Научная статья на тему 'Оплата труда медицинских работников как метод управления персоналом в системе здравоохранения'

Оплата труда медицинских работников как метод управления персоналом в системе здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1968
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / WAGE / НАГРУЗКА НА ВРАЧА / LOAD ON A DOCTOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаврилов Э. Л., Аслибекян Н. О., Шевченко Е. А.

Оплата труда медицинских работников является неотъемлемой составляющей управления персоналом в системе здравоохранения, а также мотивирующим фактором для обеспечения качественной и доступной медицинской помощи. Низкий уровень оплаты труда, снижает престижность профессии медицинского работника, что приводит к дефициту специалистов, росту нагрузки на персонал, снижению качества и доступности медицинской помощи. «Майскими указами» Президента РФ установлен уровень оплаты труда медицинских работников к 2018 году на уровне 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе, а государственной программой «Развитие здравоохранения» установлены значения показателей (индикаторов) отношения средней заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала к средней заработной плате по субъекту РФ на 2013-2020 гг. Министерство здравоохранения РФ на основании информации, предоставляемой органами исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ ежегодно отчитывается об исполнении указанных показателей (индикаторов). Одной из целей проводимых Минздравом России мероприятий по оптимизации сети медицинских организаций заявлено повышение заработной платы медицинских работников за счет сэкономленных средств, однако, по данным Счетной палаты РФ средства от оптимизации в фонде оплаты труда составили всего 1,4%. Результаты проведенных нами социологических опросов медицинских работников показали существенные различия между данными отчетов по заработной плате, публикуемыми Минздравом России и Федеральной службой государственной статистики. При этом респонденты отметили рост нагрузки на медицинский персонал в государственных (муниципальных) медицинских организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оплата труда медицинских работников как метод управления персоналом в системе здравоохранения»

ОПЛАТА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Гаврилов Э.Л., Аслибекян Н.О., Шевченко Е.А. УДК: 614.253:331.2

Фонд независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье», Москва

Резюме

Оплата труда медицинских работников является неотъемлемой составляющей управления персоналом в системе здравоохранения, а также мотивирующим фактором для обеспечения качественной и доступной медицинской помощи. Низкий уровень оплаты труда, снижает престижность профессии медицинского работника, что приводит к дефициту специалистов, росту нагрузки на персонал, снижению качества и доступности медицинской помощи.

«Майскими указами» Президента РФ установлен уровень оплаты труда медицинских работников к 2018 году на уровне 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе, а государственной программой «Развитие здравоохранения» установлены значения показателей (индикаторов) отношения средней заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала к средней заработной плате по субъекту РФ на 2013-2020 гг. Министерство здравоохранения РФ на основании информации, предоставляемой органами исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ ежегодно отчитывается об исполнении указанных показателей (индикаторов).

Одной из целей проводимых Минздравом России мероприятий по оптимизации сети медицинских организаций заявлено повышение заработной платы медицинских работников за счет сэкономленных средств, однако, по данным Счетной палаты РФ средства от оптимизации в фонде оплаты труда составили всего 1,4%.

Результаты проведенных нами социологических опросов медицинских работников показали существенные различия между данными отчетов по заработной плате, публикуемыми Минздравом России и Федеральной службой государственной статистики. При этом респонденты отметили рост нагрузки на медицинский персонал в государственных (муниципальных) медицинских организациях.

Ключевые слова: управление персоналом, оптимизация, заработная плата, нагрузка на врача.

WAGES OF THE HEALTH WORKERS AS A METHOD OF PERSONNEL MANAGEMENT IN THE HEALTH CARE SYSTEM

Gavrilov E.L., Aslibekyan N.O., Shevchenko E.A.

Wages of the health workers are an integral part of human resource management in the health care system, as well as a motivating factor ensuring the high-quality and affordable health care. Low wages reduce the prestige of the profession of health worker, which leads to a shortage of specialists, increase the charge of the staff, reduce the quality and availability of medical care.

