Научная статья на тему 'Особенности организации деятельности участника ВЭД в современных условиях'

Особенности организации деятельности участника ВЭД в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность / уполномоченный экономический оператор / модернизация / таможенное администрирование / таможенное регулирование / механизм взаимодействия / foreign economic activity / authorized economic operator / modernization / customs administration / customs regulation / interaction mechanism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мабо Юлия Борисовна

Представлен механизм взаимодействия организации – участника внешнеэкономической деятельности с таможенными органами РФ. Дана характеристика подходов организации внешнеэкономической деятельности участников внешнеэкономической деятельности, выделены их достоинства и недостатки. Отмечен эффект от использования статуса уполномоченного экономического оператора для компаний и таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Aspects of the Organization of the Activity of Foreign Trade Operator in Modern Conditions

The mechanism of interaction of the organization participating in foreign economic activity with the customs authorities of the Russian Federation is presented. The article describes the approaches to the organization of foreign economic activity of foreign trade operators, highlights their advantages and disadvantages. The effect of using the status of an authorized economic operator for companies and customs authorities is noted.

Текст научной работы на тему «Особенности организации деятельности участника ВЭД в современных условиях»

УДК 339.543

DOI 10.24412/cl-36450-2021-1-152-157

Ю. Б. МАБО

Особенности организации деятельности участника ВЭД в современных условиях

Представлен механизм взаимодействия организации - участника внешнеэкономической деятельности с таможенными органами РФ. Дана характеристика подходов организации внешнеэкономической деятельности участников внешнеэкономической деятельности, выделены их достоинства и недостатки. Отмечен эффект от использования статуса уполномоченного экономического оператора для компаний и таможенных органов.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, уполномоченный экономический оператор, модернизация, таможенное администрирование, таможенное регулирование, механизм взаимодействия.

Yu. B. MABO

Special Aspects of the Organization of the Activity of Foreign Trade Operator in Modern Conditions

The mechanism of interaction of the organization participating in foreign economic activity with the customs authorities of the Russian Federation is presented. The article describes the approaches to the organization of foreign economic activity of foreign trade operators, highlights their advantages and disadvantages. The effect of using the status of an authorized economic operator for companies and customs authorities is noted.

Keywords: foreign economic activity, authorized economic operator, modernization, customs administration, customs regulation, interaction mechanism.

Сфера внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) тесным образом связана с таможенной сферой. Единство и согласованность этих двух сфер способны оказать благотворное воздействие на экономику страны, безопасность и благосостояние граждан [8]. В связи с этим актуальной задачей перед крупнейшими компаниями, ведущими внешнеэкономическую деятельность, является правильная ее организация, которая будет обеспечивать стабильное функционирование организации на мировом рынке. Вопросам эффективного взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами посвящены труды множества ученых, таких как Воронин А. А., Третьяков П. А. [5]. Согласно мнению Юговой Е. С. рассматривать эффективность такого взаимодействия нужно комплексно, но первостепенным моментом является рассмотрение форм сотрудничества таможенных органов и бизнеса [6]. Согласимся с мнением профессора Макрусева В. В.,

МАБО Юлия Борисовна, магистрант экономического факультета Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Любкина Екатерина Олеговна, канд. экон. наук, доцент кафедры управления Российской таможенной академии.

который в своей работе «Системные исследования и управление внешнеэкономической и таможенной деятельностью на основе единой модели» выделяет в качестве решения проблем повышения эффективности ВЭД в целом и таможенной деятельности в частности - проведение широкомасштабных экспериментов [8]. Одним из таких экспериментов стало дифференцирование (категорирование) участников ВЭД, которое, с течением времени, показало свои достоинства и недостатки при выборе подхода к взаимодействию с таможенными органами.

На современном этапе развития отношений в сфере ВЭД можно выделить несколько подходов к организации такого рода деятельности. Первый подразумевает делегирование вопросов взаимодействия с таможенными органами организации - участника ВЭД внешним фирмам. Фирмы, оказывающие посреднические услуги, начали появляться в России с началом развития предпринимательских отношений. Их цель - представление интересов других компаний за материальное вознаграждение.

