Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ФИНАНСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / ГРАНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурахманов Шамиль Гаджикурбанович

Функционирование финансового механизма некоммерческой организации в условиях современной экономики достаточно специфично. Прежде всего, это проявляется в формах и видах организации финансовых отношений некоммерческих организаций, а также в методах формирования и использования финансовых ресурсов. На сегодняшний день финансы некоммерческих организаций являются все еще малоизученной категорией. Изучение финансов некоммерческих организаций, проблемы функционирования их финансового механизма, а также финансовый аудит некоммерческих организаций, как внутренний, так и внешний, являются актуальными вопросами. На основе проведенных исследований доли некоммерческих организаций в макроэкономических показателях, можно говорить о том, что постепенно увеличивается степень влияния некоммерческих организаций на экономические, политические и социальные процессы как внутри стран, так и на весь мир в целом. Автором публикации проводится анализ текущего правового регулирования деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации. Выявляются потенциальные возможности и проблемы развития функционирования финансового механизма некоммерческих организаций. Как показывают текущие мировые тренды, использование некоммерческих организаций в качестве инструмента оказания государственных и муниципальных услуг, выполнения работ, включая закупку товаров для обеспечения государственных нужд, показало высокую эффективность в зарубежных странах. В Российской Федерации данная форма организации имеет большое будущее, так как с помощью некоммерческих организаций государство способно поддерживать на необходимом уровне или развивать те сферы, где коммерческие организации не способны извлекать прибыль. В то же время необходимо более глубокое изучение финансового механизма некоммерческих организаций, его регулирование, и контроль за использованием средств, а также вопроса привлечения финансовых ресурсов для эффективного осуществления целевой деятельности организации. Данные аспекты позволят решить основные проблемы, связанные с функционированием и развитием некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдурахманов Шамиль Гаджикурбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT OF THE FUNCTIONING OF THE FINANCIAL MECHANISM OF A NON-PROFIT ORGANIZATION

The functioning of the financial mechanism of a non-profit organization in the conditions of the modern economy is quite specific. First of all, this is manifested in the forms and types of organization of financial relations of non-profit organizations, as well as in the methods of formation and use of financial resources. To date, the finances of non-profit organizations are still a little-studied category. The study of the finances of non-profit organizations, the problems of the functioning of their financial mechanism, as well as the financial audit of non-profit organizations, both internal and external, are topical issues. Based on the research conducted on the share of non-profit organizations in macroeconomic indicators, it can be said that the degree of influence of non-profit organizations on economic, political and social processes both within countries and on the whole world is gradually increasing. The author of the publication analyzes the current legal regulation of the activities of non-profit organizations in the Russian Federation. The potential opportunities and problems of the development of the functioning of the financial mechanism of non-profit organizations are identified. As the current global trends show, the use of non-profit organizations as a tool for providing state and municipal services, performing works, including the purchase of goods to meet state needs, has shown high efficiency in foreign countries. The purpose of this scientific article is to study the functioning of the financial mechanism of non-profit organizations, their features and problems, as well as to fix areas for improving the functioning of the financial mechanism of non-profit organizations in the Russian Federation. To achieve this goal, the following tasks are set: to study the theoretical features of the financial mechanism of non-profit organizations, to analyze the main types and forms of financial relations of non-profit organizations. To analyze the current legal regulation of the activities of non-profit organizations in the Russian Federation and foreign countries. To identify potential opportunities and problems of the development of the functioning of the financial mechanism of non-profit organizations. The object of research of this work is the peculiarities of the formation, use of financial resources, control over their use within the financial mechanism of a non-profit organization. The subject of the study is the Russian and foreign practice of functioning of non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №5, Том 13 / 2021, No 5, Vol 13 https://esj.todav/issue-5-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/42ECVN521.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Абдурахманов, Ш. Г. Проблемы и пути развития функционирования финансового механизма некоммерческой организации / Ш. Г. Абдурахманов // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 5. — URL: https://esj.today/PDF/42ECVN521 .pdf

For citation:

Abdurakhmanov Sh.G. Problems and ways of development of the functioning of the financial mechanism of a nonprofit organization. The Eurasian Scientific Journal, 13(5): 42ECVN521. Available at: https://esj.today/PDF/42ECVN521 .pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 334.7

Абдурахманов Шамиль Гаджикурбанович

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

E-mail: Shamil270102@mail.ru

Проблемы и пути развития функционирования финансового механизма некоммерческой организации

