Научная статья на тему 'Роль и задачи управления некоммерческими организациями'

Роль и задачи управления некоммерческими организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Юлия Игоревна

В статье рассматривается роль некоммерческих организаций как важнейшего партнера государства по оказанию социальных услуг. Проведен анализ управления коммерческой и некоммерческой организацией. Определена цель деятельности НКО, что это не только изменение характеристик самой организации, но и, первую очередь изменения в обществе. Рассмотрены источники финансирования НКО и задачи менеджмента НКО. Предлагается модель для выделения взаимосвязи целей, планов и результатов деятельности НКО, что позволит менеджменту прогнозировать результативность управленческих действия, при наличии соответствующих методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и задачи управления некоммерческими организациями»

Роль и задачи управления некоммерческими организациями

см со £

Б

а

2 о

Белова Юлия Игоревна

соискатель, РЭУ им. Г. В. Плеханова

В статье рассматривается роль некоммерческих организаций как важнейшего партнера государства по оказанию социальных услуг. Проведен анализ управления коммерческой и некоммерческой организацией. Определена цель деятельности НКО, что это не только изменение характеристик самой организации, но и, первую очередь изменения в обществе. Рассмотрены источники финансирования НКО и задачи менеджмента НКО. Предлагается модель для выделения взаимосвязи целей, планов и результатов деятельности НКО, что позволит менеджменту прогнозировать результативность управленческих действия, при наличии соответствующих методик. Ключевые слова: некоммерческие организации, результативность, финансирование, менеджмент, управление деятельностью

Некоммерческий сектор экономики в современных условиях становления гражданского общества можно рассматривать как важнейшего партнера государства по оказанию социальных услуг. Спектр таких услуг в развитом обществе достаточно широк и не ограничивается уже традиционным их набором: образование, здравоохранение и др. Некоммерческий сектор имеет преимущества перед государством в динамике своего развития и скорости изменения комплексов услуг при изменениях в их потребности. Можно провести аналогию с государственными и частными коммерческими предприятиями. Известно, что в рыночной экономике именно инициатива частных предпринимателей позволяет быстро реагировать на возникший спрос и обеспечить его удовлетворение на основе реализации рыночных принципов свободной конкуренции и рыночного ценообразования. И именно от некоммерческого сектора экономики следует ожидать такого же воздействия на гражданское общество, когда инициатива граждан позволяет выявлять изменения в потребностях и удовлетворять их наилучшим образом, обеспечивая тем самым сбалансированное социальное обеспечение и реализацию прав граждан на выражение своего мнения и иных интересов.

В России некоммерческий сектор экономики ассоциируют с некоммерческими организациями. И именно показанная выше роль в социально-экономическом развитии страны и предполагается для НКО положениями Федерального Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что деятельность некоммерческой организации возможна при образовании юридического лица2. Предусмотрено несколько организационно-правовых форм НКО. Выделим среди них наиболее распространенные:

- учреждения;

- общественные организации;

- автономные некоммерческие организации;

- потребительские кооперативы;

- ассоциации;

- товарищества собственников недвижимости;

- фонды, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;

- религиозные организации.

НКО, осуществляя свою деятельность, преследует какие либо значимые для ее учредителей цели. Но по сути своей, осуществляя хозяйственную деятельность, не ориентируется на максимизацию финансового результата, но использует финансовые и иные ресурсы для достижения целей. Достаточно большое разнообразие организационно-правовых форм НКО определяется тем, что цели создания организаций могут быть различны. В целом определено, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей. Но выделяют и социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и проблему развития гражданского общества в Российской Федерации.

Рис. 1.1 - Общая схема менеджмента для достижения целей коммерческой организации

Рис. 1.2 - Общая схема менеджмента, для постановки и достижения целей некоммерческой организации

Исходя из этого, менеджмент в НКО, как и в любой коммерческой организации должен обеспечить реализацию функций управления с целью достижения поставленных целей. Следовательно, важнейшей составной частью процесса управления становится целе-полагание. В случае с НКО, це-леполагание представляется гораздо более сложной задачей. Коммерческие организации при целеполагании традиционно используют ряд показателей характеризующих прирост финансовых показателей, или показателей рыночной позиции организации. Это и прибыль и рентабельность, конечно стоимость бизнеса и доля

рынка. На рисунке 1.1 показана общая схема управления коммерческой организацией.

НКО в определенной степени оказывают свое влияние на дальнейшее преобразование общества: предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, науки, образования, занимаются благотворительностью, а также осуществляют разноплановую общественно полезную деятельность. Целевые показатели здесь - это показатели характеризующие состояние общества в целом или отдельных сфер его деятельности. Поэтому цель деятельности НКО - это не только изменение характеристик самой организации, но

и, первую очередь изменения в обществе. Таким образом, в коммерческой организации цели связаны с достижением желаемого финансового результата для собственников, а в некоммерческой - с изменениями в обществе. Схема постановки целей НКО, с целью управления деятельностью, показана на рисунке 1.2.

