Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРАКТ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ / ПАССАЖИР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулимов Юрий Викторович, Бугрова Ольга Петровна, Амадей Ансел, Козлова Мария Владимировна

Статья посвящена конкретным аспектам организации антитеррористической защиты компаний воздушного транспорта в некоторых аспектах, правовой поддержке и службам внутренних дел и авиационной безопасности. Рассмотрены основные особенности организации безопасности на объектах воздушного транспорта. Изучены вопросы необходимости безопасности воздушного транспорта и важность следования основным правилам по безопасности на воздушном транспорте. Выделены правила безопасности пассажиров на борту воздушно-транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сулимов Юрий Викторович, Бугрова Ольга Петровна, Амадей Ансел, Козлова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF SECURITY AT AIR TRANSPORT FACILITIES

The article is devoted to specific aspects of the organization of anti-terrorist protection of air transport companies in some aspects, legal support and internal affairs and aviation security services. The main features of the organization of security at air transport facilities are considered. The issues of the need for air transport safety and the importance of following the basic rules for air transport safety have been studied. The rules of passenger safety on board air vehicles are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_3_212 УДК 656.08

Сулимов Юрий Викторович,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры обеспечения авиационной безопасности факультета подготовки авиационных специалистов, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала Б. П. Бугаева, г. Ульяновск, Россия, e-mail: bskant.ul@yandex.ru

Бугрова Ольга Петровна,

преподаватель высшей квалификационной категории Бугурусланского летного училища гражданской авиации имени Героя Советского Союза П. Ф. Еромасова (колледж) - филиал, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, e-mail: bugrova@bluga.ru

Амадей Ансел,

старший научный сотрудник лаборатории экономических исследований, Комплексный научно-исследовательский институт им. Х. И. Ибрагимова РАН, г. Грозный, Россия; магистрант управления поиском и спасанием кафедры поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов и техносферной безопасности факультета подготовки авиационных специалистов, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала Б. П. Бугаева, г. Ульяновск, Россия, г. Ульяновск, Россия, e-mail: shirdi90@bk.ru

Козлова Мария Владимировна,

магистрант управления поиском и спасанием кафедры поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов и техносферной безопасности факультета подготовки авиационных специалистов, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала Б. П. Бугаева, г. Ульяновск, Россия, e-mail: mvopr@mail.ru

Статья посвящена конкретным аспектам организации антитеррористической защиты компаний воздушного транспорта в некоторых аспектах, правовой поддержке и службам внутренних дел и авиационной безопасности. Рассмотрены основные особенности организации безопасности на объектах воздушного транспорта. Изучены вопросы необходимости безопасности воздушного транспорта и важность следования основным правилам по безопасности на воздушном транспорте. Выделены правила безопасности пассажиров на борту воздушно-транспортных средств.

Ключевые слова: безопасность; теракт; воздушный транспорт; правила безопасности; пассажир.

UDC 656.08

Sulimov Yuri Viktorovich,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Aviation Security, Faculty of Aviation Specialists Training, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal B.P. Bugaev, Ulyanovsk, Russia, e-mail: bskant.ul@ yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТИ

НА ОБЪЕКТАХ

ВОЗДУШНОГО

ТРАНСПОРТА

Bugrova Olga Petrovna,

teacher of the highest qualification category of the Buguruslan Flight School of Civil Aviation named after Hero of the Soviet Union P.F. Eromasov (college) - branch, St. Petersburg State University of Civil Aviation, e-mail: bugrova@bluga.ru

Amadeus Ansel,

Senior Researcher of the Laboratory of Economic Research, Integrated Research Institute named after H. I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences, Grozny, Russia; Master's student of Search and Rescue Management of the Department of Search and Rescue Support of Flights and Technosphere Safety of the Faculty of Aviation Specialists Training, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal B. P. Bugaev, Ulyanovsk, Russia, e-mail: shirdi90@bk.ru

Kozlova Maria Vladimirovna,

Master's student of Search and Rescue Management of the Department of Search and Rescue Support of Flights and Technosphere Safety, Faculty of Aviation Specialists Training, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal B.P., Ulyanovsk, Russia, e-mail: Bugaevmvopr@mail.ru

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF SECURITY AT AIR TRANSPORT FACILITIES

The article is devoted to specific aspects of the organization of anti-terrorist protection of air transport companies in some aspects, legal support and internal affairs and aviation security services. The main features of the organization of security at air transport facilities are considered. The issues of the need for air transport safety and the importance of following the basic rules for air transport safety have been studied. The rules of passenger safety on board air vehicles are highlighted.

Keywords: security, terrorist attack, air transport, safety rules, passenger.

Правовые и организационные основы деятельности полиции на транспорте. Охрана общественного порядка и безопасность на железнодорожном, воздушном, водном транспорте. Принято обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность, предпринимая определенные шаги для соблюдения правил, записанных в службах.