«May decrees» of the President of Russian Federation set the level of health care workers' wages in 2018 at 200% of the average wage in the relevant region, and the state program «Health Care Development» sets the values of the indicators of the ratio of average wages of doctors, middle and junior medical personnel to the average wage in the region of the Russian Federation for 2013-2020 years. The Ministry of Health of the Russian Federation reports annually on the performance of these indicators on the basis of the information provided by the regional executive authorities in the field of health care.

One of the goals of the measures, taken by Ministry of Health of the Russian Federation to optimize the network of medical organizations, is declared to raise the wages of medical workers at the expense of savings. However, according to the Accounting Chamber of the Russian Federation, the financial resources in the fund of wages, obtained due to the optimization, amounted to only 1.4%.

The results of our sociological surveys of health workers significantly differed from the payroll report published by the Ministry of Health and the Russian Federal State Statistics Service. At the same time, respondents noted the increase in the charge on the medical personnel in the state (municipal) health care organizations.

Keywords: Personnel management, optimization, wage, load on a doctor.

Актуальность темы

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2599-р об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» (далее - «Дорожная карта») повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг.

Вместе с тем «Дорожной картой» предусмотрены изменения в оплате труда медицинских работников, согласно которым заработная плата врачей должна повыситься до 200%, среднего и младшего медицинского персонала - до 100% от средней заработной платы по субъекту РФ.

В то же время в 2014 г. между Минздравом России и высшими органами исполнительной власти субъектов

РФ заключены соглашения об обеспечении достижения в 2014-2018 гг. целевых показ ателей (норматив ов) оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - Соглашения). В соответствии с указанными Соглашениями определены пять показателей эффективности оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе «Объем средств, полученных за счет реорганизации неэффективных медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, для повышения заработной платы медицинских работников» и «Обеспеченность врачами в субъекте РФ (в том числе федеральных, государственных и муниципальных медицинских организаций) к 2018 году (на 10 тыс. населения)».

В целом по РФ, по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), в 2015 году среднемесячная заработная плата медицинских работников увеличилась по сравнению с 2014 годом [11, 13]: - врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих

Гаврилов Э.Л., Аслибекян Н.О., Шевченко Е.А.

ОПЛАТА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), на 3,5% и составила 47 874 рублей;

- среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) на 2,6% и составила 27 001 рублей;

- младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) на 4,2 % и составила 16 820 рублей.

В 1-полугодии 2016 года среднемесячная заработная плата медицинских работников увеличилась по сравнению с 1-полугодием 2015 года [12, 14]:

- врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), на 5,2% и составила 48 946 рублей;

- среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) на 4,3% и составила 27 977 рублей;

- младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) на 6,2% и составила 17 527 рублей.

Вместе с тем согласно «Дорожной карте» к концу 2016 года планируется изменение соотношения средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, и средней заработной платы в субъектах РФ до 159,6%. На данный момент по итогам 1-полугодия 2016 года этот показатель находится на уровне целевого значения 2014 года и равен 131%, что вызывает сомнение в возможности достижения к концу нынешнего года целевого значения этого показателя.

При этом по данным Росстата в 2015 году (без учета КФО) среднегодовая численность врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) образование или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги, сократилась на 2,4 тыс. человек до 563,6 тыс. человек. Сокращение врачей отмечено в 36 субъектах РФ.

Сокращение числа врачей в первую очередь обусловлено сокращением числа врачей клинических специальностей (терапевтов, педиатров, хирургов, гинекологов и т.д.), численность которых в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилась на 8,4 тыс. человек, в том числе врачей общей практики - с 9,8 тыс. до 9,5 тыс. врачей, педиатров

- с 47,6 тыс. до 47,3 тыс. врачей, терапевтов - с 61,4 тыс. до 60,4 тыс. врачей, хирургов с 21,0 тыс. до 20,8 тыс. врачей [13]. В том числе отмечается сокращение среднего медицинского персонала. По данным Росстата, в 2015 году по сравнению с 2014 годом среднегодовая численность среднего медицинского и фармацевтического персонала сократилась с 1 401,7 тыс. до 1 379,3 тыс. человек.