Аннотация. Функционирование финансового механизма некоммерческой организации в условиях современной экономики достаточно специфично. Прежде всего, это проявляется в формах и видах организации финансовых отношений некоммерческих организаций, а также в методах формирования и использования финансовых ресурсов. На сегодняшний день финансы некоммерческих организаций являются все еще малоизученной категорией. Изучение финансов некоммерческих организаций, проблемы функционирования их финансового механизма, а также финансовый аудит некоммерческих организаций, как внутренний, так и внешний, являются актуальными вопросами. На основе проведенных исследований доли некоммерческих организаций в макроэкономических показателях, можно говорить о том, что постепенно увеличивается степень влияния некоммерческих организаций на экономические, политические и социальные процессы как внутри стран, так и на весь мир в целом. Автором публикации проводится анализ текущего правового регулирования деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации. Выявляются потенциальные возможности и проблемы развития функционирования финансового механизма некоммерческих организаций. Как показывают текущие мировые тренды, использование некоммерческих организаций в качестве инструмента оказания государственных и муниципальных услуг, выполнения работ, включая закупку товаров для обеспечения государственных нужд, показало высокую эффективность в зарубежных странах. В Российской Федерации данная форма организации имеет большое будущее, так как с помощью некоммерческих организаций государство способно поддерживать на необходимом уровне или развивать те сферы, где коммерческие организации не способны извлекать прибыль. В то же время необходимо более глубокое изучение финансового механизма некоммерческих организаций, его регулирование, и контроль за использованием средств, а также вопроса привлечения финансовых ресурсов для эффективного осуществления целевой деятельности организации. Данные аспекты позволят решить основные проблемы, связанные с функционированием и развитием некоммерческих организаций.

Ключевые слова: финансовый механизм; финансы некоммерческих организаций; правовое регулирование; финансовый аудит; гранты; социальная сфера

Введение

На сегодняшний день финансы некоммерческих организаций являются все еще малоизученной категорией. Изучение финансов некоммерческих организаций, проблемы функционирования их финансового механизма, а также финансовый аудит некоммерческих организаций, как внутренний, так и внешний, являются актуальными вопросами. На основе проведенных исследований доли некоммерческих организаций в макроэкономических показателях, можно говорить о том, что постепенно увеличивается степень влияния некоммерческих организаций на экономические, политические и социальные процессы как внутри стран, так и на весь мир в целом.

Основной причиной тенденции роста влияния некоммерческих организаций на макроэкономическую ситуацию в стране и мире является тот факт, что данный вид юридических лиц представляет собой основу «третьего некоммерческого сектора». Тем самым они становятся одним из основных субъектов рыночных отношений, так как предоставляют услуги, в том числе оказание социальной поддержки обществу, создают большое количество рабочих мест, а также реализуют множество важных проектов в различных сферах. Как показывают текущие мировые тренды, использование некоммерческих организаций в качестве инструмента оказания государственных и муниципальных услуг, выполнения работ, включая закупку товаров для обеспечения государственных нужд, показало высокую эффективность в зарубежных странах. В Российской Федерации данная форма организации имеет большое будущее, так как с помощью некоммерческих организаций государство способно поддерживать на необходимом уровне или развивать те сферы, где коммерческие организации не способны извлекать прибыль. В то же время необходимо более глубокое изучение финансового механизма некоммерческих организаций, его регулирование, и контроль за использованием средств, а также вопроса привлечения финансовых ресурсов для эффективного осуществления целевой деятельности организации. Данные аспекты позволят решить основные проблемы, связанные с функционированием и развитием некоммерческих организаций.

Целью научной публикации является: изучение функционирования финансового механизма некоммерческих организаций, их особенности и проблемы, а также зафиксировать области для улучшения функционирования финансового механизма некоммерческих организаций в Российской Федерации.

1. Материалы и методы

Особенности финансового механизма зависят от субъекта финансовых отношений. Некоммерческие организации, коммерческие организации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, домашние хозяйства имеют различную специфику функционирования финансового механизма. Это выражается в первую очередь в формировании финансовых ресурсов. Для достижения поставленной цели автор публикации ставит перед собой следующие задачи.

• Изучить теоретические особенности финансового механизма некоммерческих организаций, провести анализ основных видов и форм финансовых отношений некоммерческих организаций.

• Проанализировать текущее правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации и зарубежных странах.

• Выявить потенциальные возможности и проблемы развития функционирования финансового механизма некоммерческих организаций.

При написании работы были использованы научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего факторного анализа финансового состояния организации: монографический, абстрактно-логический, системно-структурный. Кроме того, работу составляют общие положения системного подхода к анализу экономических процессов в деятельности хозяйствующего субъекта, принципы дедукции и индукции в обработке информации, общие принципы моделирования экономических систем.

Информационная база публикации работы содержит отечественную и переводную учебную литературу, статистическую информацию, представленную в публикациях ведущих российских и зарубежных ученых, а также информацию из внутренних документов хозяйствующего субъекта и интернет-источников.

Объект исследования данной работы — особенности формирования, использования финансовых ресурсов, контроль за их использованием в рамках финансового механизма некоммерческой организации.

Предмет исследования — российская и зарубежная практика функционирования некоммерческих организаций.

