Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левушкина Светлана Владимировна, Мирошниченко Рузанна Виюловна, Мухорьянова Оксана Анатольевна

Некоммерческие организации в процессе построения комплексной системы финансового управления, а позже и ее применения, сталкиваются с рядом внутренних или внешних сложностей. Первые связаны с тем, что система финансового управления - внутренняя система, работающая постоянно, требующая внутреннего взаимодействия, предполагающая выбор определенных методик и техник. Однако, при этом, она никем и ничем не ограничена и не регламентирована. Единственным ограничителем для системы финансового управления может выступать сама организация с ее интересами. В отношении внешних факторов воздействия на построение и применение системы финансового управления в российских некоммерческих организациях, в первую очередь, необходимо обращать внимание на требования спонсоров и несовершенства налогового законодательства. В качестве источников формирования финансовых и материальных средств НКО могут выступать: единовременные и регулярные финансовые поступления от членов, учредителей, участников; добровольные имущественные пожертвования и взносы; выручка от продажи товаров, работ, услуг; доходы, дивиденды, проценты, получаемые от размещения ценных бумаг, вкладов, долевого участия в коммерческих организациях; доходы от коммерческого использования собственности НКО. Умение разбираться в различных финансовых вопросах для менеджера абсолютно любого уровня имеет большое значение. Финансы объединяют множество связанных между собой функций, начиная с получения и использования фондов, и заканчивая контролем исполнения и решения проблем, как текущих, так и перспективных. Для решения такого рода проблем и принятия эффективных управленческих решений необходимо знать, на что конкретно обращать внимание, что именно спрашивать и где получать ответы на вопросы по финансовым операциям. Не менее важным для повышения эффективности оперативного управления некоммерческой организацией является обладание бухгалтерскими и финансовыми знаниями, ввиду необходимости уметь анализировать финансовые отчеты и делать соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FINANCE NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Non-profit organizations in the process of building an integrated financial management system, and later its application, face a number of internal and external difficulties. The first related to the fact that the financial management system - an internal system that works continuously, requiring internal interaction, suggesting the selection of specific methods and techniques. However, in this case, anyone and it is not limited and is not regulated. The only limitation for the financial management system can serve the organization itself and its interests. With regard to external factors impact on the construction and application of financial management systems in the Russian non-profit organizations, first of all, you need to pay attention to the demands of sponsors and the imperfection of the tax legislation. As the sources of the NGOs financial and material resources can be: non-recurring and regular financial contributions from the members, founders, participants; voluntary property contributions and donations; Revenue from sale of goods, works and services; profits, dividends, interest earned from the placement of securities, deposits, equity participation in commercial organizations; income from the commercial use of property NGO. Ability to understand the various financial issues for the manager absolutely any level is of great importance. Finance combined set of related functions, starting with the receipt and use of funds, and ending with the control of performance and problem solving, both current and prospective. To solve such problems and make effective management decisions need to know exactly what to look for, what to ask and where to get answers to questions on financial transactions. It is equally important to improve the efficiency of operational management is a non-profit organization possessing accounting and financial expertise, in view of the need to be able to analyze financial statements and make appropriate conclusions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Вестник АПК

Ставрополья

УДК 336:061.2

Левушкина С. В., Мирошниченко Р. В., Мухорьянова О. А.

Levushkina S. V., Miroshnichenko R. V., Muhoryanova O. A.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

FEATURES OF FINANCE NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Некоммерческие организации в процессе построения комплексной системы финансового управления, а позже и ее применения, сталкиваются с рядом внутренних или внешних сложностей. Первые связаны с тем, что система финансового управления - внутренняя система, работающая постоянно, требующая внутреннего взаимодействия, предполагающая выбор определенных методик и техник. Однако, при этом, она никем и ничем не ограничена и не регламентирована. Единственным ограничителем для системы финансового управления может выступать сама организация с ее интересами.

В отношении внешних факторов воздействия на построение и применение системы финансового управления в российских некоммерческих организациях, в первую очередь, необходимо обращать внимание на требования спонсоров и несовершенства налогового законодательства.

В качестве источников формирования финансовых и материальных средств НКО могут выступать: единовременные и регулярные финансовые поступления от членов, учредителей, участников; добровольные имущественные пожертвования и взносы; выручка от продажи товаров, работ, услуг; доходы, дивиденды, проценты, получаемые от размещения ценных бумаг, вкладов, долевого участия в коммерческих организациях; доходы от коммерческого использования собственности НКО.