Глобализация задает странам новые условия для их экономического развития. Активная модернизация таможенного законодательства в виде принятия нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза взамен Таможенного кодекса Таможенного союза призвана автоматизировать, ускорить и упростить ряд таможенных процессов. Это событие подталкивает участников ВЭД к совершенствованию их деятельности. Наступает эра технологического развития организаций - эра, когда часть задач решается или реализуется в электронном виде и даже автоматически [7]. Таким образом, организации с целью снижения издержек способны самостоятельно взаимодействовать с государственными органами, в том числе таможенными.

Любой хозяйствующий субъект преследует цель снижения издержек. Для участников ВЭД эта цель достигается путем оптимизации расходов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Модернизированное таможенное законодательство дает шанс участникам ВЭД вести свою деятельность от первого лица, уже без помощи внешних консультантов. Так появился и стал развиваться второй подход к организации ведения внешнеэкономической деятельности. Он берет свое начало в 2010 году, когда в России появилось понятие уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО) [2].

УЭО - это особый статус компании, который дает ей право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, связанную с таможенным оформлением грузов, от первого лица. По данным реестра УЭО ФТС РФ, на конец 2020 г., статус УЭО имели 153 организации - участники ВЭД [3].

Рассмотрим эти два подхода к ведению международного бизнеса более детально. На рисунке представлен механизм взаимодействия организации - участника ВЭД с таможенными органами РФ через фирму-посредника.

В результате применения первого подхода организация может столкнуться с проблемами, которые в конечном итоге могут «пошатнуть» ее функционирование. К таким проблемам относится увеличение времени на процессы, связанные с таможенным оформлением грузов. Время - это важнейший ресурс, отличительной особенностью которого является его невосполнимость. Поэтому его потеря может привести к значительным финансовым издержкам (например, в виду загруженности контрольно пропускных пунктов, за простой машин на СВХ взимается плата, начиная с третьих суток).

Второй немаловажной проблемой взаимодействия организаций - участников ВЭД с таможенными органами является большее количество ошибок из-за наличия посредника в цепи «клиент-таможня», а их регулярный характер может оказать значительное влияние на положение (репутацию) организации. Несмотря на то, что ошибка внешняя, согласно ТК ЕАЭС ответственность несут солидарную как посредник, так и сама организация - участник ВЭД. Последствия подобного рода ошибок могут быть разными: от назначения и учащения количества досмотров (что ведет к потере времени, простоям, дополнительным затратам и т. д.), до лишения статуса «зеленый коридор» (если такой имелся).

Следующая проблема взаимодействия - высокая стоимость посреднических услуг. Любое дополнительное действие, кроме декларирования, оплачивается отдельно и является дополнительными расходами для клиента.

Далее рассмотрим второй подход к ведению бизнеса, который подразумевает, что все без исключения вопросы организации - участники ВЭД ведут самостоятельно, без помощи внешних консультантов. Из отрицательных сторон такого взаимодействия можно выделить одну: для таможенного оформления от первого лица необходимо получить электронную цифровую подпись, специальное программное обеспечение для декларирования и нанять в штат компании декларанта. Но стоит отметить, что такого рода затраты будут носить разовый характер и окупятся в достаточно короткие сроки. Из положительных сторон подхода отметим:

1) сокращение цепочки взаимодействия, как результат - меньше ошибок;

2) более быстрое взаимодействие с таможней из-за отсутствия посредника;

3) любое дополнительное действие (например, возврат платежей) выполняется без дополнительных затрат;

4) зная допустимые отклонения в разрешительных документах (сертификатах) организация будет использовать их для таможенных целей (нет дополнительных затрат);

5) выпуск грузов без простоев;

6) любая проблема решается «из первых рук» с минимальными затратами (временными и финансовыми).

Таким образом, первый подход к ведению бизнеса имеет больше проблем, а второй подход - преимуществ.

В соответствии со ст. 431 главы 61 ТК ЕАЭС ФТС России ведет реестр УЭО. Условия для включения организации - участника ВЭД в данный реестр определены в ст. 433 главы 61 ТК ЕАЭС. Такими условиями являются: своевременная уплата таможенных платежей и отсутствие задолженностей перед таможенными органами; отсутствие административных правонарушений в сфере таможенного дела; отсутствие уголовных дел в отношении акционеров, руководителей, главных бухгалтеров компании; отсутствие задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством); финансовая устойчивость организации, прозрачное ведение деятельности, наличие большого опыта работы в сфере ВЭД, профессионализм сотрудников компании [1].

Наличие у организации - участника ВЭД статуса УЭО дает ей возможность использовать множество упрощений и преимуществ в сфере таможенного дела.

