Научная статья на тему 'Особенности организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций'

Особенности организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC
262
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМАЦИЯ / ОСОБЕННОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ФУНКЦИОНИРВОАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАБОТА / ДЕТИ / СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Позднякова Ульяна Сергеевна

Настоящая статья посвящена исследованию особенностей организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций. Автор рассматривает в работе правовую базу организации и деятельности детских спортивно-оздоровительных организаций в Российской Федерации, под которыми следует понимать юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их спортивного оздоровления. В статье исследованы цели, задачи, принципы и особенности организации и функционирования детских спортивно-оздоровительных организаций. В работе автором использовались следующие методы научного исследования: статистический; историзма; сравнительно-правового исследования; функциональный; сравнения; анализа; опросов. Автор обосновывает мнение о том, что анимационная деятельность в работе детских спортивно-оздоровительных организаций при соблюдении исследованных в настоящей научной статье требований, принципов и особенностей должна стать современным творческим связующим звеном для использования любых иных педагогических, психологических, культурно-творческих и воспитательно-досуговых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Позднякова Ульяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций»

Особенности организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций

Позднякова Ульяна Сергеевна

руководитель, ООО "Центр праздничной анимации "Оживляж" 350007, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Думенко, 11, оф. 124

И niipgergo2009@mail.ru

Статья из рубрики "Физкультура и спорт"

Аннотация.

Настоящая статья посвящена исследованию особенностей организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций. Автор рассматривает в работе правовую базу организации и деятельности детских спортивно-оздоровительных организаций в Российской Федерации, под которыми следует понимать юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их спортивного оздоровления. В статье исследованы цели, задачи, принципы и особенности организации и функционирования детских спортивно-оздоровительных организаций. В работе автором использовались следующие методы научного исследования: статистический; историзма; сравнительно-правового исследования; функциональный; сравнения; анализа; опросов. Автор обосновывает мнение о том, что анимационная деятельность в работе детских спортивно-оздоровительных организаций при соблюдении исследованных в настоящей научной статье требований, принципов и особенностей должна стать современным творческим связующим звеном для использования любых иных педагогических, психологических, культурно-творческих и воспитательно-досуговых технологий.

Ключевые слова: анимация, особенности, организация, функционирвоание, деятельность, работа, дети, спорт, здоровье, организации

DOI:

10.7256/2453-8914.2018.1.20136

Дата направления в редакцию:

17-08-2016

Дата рецензирования:

18-08-2016

Действующее законодательство России не содержит единого определения понятия детских спортивно-оздоровительных организаций. Однако, учитывая, что их деятельность преимущественно представлена спортом (как сферой социально-культурной деятельности и как совокупностью видов спорта, сложившейся в форме соревнований и

специальной практики подготовки человека к ним), -Ш а также оздоровлением (то есть достижением человеком состояния физического, психического и социального благополучия, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма), детей (под которыми законодательство понимает лиц до достижения ими 18 лет (совершеннолетия), представляется, что правовую базу для определения понятия детской спортивно-оздоровительной организации составляет ряд

федеральных законов, в частности: Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-Ф3; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 02.12.2007 № 329-Ф3, а также региональное законодательство (например, Закон Краснодарского края «Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае» от 29.12.2004 №

827-КЗ) I5 и акты органов местного самоуправления, принятые во исполнение и в соответствие с вышеназванными федеральными законами.

Вышеназванный Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» содержит понятие физкультурно-спортивной организации, которую определяет как юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (например, к физкультурно-спортивным организациям относятся физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта). В свою очередь, упомянутый выше Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», перечисляяорганизации отдыха детей и их оздоровления, выделяет специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

Очевидно, что услуги по спортивно-оздоровительной деятельности в нашей стране могут оказываться (согласно упомянутому ранее Гражданскому кодексу РФ) как коммерческими (преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности), так и некоммерческими (не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющими полученную прибыль между участниками) организациями. Причем, к коммерческим организациям Гражданский кодекс относит, в частности, различные виды хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а к некоммерческим: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения,

благотворительные и иные фонды, а также иные формы некоммерческих организаций, предусмотренные законом.