Умение разбираться в различных финансовых вопросах для менеджера абсолютно любого уровня имеет большое значение. Финансы объединяют множество связанных между собой функций, начиная с получения и использования фондов, и заканчивая контролем исполнения и решения проблем, как текущих, так и перспективных. Для решения такого рода проблем и принятия эффективных управленческих решений необходимо знать, на что конкретно обращать внимание, что именно спрашивать и где получать ответы на вопросы по финансовым операциям. Не менее важным для повышения эффективности оперативного управления некоммерческой организацией является обладание бухгалтерскими и финансовыми знаниями, ввиду необходимости уметь анализировать финансовые отчеты и делать соответствующие выводы.

Ключевые слова: финансовые ресурсы, некоммерческие организации, целевой капитал, инвестиционная деятельность.

Non-profit organizations in the process of building an integrated financial management system, and later its application, face a number of internal and external difficulties. The first related to the fact that the financial management system - an internal system that works continuously, requiring internal interaction, suggesting the selection of specific methods and techniques. However, in this case, anyone and it is not limited and is not regulated. The only limitation for the financial management system can serve the organization itself and its interests.

With regard to external factors impact on the construction and application of financial management systems in the Russian non-profit organizations, first of all, you need to pay attention to the demands of sponsors and the imperfection of the tax legislation.

As the sources of the NGOs financial and material resources can be: non-recurring and regular financial contributions from the members, founders, participants; voluntary property contributions and donations; Revenue from sale of goods, works and services; profits, dividends, interest earned from the placement of securities, deposits, equity participation in commercial organizations; income from the commercial use of property NGO.

Ability to understand the various financial issues for the manager absolutely any level is of great importance. Finance combined set of related functions, starting with the receipt and use of funds, and ending with the control of performance and problem solving, both current and prospective. To solve such problems and make effective management decisions need to know exactly what to look for, what to ask and where to get answers to questions on financial transactions. It is equally important to improve the efficiency of operational management is a non-profit organization possessing accounting and financial expertise, in view of the need to be able to analyze financial statements and make appropriate conclusions.

Key words: financial resources to non-profit organizations, the target capital investment activity.

Лёвушкина Светлана Владимировна -

кандидат юридических наук, доцент кафедры менеджмента

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8-918-775-88-57

E-mail: kirachek@mail.ru

Мирошниченко Рузанна Виюловна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового права Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» г. Ставрополь Тел.: 8-928-971-26-14 E-mail: ruzannao@rambler.ru

Lеvushkinа Svetlana Vladimirovna -

PhD in Legal Sciences,

assistant professor of management

Stavropol State

Agrarian University

Stavropol

Теl: 8-918-775-88-57 E-mail: kirachek@mail.ru

Miroshnichenko Ruzanna Viulovna

PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Financial Law

Stavropol branch of the Russian state social University Stavropol

Теl.: 8-928-971-26-14 E-mail: ruzannao@rambler.ru

Мухорьянова Оксана Анатольевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и административного права Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» г. Ставрополь Тел.: 8-962-403-35-69 E-mail: belchenko@inbox.ru

Muhoryanova Oksana Anatolievna -

PhD in Economics, Associate Professor Management and Administrative Law Stavropol branch of the Russian state social University Stavropol

Теl.: 8-962-403-35-69 E-mail: belchenko@inbox.ru

Некоммерческий сектор и организации, его составляющие, занимают значительную долю в российской экономике. На 30 декабря 2015 г. Минюстом зарегистрировано 225 тыс. 489 некоммерческих организаций, их которых 14,7 % функционирует в Москве, 6,6 % - в Московской области, 5,4 % - Санкт-Петербурге, 2,6 % -в Краснодарском крае. По направлениям деятельности среди зарегистрированных НКО 11,4 % - профсоюзные организации, 12,6 % - религиозных организаций, 9,8 % -некоммерческие и общественные фонды, 9,4 % - автономные некоммерческие организации и др. В общей сложности в организациях, относящихся к некоммерческим, трудятся 670 тыс. человек.

Источники финансирования некоммерческих организаций и их структуру представим в виде рисунка 1.