Организация - участник ВЭД

Посредник

Таможенный орган

1. Сбор документации от поставщиков, подготовка предварительной спецификации на поставку товаров

36. Поиск уточняющей информации по внутренним системам товаров

10. Планирование доставки на склад

2. Отправка пакета документов

За. Запрос доп. сведений

Зв. Отправка уточняющих сведений

66. Запрос доп. документов

6в. Отправка документов по запросу

/9. Информирование ■.о принятом решении

3. Проверка правильности данных

5. Подача ДТ

66. Запрос доп. документов

6г. Представление документов

по запросу

8. Отправка решения

6. Проверка ДТ

7. Вынесение решения о выпуске

Механизм взаимодействия организации - участника ВЭД с таможенными органами РФ

Полный их перечень определен ст. 437 главы 61 ТК ЕАЭС. Главными преимуществами являются:

1) сокращение сроков и расходов, связанных с таможенным оформлением и доставкой грузов до получателя;

2) положительное отношение со стороны таможенных органов при совершении таможенных операций;

3) совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров в первоочередном порядке;

4) не требуется предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов;

5) выпуск товаров до подачи декларации на товары;

6) проведение таможенного контроля в первоочередном порядке в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра;

7) не требуется установление маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых УЭО;

8) приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций;

9) временное хранение в сооружениях, помещениях и/или на открытых площадках, принадлежащих УЭО, товаров уполномоченных экономических операторов;

10) проведение таможенного контроля в сооружениях, помещениях и/или на открытых площадках, принадлежащих УЭО;

11) совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары [1].

Таким образом, польза наличия статуса УЭО для организаций - участников ВЭД очевидна. Положительный эффект создания и использования данного статуса компаниями для таможни заключается в создании партнерских отношений [3] (внутренний эффект), а также в сближении союзного таможенного администрирования с международными нормами (внешний эффект).

Основой ведения хозяйственной, политической и любой другой деятельности государства является федеральный бюджет. Доля налоговых таможенных поступлений в его составе около 53 %. Следовательно, от эффективности работы таможенных органов по сбору таможенных платежей в значительной степени зависит финансирование расходов государства. Так как плательщиками таможенных пошлин являются участники ВЭД, то именно от организации взаимодействия таможенных органов с ними зависит успешность формирования федерального бюджета [4, с. 86]. Более качественный уровень взаимодействия организаций-участников ВЭД с таможенными органами обеспечит организация внешнеэкономической деятельности с использованием второго подхода, предусматривающего наличие статуса УЭО.

В заключение сделаем выводы по проведенному исследованию. Пересечение сфер таможенной и внешнеэкономической деятельности указывают на необходимость интеграции механизмов взаимодействия государственных структур с бизнесом. Эволюционирующее таможенное законодательство дает возможность

организациям выбирать более эффективные формы взаимодействия с таможенными органами, таким образом решая задачи развития как внутри себя, так и в таможенной службе. Из рассмотренных двух подходов ведения внешнеэкономической деятельности наиболее эффективным является подход с использованием статуса УЭО. Данный статус дает его владельцам ряд преимуществ, главными из которых являются экономия времени и снижение издержек при таможенном оформлении. Дифференцирование участников ВЭД позволяет таможенным органам распределять рабочую нагрузку, уделяя большее внимание категории участников ВЭД, у которых данный статус отсутствует.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.)

2. Жуков Д. Б. УЭО. Теория и практика // Ракурс. 2015. Осень. С. 20-23. URL: https://rakurs-journal.com/images/journal/rakurs-2015-4.pdf.

3. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.gov.ru.

4. Кнышов А. В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. 164 с.

5. Воронин А. А. Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД в международной цепи поставки товаров: проблемы и перспективы развития / А. А. Воронин, П. А. Третьяков // novaum.ru № 15, 2018. С. 37-42

6. Югова Е. С. Взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами Российской Федерации // Вестник науки. 2019. № 7 (16). Т. 3. С. 16-20.

7. Макрусев В. В. Реформирование таможенных институтов: идеи, альтернативные стратегии и практика реализации / В. В. Макрусев, Е. О. Любкина // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. № 6. Т. 1 (102). С. 82-94.

8. Макрусев В. В. Системные исследования и управления внешнеэкономической и таможенной деятельностью на основе единой модели // News of science Proceedings of materials the international scientific conference. 2015. С. 193-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.