Значительная часть детских спортивно-оздоровительных организаций в нашей стране представлена в форме учреждений, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, являющихся некоммерческими организациями, в связи с этим, основными функциями и задачами организации и функционирования данных организаций являются некоммерческие: спортивный отдых детей и их оздоровление, под которыми следует понимать совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-

эпидемиологических требований.-^

Таким образом, под детскими спортивно-оздоровительными организациями следует понимать юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их спортивного оздоровления.

Представляется, что для достижения вышеназванных целей и задач организации и функционирования детских спортивно-оздоровительных организаций их деятельность должна быть подчинена ряду обязательных принципов (многие из которых законодательно закреплены в вышеназванных нормативно-правовых актах), в числе которых следует выделить:

1) приоритет охраны здоровья детей (независимо от их семейного и социального благополучия) как одного из важнейших и необходимых условий физического и психического их развития (включая заботу об их здоровье, надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и приоритетных прав при оказании медицинской помощи);

2) обеспечение права каждого ребенка на свободный и равный доступ к физической культуре и спорту (как к необходимым условиям формирования и развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности); на непрерывность и преемственность физического воспитания;

3) обеспечение сочетания государственного регулирования отношений в области оздоровления детей, физической культуры, спорта с саморегулированием таких отношений в рамках самих детских спортивно-оздоровительных организаций при одновременном соблюдении всех международно-правовых обязательств Российской Федерации в области здравоохранения, физической культуры и спорта подрастающего поколения (в частности, международно-правовых договоров с участием России, международных правовых актов Организации Объединенных Наций, Всемирной организации здравоохранения и др.);

4) запрет на любые формы дискриминации (например, в зависимости от пола, расы, национальности, особенностей психофизиологического развития ребенка) и насилия (со стороны взрослых и других детей) при организации и функционировании детских спортивно-оздоровительных организаций с одновременным приоритетом в содействии по спортивному оздоровлению детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и других групп детей, нуждающихся в повышенной социальной защите

(например, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);

5) обеспечение приоритетного характера безопасности жизни и здоровья детей, находящихся в детских спортивно-оздоровительных организациях, при осуществлении любых мероприятий культурно-досугового, спортивно-оздоровительного и психолого-педагогического характера с участием детей;

6) обеспечение государственного и общественного контроля за организацией и функционированием детских спортивно-оздоровительных учреждений, мероприятиями культурно-досугового, спортивно-оздоровительного и психолого-педагогического характера, ими осуществляемыми с участием детей;

7) обеспечение содействия развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.

В связи с этим, анимационная деятельность в работе детских спортивно-оздоровительных организаций имеет ряд особенностей организации и функционирования.

Во-первых, хотя анимация в работе детских спортивно-оздоровительных организаций носит комплементарный (дополнительный) характер, дополняющий и развивающий традиционные методы педагогико-психологического, культурно-воспитательного, спортивно-оздоровительного и культурно-досугового характера, ее отличает комплексность, возможность совмещения самого широкого спектра анимационных технологий системы образования, досуга и воспитания подрастающего поколения.

Она должна использовать досуговые и оздоровительные мероприятия таким образом, чтобы они обеспечивали: развитие культурно-творческого и психолого-физиологического потенциала ребенка; защиту и укрепление его здоровья от любых неблагоприятных факторов окружающей среды; профилактику заболеваний; получение навыков к занятиям физической культурой, спортом и туризмом применительно к индивидуальному уровню психо-физиологического развития конкретного ребенка и психолого-физиологического потенциала его здоровья; формирование у ребенка навыков и привычек здорового образа жизни, постоянного соблюдения режимов питания и отдыха, учебы и творчества, самообразования и досуга в благоприятной

окружающей среде (то есть носить комплексный научно-методический характер). [6-8]

Во-вторых, важным направлением анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций является детская социальная анимация, под которой следует понимать совокупность анимационных технологий, направленных на психофизиологическое оздоровление, морально-нравственное воспитание, культурно-творческое развитие и образование детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (включая подростков с девиантным и делинкветным поведением). По образному выражению Т.Ф. Соловьевой, социальная анимация является по своей сути педагогикой понимания и посредничества, призванной утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливающая личностные взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставляющая индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.