В Российской Федерации единственной формой инвестирования средств в эндаументы выступают денежные средства, и только уже существующий целевой капитал можно пополнять за счет иных активов: недвижимого имущества, ценных бумаг, дивидендов, иных доходов. Однако, зачастую целевые капиталы некоммерческих организаций фактически так и остаются сформированными только лишь за счет денежных средств.

В зависимости от целей, определенных договором пожертвования или завещанием, некоммерческая организация может создавать несколько целевых капитал ов, чт о можно увидеть из рисунка 2.

В России зарегистрировано более 110 фондов целевого капитала, из которых около 50 принадлежат образовательным организациям. Общая же сумма размещенных в целевых капиталах некоммерческих организаций денежных средств, составляет порядка 24 млрд. руб.

Рисунок 1 - Структура источников финансирования некоммерческой организации

96

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

В

Рисунок 2 - Структура целевого капитала некоммерческой организации

В России сегодня в качестве основного механизма благотворительности выступает прямая передача денежных средств непосредственно благополучателям. В качестве альтернативной формы необходимо внедрение принципиально нового для потенциальных доноров механизма оказания поддержки - формирование целевых капиталов (эндаументов) в рамках определенной территории, то есть создание некой структуры в форме специальных Фондов развития отдельных направлений некоммерческого сектора региона (Фонд развития спорта, культуры, искусства и т.д.). И уже через данные фонды на поддержку социальной жизни региона должны будут направляться денежные ресурсы.

Данный подход управления целевым капиталом некоммерческой организации может базироваться на следующей модели движения целевых финансовых ресурсов (рис. 3).

В представленной модели верхний сегмент показывает подготовительный процесс, то есть мероприятия, необходимые непосредственно для формирования целевого капитала. Второй сегмент представляет процесс финансовой деятельности, поскольку для привлечения денежных средств необходима систематическая работа с жертвователями. Третий сегмент - непосредственно инвестиционная деятельность.

Связь третьего и четвертого сегментов определяет момент направления дохода на уставную деятельность некоммерческой организации. Центральный сегмент показывает уставную деятельность некоммерческой организации, результатом которой являются социально значимые блага. И пятый, последний, сегмент показывает деятельность по расформированию целевого капитала [4].

Представленная на рисунке 3 модель позволяет проанализировать финансовую деятельность некоммерческой организации, а также оценить эффективность управления ее финансовыми ресурсами. Предлагаемая модель может быть применена в отношении фондов развития региона, а также в случае создания эндаумента вуза или другой некоммерческой организации [3].

Функционирование в регионе предлагаемых фондов развития позволяет давать следующие преимущества:

- создание единого эндаумента, в котором будут аккумулироваться целевые средства, доходы от которых могут выступить значительным дополнением к доходам некоммерческих организаций;

- фонды будут поддерживать небольшие коллективы, которые не могут создать собственный целевой капитал;

- осуществлять финансовую поддержку инноваций в различных областях некоммерческого сектора: культурно-просветительская, образовательная, спортивная деятельность, театральное искусство и др.;

- проводить экспертизу законодательных инициатив, выдвигаемых некоммерческим сектором;

- консультировать представителей НКО и граждан по вопросам создания, развития и устойчивости некоммерческих организаций;

- осуществлять социальное партнерство в регионе, а также международное сотрудничество [3].

В пределах своей компетенции законодательные органы разных уровней могут оказывать финансовую и экономическую поддержку некоммерческим организациям в различных формах, в том числе:

а) предоставление льгот по уплате налогов и сборов и платежей НКО, созданным в образовательных, научных, благотворительных и культурных целях, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья граждан;

б) освобождать от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом, как частично, так и полностью;

в) размещать на конкурсной основе государственные и муниципальные заказы среди некоммерческих организаций;

г) предоставлять физическим лицам и организациям, оказывающим поддержку некоммерческим организациям, льготы по уплате налогов.

Рисунок 3 - Предлагаемая модель управления целевыми финансовыми ресурсами

некоммерческой организации

В организации финансовой деятельности НКО важным моментом являются также:

- предоставление возможности ведения предпринимательской деятельности законодательно и на основании решения собрания учредителей, участников, членов;

- наличие за результаты хозяйственной деятельности субсидиарной материальной и финансовой ответственности ее учре-дителей,участников, членов;

- в случае выхода учредителей из НКО, необходимость возврата им внесенных при

создании организации материальных и финансовых средств.