Кроме того, на официальном сайте Росстата опубликованы итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-март 2016 года [12], где так же отмечается сокращение среднего медицинского персонала на 16,1 тыс. человек, младшего медицинского персонала - на 49,8 тыс. человек по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

В то же время по данным Росстата за 2015 год доля платных медицинских услуг в России возросла с 11,6% в 2011 году до 24,2% в 2014 году. При этом число пациентов, обратившихся за медицинской помощью и не получивших ее, поскольку лечение было предложено на платной основе, за тот же период возросло с 16,5% до 20,2%, что свидетельствует о снижении доступности медицинской помощи, оказываемой в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Цель исследования

Анализ данных государственной статистики показывает снижение физического числа врачей и среднего медицинского персонала в государственных (муниципальных) медицинских организациях, и, как следствие, рост нагрузки на медицинских работников и снижение доступности и качества медицинской помощи. Проводимая с 2014 года оптимизация сети медицинских организаций имеет целью в том числе повышение заработной платы медицинских работников, за счет экономии неэффективных расходов. Группой авторов данной статьи в 2015 и 2016 годах проведены опросы медицинских работников с целью выявления динамики изменения оплаты труда и профессиональной нагрузки медицинских работников в связи с реализацией мероприятий по оптимизации сети медицинских организаций.

Материалы и методы

В работе использованы данные открытых источников Росстата, данные, опубликованные на сайте Счетной палаты РФ, Министерства здравоохранения РФ, а также проекта «Реальная зарплата медработника».

Проведены социологические опросы медицинских работников. В выборку респондентов социологических опросов, проведенных авторами статьи, вошли медицинские работники (врачи-специалисты и средний медицинский персонал). В опросе на тему «Изменение профессиональной нагрузки на медицинский персонал», который был проведен в ноябре 2015 года, приняли участие 5695 респондентов из 85 субъектов РФ, из них 5108 - врачи, 587 человек - средний медицинский персонал. Опрос на тему «Достоверность статистических данных, публикуемых Росстатом и нагрузка на врача», который был проведен в апреле 2016 года, также содержал вопросы, касающиеся профессиональной нагрузки медицинских работников. В нем приняли участие 5379 респондентов из 84 субъектов РФ, из них 4518 - врачи, 861 человек - средний медицинский персонал.

Следующие два социологических опроса касались вопросов оплаты труда медицинских работников. В первом опросе на тему «Мониторинг размера заработной платы работников здравоохранения», проведенном в июне 2015 года, приняли участие 8071 респондент из 85 субъектов РФ, из них 7032 - врачи, 1039 человек - средний медицинский персонал. Во втором опросе на тему «Вопросы оплаты труда медицинских работников», проведенном в марте 2016 года, приняли участие 5354 респондента из 84 субъектов РФ, из них 4485 - врачи, 869 человек - средний медицинский персонал.

Таким образом, анализ результатов четырех указанных исследований позволяет получить представление об изменениях, касающихся профессиональной нагрузки на медицинских работников, начиная с 2014 года и заканчивая первым кварталом 2016 года; уровня заработной платы в период с начала 2015 года до марта 2016 года, и вместе с тем сравнить полученные в ходе социологических опросов результаты с данными, опубликованными на официальном сайте Росстата, а также с данными, представленными Министерством здравоохранения РФ в своем итоговом докладе, касающемся реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2015 год.

При проведении социологических опросов авторы использовали программный продукт (приложение) для мобильных устройств «Справочник врача», в котором зарегистрировано боле 140 тыс. пользователей - медицинских работников. Пользователи валидируются посредством анкетирования (определяются: должность медицинского работника: руководитель, врач-специалист, средний медицинский персонал; специальность медицинского работника; автоматически определяются геолокация респондента (с точностью до населенного пункта). Массив данных, полученных в результате анкетирования анализируется и обрабатывается в разрезе субъектов РФ. Анализ полученных данных проводился с помощью статистических инструментов, в том числе, программного продукта Statistica 10.

Проведенные нами опросы также имели целью подтверждение предположения о снижении уровня заработной платы медицинских работников и увеличении профессиональной нагрузки на них в результате проведения оптимизационных мероприятий в сфере здравоохранения, а также неисполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения оплаты труда медицинских работников, а также мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой».

