века. - М.: Наука, 1971.
3. Гинзбург М.Я. Новые методы архитектурного мышления // Современная архитектура. - 1926. - № 1. - С. 1-4.
4. Гоуард Эбенизер. Города будущего. - СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1911.
5. Новый энциклопедический словарь / издатели: Ф.А. Брокгахз, И.А. Ефрон. - СПб.: Брокгауз-Ефрон. - Т. 14: Головин-Гривица, Б.Г.
6. Петров А.И. Планировка городов-садов Сибирского края // Коммунальное дело. - 1929. - №2(97). - С. 98-102.
7. Петров А. Опыт постройки городов-садов в западной Сибири // Коммунальное дело. - 1923. - №1(4). - С. 35-38.
8. Ружже В.Л. Прогрессивные творческие воззрения архитекторов петербургской школы конца XIX - начала ХХ в. (Идеи «городов-садов»): автреф. дис. ... канд архитектуры. - М., 1961.
9. Сибирская краевая плановая комиссия. Материалы к пятилетнему плану развития народного хозяйства и культурного строительства Сибирского края. - Новосибирск: Сибкрайиздат, 1930.
10.Советская Сибирь. - 1924. - 12 марта.
11.Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. - М.: Мысль, 1987.
УДК 711.43 (571.51)
АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В 1940-1950-х гг. (по материалам периодических изданий)
Захарченко Е.К.
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск Царёв В.И.
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Аннотация. В статье рассматриваются особенности архитектурно-градостроительной деятельности в Красноярском крае, которыми характеризовались годы Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Информационной основой исследования являются материалы тех лет, опубликованные в краевой газете «Красноярский рабочий». Полученные результаты раскрывают совокупность творческих и практических архитектурно-градостроительных проблем в рассматриваемый период, а также методы их решения, которые позволяют дополнить картину градостроительного процесса в одном из крупнейших регионов Сибири.
Ключевые слова: архитектурно-градостроительная деятельность, индустриализация, благоустройство, Красноярский край.
Введение. Архитектурно-градостроительная деятельность в регионах Сибири в период Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия остается одной из самых малоизученных страниц истории архитектуры и градостроительства России, что позволяет определить научную значимость проводимого исследования.
Курс на индустриализацию. В конце 1930-х гг., согласно плану индустриализации и укрепления обороноспособности страны, Красноярскому краю отводилась роль одного из главных промышленных центров СССР. В газетных статьях тех лет большое внимание уделялось новостройкам, в первую очередь осуществлявшимся в Красноярске. В них отмечались преобразования нового правобережного города, где: «выстроен большой машиностроительный завод, начато строительство районной теплоэлектроцентрали, крупного целлюлозно-бумажного комбината» [1, ^ 2]. В конце 1939 г. президиум красноярского городского совета вынес решение об отводе земельного участка под строительство нового мощного завода тяжелого машиностроения. Для возведения промышленных объектов на правобережье выделялись 150 гектаров и более 200 гектаров под жилищное строительство [2, с. 3]. В 1940 г. намечалось строительство в Красноярске марлевой прядильно-ткацкой фабрики. Для обеспечения жильем рабочих, служащих и инженерно-технических работников планировалось выстроить несколько благоустроенных многоэтажных домов [3, с. 3]. С целью ускорения темпов работ партийное руководство требовало от строителей наведения порядка на стройках, постановки всего процесса под жесткий контроль и строжайшей дисциплины. В связи с масштабным строительством на правом берегу Енисея обострился вопрос о необходимости постройки моста для пассажирского движения через реку. Изыскания для его строительства проводились в январе-апреле 1941 г., а проект разрабатывал академик архитектуры А.И. Дмитриев [4, с. 2].
Партийные и хозяйственные власти искали потенциальные возможности для создания новых производственных предприятий на территории края. Например, в 1939 г. в Ачинске началось строительство межрайонной молочно-масляной базы, а в Новоселовском районе были проведены подготовительные работы по строительству трех маслозаводов [5, с. 3]. В октябре 1939 г. в Ачинске приступили к строительству черепичного завода.