2. Результаты и обсуждение

В настоящее время прослеживается интерес государства к развитию социально-ориентированному некоммерческому сектору. Выражается данный факт в инициировании многочисленных мероприятий на высшем государственном уровне, которые направлены на оказание государственной поддержки и стимулировании гражданских инициатив в социальной сфере [1]. Примерами могут являться нормативно-правовые акты, такие как: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 года № 713 «О предоставлении поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям»1; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 года № 1054-р «Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации»; Федеральный закон от 5.04.2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций»; в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» действует подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

Таблица 1

Подпрограмма 4 «Повышение эффективности государственной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций»

Статус Объем средств федерального бюджета (тыс. руб.)

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Подпрограмма 4 1 682 999,6 1 698 344,7 1 723 574,6 1 723 574,6 1 683 499,6 1 723 499,6 1 763 499,6 1 813 499,6

Составлено автором на основе источника2

Однако данные меры все еще не носят системный характер и не способны обеспечить плановых показателей, необходимых для формирования российской модели государственной поддержки социально ориентированного сектора. Поэтому, необходимость изучения и анализа регулирования и поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям».

2 Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»». Страница 3 из 13

организаций в зарубежных странах становится все более актуальным. Необходимо рассматривать именно «либеральную» модель межсекторного взаимодействия в социальной сфере, функционирующая в государствах, в которых социально ориентированных третий сектор долгое время успешно является партнером государства в вопросах решения социальных проблем, а некоммерческие организации в данной сфере зарекомендовали себя как эффективные партнеры в решении общественных проблем. Для «либеральной» модели межсекторного взаимодействия некоммерческих организаций и государства в социальной сфере характерен ряд факторов [2]:

• Упрощенный порядок и процедуры государственной регистрации социально ориентированных некоммерческих организаций. Примером может служить законодательство США в сфере регистрации некоммерческой организации. Для регистрации «неприбыльной» корпорации во многих штатах необходимо заполнить специальную регистрационную форму, состоящей из шести вопросов анкеты. Специальным законом фиксируется 30 целевых направлений деятельности некоммерческих организаций, из которых необходимо выбрать одно.

• Упрощенный порядок освобождения некоммерческих организаций, действующих в данной сфере, от налогов. В США учредителю некоммерческой организации необходимо подать в Департамент внутренних доходов штата специализированную четырехстраничную декларацию и отчет о своей деятельности.

• Высокий уровень конкурсных механизмов межсекторного взаимодействия в социальной сфере. На основе соответствующего опыта межсекторного партнерства можно выделить следующие конкурсные формы взаимодействия государства и некоммерческих организаций: социальный грант и социальный заказ. На практике зарубежных стран данные формы взаимодействия подтвердили свою эффективность, а также продемонстрировали высокий уровень адаптивности к особенностям социально-экономического развития государства. С учетом данных обстоятельств социальный грант и заказ могут эффективно применяться в условиях нехватки бюджетных ресурсов, низкого уровня взаимодействия государства и некоммерческих организаций, слабой результативности программно-целевого подхода и необходимости удовлетворения дифференцированных потребностей общества. Основное отличие социального гранта и социального заказа заключается в методике реализации. Социальный заказ представляет собой более жесткую форму партнерства между организацией и государством, чем социальный грант. Дело в том, социальный заказ ориентирует некоммерческую организацию на достижение заданных результатов при минимальных затратах. Основной задачей заказа является рациональное расходование ограниченных ресурсов в целях достижения поставленных целей с соблюдением всех механизмов, методологий, способов реализации, которые требует заказчик. Социальный грант и социальный заказ представляют собой конкурсные механизмы. Существует два основных назначения конкурсного механизма [5]. Во-первых, конкурсный механизм имеет реальный соревновательный характер. Во-вторых, должны быть представлены проекты, которые соответствуют приоритетам конкурса. Социальный грант и заказ направлены на повышение уровня эффективности социально-экономической и управленческой работы в процессе взаимодействия сторон. Финансовая эффективность социального заказа и социального гранта обеспечивает соотношение административных затрат некоммерческой организации и затрат на проведение конкурса, обучение проектной культуре, консультирование в процессе подготовки проектов на конкурс с реальными результатами проектов. Данные меры позволяют значительно снизить затраты на реализацию государственных программ в социальной сфере. Технологии социального гранта и заказа включают в себя также процесс привлечения инвестиций отечественных и иностранных спонсоров. Социально-экономическая эффективность заключается в высокой адаптивности к конкретным нуждам для реализации проекта в

конкретном регионе, в инновационности и оригинальности подходов к решению социальных проблем [6]. Вышеперечисленные факторы делают социальный грант и социальный заказ актуальными и действенными формами взаимодействия государственной и муниципальной власти и некоммерческих организаций в социальной сфере, как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации. Так, в 2016 году в Норвегии в форме социального гранта было реализовано 87 % межсекторных социальных проектов. В Швеции и Канаде — 79,9 % и 83,4 %.

• Точная проработанность нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие некоммерческих организаций с государством на региональном уровне, учитывающей социально-экономическую, этническую и географическую специфику территории. Так, в соответствии с законодательством многих штатов США о государственной поддержке и стимулировании социально ориентированного третьего сектора детально проработаны. В законе «О некоммерческих организациях» прописаны все вопросы, связанные с межсекторным взаимодействием, включающие в себя как приоритеты социальной политики определенного штата, так и процесс регламентирования межсекторного сотрудничества.

