Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / FINANCIAL MONITORING / ПРЕСТУПНЫЕ ДОХОДЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / FINANCING OF TERRORISM / ОТМЫВАНИЕ ДОХОДОВ / MONEY LAUNDERING / ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / FINANCIAL TRANSACTIONS / ПРОВЕРКИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / INSPECTIONS OF CREDIT INSTITUTIONS / CRIME-GENERATED MONEY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закариева З.М.

В статье обосновывается необходимость усиления борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Создание сложных схем по отмыванию доходов, полученных преступным путем, в банковской сфере требует установления более жестких, прогрессивных критериев прозрачности инструментов контроля за деятельностью субъектов финансового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial monitoring in banking

The necessity of strengthening the fight against money laundering and financing terrorism is justified in the article. The creation of complicated schemes of money laundering in banking requires the establishment of more stringent and advanced criteria of transparency tools to control the activities of the financial market participants.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ»

УДК 347.73 З.М. Закариева

Особенности организации финансового мониторинга в банковской сфере

Дагестанский государственный университет; zakarieva87@mail.ru

В статье обосновывается необходимость усиления борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Создание сложных схем по отмыванию доходов, полученных преступным путем, в банковской сфере требует установления более жестких, прогрессивных критериев прозрачности инструментов контроля за деятельностью субъектов финансового рынка.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, преступные доходы, финансирование терроризма, отмывание доходов, полученных преступным путем, финансовые операции, проверки кредитных организаций.

Одной из важнейших задач развития России на современном этапе является борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В этой связи внедрение, оптимизация и осуществление финансового мониторинга во всех областях финансовой системы России становятся чрезвычайно важными задачами. В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ [1] банки и кредитные организации должны отправлять в Росфинмониторинг сведения о любых операциях с денежными средствами или иным имуществом, сумма которых равна или превышает 600 тыс. руб. (или эквивалентные суммы в валюте), операциях с недвижимостью, совершаемых на сумму 3 млн руб., а также о подозрительных сделках независимо от суммы, на которую они совершаются. Установлен специальный порядок передачи банками в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях.

По инициативе Росфинмониторинга был принят ФЗ от 28 июня 2013 г. № 134-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», который установил более жесткие, прогрессивные, отвечающие зарубежным стандартам критерии прозрачности инструментов контроля за деятельностью субъектов финансового рынка. Изменились процессы документооборота, подготовки внутрибанковских нормативных документов, обучения и переподготовки сотрудников в области знаний основ финансового мониторинга, расширены границы компетентности служб и управлений по безопасности и т. д. Эти изменения позволили снизить финансовые риски и упорядочить систему контроля над финансовыми потоками. Поскольку в финансовых потоках банки выступают как прямые посредники, эти меры усиливают степень их ответственности.

В настоящее время создано достаточно много сложных схем по отмыванию доходов, полученных преступным путем, через банк, совершенствуются методы легализации преступных доходов.

Система противодействия легализации преступных доходов требует от банка обладания полной информацией о своем клиенте. Рекомендации Банка России № 137-Т по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля за легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, утвержденные указанием Центрального Банка № 137-Т от 28.11.2001, продиктованы необходимостью «идентификации и изучения» клиентов банка. Однако существуют определенные разночтения, поскольку в российском законодательстве отсутствует понятие «идентификация лица», и

этот факт создает для банков дополнительный риск ответственности. В этой связи возрастает роль переподготовки и аттестации банковских сотрудников, занимающихся вопросами идентификации клиентов, с целью более углубленного изучения требований ФАТФ, разработанных в качестве международных стандартов для мер по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Идентификация физического лица предполагает действия банка, направленные на определение принадлежности документов лицу, которое их предъявляет в удостоверение своей личности и своих прав при заключении клиентских отношений с банком. Это требование вытекает из п. 1 части 7 ФЗ № 115-ФЗ.

Документы клиента должны быть тщательно проверены на подлинность и наличие необходимых реквизитов. Если при проведении проверки клиента или расследовании уголовного дела выяснится, что клиент пользовался услугами банка, предъявив чужие документы, т. е. нарушил ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ, банк будет являться нарушителем и в его отношении будут приняты все обозначенные в законе меры.

