УДК 711.43 (571.51)
Е.К. Захарченко, В.И. Царев, г. Красноярск
Особенности организации архитектурно-градостроительной деятельности в Красноярском крае в первой половине 1940-х гг.
Аннотация
В статье рассмотрены особенности одного из этапов архитектурно-градостроительной деятельности в Красноярском крае, относящегося к военному периоду. Приведены документальные сведения о конкретных мерах по формированию государственных структур для руководства над архитектурными и планировочными работами в Красноярске и городах края. Представлен процесс становления профессиональных взаимоотношений между главными архитекторами городов и краевыми архитектурными службами. Выявлен этап архитектурно-градостроительной деятельности, определивший дальнейшее укрепление государственной регламентации в управлении проектными и строительными процессами в Сибирском регионе.
Ключевые слова: государственное управление, главный архитектор, архитектурно-градостроительная деятельность, генеральный план, Красноярск, города Красноярского края
В 1940 г. совет народных комиссаров РСФСР утвердил положение о главных городских архитекторах, с помощью которого предполагалось упорядочить планировку, застройку и архитектурный надзор в городах республики. Согласно положению, управления главного архитектора были определены в 78 населенных пунктах, а в городах, не попавших в официальный список, архитектурно-градостроительную деятельность продолжали контролировать созданные в 1920-х гг. отделы коммунального хозяйства. В августе 1940 г. на должность главного архитектора города Красноярска был назначен недавний выпускник Новосибирского инженерно-строительного института Александр Фомич Лыткин.
В 1930-х гг. и в период Великой Отечественной войны Красноярск формировался как один из промышленных центров Сибири. Он стал местом размещения эвакуированных предприятий из западных районов Советского Союза. Военное время определило основное направление архитектурно-градостроительной деятельности, главный акцент которой был сделан на возведение промышленных предприятий, способных как можно скорее предоставить всю необходимую продукцию фронту и стране. Для решения жилищного вопроса при заводах возводились рабочие поселки. Например, в 1940—1945 гг. управление главного архитектора города, возглавляемое А.Ф. Лыткиным, рассмотрело и утвердило проекты застройки кварталов № 37 и 48 в жилых районах заводов «Сибтяжмаш» и «Станкострой» [1], занималось отводом участков под строительство завода дорожных машин с рабочим поселком наркомата минометного вооружения [5], а в конце войны контролировало строительство дома отдыха для рабочих аффинажного завода [6]. Работа главного архитектора Красноярска в военные годы осложнялась отсутствием утвержденного генерального плана как всего города, так и его правобережной части, где располагалась большая часть местных и эвакуированных предприятий.
В конце 1943 г. в связи с изменившейся военной обстановкой начинается процесс восстановления городов и населенных пунктов, пострадавших во время боевых действий. В целях обеспечения государственного руководства над архитектурными и планировочными работами, а также для общего по-
вышения качества архитектурных объектов, правительство страны приняло решение об организации краевых и областных отделов по делам архитектуры. В апреле 1944 г. был образован отдел по делам архитектуры исполкома Красноярского крайсовета [2]. В его состав вошли такие подразделения, как инспекция архитектурно-строительного контроля, сектор планировки и застройки населенных мест, бюро экспертизы проектов и смет. Первым начальником отдела стал красноярский архитектор Владимир Александрович Соколовский, известный своей профессиональной деятельностью с начала ХХ века [4].
Новая административная структура должна была осуществлять руководство и контроль над архитектурной деятельностью, проводимой различными организациями и учреждениями, располагавшимися на территории края, независимо от их ведомственной подчиненности. В том числе, согласно положению, подконтрольными лицами являлись главные архитекторы городов [3]. Однако в 1945 г., помимо Красноярска, должностные ставки архитектора-инспектора существовали лишь в Ачинске и Игарке. В других городах края вопросами планировки и застройки занимались горкомхозы и горисполкомы, существенное влияние на которые отдел по делам архитектуры оказать не мог [10]. Таким образом, основная руководящая и контролирующая деятельность отдела главным образом сосредоточилась в Красноярске. По мнению руководителей города, управление главного архитектора краевого центра обладало вполне самостоятельными функциональными обязанностями наряду с отделом по делам архитектуры. Это обстоятельство явилось причиной углубления разногласий между двумя организациями.
Отдел по делам архитектуры, отстаивая свое первенство в административной иерархии, указывал на ошибки, якобы допущенные главным архитектором в решении текущих вопросов в период военной пятилетки. В первую очередь отмечался тот факт, что возведение новых промышленных предприятий производилось без привязки их к генеральному плану города [8]. При этом не бралось во внимание даже то, что работы по составлению генплана Красноярска, проводившиеся в 1930-х гг., не были завершены из-за начавшейся войны. Предъявлялись претензии о нежелании А.Ф. Лыткина привлекать
отдел по делам архитектуры к решению планировочных проблем города, в результате чего допускались серьезные ошибки, связанные с несоблюдением проектных решений генеральной схемы планировки на правобережье Красноярска [9].