• Развитая система стимулирования социальной вовлеченности частного бизнеса. В США развита культура благотворительности, которая выражается в большом количестве филантропических программ, связанных с деловой активностью и маркетинговой стратегией бизнеса. Как следствие, каждая денежная единица, вложенная в благотворительность, гарантирует предпринимателю конкретную выгоду, которая заключается, в первую очередь, в укреплении деловой репутации данного предпринимателя. Благодаря данному фактору, быстрыми темпами формируется слой этичных инвесторов в США, в который входят развивающиеся группы акционеров, уделяющие особое внимание актуальным вопросам в социальной сфере, но при условии отсутствия сокращения доходов от их вложений. К категории данных инвесторов относят: физические лица, фонды, трасты, религиозные и учебные заведения, определенные компании, финансовые институты, такие как аннуитеты. Также следует отметить, что в 1997 году совокупный объем этичных инвестиций достиг 600 миллиардов долларов, тогда был создан «Социальный индекс Домини 400» — индекс цен на обыкновенные акции четырехсот компаний США, выбранных после оценки деятельности данных компаний по разным социальным и экологическим критериям. При определении данного индекса исследователи выявили тенденцию устойчивого роста доходов от «этичных инвестиций» как в США, так и в других развитых странах.

• Развитие экономических основ функционирования социально ориентированных некоммерческих организаций. В Великобритании, как и во многих других европейских странах, организации третьего сектора на сегодняшний день составляют основу экономического комплекса социальной сферы. Наметилась тенденция передачи основной части прав и ответственности за социальное благополучие граждан в негосударственный сектор. В 2016 году доходы социально-ориентированных некоммерческих организаций из частных привлеченных источников в 38 развитых странах составили 49 % от общей доли доходов.

• Активное внедрение инноваций в рамках межсекторного партнерства в социальной сфере. Кроме использования системы социальных грантов и заказов, налоговых льгот для некоммерческих организаций, в ряде развитых стран разрабатываются и успешно функционируют различные инновации в сфере экономики и менеджмента. К ним можно отнести: использование ваучеров при возмещении стоимости оказанных услуг некоммерческой организацией; различные формы государственного стимулирования «добросовестного управления» социально ориентированными некоммерческими организациями.

На основе вышеперечисленных факторов можно говорить о том, что «либеральная» модель государственного взаимодействия, поддержки и контроля социально ориентированных некоммерческих организаций, а также ее элементы могут успешно использоваться в третьем

секторе Российской Федерации. Однако, при внедрении данной модели, следует учитывать правовые особенности предоставления финансовой поддержки некоммерческим организациям в Российской Федерации, а также особенности социально-экономического развития нашей страны [8].

На сегодняшний день основным мероприятием в рамках модернизации социального сектора в Российской Федерации и развития некоммерческих организаций, действующих в данной сфере, должно быть расширение экономической самостоятельности и открытости этих некоммерческих организаций. Это мероприятие содержит в себе ряд направлений: реализация принципов государственно-общественного управления некоммерческой организацией; повышение ответственности при минимизации отчетности; реализация принципа самостоятельности некоммерческих организаций при помощи новых финансово-экономических механизмов; глобальное внедрение и развитие структуры открытого электронного мониторинга, а также обязательной публичной отчетности некоммерческой организации на постоянной основе [3].

В Российской Федерации основным направлением по улучшению функционированию социального сектора должно быть совершенствование работы по обеспечению государственно-общественного характера управления в социальном секторе. Также регулярно должна актуализироваться нормативно-правовая база, которая регулирует деятельность некоммерческих организаций в данной сфере. Структура органов государственно-общественного управления должна формироваться на региональном, муниципальном и внутриорганизационном уровнях. Органы государственно-общественного управления должны обладать полномочиями, позволяющими определять программы развития некоммерческих организаций, контролировать их хозяйственно-экономическую деятельность, эффективность привлечения и использования бюджетных и внебюджетных средств. Важно, чтобы некоммерческие организации в социальной сфере расширяли свою деятельность, внедряли электронные сервисы и приложения для потенциальных потребителей их услуг.