Результаты

По данным опроса, в котором медицинским работникам было предложено оценить обеспеченность медицинскими кадрами государственных (муниципальных) медицинских организаций 78% респондентов отметили, что существует дефицит медицинских кадров. Среди врачей этот показатель составил также 78% (3497 опро-

шенных), среди среднего медицинского персонала - 77,5% (674 опрошенных).

В опросе, который был проведен в ноябре 2015 года, мы попросили медицинских работников указать, возросла ли их профессиональная нагрузка за 2014 год и I полугодие

2015 года. 68,3% респондентов ответили утвердительно, среди врачей так же ответили 72% (2363 опрошенных), среди среднего медицинского персонала - 35% (128 опрошенных).

В 2016 году медицинские работники, отвечая на вопрос: «Считаете ли Вы, что за 2015 г. и первый квартал

2016 г. Ваша профессиональная нагрузка возросла?», показали аналогичные результаты. Так, 53,4% респондентов отметили, что их профессиональная нагрузка возросла. Среди врачей этот показатель составил 55,4% (2507 опрошенных), среди среднего медицинского персонала - 43% (369 опрошенных).

В то же время по данным Счетной палаты РФ в 16 субъектах Р Ф коэффициент совместительства превы-

4171

Рис. 1.

3000 2500 _ 2000 1500 _ 1000_ 500 _ 0

Дефицита медицинских кадров нет Существует дефицит медицинских кадров

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете обеспеченность медицинскими кадрами Вашей медицинской организации?»

_ 926

~ I 230

___I_I_I

/ээ

и

Все респонденты Врачи-специалисты Средний медицинский

персонал

I I Да, ощутимо возросла I I Не могу с уверенностью ответить I I Нет, не возросла

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что за 2014 г. и I полугодие 2015 г. Ваша профессиональная нагрузка возросла?»

75

Гаврилов Э.Л., Аслибекян Н.О., Шевченко Е.А.

ОПЛАТА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

30(Ю

Все респонденты

Врачи-специалисты Средний медицинский персонал

Все респонденты

Врачи-специалисты Средний медицинский персонал

I I Да, ощутимо возросла I I Не могу с уверенностью ответить I I Нет, не возросла

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что за 2015 г. - первый квартал 2016 г. Ваша профессиональная нагрузка возросла?»

■ ■ ■ I

1-2 раза в неделю 3-4 раза в неделю

I I Каждый день

Практически никогда

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вам приходится задерживаться на работе для выполнения своих обязанностей?»

шает 1,7 на 1 врача, а в некоторых регионах коэффициент совместительства составляет 2,0-2,1 ставки на 1 врача. При этом согласно ст. 284 Трудового кодекса РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день.

В социологическом опросе 2015 года, 41,6% респондентов отметили, что им каждый день приходится задерживаться на работе для выполнения своих обязанностей. Среди врачей так же ответили 44% (1445 опрошенных), среди среднего медицинского персонала - 20% (73 опрошенных).

Стоит отметить, что если в 2015 году большинство респондентов, а именно 44% медицинских работников, отметили, что занимаются сверхурочной работой добровольно (среди врачей этот показатель составил 40% (1313 опрошенных), среди среднего медицинского персонала - 52,8% (193 опрошенных), то в опросе 2016 года ответы распределились иначе.

Так, 41% респондентов ответили, что занимаются сверхурочной работой из-за низкой заработной платы, среди врачей так же ответили 39% (1766 опрошенных), среди среднего медицинского персонала - 49% (421 опрошенных). Добровольно же сверхурочную работу выполняют только 14% респондентов.

При этом 70% респондентов оплату за сверхурочную работу не получают. Среди врачей так же ответили 71% (2330 опрошенных), среди среднего медицинского персонала - 63,8% (233 опрошенных).

Таким образом, можно предположить, что сокращение числа медицинских работников, которое привело к росту нагрузки на одного сотрудника, и вместе с тем сокращение сети медицинских организаций приведет к снижению выполненных объемов медицинской помощи, ухудшению показателей деятельности медицинских организаций государственной и муниципальной формы собственности, а также снижению доступности и качества медицинской помощи.

