj byurokratii // Advances in Law Studies. - 2019. - T. 7. - № 3. - S. 6-10.

6. Tendencii razvitiya regional'ny'x potrebitel'skix ry'nkov v usloviyax snizheniya real'ny'x doxodov naseleniya / D.A. Zyukin, Al.A. Golovin, D.V., Zyukin i dr. // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2021. - № 3. - S. 151-157.

7. Solov'eva T.N., Pozhidaeva N.A., Zyukin D.A. Gosudarstvennoe regulirovanie i importozameshhenie prodovol'stvennoj produkcii: problemy' i resheniya // E'konomika sel'skoxozyajstvenny'x i pererabaty'vayushhix predpriyatij. - 2016. - № 11. - S. 17-20.

8. Ministerstvo finansov Rossii. Statistika [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: -https://minfin.gov.ru/ru/statistics/ (data obrashheniya 13.12.2021 g.).

9. Metody' statistiki i vozmozhnosti ix primeneniya v social'no-e'konomicheskix issledovaniyax: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, A.Yu. By'striczkaya, O.V. Vlasova i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2021. - 168 s.

10. Prakticheskie aspekty' primeneniya regressionnogo metoda v issledovanii social'no-e'konomicheskix processov: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, O.V. Vlasova, Al.A. Golovin i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2021. - 166 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.