Проблема выбора целевых ориентиров и задач в развитии общества остро стоит не только перед НКО, но и перед государством. И именно поэтому проектирование целевых показателей становится прерогативой стратегического планирования органов государственной власти. А стимулирование деятельности НКО становится для государства еще одной возможностью для достижения целей развития общества.

Понимая значительную роль НКО в достижении социальных целей, государственные органы осуществляют как стимулирование, так и контроль деятельности НКО.

Руководство НКО должно обеспечить ведение бухгалтерского учета и статистической отчетности в порядке, установленном законодательством РФ. При этом с 2012 г., НКО, являющаяся иностранным агентом, в обязательном порядке привлекает аудиторов для контроля годовой финансовой отчетности. Соответственно, эффективными будут признаны те организации, финансовые показатели которых соответствуют требованиям нормативных документов и возможно улучшились по сравнению с прошлыми периодами оценки. При этом оценка того, достигнуты ли цели деятельности НКО, а если достигнуты, то в какой степени государством не проводится. Оценка деятельности может проводится спонсором или благотворителем. И соответственно методы и порядок контроля определяются теми, кто выделяет средства.

Известно, что кроме государства, существуют и другие источники для финансирования

О £

Я

3

Г

3

см со £

Б

а

2 о

деятельности НКО. А если НКО не является социально-ориентированной, то, как правило, роль государства в обеспечении ее деятельности сводится к минимуму. Поэтому рассмотрим, как осуществляется контроль и оценка в НКО с точки зрения лиц, осуществляющих финансирование и управление.

В случае с коммерческими организациями, контроль за деятельностью организации осуществляет высший руководящей орган. Это общее собрание акционеров или участников. Система показателей для контроля известна. При привлечении заемных средств, условия контроля также отражаются в договорах. При этом традиционно отмечают, что нКо отличаются высокой диверсификацией источников финансирования. И система контроля за использованием средств представляется здесь не столь очевидной. Рассмотрим источники привлечения средств подробнее. Российское законодательство предусматривает различные виды источников финансирования НКО: федеральные гранты (субсидии Министерства экономического развития, президентские гранты), региональные гранты (гранты Министерств экономического развития субъектов Российской Федерации, гранты по инициативе региональных руководителей), средства доноров (неправительственные организации), частные пожертвования.

В целом, источники финансирования НКО можно разделить на три группы3:

- привлеченные частные и корпоративные;

- привлеченные государственные;

- собственные средства НКО.

К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, средства жертвователей, гранты различных фондов, членские взносы и др. Государственное финансирование включает субсидии государственных органов. Собственные же сред-

ства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.

Содержание и направления благотворительной деятельности определены ФЗ № 135 от 11 августа 2005 г,4 «Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Соответственно, решения жертвователя (благотворителя) о контроле за использованием средств может осуществляться на добровольной основе по согласованию сторон. Однако, отсутствие контроля как такового и возможное вследствие этого неверное, с точки зрения благотворителя распоряжение имуществом или денежными средствами может вести к прекращению благотворительной деятельности.

Понятие спонсорства можно найти в ФЗ № 38 от 13 мар-та2006 г.5 «спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средствдля организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности». Фактически, спонсорство - это вид коммерческой сделки, и характеризуется исключительно коммерческими интересами. В этом случае контроль со стороны спонсора является обязательным. Но вопрос об эффективности продвижения имиджа спонсора и оценке иных выгод, которые могут быть получены от сделок по спонсорству, сложен и неоднозначен.

Пожертвованием, согласно ст. 582 части второй Гражданского Кодекса РФ, признается

дарение вещи или права в общеполезных целях (т.е. нельзя пожертвовать работы или услуги)6. Пожертвования могут делаться гражданам; благотворительным, научным, лечебным, воспитательным и учебным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим организациям. Пожертвования не облагаются налогом на прибыль.

Следует отметить, что во всех остальных случаях, в частности, для автономных некоммерческих организаций,ассоциаций и союзов, некоммерческих партнерств, пожертвования определяются как дарение и облагаются налогом в составе внереализационных доходов.

Существуют и такие редкие для России формы как патронаж и меценатство.

Патронаж - это регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей. Некоторые юристы отмечают, что патронаж может быть трактован шире, как в отношении физических, так и юридических лиц. Также отметим, что актуальность патронаж приобретает для некоммерческих видов деятельности - это оказание долгосрочной материальной и организационной поддержки некоммерческой деятельности в ответ на получение определенных прав на участие в управлении. Но при этом патронаж необходимо отличать от меценатства, которое распространяется в основном на сферу культуры и носит просветительский характер.