По данным Счетной Палаты РФ из общего объема фонда оплаты труда средства от оптимизации составили

Все респонденты Врачи-специалисты Средний медицинский

персонал

I I Да, делаю это добровольно I ■ Нет, по инициативе работодателя ■ I Берусь за неё, чтобы больше заработать

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Является ли Ваша сверхурочная работа добровольной?»

2500

2187

2000 _ 1

1709

1500 _ 1 |

1000_

768 715 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

500 _ 1 |

0

Все респонденты

1766

610 $05

158 по шт _I

Врачи-специалисты Средний медицинский персонал

Делаю это добровольно I ■ По инициативе работодателя ■ ■ Не успеваю всё сделать за отведённое время I I Низкая заработная плата

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Укажите наиболее значимую причину Вашей сверхурочной работы?»

76

всего 1,4%, что ставит под сомнение эффективность и целесообразность проводимых оптимизационных мероприятий [8].

Заработная плата, получаемая на одну ставку в медицинских организациях, находится в пределах 10 000-14 999 рублей. Такой ответ выбрало большинство респондентов, а именно 23%, в опросе, который был проведен в марте 2016 года. Среди врачей этот показатель составил 21% (940 опрошенных), среди среднего медицинского персонала - 31% (269 опрошенных).

Похожие результаты показал опрос, проведенный в июне 2015 года. Тогда большинство респондентов, а именно 23,8% отметило, что уровень их заработной платы, получаемой на одну ставку в государственных (муниципальных) медицинских организациях, составляет менее 10 000 рублей. Но результаты опроса среди врачей и среднего медицинского персонала, а именно 23,6% (1397 опрошенных) и 31,1% (271 опрошенных) соответственно, показали, что большинство из них получают заработную плату в пределах 10 000-14 999 рублей.

Данные наших опросов подтверждаются данными, опубликованными на официальном сайте проекта «Реальная зарплата медработника», который создан для независимого контроля за исполнением Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [6].

Согласно данным, приведенным в государственном докладе Минздрава России «О реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2015 год» [1], целевые показатели по заработной плате, установленные отраслевой «дорожной картой», достигнуты по всем категориям медицинских работников.

Так, в целом по РФ по данным Росстата в 2015 году среднемесячная заработная плата медицинских работников увеличилась по сравнению с 2014 годом:

- врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), на 3,5% и составила 47 874 рублей;

- среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) на 2,6% и составила 27 001 рублей;

- младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) на 4,2% и составила 16 820 рублей.

Такое отличие в результатах может быть связано с тем, что Минздрав России, при подсчете среднемесячной заработной платы, не учитывает количество ставок, которые занимают медицинские работники, но при этом учитывается заработная плата руководителей, а согласно Приказу Минздрава России от 28 марта 2013 г. № 170 «Об установлении предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной

2563

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Оплачивается ли Вам сверхурочная работа?»

1400. 1200. 1000. 800. 600. 400. 200. 0.

1209

917 [ 953

338 233 228 209

\__III! II II

Все респонденты

Менее 10000 руб. I I 10000-14999 руб. ■ ■ 15000-19999 руб. I I 20000-24999 руб. I I 25000-29999 руб.

30000-34999 руб. I I 35000-39999 руб.

40000-49999 руб. I I 50000 руб. и более

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Укажите уровень Вашей заработной платы, получаемой на одну ставку в медицинских организациях?»

1800. 1600. 1400. 1200. 1000. 800. 600. 400. 200. 0.

1590

- 1501

- I 1134

" I 850

- || | И8 I 361

_234 222 ^ 255 ^

Все респонденты

■ ■

■ ■

Менее 10000 руб. 10000-14999 руб. 15000-19999 руб. 20000-24999 руб. 25000-29999 руб.

■ I

30000-34999 руб. 35000-39999 руб. 40000-49999 руб. 50000 руб. и более

Рис. 9. Распределение ответов на вопрос: «Укажите уровень Вашей заработной платы, получаемой на одну ставку в медицинских организациях?»

77

Гаврилов Э.Л., Аслибекян Н.О., Шевченко Е.А.