Возвращаясь к решению проблемы формирования и функционирования фонда целевого капитала, необходимо проанализировать и сопоставить преимущества и недостатки исследуемого института, так как, по мнению многих западных ученых и специалистов в сфере инвестиций, целевой капитал НКО представляет из себя устоявшуюся форму финансирования некоммерческих организаций. Главными преимуществами этого института являются: потенциал к развитию благотворительной деятельности; повышение уровня финансовой устойчивости некоммерческой организации; снижение уровня рисков при процессе фандрайзинга благодаря тому, что происходит централизованное аккумулирование финансовых ресурсов, полученных от благотворителей, а также гарантии их сохранности

Анализируя функционирование фонда целевого капитала в соответствии с результатами теоретических и прикладных разработок применения механизма целевого капитала зарубежных экономистов, таких как: Б. Джонстоун, Дж. Лернер, Д. Ньюман, Дж. Ванг, была разработана структура фонда целевого капитала, представленная двумя схемами. Так, организации фонда целевого капитала собственников и бенефициаром доходов является одна организация. При данном варианте организации механизма фонда целевого капитала расходы, которые финансируются за счет доходов эндаумента, подлежат обособленному бухгалтерскому учету. Ведения бухгалтерского учета и отчетности должны подлежать ежегодному аудиту, если доходы от эндаумента составили более определённой суммы, установленной соответствующими нормативно-правовыми актами [4].

В следующем механизме при организации фонда целевого капитала собственником денежных средств, которые были получены в качестве благотворительности, является

Страница 6 из 13

[10; 11].

42ECVN521

специализированный фонд, а получателем дохода от пожертвований выступает некоммерческая организация. Функции специализированного фонда сводятся к формированию, централизации денежных средств, поступающих от благотворителей, и распределению доходов, которые были получены от вложения благотворительных средств в активы других организаций в отдельном регионе.

Сравнивая оба механизма функционирования фонда целевого капитала, можно говорить о том, что второй инструмент имеет ряд преимуществ перед первым. По условиям первого механизма некоммерческая организация может осуществлять только определенные виды деятельности. Также, необходимым условием является создание попечительского совета фонда, который будет осуществлять контроль за использованием доходов, полученных при вложении благотворительных денежных средств в активы других организаций. Попечительский совет должен разрабатывать и корректировать финансовый план по доходам, а также их реализации в рамках эндаумента. Он также определяет конкретное назначение, цели расходования денежных средств и сроки, на которые формируется эндаумент. Специализированные фонды, капитализирующие благотворительные пожертвования при схеме, где собственником денежных средств выступает специализированный фонд, могут создаваться как самими некоммерческими организациями, так и иными юридическими лицами в форме фонда. При использовании второго механизма эндаумента некоммерческие организации также имеют ограничения по видам деятельности, однако при этом освобождаются от большей части ограничений по схеме работы. Из этого следует, что второй механизм проще в работе и организации на местах3.

Анализируя сегодняшнюю ситуацию с взаимодействием некоммерческих организаций и государства в Российской Федерации, необходимо говорить о том, что есть положительные примеры, которые позволяют эффективно и в разумные сроки развивать важные сфера жизни общества. Таким примером является деятельности Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий. Его основной задачей является привлечение частных российских и зарубежных инвестиций в научную и образовательную сферу, повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего бизнеса в сфере высоких технологий. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2013 года № 1144 устанавливаются порядок и правила предоставления субсидий некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра Сколково» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Данные субсидии предоставляются в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год и плановый период, а также лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации. Также предусмотрен договор между Минфином и Фондом «Сколково» с установленными формами отчета об исполнении бюджета Фонда, правилами и процедурами возврата субсидий в федеральный бюджет в случае установления факта нарушения их использования, по итогам проверок Министерства финансов Российской Федерации и других уполномоченных органов4. Ответственность за недостоверные сведения в Министерство финансов Российской Федерации, а также за несоблюдение Фондом Сколково цели и условий предоставления субсидий несет исполнительный орган

3 Приказ Федерального агентства по управлению государственного имущества от 02.03.2016 № 80 «Методические рекомендации по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции в акционерных обществах с участием Российской Федерации».

4 Приказ № 077-Пр от 30.03.2017 «Об утверждении Антикоррупционной политики Некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий».

некоммерческой организации2. Необходимый объем средств субсидий на определенный квартал, который необходим для достижения цели предоставления субсидий (Б1) определяется по следующей формуле:

= Бхрй + СаБЬси (2.1)

где: Ехрй — прогнозный объем расходов Фонда Сколково на 1-й квартал;

СавИсн — остаток средств субсидий на счетах Фонда на конец 1-ого квартала.

Остаток средств субсидий на счетах Фонда Сколково на конец 1-ого квартала (СавЬсн) определяются по следующей формуле:

СазЬсн = - х Ехрй+1 (2.2)

где: Ехрй+1 — прогнозный объем расходов Фонда Сколково на квартал, следующий за 1-м кварталом.

При определении расчетной величины запрашиваемого объема субсидий (Б^ 1) используется следующая формула:

Sreq 1 - Бор1 (2.3)

где: — это расчетный объем средств субсидий, необходимый для достижения цели предоставления субсидии, на 1-ый квартал;

Бор1 — не использованный на начало 1-ого квартала остаток субсидий, предоставленных в иные периоды до начала 1-ого квартала.

В целях контроля за правовым использованием бюджетных средств Фонд Сколково обязан предоставлять уточненные поквартальный прогноз в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса от Министерства финансов Российской Федерации, а также отчет об осуществлении расходов, источником финансирования которых являются субсидии. Министерство финансов Российской Федерации учитывает объемы и сроки перечисления субсидий при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, этот прогноз необходим при составлении кассового плана исполнения федерального бюджета.

