Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОРТА КАМЕННОГО УГЛЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОРТА КАМЕННОГО УГЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО" / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ТОПЛИВО / ЭКСПОРТ / АНТРАЦИТ / КАМЕННЫЙ И БУРЫЙ УГОЛЬ / КОКС / БРИКЕТЫ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ВАГОНОПОТОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омонов Хайитбай, Абдуллаев Хамза

Изучен и выявлен потенциал Узбекистана в добыче и экспорте каменного угля и потребность соседних стран в каменном угле, который растёт несмотря на то, что эти страны имеют свои угольные месторождения в которых ведутся работы по добыче, к примеру, в год минимум потребности у Ирана 0,5 тыс.т, у Афганистана 0,3 тыс.т, и Пакистана около 4,0 тыс.т хотя. В этих условиях транспортные расходы оказывают существенное влияние на экспорт угля и оказывают важное значение на конкурентоспособность различных углей на мировых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF EXPORT OF STONE COAL

The potential of Uzbekistan in the extraction and export of coal and the need of neighboring countries for coal, which is growing despite the fact that these countries have their own coal deposits in which mining operations are being carried out, have been studied and identified, for example, Iran has a minimum need for a year. 0.5 thousand tons, Afghanistan has 0.3 thousand tons, and Pakistan has about 4.0 thousand tons though. In these conditions, transportation costs have a significant impact on the export of coal and have an important role in the competitiveness of various coals in world markets

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОРТА КАМЕННОГО УГЛЯ»

Транспорт Шёлкового Пути

№1, 2021

UDC 339.564.2:662.66

FEATURES OF ORGANIZATION OF EXPORT OF STONE COAL

Hayitbai OMONOV*, deputy head

JSC "Uzbekistan Temir Yullari"

7, Taras Shevchenko st., 100006, Tashkent, Uzbekistan

*Tel:. +998 (90) 167-10-45

*E-mail: omonov.1979@list.ru

Hamza ABDULLAEV, Acting General Director

Shargunkumir JSC

51, A. Ikramov st., Shargun, Surxandarya reg., Uzbekistan Tel.: +998 (99) 500-66-06 E-mail: normurodov. sh@mail.ru

Abstract: The potential of Uzbekistan in the extraction and export of coal and the need of neighboring countries for coal, which is growing despite the fact that these countries have their own coal deposits in which mining operations are being carried out, have been studied and identified, for example, Iran has a minimum need for a year. 0.5 thousand tons, Afghanistan has 0.3 thousand tons, and Pakistan has about 4.0 thousand tons though. In these conditions, transportation costs have a significant impact on the export of coal and have an important role in the competitiveness of various coals in world markets.

Keywords: "Black gold", energy fuel, export, anthracite, bituminous and brown coal, coke, briquettes, railway transport, car traffic.

UO'K 339.564.2:662.66

TOSHKO'MIR EKSPORTINI TASHKIL ETISH XUSUSIYATLARI

Xayitbay OMONOV*, rais o'rinbosari

AO «O'zbekiston temir yo'llari»

100006, O'zbekistan, Toshkent, Taras Shevchenko, 7

*Tel .: +998 (90) 167-10-45

*E-mail: manzili: omonov.1979@list.ru

Xamza ABDULLAEV, bosh direktori v.b.

AO «Sharg'unko'mir»

191019, O'zbekiston, Surxandaryo vil., Sharg'un, A. Ikromov ko'ch., 51. Tel .: +998 (99) 500-66-06 E-mail: normurodov.sh@mail.ru

Annotatsiya: O'zbekistonning ko'mirni qazib olish va eksport qilishdagi salohiyati va qo'shni davlatlarning tosh ko'mirga bo'lgan ehtiyoji, bu mamlakatlarda qazib olish ishlari olib borilayotgan o'zlarining ko'mir konlariga ega bo'lishiga qaramay o'sib bormoqda. Masalan, Eronning minimal yillik ehtiyoji 0,5 ming tonnani, Afg'oniston 0,3 ming tonnani, Pokiston esa 4,0 ming tonnani tashkil etadi. Bunday sharoitda transport xarajatlari ko'mir eksportiga sezilarli ta'sir ko'rsatmoqda va turli xil ko'mirlarning jahon bozoridagi raqobatbardoshligida muhim rol o'ynaydi.

Kalit so'zlar: "Qora oltin", energiya yoqilg'isi, eksport, antrasit, bitumli va jigarrang ko'mir, koks, briket, temir yo'l transporti, avtoulovlar harakati.