Согласно вышеупомянутому Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации,

относятся:

1) дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

2) дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

3) дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

4) дети - жертвы насилия;

5) дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы делинкветным поведением, то есть антиобщественным воплощённым в проступках ребенка (действиях ил характера);

6) дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);

7) дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении;

8) дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.-3!

В связи с этим, при работе с данными категориями детей используется самый широкий спектр социальных анимационных технологий: по воспитанию ребенка через систему спортивно-оздоровительных и культурно-образовательных мероприятий (как личности и в группе); по приобретению ребенком навыков и умения в различных видах спорта посредством участия в спортивно-оздоровительных и спортивно-реабилитационных мероприятиях; по стимулированию социального творчества через интенсивный отдых (созданию, развитию и сохранению системы продуктивных социальных связей личности и

группы); Г11, с- 11-181 по творческой и спортивно-оздоровительной реабилитации и по

организации спортивного досуга. Г12, с 21-271

Представляется необходимым ввести в практику работы детских спортивно-оздоровительных учреждений (в их учредительные (уставные) и программные документы) специальные направления, посвященные социальной анимации, с детальной проработкой используемых в этой связи анимационных технологий, форм и методов анимационной деятельности, перечнем анимационных мероприятий, требований к специалистам-аниматорам (уровню их профессионализма, опыту деятельности, наличию безупречной морально-этической репутации, отсутствию судимости в прошлом, даже если она погашена или снята).

В-третьих, анимационные программы, используемые в работе детских спортивно-оздоровительных организаций, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не должны содержать информацию, пропаганду и агитацию, наносящую вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

в воспитательных колониях (с противоправным поведением, и бездействиях преступного

(например, информацию по национальной, классовой, социальной нетерпимости, пропа га нду с оциа льно г о , ра с ов ого, на циона льно г о и ре л иг ио з ного не ра в е нс тв а , информацию порнографического характера, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, насилия и жестокости, наркомании, токсикомании, антиобщественного поведения).

Кроме того, в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-Ф3 устанавливаются требования к распространению среди детей информации, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от

информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. ^^ Это особенно актуально в связи с тем, что многие зарубежные анимационные мультипликационные фильмы, анимационные программы, которые некоторые аниматоры бездумно (а возможно и преступно осмысленно) пытаются использовать и у нас в стране, содержат явные сцены сексуального характера, включая пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, насилия и жестокости. [14, с 2]

В связи с этим, родителям детей, находящихся в детских спортивно-оздоровительных организациях, представителям общественности, контролирующих органов государственной власти и местного самоуправления необходимо в обязательном порядке добиваться в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от любых негативных воздействий на психолого-физиологическое развитие как личности проведения экспертиз (социальной, психологической, педагогической) новых анимационных программ и технологий, особенно заимствованных из-за рубежа, либо их адаптированных версий. Это позволит исключить из практики анимационной деятельности технологии, разрушающие личностный потенциал ребенка, формирующие у него предпосылки для осуществления девиантного и делинквентного поведения.

Важное значение при этом в координации общественности по контролю за надлежащим функционированием детских спортивно-оздоровительных организаций должны играть уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, которые в настоящее время назначены во многих российских регионах. Например, в Краснодарском крае должность Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском

крае предусмотрена краевым законом от 26.06.2002 № 498-КЗс 2002 года. ^^ Причем данное должностное лицо наделено широкими полномочиями, например, по проверке самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими сообщений о фактах нарушения прав и законных интересов детей; по обращению в суд с заявлением о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов детей. В связи с этим, он вправе истребовать любые материалы, документы и информацию от государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, должностных лиц, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Использование координирующего и проверяющего потенциала уполномоченных по правам ребенка позволит оперативно ставить заслон на недобросовестном использовании анимационных технологий во врем развитию и безопасности здоровья детей.