Финансовое регулирование НКО со стороны государства может выступать в качестве одного из источников формирования ее финансовых ресурсов. Государственное финансовое регулирование некоммерческих организаций -это совокупность применяемых государством форм и методов с целью формирования финансовых ресурсов, осуществляемое путем прямого либо косвенного финансирования через соответствующую финансовую поддержку.

98

,,„ „„„„, щ ^ Ставрополья

научно-практическии журнал

В качестве инструментов прямого государственного финансирования деятельности НКО могут выступать: прямое финансирование из бюджетов разных уровней; размещение государственного заказа; участие в грантах; выполнение государственных контрактов; софинан-сирование [2].

В качестве косвенных инструментов государственной финансовой поддержки НКО могут выступать: льготное кредитование некоммерческих организаций; применение льготных налоговых режимов, предоставление налоговых льгот; финансовая помощь при формировании материально-технической базы НКО и т.д. [10].

Существует ряд особенностей при оказании НКО государственной финансовой поддержки: оказывается такая поддержка некоммерческим организациям в соответствии с законодательством, определяющим ее формы и методы, особенности предоставления такой поддержки, однако для ее получения организация должна соответствовать, например, таким критериям, как приоритетное право на государственную финансовую поддержку;

как правило, предоставление государственной финансовой поддержки носит целевой характер: субсидии, гранты, бюджетные средства выделяются на определенные цели, и некоммерческая организация за целевой характер их использования несет ответственность;

государство может использовать также косвенные методы поддержки, направленные на сокращение расходов, например, льготы по налогам, кредитам;

финансирование ряда некоммерческих организаций в России осуществляется практически полностью за счет бюджетных источников,

как правило, это бюджетные учреждения, которые ведут свою деятельность на основе системы государственного заказа.

На современном этапе сектор некоммерческих организаций в РФ находится только на стадии становления, поэтому государственная финансовая поддержка выступает важным источником его развития.

Результатом проведенного издательской группой «ДИС» в 2013 году опроса становится вывод о необходимости развития механизмов государственной поддержки. Структурно ответы по поводу наиболее предпочтительных форм государственной поддержки представлены в таблице 1.

Общая сумма весов приведенных в таблице 1 ответов составляет больше 100 %, поскольку респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов. Из результатов исследования можно сделать вывод, что основной формой поддержки со стороны государственных органов некоммерческие (социальные) предприниматели видят финансовую поддержку - 47 % от общего количества респондентов. В качестве желаемых видов финансовой поддержки, чаще всего звучали: льготное кредитование и налогообложение, льготы на аренду помещений и оплату коммунальных услуг; предоставление субсидий [8, 9].

Законодательством РФ предусмотрено несколько видов источников внешнего финансирования НКО, представленных на рисунке 4. В законодательстве также обращается внимание на то, что государственная финансовая поддержка в форме льгот и по налогам и сборам носит общий, а не индивидуальный характер [11].

Таблица 1 - Желаемые формы поддержки НКО со стороны органов власти

№ Формы поддержки %

1 Финансовая поддержка НКО (субсидии, льготы) 47

2 Ресурсная поддержка (аренда помещений, земель, рекламные площади) 22

3 Административная поддержка (правовое регулирование, устранение препятствий, диалог между НКО и органами государственной власти) 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Информационная поддержка (консультации, обучение) 14

5 Оптимизация организации конкурсов, государственного заказа 10

6 Не нуждается в поддержке во стороны органов власти 17

7 Затруднились ответить 11

Федеральные гр анты (гр анты ^1инпстерства эк)оно:тлгче с ног о

ра-звпгпя. презнденгскне гр ангы)

Региональные грангы (субсидии г-лгнпстерств эвономпче "ног о ра^вптл субъекгоЕ РФ. грангы глав регионов}

V

Донорские средства (средства

кр 'ТЕНЬ К ККО.

фондов)

Частные пожертвования (меценатство.