Гораздо сложнее проводить идентификацию клиентов банка, являющихся юридическими лицами. В этом случае банк должен проводить проверку документов юридического лица, удостоверяющих его государственную регистрацию, установление владельцев этого предприятия, получить достоверную информацию о цели и характере деловых отношений. При проверке документов определяется их подлинность и отсутствие ошибок в оформлении. В разработанных рекомендациях ЦБ РФ № 137-Т и Положении ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определен минимальный перечень документов, необходимых для идентификации клиента, однако при появлении необходимости в получении дополнительных сведений банк может использовать для проверки любые надежные и независимые источники.

Если при проведении идентификации клиента, являющегося юридическим лицом, необходимо проводить идентификацию физических лиц, которые являются представителями юридического лица в отношениях с банком, а также непосредственно осуществляющих контроль за этим юридическим лицом, банк должен принимать меры по проверке личности владельцев. Данная проверка позволит получить необходимую информацию о реальных владельцах юридического лица, о лицах, его контролирующих и получающих прибыль от его деятельности. Банк должен на основании соответствующих документов подтвердить, что им предприняты все необходимые меры по идентификации выгодоприобретателей.

Если банк осуществляет трансграничную корреспондентскую деятельность, то, согласно рекомендации ФАТФ, он должен собрать необходимую информацию о характере деятельности банка-респондента, его репутации, мерах внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ все банки должны разработать правила внутреннего контроля, которые включают порядок документального фиксирования информации, условия обеспечения её конфиденциальности, квалификационные требования к подготовке персонала, критерии определения и признаки необычных сделок с учетом особенностей банковской деятельности. Особое внимание должно уделяться разработке программы реализации внутреннего контроля с определением должностных лиц, на которых будет возложена ответственность за соблюдение правил. Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ, для банков установлены обязательные основания доку-

ментального фиксирования информации о имеющей необычный характер сделке, о несоответствии характера сделки заявленным целям функционирования предприятия и т. д.

Если у сотрудников банка возникает уверенность, что определенные сделки проводятся в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, то банк обязан представить в Росфинмониторинг сведения об этих сделках, независимо от того, являются ли они операциями, предусмотренными статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ. На банк возлагается обязанность представить в Росфинмо-ниторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, установленные законом сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю. Таким образом, информирование уполномоченного органа власти зависит от субъективных оценок работников банка, и, как показывает практика, зачастую банки не выполняют надлежащим образом обязанность своевременного представления необходимой информации. Не желая привлекать внимания контролирующих органов к своим клиентам, деловыми отношениями с которыми банк особенно дорожит, руководство некоторых банков уклоняется от обязательного представления информации в Росфинмонито-ринг. Но поскольку Росфинмониторинг использует в своей аналитической деятельности информацию множества независимых источников, то неверное представление банком информации или её отсутствие в определенные сроки сразу вызывает подозрения в нарушении Федерального закона № 115-ФЗ. Известны случаи, когда в Росфинмонито-ринг поступала информация от финансовых разведок многих стран, которые инициативно выявляли и фиксировали сделки и финансовые операции клиентов российских банков, совершаемые ими в других странах. Естественно, это приводит к снижению доверия к тем российским банкам, которые не препятствуют легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Несвоевременное представление банками информации в Росфинмониторинг рассматривается как один из признаков, вызывающих подозрение в наличии связей банка с лицами, легализующими преступные доходы и финансирующими терроризм.

Достаточно сложным является выявление необычных сделок, по которым банки должны отправлять информацию в Росфинмониторинг.

Росфинмониторинг в рамках своих полномочий не должен давать точную оценку финансовым сделкам клиентов, он имеет право сделать вывод об имеющихся признаках отмывания доходов, полученных преступным путем, которые могут быть доказаны или опровергнуты в рамках доследственной проверки, проводимой правоохранительными органами в соответствии со статьей 144 УПК РФ. Однако Росфинмониторинг проводит активную политику в отношении вопросов возбуждения уголовных дел по собственным материалам и старается добиваться, чтобы большее количество этих материалов получило реализацию в уголовно-процессуальном порядке.

