Научная статья на тему 'Особенности определения стратегии ценообразования в производственно-торговых франчайзинговых системах'

Особенности определения стратегии ценообразования в производственно-торговых франчайзинговых системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алгазина Дарья Геннадьевна

Рассматриваются особенности ценообразования в производственно-торговых франчайзинговых системах. Осуществляется экономико-математическое моделирование взаимодействия производителя и розничного торговца и определяется согласованность целевых уровней прибыли участников договора франшизы при применении затратного метода ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of definition pricing strategy in production – trading franchising systems

In work peculiarities of pricing in production-trading franchising systems are considered. Economic-mathematical modeling interaction of the manufacturer and the retail dealer is carried out and the coordination of target profit levels of the franchise participants is determined at application the cost method of pricing.

Текст научной работы на тему «Особенности определения стратегии ценообразования в производственно-торговых франчайзинговых системах»

Д.Г. Алгазина

Особенности определения стратегии ценообразования в производственноторговых франчайзинговых системах

На современном этапе одним из приоритетных направлений расширения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является развитие франчайзинговой формы организации бизнеса.

Франчайзинг - это система экономических отношений, интегрирующая рынки товаров, работ, услуг на территории отдельной страны или на международном уровне и основанная на передаче одной стороной (франчайзером) на определенный срок или без указания срока другой стороне (франчайзи) права использовать в процессе осуществления предпринимательской деятельности концепции, методики ведения бизнеса, иные объекты исключительных прав за вознаграждение в виде разовых и (или) периодических платежей в твердой сумме или в процентах от выручки, прибыли или в иной форме и в обмен на частичное ограничение экономической независимости франчайзи. При этом целями заключения договора для франчайзера являются расширение бизнеса с минимизацией затрат и получение дополнительного дохода, а для франчайзи - получение апробированного бизнеса, экономической поддержки и доступ к ограниченным ресурсам.

Рассмотрим франчайзинговые системы, объединяющие:

1) розничного торговца, владельца частной марки, и производителя;

2) розничного торговца, владельца лицензионной торговой марки, и производителя.

Частная торговая марка - это товары, разработанные и продвигаемые розничным торговцем. Как правило, розничный торговец разрабатывает спецификацию на товар, а затем с фирмами-поставщиками договаривается о его производстве. Частная торговая марка означает, что название товара или его логотип принадлежит не производителю, а торговцу. Соответственно, за продвижение такой марки несет ответственность торговец, а не производитель. Розничный торговец в данном случае выступает в качестве давателя франшизы, а фирма-производитель -получателя франшизы.

Лицензионная торговая марка предполагает, что владелец известной торговой марки (франчайзер, лицензиар) выдает франчайзи (лицен-

зиату) лицензию на право разработки, производства и продажи товаров под его маркой.

Допустим, для осуществления взаимодействия розничный торговец приобретает у производителя однородный товар со скидкой с цены и обязуется его реализовать на рынке по определенной цене. Тогда

N = = q, (1)

где N - выручка от реализации товара; р - цена товара; q - количество товара в натуральном выражении.

Выручка от реализации распределяется между двумя сторонами следующим образом: к■ p q - часть выручки, которую получает розничный торговец, а (1-к)■ p q -часть выручки, которую получает производитель товара. В данном случае к - коэффициент скидки от цены р, которую торговец устанавливает для себя при закупке товара у фирмы-производителя (в случае взаимодействия владельца частной торговой марки и производителя), или доля выручки, поступающая в распоряжение франчайзера (в случае взаимодействия владельца лицензионной торговой марки и производителя), причем

0 < к к 1. Будем полагать, что значения вышеуказанных параметров являются основными при согласовании условий договора франшизы. Интересы участников взаимодействия заключаются в получении таких параметров, при которых доход каждого из них будет максимальным.

Интересы сторон можно записать в виде следующих целевых установок на максимизацию прибыли:

1. Для розничного торговца (франчайзера)

I (р, q, к) = k-p-q ^ max (2)

2. Для производителя (франчайзи)

П(р,q,к) = (1 -к)-p-q-9(q) ^ max (3)

Здесь 9(q) - затраты производителя на выпуск q. Функция затрат может иметь вид: ^(q) = y + -q1+, где + - постоянные издержки

производителя, х -переменные затраты на единицу продукции.

В формуле 2 выражение к■ р-q определяет прибыль франчайзера, которая образуется за

Особенности определения стратегии ценообразования.

счет разницы цены продажи товара покупателю р и цены покупки у производителя (1 -к)■ р

в объеме ц (так как к■ рц = р ц-(1 -к)■ рц).

Рассмотрим некоторые варианты постановки и решения задачи взаимодействия участников производственно-торговых операций в случаях применения затратного и рыночного методов ценообразования.

Затратный метод ценообразования предполагает принятие в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. Цена реализации для розничного торговца включает оптовую цену и фиксированный процент к ней. При данном методе ценообразование является прерогативой розничного торговца и (или) производителя, оно ориентировано на обеспечение желаемого уровня прибыли и не учитывает предпочтения и покупательскую способность потребителей товара.