Помимо информации о возведении новых промышленных предприятий в газетных публикациях сообщалось о жилищном и культурно-бытовом строительстве, осуществлявшемся в Красноярском крае в последние мирные годы. В 1939 г. в городе железнодорожников Боготоле по приказу наркома путей сообщения началось строительство трехэтажного каменного здания Дворца
культуры, проект которого разработал архитектор Г.Ф. Домашенко [6, с. 3]. При строительстве нового заполярного города Игарки внедрялись скоростные методы возведения зданий, что позволило только за один месяц выстроить несколько двухэтажных восьмиквартирных домов, а за два месяца -двухэтажное здание новой школы [7, с. 2]. Одновременно для Игарки и Норильска осуществлялись разработки принципов строительства каменных зданий в условиях вечной мерзлоты [8, с. 2].
В 1939-1940 гг. по решению правительства в Красноярске планировалось возвести здание речного вокзала (проект архитектора Курносова) [9, с. 3]. Летом 1940 г. на площади Революции краевого центра началось строительство дома управления Красноярской железной дороги [10, с. 3]. В декабре того же года планировалось рассмотрение в Госплане РСФСР генерального проекта Красноярска, после которого он должен был быть представлен на утверждение правительства. Это событие имело первостепенное значение в связи с ожидавшимся превращением города в ближайшие годы в крупнейший индустриальный центр Сибири [11, с. 2]. Однако реализацию намеченных планов прервала начавшая война.
Промышленная база тыла. Великая Отечественная война внесла серьезные изменения во все народнохозяйственные планы мирного времени, в том числе в архитектурно-градостроительную деятельность в регионах Сибири. Новая обстановка потребовала от архитекторов и строителей «строить так, чтобы можно было быстро получить результаты - новые самолеты, танки, вооружение, боеприпасы; строить быстро и экономно» [12, с. 3]. Красноярск, как город глубокого тыла, в дни войны стал базой для приема и развертывания работы эвакуированных предприятий, базой для освоения и расширения выпуска продукции, нужной фронту и стране. За годы войны, по сведениям тех лет, «в городе стало на 17 предприятий больше» [13, с. 2]. В военное время в Красноярском крае впервые были применены поточно-скоростные методы строительства, электрическое и паровое прогревание бетона, внедрение механизации, замена дефицитных привозных материалов более дешевыми местными аналогами, такими как шлакоблоки и терроблоки. Так были возведены жилые здания в Боготоле, Ужуре, Абакане [14, с. 2].
Архитектор В. Кусаков, характеризуя основные проблемы строительства первых военных лет в Красноярске, писал в газетной статье о целесообразности применения в городе «брусчатого строительства, несколько более дорогого по первоначальным затратам, чем каркасное, но более выгодного по качественным и экономическим показателям» [15, с. 2]. Исключительное значение для успешного выполнения планов строительства, по мнению архитектора, имело качество проектов, которое в начале войны было не всегда удовлетворительным, а проекты жилых зданий следовало осуществлять с учетом передовой строительной техники.
В годы войны одним из методов обеспечения рабочих, служащих и инженерно-технических работников эвакуированных предприятий жильем являлось индивидуальное строительство. Государство выделяло индивидуальным застройщикам долгосрочный кредит в размере 50 процентов от стоимости жилища, а остальная часть стоимости шла за счет государственного бюджета. Под строительство индивидуальных домов, как правило, отводились участки вблизи промышленных предприятий [16, ^ 3].
В 1944 г. начиналось восстановление объектов культурного строительства в Красноярске, Абакане, Норильске, ряде других городов, сел и поселений Красноярского края. В преддверии окончания войны, исполком крайсовета обязал исполкомы райсоветов восстановить все закрытые избы-читальни, клубы и дома культуры, а также открыть новые дома культуры в Рыбинском, Канском, Ачинском, Алтайском и Ширинском районах [17, ^ 2].
«Города-ансамбли». В год Великой Победы в Красноярском крае вновь обращаются к проектам, реализации которых помешала война. Летом 1945 г. в Москве руководители края решили вопрос о строительстве моста через Енисей в Красноярске. После утверждения народным комиссаром коммунального хозяйства РСФСР проектного задания был заключен договор с Дортранспроектом на техническое проектирование и составление рабочих чертежей [18, ^ 2]. В том же году руководители Красноярского крайкома ВКП(б) заявили о «возможности строительства крупной гидроэлектростанции на Енисее при впадении в него Ангары, в районе Маклаково» [19, ^ 2].