Наиболее распространенным источником финансирования выступают членские взносы. Они также не имеют однозначной трактовки в российском законодательстве. Членские взносы - регулярное отчисление средств в некоммерческую организацию с целью получения определенного уставом организации комплекса услуг, реже товаров.

Получение гранта, как правило, связано с четким представ-

Россия

Ра шивающ] гесястраны Развитые страны

73 ■

17 22 61

17 48 35

0% 20% 40% 60% 80% 100% ■ Срежства спонсоров и жертвователей

Го суда рственное филансировшю ■ Доход от деятельности Рис. 1.3 - Примерная структура финансирования НКО7

1. Анализ, постановка стратегических целен Учредители Спонсоры, грантодатели Государственные органы Менеджмент НКО

2. Детализация целей Менеджмент НКО

3, Разработка стратегического плана Менеджмент НКО

4, Реализация плана Менеджмент НКО

5, Оценка результатов деятельности Менеджмент НКО

6. Решения о продолжении / изменении / прекращении финансирования (помощи) НКО Учредители Спонсоры, грантодатели Государственные органы Жертвователи и благотворители

Рис. 1.4 - Общая модель реализации функций управления в НКО

лением грантодателя о цели его использования. В проводимых конкурсах грантов предусматривается определенная отчетность. Соответственно,грант -средства целевого финансирования (деньги, реже иное имущество), выделяемые на конкурсной основе и предоставляемые безвозмездно и безвозвратно с последующим отчетом об их целевом использовании. Грантодатель не желает получить свои денежные средства назад, а старается решить с помощью гранта какую либо важную научную, а чаще социальную задачу.

Фактическое использование названных источников финансирования в России по сравнению с другими странами показано на рисунке 1.3.

Обратим внимание на государственное финансирование. Например, конкурс президентских грантов проводится на основании распоряжения главы

государства, впервые он состоялся в 2005 г. В 2014 г. общий денежный фонд грантов составил 2 698 млн. руб. Победителями конкурса на распределение президентских грантов в 2014 г. стали 347 НКО. В целом в 2014 г. финансовая господдержка институтов гражданского общества в России составила около 10 млрд. руб8. Финансирование некоммерческих структур через президентские гранты увеличилось более чем в три раза, для реализации социально значимых проектов было выделено более 3200 млн. руб.

Для полноты исследования современных изменений и влияния роли НКО в обществе, следует обратить внимание на корпоративные социальные инвестиции. Это отчисление средств коммерческими организациями на важные для общества цели. С точки зрения некоммерческих организаций корпора-

тивные социальные инвестиции являются способом передачи спонсорских средств.

НКО получают необходимые для выполнения целевой деятельности материальные и денежные ресурсы, а спонсоры рассматривают корпоративные социальные инвестиции как на программу Паблик релейшн корпорации,направленную на создание благоприятного имиджа, который в свою очередь добавит стоимости компании.

Таким образом, выгоды спонсоров делятся на прямые и непрямые или косвенные. К прямым выгодам относятся: реклама, брендинг, имидж. Косвенные выгоды спонсорства способствует созданию благоприятной среды для бизнеса, и заключаются в завоевании лояльного отношения властей, иностранных политических деятелей и т.п. Фактически, корпоративные социальные инвестиции - способ создания стоимости и поэтому их результативность, естественно, должна четко контролироваться спонсорами.

Отметим также, что все большее влияние на развитие НКО оказывают благотворительные фонды. Шекова Е.Л. отмечает, что они в большинстве случаев предпочитают заниматься долгосрочными программами развития некоммерческой сферы, (образовательными проектами, развитием новых направлений искусства, созданием информационной сети и т.д.). Вместе с тем, поддержка некоммерческой сферы благотворительными фондами не ограничивается только предоставлением грантов. В последние годы большую популярность получил такой вид поддержки благотворительных фондов как консалтинг. Этот же вид деятельности сейчас осуществляется и государственными органами и созданными при них НКО. Это создание научно-консультационных центров по проблемам НКО.

Еще одно направление финансирование деятельности

О £

Я

3

Г

ы

см со £

Б

а

НКО - заемные средства. Это кредиты банков, финансовых институтов, международных организаций и др.

Для обеспечения непрерывности деятельности и финансовой устойчивости НКО также создают фонды, формируемые из резервных взносов. В отличие от других типов взносов, резервные взносы размещаются НКО на счетах банков и инвестиционных институтов с целью получения стабильных процентов. Контроль за использованием резервных взносов и доходов от них осуществляет совет попечителей НКО.