Основным аргументом главного архитектора города в жарких дискуссиях с коллегами являлась ссылка на трудности в подборе кадров, в то время как В.А. Соколовский причиной просчетов и ошибок считал отсутствие достаточного опыта у молодого руководителя. Результатом напряженных взаимоотношений стало решение А.Ф. Лыткина об отставке в феврале 1945 г., которая не была принята вышестоящим начальством, а в марте того же года В.А. Соколовский покинул свой пост ввиду преклонного возраста. Временно исполняющим обязанности начальника отдела по делам архитектуры был назначен архитектор-художник Давид Исаакович Высокий. С целью избежать дальнейших недоразумений, он отправил московскому руководству запрос о возможном разграничении функций между двумя руководящими организациями. Ответ из столичного управления по делам архитектуры при СНК РСФСР определил непререкаемый авторитет главного архитектора в вопросах планировки и застройки города, но при условии обязательной консультации с начальником отдела по делам архитектуры, а также принятия его указаний и предоставления отчета о проделанной работе. В свою очередь, начальнику отдела предлагалось уделять внимание Красноярску и осуществлять контроль по застройке других городов краевого подчинения.
В августе 1945 г. вышел приказ о назначении на должность начальника отдела по делам архитектуры при исполкоме крайсовета техника-строителя Евгения Сергеевича Нифантьева [7], первым шагом которого в должности главного архитектора края стал указ о передаче работ по разработке генеральной схемы Красноярска краевому проектному тресту. А.Ф. Лыткин, не желавший терять руководящий контроль над проектным процессом, который прежде осуществляла проектно-геодезическая группа, находившаяся в подчинении главного архитектора города, обратился в управление по делам архитектуры при СНК РСФСР с опротестованием указа начальника отдела по делам архитектуры [11]. Вопрос был решен в пользу главного архитектора города. Несмотря на неоднократные пожелания вышестоящих руководителей, взаимоотношения между краевым отделом и управлением главного архитектора города Красноярска оставались непростыми вплоть до отставки А.Ф. Лыткина в июне 1946 г. [12]
Организация архитектурно-градостроительной деятельности в Красноярском крае в первой половине 1940-х гг. осуществлялась в непростых условиях военного времени. Можно выделить ряд факторов, повлиявших на развитие сложных отношений между двумя основными организациями по архитектурному надзору в Красноярске и крае:
— отсутствие генеральной схемы правобережной части города в условиях размещения на ней большого количества как эвакуированных, так и предусмотренных государственным планом индустриализации предприятий значительно осложнило работу главного архитектора, заступившего на должность
сразу после окончания вуза;
— отсутствие административного аппарата управления архитектурной деятельностью в большинстве городов края; это обстоятельство в определенной степени повлияло на отношения между управлением главного архитектора и краевым отделом по делам архитектуры, поскольку, не имея достаточных полномочий на периферии, последний был вынужден сосредоточиться главным образом на Красноярске;
— несовершенство нормативных документов, регламентировавших права и обязанности двух организаций.
Начальный этап становления архитектурного аппарата управления проходил в обстановке взаимной профессиональной конкуренции, отразившей сложности многогранной архитектурно-градостроительной деятельности в Красноярском крае в 40-е гг. ХХ в.
Список использованных источников
1. Проект застройки кварталов №№ 37 и 48 в жилом районе заводов «Сибтяжмаш» и Станкостроя в Красноярске. 1941 г. // ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 1. Д. 16.
2. Директивные материалы по организации отдела архитектуры при Красноярском Крайисполкоме. 1944 г. // ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 1. Д. 17. Л. 1.
3. Директивные материалы по организации отдела архитектуры при Красноярском Крайисполкоме. 1944 г. // ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 1. Д. 17. Л. 2.
4. Приказы начальника отдела. 1944 г. // ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 1 Д. 18.
5. Решение Красноярского Крайисполкома и материалы к нему об отводе земельных участков под строительство завода дорожных машин и жилищное строительство. 1944 г. // ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 1 Д. 19.
6. Решение Крайсовета по отводу земельного участка под строительство дома отдыха для Аффинажного завода и материалы к нему. 1944 г. // ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 1. Д. 22.
7. Приказы начальника отдела за 1945 год. 1945 г. // ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 1. Д. 25. Л. 46
8. Переписка с комитетом по делам архитектуры при СНК РСФСР о планировании работы отдела архитектуры. 1945 г. // ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 1 Д. 31. Л. 6.
9. Переписка с комитетом по делам архитектуры при СНК РСФСР о планировании работы отдела архитектуры. 1945 г. // ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 1 Д. 31. Л. 7.
10. Переписка с комитетом по делам архитектуры при СНК РСФСР о планировании работы отдела архитектуры. 1945 г. // ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 1 Д. 31. Л. 28—29.
11. Переписка с комитетом по делам архитектуры при СНК РСФСР о планировании работы отдела архитектуры. 1945 г. // ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 1 Д. 31. Л. 116.
12. Книга приказов начальника отдела. 1946 г. // ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 1. Д. 31. Л. 13.