УДК 339.564.2:662.66

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОРТА КАМЕННОГО УГЛЯ

Хайитбай ОМОНОВ*, заместитель начальника

АО «Узбекистан темир йуллари»

100006, Узбекистан, Ташкент, Тараса Шевченко, 7

*Tel.: +998(90) 167-10-45

*E-mail: omonov.1979@list.ru

Хамза АБДУЛЛАЕВ, и.о. генерального директора

АО «Шаргунькумир»

191019, Узбекистан, Сурхандарьинский вил., Шаргунь, ул. А.Икрамова, 51 Tel.: +998(99) 500-66-06 E-mail: normurodov.sh@mail.ru

Особенности организации экспорта каменного угля

33

Аннотация: Изучен и выявлен потенциал Узбекистана в добыче и экспорте каменного угля и потребность соседних стран в каменном угле, который растёт несмотря на то, что эти страны имеют свои угольные месторождения в которых ведутся работы по добыче, к примеру, в год минимум потребности у Ирана 0,5 тыс.т, у Афганистана 0,3 тыс.т, и Пакистана около 4,0 тыс.т хотя. В этих условиях транспортные расходы оказывают существенное влияние на экспорт угля и оказывают важное значение на конкурентоспособность различных углей на мировых рынках.

Ключевые слова: «черное золото», энергетическое топливо, экспорт, антрацит, каменный и бурый уголь, кокс, брикеты, железнодорожный транспорт, вагонопоток.

1. ВВЕДЕНИЕ

Экспорт угля в мире значительно изменился из-за двух основополагающих факторов: изменения конъюнктуры энергетических сырьевых отраслей и начала роста спроса на данный тип твердого топлива в развивающихся странах.

В результате действия факторов стоимость и спрос на топливное сырье незаметно снижается. Данная тенденция, в основном, затронула такие ресурсы как уголь, природный газ и нефть. В связи с этим для успешной реализации национальной сырьевой стратегии Россия, Украина, США, Германия, Польша и Китайская Народная Республика, которые осуществляют экспорт каменного угля для многих стран, начали расширять свои производства, учитывая при этом ежегодно возрастающие внутренние спросы страны [3].

Как показывает мировая экономическая статистика, внешний экспорт угля для других стран осуществляется в объеме, который не превышает трех процентов (позволить отдавать такое количество производимого продукта могут лишь страны, которые располагают значительными запасами и залежами этой осадочной породы). Оставшееся количество данного типа твердого топлива экспортеры каменного угля используют для производственных нужд своих государств, внутренних продаж. Для внешней продажи они выставляют следующие марки «черного золота»: антрацит, каменный и бурый уголь, кокс, брикеты и энергетическое топливо.

На данном этапе эксперты составили приблизительный прогноз мирового рынка касательно продаж и покупки каменного угля вплоть до 2020 года, а также обозначили место главных его экспортеров. Потребление данного вида твердого топлива возрастет на 65%, если сравнивать с нынешним показателем. Любые ископаемые виды топлива продолжат быть главными источниками энергии, и предполагается, что они буду обеспечивать до 80% энергопотребления во всем мире [3].

Ведущие экспортеры так и останутся лидерами в своей области. Объемы мирового энергетического рынка в 2020 году возрастут приблизительно в два раза. Что касается Европы, то ожидается увеличение импорта каменного угля, хотя общий объем потребления данного вида твердого топлива в регионе значительно уменьшится.

Мировые продажи от экспорта угля по странам в 2019 году составили $118,5 млрд. Во всем мире стоимость экспорта угля увеличилась в среднем на 50,9% для всех стран-экспортеров с 2015 года, когда общие поставки угля оценивались в $78,4 млрд, но упали на -6,8% с 2018 по 2019 год. С континентальной точки зрения экспорт угля из Океании (в основном из Австралии, но также и из Новой Зеландии) составил $44,4 млрд. или 37,5% от международных продаж угля. Азиатские экспортеры генерировали 22,7% стоимости, за которыми следовали европейские поставщики на 17,6%, а затем североамериканские поставщики на 12,7%. Меньший процент был получен от экспортеров в Африке (5%), затем в Латинской Америке (4,5%), исключая Мексику, но включая Карибский бассейн [4].

В стоимостном выражении перечисленные страны отгрузили 98,3% мирового экспорта угля в 2019 году. Среди ведущих экспортеров самыми быстрорастущими экспортерами угля с 2015 года стали: Мозамбик (рост на 36 789%), Монголия (рост на 453,7%), Филиппины (рост на 211,4%) и Канада (рост на 91,1%). Два крупнейших поставщика зафиксировали снижение объема продаж экспортируемого угля, а именно Польша (снижение на -15%) и Бельгия (снижение на -2,3%) [4].

Существует несколько способов перемещения подготовленного угля из шахты на рынки сбыта. Стоимость транспортировки может быть существенной и может составлять значительную долю от общей стоимости для потребителя.

Железнодорожный транспорт является на сегодняшний день наиболее распространенным способом перевозки угля на большие расстояния. Требования к дорожному полотну и путям, а также большие инвестиции в основной капитал в вагоны делают железнодорожный транспорт капиталоемким. Однако, длительный срок службы постоянных активов, относительно безаварийная работа с минимальным обслуживанием, большие объемы отгрузок, которые возможны, высокая механическая эффективность это достигается с помощью низких сопротивлений, а специализированный характер происхождения и назначения пробегов является одним из факторов, которые делают железнодорожный транспорт наиболее привлекательным для долгосрочных, междугородних и крупномасштабных перевозок угля.