Как показывает практика, имеют место ситуации, когда работники банка дают консультации своим клиентам о том, как можно избежать комиссий банка, не привлекать внимания внутрибанковских служб по финансовому мониторингу. Для предотвращения таких ситуаций необходимо внедрять автоматизированные информатизиро-ванные системы, однако следует иметь в виду, что внедрение программных модулей в программные операционные контуры даст соответствующий эффект только при реализации системы подготовки и аттестации кадров в банках, при постоянном совершенствовании нормативного механизма, позволяющего оперативно обнаруживать факты легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Реализация этих направлений позволит обеспечить значительное снижение нарушений Федерального закона № 115-ФЗ.

Анализ существующей практики показывает, что наиболее активную позицию в противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма проявляют относительно давно функционирующие банки, имеющие собственный капитал и хорошую репутацию. Эти банки жестко пресекают возможность проведения любых сделок потенциальным клиентам, подозреваемым в отмывании доходов, получаемых преступным путем, своевременно информируют Росфинмониторинг о сделках, подлежащих обязательному мониторингу, замораживают операции и счета на период расследования службами и управлениями по экономической безопасности, закрывают счета и т. д. Банки проводят жесткий контроль недопущения даже самых мелких ошибок по данному направлению работы.

Различают следующие группы банков, допускающих нарушения в области финансового мониторинга. Первая группа - это небольшие банки, функционирующие несколько лет и имеющие не очень хорошую репутацию, которые позволяют себе игнорировать требования финансового мониторинга, даже если признаки сомнительных сделок очевидны. Вторая группа банков - это банки с участием государственного капитала, имеющие определенную протекцию. Как показывает практика, санкции к этим банкам не применяются.

Росфинмониторинг определяет случаи нарушения законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма и обладает правом применять в отношении этих банков административные санкции. При наличии подозрений, что сделки связаны с легализацией преступных доходов или с финансированием терроризма, уполномоченный орган отправляет соответствующие сведения в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией. Ежегодно по материалам Росфинмониторинга правоохранительные органы РФ возбуждают около 6 тыс. уголовных дел по фактам легализации преступных доходов. Росфинмониторинг имеет право также издавать постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до пяти рабочих дней в том случае, если сведения, полученные в соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, по результатам проверки признаны обоснованными (ФЗ № 115-ФЗ).

Росфинмониторинг ежедневно передает сведения об исполнении российскими банками требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Банк России, особенно в части представления сведений о подлежащих контролю операциях. По информации Росфинмониторинга Банк России организует проверочные мероприятия, по результатам которых к нарушителям применяются такие меры воздействия, как штраф, смена руководства, отзыв лицензии.

Таким образом, между Росфинмониторингом и Банком России обозначено разграничение следующих функций: Росфинмониторинг доводит информацию об обнаруженных нарушениях, а Банк России на основе представленных сведений применяет к банкам-нарушителям банковского законодательства установленные законом меры принуждения.

В 2013 г. функции Банка России были расширены, за ним были закреплены функции финансового мегарегулятора, осуществляющего нормотворческие и надзорные функции на рынке финансовых услуг. Деятельность ЦБ РФ как органа, разрабатывающего подзаконные акты, повышает эффективность борьбы банков с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма путем направления соответствующих инструкций, писем, рекомендаций, многие из которых имеют строго определенный круг пользователей, поскольку информация, содержащаяся в них,

относится к сфере, затрагивающей профессиональную деятельность банковских работников, а также права и законные интересы граждан. В рамках этой работы Банк России проводит проверки кредитных организаций и получает отчеты о выполнении функций в сфере банковского регулирования и банковского надзора для решения вопроса о соответствии деятельности кредитных организаций и их филиалов требованиям ФЗ № 115-ФЗ и нормативным актам Банка России. Решение об организации проверок принимается уполномоченными должностными лицами Центрального банка РФ, и по результатам их проведения исследуются вопросы организации противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Хотя данные проверки не ориентированы на проведение сплошного контроля за деятельностью кредитных организаций в сфере выявления сделок с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, и представления информации о них в уполномоченный орган, проверяющие могут проводить выборочные проверки проведения, учета и оформления банковских операций и сделок.