Система внутреннего аудита в Фонде развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий на сегодняшний день является ярким примером внедрения передовых практик функционирования систем внутреннего контроля некоммерческой организации в сфере закупок; комплексной системы контроля за проектированием и строительством объектов; системы контроля за участниками проекта — грантополучателями и иными контрагентами. Стоит выделить систему внутреннего контроля данной некоммерческой организации в сфере противодействия коррупции. Высокая эффективность системы внутреннего контроля в сфере закупок в Фонде Сколково связана в первую очередь с эффективным функционированием развитой системы специализированных структурных подразделений, занимающихся внутренним контролем по вопросам данной сферы, в том числе: департамент по закупкам; управление по отбору подрядных организаций, департамент экспертизы; департамент по безопасности и взаимодействию с органами государственной власти. С внедрением модели корпоративного управления рисками совет директоров Фонда смог получать более точную информацию о рисках, снизить их уровень, а также строже контролировать данную сферу. Модель корпоративного управления рисками включает в себя 5 основных компонентов и 20 критериев. Снижение уровня рисков осуществляется с помощью внедрения комплекса контрольных процедур. Их задачей является не полное исключение риска, а снижение влияния данного риска до приемлемого уровня (риск-аппетита или уровня толерантности).

На практике данная модель, применённая в сфере закупок в Фонде Сколково, позволила значительно снизить основные факторы риска мошенничества, то есть выявить условия совершения мошенничества (низкая корпоративная культура некоммерческой организации, недостаточными и несоответствующие уровню риска процедуры внутреннего контроля) и основные схемы злоупотреблений. Статистика PWC в рамках исследования «Концептуальные основы управления рисками организаций» показывает, что до 70 % персонала в нашей стране замешано в так называемом «компенсационном воровстве», которое связано с нездоровой корпоративной культурой.

В сфере выявления схем злоупотреблений были выявлены две основные группы: манипуляции с отбором поставщиков и манипуляции с потребностью. К манипуляциям с отбором поставщиков относятся следующие схемы: сужение круга участников процедуры закупки путем выбора закрытых групп; отклонение участников процедур по субъективным основаниям; сбор коммерческих предложений потенциальным победителем; участие в закупке поставщиков, аффилированных друг с другом; лоббирование конкретного поставщика неуникальной услуги инициатором договора; заключение дополнительных соглашений к действующим договорам на поставку новой продукции (более чем на 20-30 % от цены первоначального договора), которая ранее не была указана в техническом задании. К манипуляциям с потребностью относятся: закупка завышенных объемов товарно-материальных ценностей или услуг сверх реальной потребности (в т. ч. для целей перепродажи с упущенной выгодой); бюджет на закупку «сливается» потенциальному победителю. Особенное внимание следует уделить системе внутреннего контроля Фонда Сколково за участниками проекта — грантополучателями и иными контрагентами. Благодаря разработке критериев и показателей эффективности реализации проекта Сколково улучшилось качество реализации подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра Сколково». Созданы специализированные структурные подразделения, занимающиеся предварительным внутренним контролем по вопросам данной сферы, в том числе: грантовая и экспертная служба, департамент по управлению эффективностью, управление инвестиционного и экономического планирования, управление по отбору подрядных организаций. В рамках системы внутреннего контроля за деятельности грантополучателей проводятся камеральные проверки на предмет соблюдения федерального законодательства и правил проекта. За период 2013-2015 г. было осуществлено 108 проверок участников, которые получили гранты Фонда на сумму более 7 млрд рублей. За 2015 год грантополучателям было выписано 158 предписаний, 14 организаций были исключены из реестра участников проекта, а 9 были лишены статуса за непредоставление информации. В результате деятельности структурных подразделений в Фонд было возвращено более 173 млн рублей, а по результатам судебно-претензионной работы с грантополучателями было выиграно 95 % дел. За период 2013-2015 гг. фондом было заключено 287 соглашений о предоставлении грантов, а расходы на предоставление грантовой поддержки исследовательских проектов составили 4 812,2 миллиона рублей (средства федерального бюджета), что полностью соответствует плановым показателям подпрограммы. Подтверждением действенности внутреннего контроля за участниками проекта — грантополучателями является отчет Счетной палаты «Проверка использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий, связанных с созданием и обеспечением функционирования инновационного центра Сколково в 2013-2015 годах». В ходе данного контрольного мероприятия Счетная палата РФ не установила нарушений в сфере предоставления грантов [7]. Важнейшей статьей расходов, на которую выделяются денежные средства из федерального бюджета, является строительство. В него включены строительство комплекса «Сколтех», исследовательских центров, социальной инфраструктуры с гостевыми объектами, строительство внутригородских систем инженерно-технического обеспечения [9].