В 1946 г. совет архитекторов Красноярска утвердил проект городского Дома пионеров. В это же время начались работы по восстановлению и реконструкции городских зданий, обветшавших за военные годы. По проекту архитектора Е.А. Леонтьева реконструировались помещения театра музыкальной комедии; прошел открытый конкурс на лучший проект по реконструкции здания драматического театра им. А.С. Пушкина, победителем которого стал Е.С. Нифантьев [20, ^ 3]. Возобновились подготовительные работы по составлению генерального плана города Абакана, прерванные войной [21, ^ 2]. В 1947 г. по заданию управления по делам архитектуры при Совете Министерства РСФСР в Красноярске приступила к проектным работам группа специалистов Ленинградского отделения государственного института по проектированию городов (Гипрогор). Проект должен был определить «перспективы дальнейшего развития промышленности Красноярска, наметить расположение промышленных предприятий, организацию жилых районов и их благоустройство, развитие внешнего и городского транспорта, оформление площадей, набережных и улиц, устройство парков, садов и бульваров» [22, ^ 3] (ил. 1).
Ил. 1. Красноярск. Проект планировки площади Революции. 1948 г. [23,
с. 3]
В 1949 г. Министерство речного флота СССР выдало разрешение на строительство речного вокзала в Красноярске, а краевая архитектурная комиссия утвердила проект здания, автором которого являлся архитектор А.Н. Голубев. По газетным сообщениям, речной вокзал должен был представлять собой «трехэтажное каменное здание со сплошной колоннадой и открытыми верандами, расположенное на берегу Енисея; над крышей центральной части будет устроена башня в виде маяка со шпилем, увенчанным пятиконечной звездой; издали вокзал будет напоминать мощный океанский пароход» [24, с. 2].
В период с 1945 по 1949 г. строились новые рабочие поселки вблизи Иланска, Красноярска, застраивались села Горбы Березовского района и Большой Улуй. Возобновилось строительство судоремонтного завода в рабочем поселке Подтесово, который в будущем планировалось превратить в город речников. Исполком Красноярского крайсовета утвердил проект планировки заполярного поселка Дудинка [25, с. 3]. На новый этап развития вышло село Шушенское, связанное с сибирской ссылкой В.И. Ленина. В 1946 г. архитектором Г.И. Шаповаловым были разработаны проекты шушенского Дома Советов и жилого дома на 40 квартир, а в селе был построен сельскохозяйственный техникум по проекту, утвержденному Н.К. Крупской [26, с. 3]. В 1949 г. архитекторы представили на общественное обсуждение генеральный проект села Шушенского (ил. 2).
Ил. 2. Генеральный проект с. Шушенского. 1949 г. Архитектор В.А.
Добролюбов [28, с. 2]
В послевоенные годы активное строительство развернулось в молодом заполярном городе Норильске. В 1947 г. здесь, в условиях вечной мерзлоты, впервые применялись сборные фундаменты, изготовленные на заводе железобетонных конструкций [27, ^ 2]. Большие работы по строительству и благоустройству проводились в Заозерном, в то время самом молодом городе Красноярского края. Широко применялось индивидуальное строительство. В 1949 г., наряду с кредитованием частных лиц, Цекомбанк вынес решение о выделении кредитов предприятиям и учреждениям на строительство жилых домов для продажи [29, а 3] (ил. 3).
Ил. 3. Один из домов-коттеджей, возведенных Красноярским паровозостроительным заводом [31, с. 2]
Осуществлялось озеленение городов, разбивка новых скверов и парков. В 1948 г. Красноярск занял третье место в Российской Федерации по
благоустройству [30, с. 3]. В июне 1949 г. архитектором Брудским при участии директора треста зеленого хозяйства Батова и главного инженера Хвороща был разработан проект парка на острове Отдыха в Красноярске [32, с. 3].