При применении участниками договора франшизы затратного ценообразования базовыми являются схемы расчета исходя из, во-первых, оптовых цен, во-вторых, розничных цен.

Использование схемы расчета исходя из оптовых цен предполагает два варианта решения. По первому варианту розничная цена ( рроз) складывается из оптовой цены ( ропт) и наценки в долях (процентах) от розничной цены ( к■ рроз\ т.е. рРоз = ропт + + ■ рРоз- Таким образом,

1

рроз = ^^-ропт’ а ропт = (1 --)■ рроз, как и записано в выражениях (2) и (3). Второй вариант решения отличается от первого методом расчета наценки. Она определяется в долях (процентах) от оптовой цены по следующей формуле: V- ропт,

к опт

где V ==—=,а к - начальная наценка от розничной цены. Таким образом, рРо3 = ропт +v^опт’ или рроз = (1 + V) ■ ропт Заменяя в последнем соотношении параметр V его выражением через к, приходим к результату, полученному в первом варианте решения.

В этой схеме затратного метода установления розничных цен, как правило, предполагается следующая приоритетность сторон в выборе управляющих параметров: к определяет розничный

торговец, а ропт и ц - производитель товара.

Во второй схеме затратного метода (расчета от розничных цен) розничная цена ( рроз) складывается из оптовой цены ( ропт) и наценки в долях (процентах) от розничной цены ( к■ рроз), т.е. полагая, что заданными являются к и рроз, имеем ропт = =) 'рроз-

В этой схеме затратного метода, как правило, предполагается следующая приоритетность сторон в выборе управляющих параметров: к и рроз определяет розничный торговец, а д- производитель товара. Оптимальный для производителя объем выпуска ц может быть найден из условия

^=ропт~ М1^)■ =0. (4)

Поэтому желаемые для продавца и производителя значения к и рзак могут быть найдены из условий достижения ими целевых уровней прибыли, т.е.

ропт Я-+1 ППцел, к I

опт ■ ц ^ ■ цел>

где пцел(/цел) - целевой уровень прибыли производителя (розничного продавца), а ц определяется по формуле (4).

Во второй схеме затратного метода (расчета от розничных цен) розничная цена ( рроз) складывается из оптовой цены ( ропт) и наценки в долях (процентах) от розничной цены ( к■ рроз), т.е. рроз = ропт =+' рроз- Полагая, что заданными являются к и рроз имеем ропт = (1 - к) ■ рроз.

В этой схеме затратного метода, как правило, возможна следующая приоритетность сторон в выборе управляющих параметров: к и рроз определяет розничный торговец, а ц - производитель товара. Поэтому оптимальный для производителя объем выпуска ц может быть найден из условия

^П = (1-к) ■рроз-М1 + +)■ =0. (5)

Соответственно, желаемые для продавца и производителя значения к и рроз могут быть найдены из условий в форме неравенств

(1 — ■ рроз Пел.

к ■рроз

где ц определяется по формуле (4).

Поэтому согласованность управлений при затратной форме розничного ценообразования означает прежде всего непротиворечивость целевых уровней прибыли производителя и розничного продавца, Пцел и /цел, а также достижение этих уровней.

При рыночном (ценностном) методе цены устанавливаются исходя из представлений участников франшизы о готовности покупателей заплатить за данный товар. Важное его преимущество заключается в увязке с концепцией маркетинга, учете желания и возможностей покупателей.

При формировании розничных цен следует иметь в виду тип рынка, эластичность спроса, возможности участников договора франшизы влиять на них и т.д.

С точки зрения возможности влияния участников франшизы на рыночные цены можно выделить две полярные (альтернативные) позиции. Розничная цена товара р :

1) рассматривается производителем и торговцем как фиксированная, заданная рынком величина, и они не могут влиять на неё. Так, в условиях совершенной конкуренции, характеризующейся множеством производителей и потребителей товара, цены на рынке не зависят от действий отдельных его участников;

2) напрямую зависит от стратегий, применяемых участниками франшизы и покупателями товара, и определяется как равновесное решение.

Для частной товарной марки более адекватным является второй вариант установления рыночной цены. Однако его практическая реализация довольно проблематична в связи с трудностями расчетов вариантов цен при широком ассортименте предлагаемых продавцом товаров. Частично

обойти указанную трудность позволяет комбинирование затратного и рыночного подходов, когда первый становится основой стратегии ценообразования, а второй используется для уточнения цен. Для этого сначала устанавливаются цены на товары на основе затратного метода, соответствующие целям продавца по прибыли, а затем проводится ряд экспериментов, направленных на изучение рыночного спроса и определение цен, оптимальных для продавца и покупателя.

Для лицензионной торговой марки наиболее приемлемым будет первый вариант с фиксированными рыночными ценами, так как основной задачей для участников франшизы в этом случае является согласование их взаимодействия друг с другом.

Таким образом, франчайзинговая форма организации бизнеса предполагает использование участниками договора как затратного, так и рыночного методов ценообразования. При этом существует такое распределение прибыли между франчайзером и франчайзи, которое обеспечивает удовлетворение интересов обеих сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.