Таблица 2

Финансирование основных мероприятий в сфере строительства в рамках подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра Сколково»

Направление расходования средств Расходы (млн руб.), годы Итого:

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Создание и развитие Сколковского института науки и технологий 4 877 5 001 3 599 5 000 5 400 5 700 6 000 6 300 41 877

Создание инфраструктуры инновационного центра Сколково 1 824 11 643 5 599 1676 1 498 1 457 1 505 1 564 36 766

Составлено автором на основе источника2

Поэтому в Фонде Сколково создана комплексная система контроля за проектированием и строительством объектов инфраструктуры инновационного центра «Сколково». Контроль и мониторинг проектирования и строительства объектов осуществляется структурным подразделением блока старшего вице-президента по контрольно-ревизионной деятельности, в частности, департаментом мониторинга строительных проектов, департаментом строительного надзора, управлением по отбору подрядных организаций, департаментом экспертизы. Субъектами КСК осуществляются предварительный, текущий и последующий контроль, в рамках которых используются следующие контрольные действия: сравнительный анализ, экспертиза, обследование, наблюдение, сбор информации, инвентаризация, контрольные обмеры фактически выполненных объемов работ и иные контрольные действия. Также осуществляются специальные контрольные действия: анализ отчетов контрагентов, предусмотренных договорами на выполнение проектно-изыскательных, строительно-монтажных, инжиниринговых работ; контрольные действия по проверке правильности оформления первичной учетной документации и так далее. За период 2013-2015 гг. субъектами КСК было проведено 540 проверок за 36 объектами, которые строились как за счет субсидий, так и за счет инвесторов. По результатам комплексных проверок контрагентов и исполнения их договорных обязательств было возвращено 10,5 миллиардов рублей. Также по результатам работы структурных подразделений данного профиля общая стоимость строительных объектов была оптимизирована на 12 миллиардов рублей (12,24 %).

Система внутреннего аудита Фонда Сколково также осуществляет контроля за процессом предоставления грантов и их использованием грантополучателями. Следует выделить трехуровневую систему контроля грантовой поддержки Фонда, она включает в себя внутреннюю проверку потенциального получателя гранта, внешнюю экспертизу и итоговое рассмотрение Грантового комитета. Данная система применяется исключительно к грантам, выделяемых участникам в целях реализации масштабного проекта в течение длительного срока (от 5 миллионов до 300 миллионов рублей). Минигранты (до 5 миллионов рублей), выделяемые получателям на цели проведения конкретных исследований, являются объектом двухуровневой проверки, то есть внутренней проверки и рассмотрения Грантового комитета. Микрогранты (до 1,5 миллиона рублей) на решение обособленных задач в рамках исследования проходят только внутреннюю проверку уполномоченных служб Фонда.

Трёхуровневая система контроля грантовой поддержки Фонда «Сколково» позволяет минимизировать риск нецелевого расходования средств гранта, по причине того факта, что член независимой комиссии при Грантовом комитете может быть заинтересованным лицом. Однако данная система может не учитывать риск расходования средств гранта без достижения экономического результата, так как соглашение с потенциальным участником не содержит детализацию разрешенных расходов за счет средств гранта.

Заключение

Некоммерческий сектор играет важную роль в социально-экономической сфере многих развитых стран, способствуя развитию многих социальных аспектов. Развитие данного сектора в Российской Федерации происходит в менее динамичном темпе в первую очередь из-за нестабильного финансирования, основанного на безвозмездных поступлениях от юридических и физических лиц. На сегодняшний день некоммерческие организации в полной мере не вовлечены в систему предоставления общественно значимых услуг, которые финансируются государством, а также не развивают систему предоставления платных услуг. Можно говорить о том, что потенциал некоммерческого сектора в Российской Федерации не раскрыт, необходимо принимать более действенные меры как на государственном, так и муниципальном уровне, по поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций, что приведет к увеличению темпа роста оказания услуг некоммерческими организациями, а также уровня социального благополучия граждан.

Анализируя особенности функционирования финансового механизма некоммерческой организации, необходимо поднимать вопросы, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов, организацией финансового менеджмента некоммерческой организации и его эффективностью, а также осуществление внутреннего аудита и внешнего государственного финансового контроля. В условиях современной рыночной экономики у некоммерческих организаций появляются проблемы, связанные не только с привлечением финансовых ресурсов, которых будет достаточно для обеспечения экономически устойчивого функционирования некоммерческой организации, но и с организацией использования финансовых ресурсов при осуществлении своей уставной деятельности, получением положительного финансового результата, оптимизации различных видов расходов, анализа рисков и оценки эффективности функционирования финансового механизма. А основной сложностью в процессе решения данных проблем является двойственное положение некоммерческого сектора в экономике. Объемы финансирования некоммерческого сектора в развитых странах нельзя сравнивать с объемами денежных средств, выделяемых некоммерческим организациям физическими, юридическими лицами и государством. Некоторым российским некоммерческим организациям, особенно если они не заняты в социально-ориентированной сфере, зачастую не хватает средств на осуществление своей текущей деятельности.