Рейс 011 American Airlines, 11 сентября 2001 года, рейс 175 United Airlines, 11 сентября 2001 года, рейс 9268 Metrojet (Когалыма-виа), 31 октября 2015 года, рейс 77 American Airlines, 11 сентября 2001 года, рейс 1047 ави -акомпании «Сибирь», 24 августа 2004 года [7] - этот список можно продолжать еще долго, и, к сожалению, это не случайный набор слов, это крупнейшие теракты на воздушном транспорте в истории человечества. Их можно было бы предотвратить, если бы были введены основы безопасности на воздушных транспортах средствах, если бы за этими правилами безопасности был серьезнейший контроль, начиная от власти, авиакомпаний, их сотрудников и заканчивая самими пасса-

жирами транспортных средств. Если бы заранее внесли меры предосторожности при террористических актах, авиакатастрофах и иных чрезвычайных ситуациях, мы могли бы остаться без таких человеческих жертв на воздушно-транспортных средствах [1; 3].

Самолеты находятся в центре внимания проблем безопасности на протяжении многих десятилетий. Но на первый план правила безопасности воздушного транспорта вышли лишь в 1970-1980-х гг., когда террористические группировки на Ближнем Востоке воспользовались отсутствием безопасности или несерьезным отношением к основам безопасности на самолетах стали совершать различные террористические действия в воздушном пространстве.

На случай террористических актов, угона и прочих действий на воздушном транспортном средстве антитеррористические комиссии выработали ряд рекомендаций и правил, к которым пассажиры должны прислушаться для обеспечения своей безопасности и безопасности других пассажиров воздушного транспортного средства. В первую очередь,

необходимо оставаться спокойным, не поддаваться панике, не вставать со своего места, не провоцировать преступников на применение силы, не вступать с ними в диалог, оставить попытки геройствовать и пытаться обезвредить преступников, также необходимо удержать от такого безрассудного действия и других пассажиров. В случае если террористы вас оскорбляют и унижают, вы должны смириться с этим, не предпринимать попытки оскорбить их в ответ. Не следует верить словам террористов, необходимо доверять экипажу и беспрекословно следовать его указаниям. Быть готовым к спецоперации по освобождению самолета, надеяться на лучшее.

В Российской Федерации авиационная безопасность как часть транспортной безопасности регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также Постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами Министерства транспорта Российской Федерации [6].

Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в сфере гражданской авиации, в части обеспечения транспортной безопасности осуществляет Ространснадзор [2].

Для обеспечения безопасности авиации принимаются меры по досмотру лиц (пассажиров, экипажа, авиакомпании), транспортных средств, грузов, багажа и физических объектов с целью обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и материалов, устанавливаются запреты или ограничения. Изначально основной целью мер безопасности было обеспечение того, чтобы пассажиры не могли подняться на борт самолета с оружием или взрывчаткой.

В настоящее время в нормативных актах по пересечению чрезвычайных ситуаций, связанных с безопасностью на воздушном транспорте, изложены такие понятия, как:

- безопасность на воздушном транспорте - состояние воздушного транспорта, которое дает возможность обеспечивать защиту от угроз различного характера, устранение вероятности возникновения авиационных и чрезвычайных происшествий, минимизиро-

вать риск нанесения ущерба жизни и здоровью людей;

- государственное регулирование обеспечения безопасности на воздушном транспорте - это правила обеспечения безопасности на воздушном транспорте, проверка их выполнения и определение ответственности за их несоблюдение;

- зона кризисной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;

- инцидент - событие, произошедшее в процессе работы воздушного транспорта, которое возможно привело бы, но в итоге не привело к чрезвычайному происшествию;

- кризисная ситуация - обстоятельства, которые произошли на воздушном транспорте из-за нарушения его работы или воздействия внешней среды, которые создали угрозу жизни и безопасности людей и требуют мер по устранению;

- обеспечение безопасности на воздушном транспорте - это меры, которые проводятся органами государственной власти, авиационными компаниями и персоналом, направленные на предотвращение авиационных происшествий в процессе авиационной деятельности [4].

Основными целями всех этих мер и действий по обеспечению безопасности на воздушном транспорте являются:

- защита жизни и здоровья людей;

- безопасность самих полетов;

- работа воздушного транспортного средства без авиакатастроф и чрезвычайных ситуаций;

- повышение и сохранение объема полетов, привлечение людей к воздушному транспортному средству.

Также есть свод правил по безопасности для самих пассажиров, находящихся на борту воздушного транспортного средства:

- запрещено создание ситуаций, которые ставят под угрозу безопасность полета, жизнь и здоровье других пассажиров и членов экипажа, через применение физического или словесного насилия;

- запрещено употребление алкогольных напитков, не считая тех, которые были предложены на самом воздушном транспорте;

- нельзя курить во время полета транспортного средства;

- нельзя использовать аварийно-спаса-

тельное оборудование без соответствующих указаний экипажа;

- создавать условия, которые мешают другим пассажирам или мешают работе экипажа;

- запрещено портить имущество авиакомпании и выносить это имущество с борта.

Также для комфортного полета пассажиры должны придерживаться следующих правил:

- безоговорочно выполнять требования командира воздушного судна и рекомендации других членов экипажа;

- соблюдать дисциплину и порядок;

- выключать или переключить в автономный режим работы (авиарежим) электронные устройства по требованию членов экипажа на любом этапе полета [5].