Анализ показал, что, как и в коммерческих организациях, в НКО привлеченные средства должны привести к достижению определенного результата за счет эффективного управления. И оцениваться управление как раз и нужно по результатам. В иных случаях может возникнуть ситуация, что процесс управления оценивается как эффективный, а результатдеятельности не соответствует поставленным целям и ожиданиям заинтересованных лиц. Предлагается использовать следующую модель для выделения взаимосвязи целей, планов и результатов деятельности НКО (рисунок 1.4).

Рассмотрим этапы целеуказания и управления в модели.

1) Процесс постановки цели. В процессе постановки целей НКО принимают участие учредители организации, сам менеджмент, спонсоры и гранто-датели. Жертвователи и благотворители могут только разделять или не разделять цели и способы деятельности НКО, но, какправило, в процессе постановки целей не участвуют, но их мнение может приниматься по

внимание при планировании и целеполагании.

2) Цели деятельности должны детализироваться менеджментом НКО, при этом гранто-датели и спонсоры могут устанавливать и отдельные задачи, в рамках целей НКО и устанавливать сроки и средства для их решения.

Важно, что цели социально-ориентированных НКО в обязательном порядке должны соответствовать не только пожеланиям учредителей, но и быть прямо сопоставимыми с потребностями и проблемами общества.

3) Как и в любой организации, менеджмент разрабатывает план достижения поставленных целей и организует его выполнение.

4) Деятельность НКО приводит к получению определенных результатов, которые требуют оценки.

5) Оценка результатов деятельности представляется достаточно сложным этапом. При наличии целей, выражаемых конкретными числовыми значениями и наличии методов сбора информации о полученных численных значениях, оценка упрощается. В случае если цели описываются качественными показателями, то требуется их трансформация в количественные.

В современных условиях менеджмент НКО должен обеспечить такое управление деятельностью организации, при котором цели, поставленные спонсорами, государством и иными распорядителями средств будут достигнуты. Целесообразно ввести взаимосвязи между процессом планирования деятельности и будущими желаемыми результатами деятельно-

сти НКО, которые, в свою очередь, соответствуют поставленным целям. Это позволит менеджменту прогнозировать результативность управленческих действия, при наличии соответствующих методик.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О некоммерческих организациях»

http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_177661/

2 Гражданский кодекс Российской Федерации, 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Часть первая

http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi ?req=doc;base=law;n=177647

3 Шекова Е.Л. «Экономика и менеджмент некоммерч^ких организаций». Учебное пособие.

http://rcenter.su/upload/ iblock/be7/econ_men.pdf

4 Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

5 Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-Ф3 «О рекламе»

6 http://elementy.ru/library/ gk2_572-582.htm

7 Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально-ориентированных НКО http:// economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/fee7758047d36 ab5ab2fff0b17164af7/ presentation_.pdf ?MOD=AJPERES&C ACHEID = fee7758047 d36ab5ab2fff0b17164af7

8 Некоммерческие организации в России http://tass.ru/ info/671635

2 о

The role of non-profit organizations

and management tasks Belova Yu.I.

REU of G. V. Plekhanov The article discusses the role of nonprofit organizations as a major partner of the state in providing social services. Spend a commercial and non-profit organization management analysis. Determine the purpose of non-profit organizations, it is not only a change in the characteristics of the organization itself, but also, primarily changes in society. The sources of funding of non-profit organizations and task management. A model to identify the relationship goals, plans and results of operations of non-profit organizations that will enable

management to predict the effectiveness of management actions, with appropriate techniques.

Keywords: non-profit organizations, effectiveness, financing,

management, performance management

References

1. The federal law of 12.01.1996 №7-

03 (revision of 06.04.2015) «On nonprofit organizations «

http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_177661/

2. The Civil Code of the Russian Federation, 30.11.1994 №51-03. Part one

http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?req = doc;base=law;n=177647

3. Shecova E.L. «Economy and

management of non-profit organizations» Tutorial. http://rcenter.su/upload/iblock/be7/ econ_men.pdf

4. The federal law of 11.08.1995 №135-

03 «On charitable activities and charitable organizations»

5. The federal law of 13.03.2006 №38-

03 «On advertising»

6. http://elementy.ru/library/gk2_572-

582.htm

7. Improving the efficiency of public

investment in the sector socially oriented non-profit organizations http://economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/fee7758047d36ab 5 a b 2 f f f 0 b 1 7 1 6 4 a f 7 / presentation_.pdf?MOD=AJPERES&C ACHEID = fee775 8047d36ab5ab2fff0b17164af7

8. Non-profit organizations in Russia

http://tass.ru/info/671635

О À

В

S

i? w

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.