В начале1950-х гг. появились критические публикации, отмечавшие ряд существенных недостатков в архитектурно-градостроительной деятельности в Красноярском крае. В первую очередь в них указывалось на отсутствие четкого руководства со стороны краевого комитета по делам архитектуры, а также главного архитектора над проектированием и застройкой городов. В результате, по мнению авторов статей, не решалась задача по созданию единого архитектурного ансамбля, нарушалась прямолинейная планировка улиц. Среди других недостатков отмечалось отсутствие принципиального подхода к качеству архитектурного проектирования, в частности, обращалось внимание на то, что «в проектах строящихся зданий наблюдается формализм, эклектика и отход от метода социалистического реализма» [33, с. 2]. Существенной проблемой развития ряда городов Красноярского края в те годы являлось отсутствие генеральных планов, что в результате приводило при проектировании основных сооружений не к созданию единого архитектурного ансамбля, а к поиску свободных мест для застройки. В городах края расширялось строительство целых кварталов как по типовым проектам Академии архитектуры СССР, так и по работам местных архитекторов. Временные жилища барачного типа, построенные в годы войны, постепенно заменялись трех- и четырехэтажными кирпичными домами. В первой половине 1950-х были сданы в эксплуатацию ряд крупных объектов в городах и поселках края: речной вокзал в Красноярске, вокзал Красноярского аэропорта гражданского воздушного флота, дом связи в Шушенском и др. Ускорилось развитие сельского строительства. Например, расширялись и благоустраивались поселки Абаза, Большая Мурта, Дзержинский. Этот процесс, как сообщали газеты, закладывал начало ликвидации культурно-бытовых различий между городом и селом.
Ил. 4. Красноярск. Жилой дом на 80 квартир из пеносиликатных блоков
[35, с. 3]
Государственная регламентация. С середины 1950-х гг. в градостроительную практику Красноярского края впервые вошло крупнопанельное и крупноблочное строительство. Существенно изменились принципы архитектурно-строительного проектирования, которые стали регламентироваться директивными документами партии и правительства, одним из которых было постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [34, с. 1]. В
1959 г. в Красноярске был построен первый пятиэтажный жилой дом на 80 квартир из пеносиликатных блоков (ил. 4).
В целом по краю наблюдалась тенденция возведения не отдельно стоящих зданий, а комплексов взаимосвязанных учреждений, таких как медицинские и студенческие городки в Красноярске, Черногорске, Канске. К
1960 г. два проектных института - Ленинградское отделение ГипроНИИ Академии наук СССР и Сибцветметпроект Красноярского совнархоза, планировали завершить проект студенческого городка под Красноярском, в котором все здания проектировались полностью из сборных железобетонных конструкций (ил. 5).
Ил. 5. Проект будущего студенческого городка в Красноярске.
Главный архитектор проекта - Л. Рожнов [36, с. 3]
Заключение. Курс на индустриализацию Красноярского края, принятый партийным и советским руководством СССР в 1930-х гг., получил дополнительный экономический импульс в период войны, которым стали эвакуированные из оккупированных врагом районов страны промышленные предприятия. Военные годы отрицательно сказались на архитектурно-градостроительной деятельности края, нарушив планы мирного времени, затормозив процессы проектирования и строительства многих социально-культурных объектов в городах и сельских населенных пунктах. В послевоенный период, наряду с творческими и практическими поисками архитектурно-художественного образа советского города, основной тенденцией в регионах Сибири являлась усиливавшаяся государственная регламентация архитектурно-градостроительной деятельности.
Библиографический список
1. Бурмакин А.С. Больше внимания новостройкам // Красноярский рабочий. - 1939. - № 29. - 5 февраля.
2. Завод тяжелого машиностроения // Красноярский рабочий. - 1939. - № 251. - 1 ноября. - № 251 (6377). 1 ноября 1939 г.
3. Мост через Енисей // Красноярский рабочий. - 1941. - № 112. - 15 мая.
4. Строительство маслозаводов // Красноярский рабочий. - 1939. - № 167. -23 июля.
5. Черкашин П. Строительство дворца культуры в Боготоле // Красноярский рабочий. - 1939. - № 107. - 12 мая.
6. Строительство дома скоростными методами // Красноярский рабочий. -1939. - № 86. - 15 апреля.