Есть определенные правила и задачи самого экипажа воздушного транспорта. Напри -мер, капитан (пилот) должен обеспечивать дисциплину на самолете, контролировать порядок через бортпроводников. Еще в его обязанности входит принятие определенных мер к лицам, угрожающим безопасности полета и безопасности пассажиров. Бортпроводники в свою очередь следят за порядком и поведением пассажиров в транспортном средстве в течение всего полета, наблюдают, не ведут ли себя пассажиры слишком подозрительно и не несут ли собой опасность жизни и здоровья. В случае возникновения ситуаций, которые могут угрожать безопасности полета, немедленно ставят об этом в известность пилота [9;10].

Несмотря на все это, воздушный вид транспорта считается самым безопасным из всех существующих транспортных средств. По статистике, лишь один человек из 11 млн может попасть в аварийную катастрофу. Есть ряд исследований по поводу катастроф воздушных транспортных средств. Так, исследование «1САО» (международная организация в сфере гражданской авиации) показало, что на один миллион рейсов приходится всего одна авария, но и она не всегда оканчивается летальным исходом. Такими результатами не может похвастаться ни один другой вид транспорта. При всех этих данных статистики, многие пассажиры не доверяют воздушному виду транспорта и испытывают настоящий страх перед полетом. Статистика России весьма печальна, наша страна входит в тройку лидеров по количеству погиб-

ших вследствие крушений воздушных транспортных средств. За 30 лет разбилось 307 отечественных самолетов, на борту которых погиб 7061 человек. Кроме того, в тройку входят также США и Канада [8].

Таким образом, государство и авиакомпании принимают определенные меры по осуществлению безопасности на воздушном транспортном средстве. Все, кто когда-либо пользовался услугами воздушного транспорта, знают, насколько сотрудники авиакомпаний досконально и подробно изучают личные вещи, груз и пассажиров. Все это, в первую очередь, для нашей безопасности, для сохранения жизни и здоровья. Метод доскональных проверок минимизирует риск возникновения чрезвычайных ситуаций на борту транспортного средства, попытки террористического акта и другие вредоносные последствия всем участникам полета (авиакомпания, пассажиры, экипаж).

Список литературы

1.Духно Н. А., Васильев Ф. П. Современные аспекты и проблемы обеспечения безопасности на транспорте // Теория права и государства. 2011.

2.ПОЛОЖЕНИЕ об Управлении транспортной безопасности Ространснадзора. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3.Саядова A. С. Угрозы Транспортной безопасности Российской Федерации. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2012.

4.URL: https://83.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/ novosti/3862815 (дата обращения: 01.02.2022).

5.URL: https://iacis.rU/public/upload/files/1/221.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

6.URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/information/ onboard/rules (дата обращения: 01.02.2022).

7. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_66069/ (дата обращения: 01.02.2022).

8.URL: https://realnoevremya.ru/articles/17856 (дата обращения: 01.02.2022).

9.Бизякин И. И. Зарубежный опыт реализации принципов программно-целевого планирования при разработке программ строительства вооруженных сил и их стратегического аудита // Военно-экономический вестник. 2019. № 1-2. URL: https://voenvestnik.ru/ PDF/01MEVV119.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

10. Ковнерев М. А., Голод К. К. Развитие отраслей микроэлектроники и искусственного интеллекта как важнейших элементов оборонных НИОКР в авиационной промышленности России // Военно-экономический вестник. 2020 № 1. URL: https://voenvestnik.ru/ PDF/05VNVV120.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

References

1. Duxno N. A., Vasil'ev F. P. Sovremenny'e aspekty' i problemy' obespecheniya bezopasnosti na transporte.

Teoriya prava i gosudarstva. 2011.

2. Polozhenie ob Upravlenii transportnoj bezopasnosti Rostransnadzora. Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «KonsurtantPlyus».

3. Sayadova A. S. Ugrozy' Transportnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Rostov-na-Donu: RYuI MVD Rossii, 2012.

4. URL: https://83.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/ novosti/3862815 (data obrashheniya: 01.02.2022).

5. URL: https://iacis.rU/public/upload/files/1/221.pdf (data obrashheniya: 01.02.2022).

6. URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/information/ onboard/rules (data obrashheniya: 01.02.2022).

7. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_66069/ (data obrashheniya: 01.02.2022).

8. URL: https://realnoevremya.ru/articles/17856 (data obrashheniya: 01.02.2022).

9. Bizyakin I.I. Zarubezhny'j opy't realizacii principov programmno-celevogo planirovaniya pri razrabotke programm stroitel'stva vooruzhenny'x sil i ix strategicheskogo audita. Voenno-e'konomicheskij vestnik. 2019. № 1-2. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/01MEVV119. pdf (data obrashheniya: 01.02.2022).

10. Kovnerev M. A., Golod K. K. Razvitie otraslej mikroe'lektroniki i iskusstvennogo intellekta kak vazhnejshix e'lementov oboronny'x NIOKR v aviacionnoj promy'shlennosti Rossii. Voenno-e'konomicheskij vestnik. 2020 № 1. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/05VNVV120. pdf (data obrashheniya: 01.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.