Несмотря на принятые меры в сфере развития законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, в Российской Федерации сохраняется актуальность вопроса совершенствования данной законодательной базы. Особенно остро вопрос стоит с контролем законности деятельности некоммерческих организаций, регулированием бухгалтерского учета, вопросом предоставления налоговых льгот. Необходимо более детально изучать вопросы непрозрачности финансирования некоммерческих организаций и расходования ими получаемых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, использования некоммерческих организаций в целях легализации доходов, внешнеполитического влияния на суверенитет государства, также необходимо ежегодно актуализировать законодательство, регулирующее некоммерческие организации, в том числе Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях», и вносить ряд поправок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брагина Т.С., Переверзева А.А., Сирбиладзе К.К. «Некоммерческие организации: проблемы и перспективы развития» // Журнал: Труды Института государства и права Российской академии наук, стр. 37-42, 2016 г. (дата обращения 30.10.2021).

2. Грищенко Алексей Валерьевич Механизмы формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций // Финансы: теория и практика. 2016. № 4. (дата обращения 30.10.2021).

3. Зубков В.А. Формирование и развитие системы финансового мониторинга в Российской Федерации. — М.: Университетская книга, 2010. — 322 стр. (дата обращения 30.10.2021).

4. Губжева Лаура Аслановна Совершенствование механизма формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций // Финансы: теория и практика. 2013. № 6. (дата обращения 30.10.2021).

5. Киселева Т.Ю. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций в современных условиях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 2(284). (дата обращения 30.10.2021).

6. Свидлер А.А., Степанов М.С., Уткина К.М. «Проблемы функционирования финансового механизма некоммерческих организаций, пути их решения» // Журнал: Экономика и предпринимательство, стр. 897-899, 2018 (дата обращения 30.10.2021).

7. Якимова Т.Б. «Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества в России» // Журнал: Вестник ТГПУ, стр. 116-119, 2013 г. (дата обращения 30.10.2021).

8. Фрумина Светлана Викторовна, Киселева Татьяна Юрьевна, Дзусова Светлана Созрыкоевна Особенности финансового механизма некоммерческих организаций // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2015. № 3. (дата обращения: 30.10.2021).

9. Протасеня Д.Н. «Государственная поддержка развития кластера социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации» // Журнал: Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, стр. 207-216, 2016 г. (дата обращения 30.10.2021).

10. Вахтина А.О. «Система фандрайзинга на арене российских некоммерческих организаций» // Журнал: Региональное развитие: электронный научно-практический журнал, стр. 130-139, 2017 г. (дата обращения 30.10.2021).

11. Бокарева Елена Владимировна, Ветрова Екатерина Александровна, Егорова Елена Николаевна Особенности формирования целевого капитала некоммерческих организаций в России // Вестник ТГУ. 2015. № 4(144). (дата обращения 30.10.2021).

Abdurakhmanov Shamil Gadzhikurbanovich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: Shamil270102@mail.ru

Problems and ways of development of the functioning of the financial mechanism of a non-profit organization

Abstract. The functioning of the financial mechanism of a non-profit organization in the conditions of the modern economy is quite specific. First of all, this is manifested in the forms and types of organization of financial relations of non-profit organizations, as well as in the methods of formation and use of financial resources. To date, the finances of non-profit organizations are still a little-studied category. The study of the finances of non-profit organizations, the problems of the functioning of their financial mechanism, as well as the financial audit of non-profit organizations, both internal and external, are topical issues. Based on the research conducted on the share of nonprofit organizations in macroeconomic indicators, it can be said that the degree of influence of nonprofit organizations on economic, political and social processes both within countries and on the whole world is gradually increasing. The author of the publication analyzes the current legal regulation of the activities of non-profit organizations in the Russian Federation. The potential opportunities and problems of the development of the functioning of the financial mechanism of non-profit organizations are identified. As the current global trends show, the use of non-profit organizations as a tool for providing state and municipal services, performing works, including the purchase of goods to meet state needs, has shown high efficiency in foreign countries. The purpose of this scientific article is to study the functioning of the financial mechanism of non-profit organizations, their features and problems, as well as to fix areas for improving the functioning of the financial mechanism of non-profit organizations in the Russian Federation. To achieve this goal, the following tasks are set: to study the theoretical features of the financial mechanism of non-profit organizations, to analyze the main types and forms of financial relations of non-profit organizations. To analyze the current legal regulation of the activities of non-profit organizations in the Russian Federation and foreign countries. To identify potential opportunities and problems of the development of the functioning of the financial mechanism of non-profit organizations. The object of research of this work is the peculiarities of the formation, use of financial resources, control over their use within the financial mechanism of a non-profit organization. The subject of the study is the Russian and foreign practice of functioning of non-profit organizations.

Keywords: financial mechanism; finance of non-profit organizations; legal regulation; financial audit; grants; social sphere

42ECVN521

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.