7. Каменное строительство в Игарке // Красноярский рабочий. - 1941. - № 2.
- 3 января.
8. Коротко // Красноярский рабочий. - 1939. -№ 155. - 9 июля.
9. Коротко // Красноярский рабочий. - 1940. - № 148. - 28 июня.
10.Генеральный проект Красноярска в Госплане РСФСР // Красноярский рабочий. - 1940. - № 292. - 18 декабря.
11.Высокие темпы строительства - прямая помощь фронту // Красноярский рабочий. - 1942. - № 68. - 21 марта.
12.1Х Красноярская городская партийная конференция // Красноярский рабочий. - 1944. - № 8. - 11 января. - С. 2.
13.Там же.
14.Кусаков В. Строить лучше и быстрее! // Красноярский рабочий. - 1942. -№ 31. - 6 февраля.
15.Еремин А. Строительство индивидуальных жилых домов // Красноярский рабочий. - 1944. - № 63. - 29 марта.
16.Восстановление закрытых изб-читален, клубов и домов культуры // Красноярский рабочий. - 1945. - № 9. - 3 января.
17.Подготовка к строительству моста через Енисей и трамвая в Красноярске // Красноярский рабочий. - 1945. - № 170. - 22 августа.
18.Богданович В. Рационализаторская мысль на стройке // Красноярский рабочий. - 1945. - № 232. - 17 ноября.
19.Проект реконструкции краевого драматического театра // Красноярский рабочий. - 1946. - № 161. - 11 августа.
20.Генеральная планировка Абакана // Красноярский рабочий. - 1946. - № 174. - 30 августа.
21.Планировка города Красноярска // Красноярский рабочий. - 1947. - № 111. - 7 июня.
22.Будущее нашего города // Красноярский рабочий. - 1948. - № 249. - 18 декабря.
23.Речной вокзал в Красноярске // Красноярский рабочий. - 1949. - № 169. -28 августа.
24.Строится новая Дудинка // Красноярский рабочий. - 1946. - № 179. - 6 сентября.
25.Коротко // Красноярский рабочий. - 1946. - № 235. - 24 ноября.
26.Сборные фундаменты // Красноярский рабочий. - 1947. - № 48. - 8 марта.
27.Генеральный проект с. Шушенского // Красноярский рабочий. - 1949. -№6. - 9 января.
28.Кредиты на строительство жилых домов // Красноярский рабочий. - 1949.
- № 26. - 8 февраля.
29.Новый Красноярск // Красноярский рабочий. - 1948. - № 249. - 12 декабря.
30.Дома-коттеджи // Красноярский рабочий. - 1946. - № 194. - 27 сентября.
31.Проект парка культуры и отдыха // Красноярский рабочий. - 1949. - № 117. - 17 июня.
32.Степанов Г. За высокоидейные и художественные произведения архитектуры // Красноярский рабочий. - 1950. - № 106. - 28 мая.
33.Об устранении излишеств в проектировании и строительстве // Красноярский рабочий. - 1955. - № 267. - 11 ноября.
34.У крупноблочного домостроения большое будущее // Красноярский рабочий. - 1959. - № 255. - 28 октября.
35.Вышегородцева Л. Солнечный город // Красноярский рабочий. - 1949. -№ 141. - 17 июня.
УДК 721.01
УНИВЕРСАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА
Курбатова Н.В.
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
Аннотация. Исследование посвящено формированию и трансформации понятий «безбарьерная архитектурная среда» и «универсальная архитектура». Данные понятия раскрывают тему, которая направлена на создание доступной архитектурной среды жизнедеятельности для всех горожан, включая людей, ограниченных в физическом передвижении.
Ключевые слова: безбарьерная среда, универсальный проект (дизайн), универсальная архитектура.
1. Доступность зданий и сооружений. Нормативная база. Формат сводов правил СП комплекса в актуализированной редакции архитектурно-строительных норм и правил от 01.01.2013 года СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) предписывает строителям и архитекторам при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений соблюдать требования по созданию условий доступности для маломобильных групп населения (МГН) в виде полного приспособления и/или проектирования «в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов» (в случае невозможности полного приспособления объекта для