Улучшить организацию экспорта каменного угля возможно за счет концентрации логистической цепи поставок в структуре АО «Узбекистон темир йуллари», что, в свою очередь, требует принятия комплекса организационных мер и развития инфраструктуры.

Отправители грузов заинтересованы в том, чтобы товары были как можно скорее отправлены с предприятий и доставлены по назначению в договорный срок. Задачей погрузочных железных дорог является увеличение погрузки и обеспечение вывоза груза с грузообразующих предприятий.

34

Х. Омонов, Х. Абдуллаев

Экспедиторы заинтересованы в увеличении объема перевозок независимо от провозных способностей транспорта. Задачей транзитных и выгрузочных железных дорог является организация беспрепятственного пропуска вагонопотоков.

По этим причинам в систему «железная дорога» направляется такое количество груженых вагонов, которое система не в состоянии пропустить и переработать, что влечет за собой простои вагонов в задерживаемых и «брошенных» поездах.

В числе главных причин простоев вагонов - несоответствие железнодорожной и портовой инфраструктуры (количества путей на припортовых станциях, перегрузочных мощностей терминалов портов, вместимости складов) количеству грузовых вагонов, ежесуточно направляемых в адрес морских портов, а также ожидание выполнения технологических операций по различным причинам. Поэтому перед оперативно-диспетчерским персоналом логистических центров припортовых железных дорог стоит задача добиться того, чтобы число вагонов, направляемых на припортовые станции, соответствовало возможностям их переработки без длительных простоев на станциях.

Примером может служить снабжение каменным углем множества клиентов в своей стране и за рубежом, организованное в США железнодорожной корпорацией Norfolk Southern [1]. В условиях концентрации логистической цепи поставки каменного угля в руках железнодорожной корпорации она единолично выполняет следующие юридические и технологические операции:

- заключение контрактов с грузополучателями на поставку угля определенных марок, качества и объемов в договорные сроки;

- заключение контрактов с добывающими компаниями на продажу и погрузку угля определенных марок, качества и объемов в договорные сроки;

- заключение контрактов с добывающими компаниями на подачу порожних полувагонов к местам погрузки;

- подача порожних составов к местам погрузки;

- перевозка угля маршрутами на припортовые терминалы, принадлежащие железнодорожной корпорации;

- автоматизированный контроль выполнения контрактных обязательств и их юридическое обслуживание. Достаточное количество путей для стоянки вагонов с углем и их заблаговременная доставка создадут условия, в которых не требуется изменять порядок и время подвода поездов к припортовой станции при задержках прибытия судов.

Определенная для этих условий вместимость станционных путей обеспечит движение кольцевых угольных маршрутов строго по расписанию и незамедлительную доставку всего добываемого угля без его длительного хранения в штабелях. В таких условиях не требуется отставлять поезда от движения, что исключает связанные с этим экономические и временные потери [2].

Развитие мировой экономики и сокращение производства электроэнергии на атомных электростанциях обусловливают рост потребления каменного угля.

2. ВЫВОДЫ

1. Потенциал Узбекистана в экспорте каменного угля очень велик. На сегодняшний день потребность соседних стран в каменном угле растёт. Например, по полученным данным в год у Ирана потребность минимум

0.5.тыс. т, у Афганистана минимум 0,3 тыс. т, и Пакистана около 4,0 тыс. т хотя эти страны имеют свои угольные месторождения, в которых ведутся работы по добыче.

2. Транспортные расходы оказывают существенное влияние на экспорт угля. Затраты на добычу, железнодорожные перевозки и транспортные расходы могут значительно отличаться для различных зарубежных покупателей, и совокупная стоимость может представлять собой более половины от поставленной цены угля в зарубежные порты. Поскольку все эти затраты существенно различаются между поставщиками, они имеют важное значение для определения конкурентоспособности различных углей на мировых рынках.

3. Оценка технико-экономической эффективности предлагаемой концентрации логистической цепи экспорта каменного угля в структуре АО «Узбекистон темир йуллари» становится возможной на основе детального анализа ее сильных и слабых сторон с технологической, технической, законодательной, тарифной и экономической точек зрения.

3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О. В.Белый, И. М.Кокурин. «Перевозка угля по-американски» // РЖД партнер. 2006. № 4. С. 17-18. [In

Russian: O. V. Belyi, I. M. Kokurin. "Coal transportation in the American way" // Russian Railways partner. 2006. No. 4].

2. Д.А.Мачерет, Л.Ю.Ледней «Влияние сезонной неравномерности перевозок эффективность транспортной

инфраструктуры» Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». [In Russian: DA Macheret, L.Yu. Ledney "Influence of seasonal irregularity of transportation efficiency of transport infrastructure" Scientific electronic library "CyberLeninka"]. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-sezonnoy -neravnomernosti-perevozok-na-effektivnost-transportnoy-infrastruktury/viewer

3. Угольная платформа [Coal platform]. Available at: http://uglex.com/articles/225-eksport-kamennogo-uglya-v-

mire.htm.

4. Британская Энциклопедия [Encyclopœdia Britannica]. Available at: https://www.britannica.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.