В-четвертых, важное значение в работе детских спортивно-оздоровительных организаций имеет анимационная деятельность как средство гражданско-

патриотического воспитания молодежи, использование которого в каждом ребенке (особенно в детях, попавших в трудную жизненную ситуацию) раскрывает глубокий личностный потенциал для того, что бы в будущем он мог стать полноправным членом гражданского общества, создать полноценную семью, родить и воспитать своих детей. Так, по мнению А.Ю. Андреевой, эффективное формирование патриотических качеств молодежи на основе использования технологий социально-культурной анимации может осуществляться «при активизации внутренних ресурсов саморазвития личности, направленности ... на рост самосознания и социального творчества; оптимальности, которая представляет собой самостоятельный выбор рода деятельности и мероприятий, соотносящихся с физическими и психическими ресурсами участников.». 1161

Таким образом, анимационные программы по формированию духовно-нравственных качеств личности, а также сохранению и развитию традиционной российской духовности, воспитанию нравственности у детей, должны создавать в детских спортивно-оздоровительных организациях уникальную психолого-физиологическую и культурно-досуговую базу и среду для реализации программ, направленных на физическое и психологическое оздоровление детей, занятие их различными видами спорта, приучение через спорт и занятие физической культурой к общественно полезной и творческой деятельности.

Представляется, что анимационная деятельность в работе детских спортивно-оздоровительных организаций при соблюдении исследованных выше требований, принципов и особенностей должна стать современным творческим связующим звеном для использования иных педагогико-психологических, культурно-творческих и воспитательно-досуговых технологий.

Библиография

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 02.12.2007 № 329-Ф3 // Российская газета.-08.12.2007.-№ 4539.

2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ // Российская газета.-23.11.2011.-№ 263.

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ // Российская газета.-05.08.1998.-№ 147.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.11.2013 № 302-ФЗ // СЗ РФ.-1994.-№32.-Ст. 3301.

5. Закон Краснодарского края «Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае» от 29.12.2004 № 827-КЗ // Кубанские новости.-12.01.2005.-№ 3.

6. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-288 с.

7. Левченко В.Г. Мониторинг физического состояния школьников и подготовка будущих медицинских работников среднего звена к его проведению: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-Майкоп, 1998. - 290 с.

8. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста.-М.: Физкультура и спорт, 1951. - 181 с.

9. Соловьева Т.Ф. Социокультурная анимация в реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» [Электронный

источник]-Режим доступа: http://centrs.ucoz.ru.

10. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие.-М.: Академия, 2007.-288 с.

11. Сайкина Л.В. Технологии социально-культурной анимации в процессе коррекции девиантного поведения подростков: Автореф. дис. ... канд. педагогических наук.-Тамбов, 2007. - С. 11-18.

12. Зуева И.А. Анимационная работа в физкультурно-оздоровительных центрах: Учебное пособие.-Краснодар, КГУФКСТ, 2009. - С. 21-27.

13. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-Ф3 // СЗ РФ.-2011.-№ 1.-Ст. 48.

14. Москалева Т.А., Босов Д.В. Ценностное содержание японской анимации: опасности сексуальной делинкветности [Электронный источник]-Режим доступа: http://www.yavnauke.ru/stati/gumanitarnye-nauki/cenostnoe-soderzhanie-japonskoi-animaci-opasnosti-seksualnoi-delinkventnosti.html.

15. Закон Краснодарского края «Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае» от 26.06.2002 № 498-КЗ // Кубанские новости.-06.07.2002.-№ 132-133.

16. Андреева А.Ю. Технологии социально-культурной анимации как средство патриотического воспитания молодежи: Диссертация ... кандидата педагогических наук.-Тамбов, 2009.-146 с.

17. Позднякова У.С. Социокультурная анимация с участием детей: современные проблемы // Педагогика и просвещение. - 2014. - 2. - С. 30 - 36. DOI: 10.7256/2306-434Х.2014.2.12628.

18. Позднякова У.С. Использование зарубежного опыта социокультурной анимации с участием детей // Педагогика и просвещение. - 2014. - 3. - С. 66 - 75. DOI: 10.7256/2306-434Х.2014.3.12629.

19. Позднякова У.С. Построение типовой модели организации анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и пути их решения (на примере Краснодарского края)// Психология и Психотехника. -2014. - 9. - С. 975 - 983. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.9.12640.

20. Г.В. Крюков Понятие профессиональной адаптации молодежи с ограниченными возможностями здоровья // Психология и Психотехника. - 2011. - 11. - С. 50 - 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.