ОПЛАТА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

платы работников федеральных государственных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения РФ» предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников может быть в кратности до 8.

Обсуждение.

Полученные результаты свидетельствуют, что проводимые в рамках «оптимизации» сокращения медицинского персонала не приводят к экономии средств и не позволяют повышать заработную плату медицинских работников. Вместе с тем, указанные сокращения приводят к существенному снижению доступности медицинской помощи.

Приведенные расхождения данных Росстата и результатов, полученных нами опросов могут свидетельствовать о расхождении методов сбора и обработки информации.

При расчете публикуемых Росстатом данных не учитывается число занимаемых медицинским персоналом ставок. В то же время, по данным, опубликованным в докладе «Об итогах работы Министерства здравоохранения РФ в 2015 году и задачах на 2016 год», коэффициент совместительства в 2015 г. составил 1,43, а по отдельным специальностям 1,7 [2]. А по данным Счетной палаты РФ, приведенным выше, в 16 субъектах РФ коэффициент совместительства превышает 1,7 на 1 врача, а в некоторых регионах коэффициент совместительства составляет 2,0-2,1 ставки на 1 врача.

А также при расчете средней заработной платы учитываются заработные платы администрации медицинских организаций. В то же время, данным мониторинга Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «ЗА РОССИЮ» по итогам 2014 г. самые высокие доходы главврачей в разных субъектах РФ превышали среднюю зарплату по региону от 4 до 77 раз, то в прошлом году этот разрыв увеличился до 82 раз [3].

В целях отражения реальной картины оплаты труда медицинских работников, исполнения Майских Указов Президента РФ, Распоряжения Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2599-р об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», по увеличению заработной платы медицинских работников, считаем целесообразным дополнить Государственную программу «Развитие здравоохранения» следующие показатели (индикаторы): 12.1 Отношение средней почасовой оплаты труда врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) к средней почасовой оплате труда по субъекту РФ, 13.1 Отношение средней почасовой оплаты труда среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней

почасовой оплате труда по субъекту РФ, 14.1 Отношение средней почасовой оплаты труда младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней почасовой оплате труда по субъекту РФ, 15.1 Отношение средней почасовой оплаты труда среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней почасовой оплате труда по субъекту РФ.

Литература

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации/ Государственный доклад о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2015 год www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/gosudarstvennyy-doklad-o-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-ohrany-zdorovya-za-2014-god.

2. Министерство здравоохранения Российской Федерации/ Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 год www.rosminzdrav.ru/news/2016/04/13/2895-kollegiya-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-ob-itogah-raboty-ministerstva-v-2015-godu-i-zadachah-na-2016-god

3. Общероссийское общественное движение «Народный Фронт «ЗА РОССИЮ» www.onf.ru/2016/10/04/eksperty-onf-otmetili-uluchshenie-s-deklarirovaniem-dohod-ov-glavvrachey-v-bolshinstve.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

5. Приказ Минздрава России от 28 марта 2013 г. № 170 «Об установлении предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников федеральных государственных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации».

6. Проект «Реальная зарплата медработника» www.zpmedika.ru

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения».

8. Счетная палата Российской Федерации. www.ach.gov.ru

9. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016).

10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

11. Федеральная служба государственной статистики/ Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-декабрь 2014 г. http://www.gks.ru/free_ doc/new_site/population/trud/itog_monitor/itog-monitor4-14.html.

12. Федеральная служба государственной статистики/ Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за I полугодие 2015 г. http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/trud/itog_monitor/itog-monitor2-15.html.

13. Федеральная служба государственной статистики/ Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-декабрь 2015 г. www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/trud/itog_monitor/itog-monitor4-15.html.

14. Федеральная служба государственной статистики/ Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за I полугодие 2016 г. http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/trud/itog_monitor/itog-monitor2-16.html.

15. Федеральная служба государственной статистики/ Численность врачей всех специальностей (физических лиц) в учреждениях, оказывающих медицинские услуги населению, на конец отчетного года, тысяча человек, Российская Федерация, значение показателя за 2015 г. www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2320001.

16. Фонд независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» www.fondzdorovie.ru/monitoring.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.