система пржяечеиия частных средств. злектроннал блат оте орлгель-ность)

Рисунок 4 - Источники внешнего финансирования некоммерческих организаций

Конкурс президентских грантов впервые он состоялся в 2005 г., и проводится на основании распоряжения главы государства. В 2014 г. общий денежный фонд грантов составил 2 млрд. 698 млн. руб., победителями стали 347 НКО, было отобрано 1,2 тыс. проектов. В 2015 г. на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, реализующих проекты в социальной сфере и в сфере защиты прав и свобод человека, из федерального бюджета было выделено 4 млрд. 228 млн. 200 тыс. руб., поддержку получили 1,4 тыс. проектов НКО из 78 субъектов РФ. Всего в 2015 г. грантовая поддержка НКО составила почти 6 млрд. руб. [7]. В 2014 г. финансовая господдержка институтов гражданского общества в России составила около 10 млрд. руб. Финансирование некоммерческих структур через президентские гранты увели-

чилось более чем в три раза, для реализации социально значимых проектов было выделено более 3 млрд. 200 млн. руб.

Таким образом, на современном этапе развития некоммерческого сектора государственная финансовая поддержка некоммерческих организаций играет существенную роль в формировании их финансовых ресурсов. Такая поддержка может быть реализована в различных формах, а состав и особенности их применения определяют эффективность государственной поддержки некоммерческих организаций. Применение системного подхода к финансовому управлению в некоммерческой организации позволит значительно упростить решение возникающих спорных вопросов, анализировать сложившуюся ситуацию быстрее, принимать более эффективно управленческие решения, а также обосновывать их.

Литература

1. Грищенко А. В. Формируем целевой капитал некоммерческой организации // Справочник экономиста. 2010. № 5. C. 83.

2. Грищенко Ю. И. Особенности применения финансовых инструментов некоммерческими организациями // Некоммерческие организации в России. 2013. № 2. С. 43-48.

3. Грязнова А. Г., Маркина Е. В. Финансы : учебник. М. : Финансы и статистика, 2014. 224 с.

4. Ермаков В. Ф. Государство и коммерция // Вестник кооперации. 2013. № 8. С. 23-30.

5. Кузьмин Г. В. Некоммерческие организации : справочник руководителя. М. : Вершина, 2013. 272 с.

6. Макальская М. Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России . Созда -ние. Права. Налоги. Учёт. Отчётность. М. : Дело и сервис, 2014. 815 с.

7. Некоммерческие организации в России [Электронный ресурс]. URL. http://tass.ru/ info/671635

8. Панасенко С. В. Сценарные варианты стратегии развития некоммерческих организаций на среднесрочную перспективу // Сборник научных трудов / СевКавГТУ. 2014. № 5. С. 14-17.

9. Сойфер Т. В. Актуальные направления развития гражданского законодательства о некоммерческих организациях // Российская юстиция. 2014. № 3. С. 8-10.

10. Финансовые и учетно-аналитические аспекты развития современной экономики / Е. И. Костюкова, Ю. М. Склярова, С. Г. Шматко [и др.] / Ставропольский государственный аграрный университет (Россия). Ставрополь, 2015. 123 с.

11. Юрьева Т. В. Некоммерческие организации: экономика и управление. М. : Русская деловая литература, 2012. 224 с.

References

1. A. V. Grishchenko Form a financial endowment / Directory economist. 2010. № 5. P. 83.

2. Grishchenko Y. I. Features of financial instruments // non-profit organizations Nonprofit organizations in Russia. 2013. № 2. P. 43-48.

3. Hraznova A. G., Markina E. V. Finance: a textbook. M. : Finance and Statistics, 2014. 224 p.

4. Ermakov V. F. State and Commerce // Herald of cooperation. 2013. № 8. P. 23-30.

5. G. V. Kuzmin Non-profit organizations: sprav. ruk. M .: Vertex, 2013. 272 p.

6. Makalskaya M. L., Pyrozhkov N. A. Non-profit organizations in Russia. Creature. Rights. Taxes. Accounting. Accountability. M. : Business and Service, 2014. 815 p.

7. Non-profit organizations in Russia //http:// tass.ru/info/671635

8. Panasenko S. V. Scenarios for the development of the strategy of non-profit organizations in the medium term // Collection of scientific works NCSTU. 2014. № 5. P. 14-17.

9. Soifer T. V. Actual directions of development of the civil legislation on NGOs // the Russian justice. 2014. number 3. P. 8-10.

10. Financial and accounting and analytical aspects of the development of modern economics / Kostyukova E. I., Sklyarov Y. M., Shmatko S. G. et al. // Stavropol State Agrarian University (Russia). - Stavropol, 2015. P. 123.

11. Yuryeva T. V. Non-profit organizations: Economics and Management. M. : Russian business literature, 2012. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.