При организации проверок по обозначенным вопросам проверяются:

- разработанные и утвержденные в кредитной организации правила внутреннего контроля в целях борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, а также программы проведения внутреннего контроля;

- введение в штат специального должностного лица, на которое возлагается ответственность за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ;

- внутренние документы кредитной организации и её филиалов, на основании которых оценивается состояние внутреннего контроля в целях борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма;

- выполнение требований идентификации клиентов, находящихся на обслуживании в кредитной организации;

- выполнение требований по направлению уполномоченному органу информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также связанных с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма;

- выполнение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом, если они попадают под действие ФЗ № 115-ФЗ;

- соблюдение порядка и сроков сохранения необходимых сведений и документов.

Согласно данным годового отчета Росфинмониторинга [5], в 2013 г. количество

кредитных организаций сократилось в РФ по сравнению с 2012 г. на 10,2 %. Из 26 сокращенных банков 12 банков приходится на ЦФО и 7 на СКФО. В 2013 г. были проведены скоординированные целевые действия по уничтожению крупнейших площадок незаконных финансовых операций в Самарской области и Республике Дагестан, в результате которых была ликвидирована инфраструктура незаконных финансовых операций и сокращен ежемесячный объем сомнительных операций более чем в 90 раз. Число банков, действовавших на территории СКФО, в 2013 г. уменьшилось на 14 %, что связано с ликвидацией обнальной площадки в РД.

Таким образом, в настоящее время существенно возрастает роль банков в действующей системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и деятельность банков в борьбе с отмыванием преступных доходов становится приоритетным направлением банковской деятельности. Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ, риски преднамеренного и непреднамеренного соучастия в легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма возложены на банки. Для повышения эффективности этой работы очень важно, чтобы в банках была разработана и внедрена система специальных мер, предусмотренных законодательст-

вом, реализация которых поможет обеспечить юридическую защиту законных прав и интересов банка.

Разработка и внедрение системы финансового мониторинга позволили создать в стране правовой механизм, направленный на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, который «ломает» многие финансовые схемы, вынуждая юридические и физические лица оптимизировать схемы проведения финансовых операций. Можно констатировать, что с момента действия ФЗ № 115-ФЗ наметилась устойчивая положительная динамика роста объема направляемой в Росфинмониторинг информации как о сделках, подлежащих обязательному контролю, так и о подозрительных операциях, при этом значительно увеличилась доля сообщений о подозрительных операциях, выявленных организациями при реализации разработанных программ внутреннего контроля. Сведения о подозрительных операциях составляют более 60 % объема сведений, направляемых кредитными организациями, что свидетельствует об усилении ответственности банков.

Литература

1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: www.consultant/document.

2. Федеральный закон от 28.08.2013 № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»: www.consultant/document.

3. Коваленко Г.Н. Противодействие отмыванию преступных доходов в условиях кризиса // Регламентация банковских операций: документы и комментарии. - 2009. - № 4.

4. Ревенков П.В., Воронин А.Н. Противодействие легализации преступных доходов в Европе // Международные банковские операции. - 2009. - № 5.

5. www.fedsfm.ru/activity/annual_renopts.

Поступила в редакцию 28 мая 2014 г.

UDK 347.73

Financial monitoring in banking Z.M. Zakarieva

Daghestan State University; zakarieva87@mail.ru

The necessity of strengthening the fight against money laundering and financing terrorism is justified in the article. The creation of complicated schemes of money laundering in banking requires the establishment of more stringent and advanced criteria of transparency tools to control the activities of the financial market participants.

Keywords: financial monitoring, crime-generated money, financing of terrorism, money laundering, financial transactions, inspections of credit institutions.

Received 28 May, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.