© Симаева Н.П., 2010
УДК 338.486.1:339.189.44 ББК 65.290.333+67.404.212.6
ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Н.П. Симаева
Среди различных методов и направлений, позволяющих развивать любой бизнес, особое место занимает франчайзинг. В отличие от традиционных форм бизнеса при франчайзинге функции продавца выполняют одновременно два франшизных партнера: франшизодатель и франшизополучатель. С одной стороны, каждый из партнеров преследует собственные цели и задачи, не всегда совпадающие с интересами франшизного партнера, а с другой - оба франшизных участника объединяют свои усилия для достижения единой цели - максимального удовлетворения потребительского спроса на конкретном сегменте рынка. Основной сферой применения франчайзинга является малый и средний бизнес. Именно для них более всего подходят те условия, которые определяют субъектные отношения, возникающие между франчайзером и франчайзи. По словам руководителя Департамента поддержки малого предпринимательства Правительства Москвы М. Вышегородцева, «франчайзинг - это практически симби-
оз малого и среднего бизнеса. Именно эти форматы бизнеса в совокупности являются основой всей национальной экономики, и их взаимодействие благотворно влияет на ее развитие в целом»1.
Для российской экономики франчайзинг на сегодняшний день является относительно новым явлением, поэтому очень важно иметь четкое и полное представление о сущности франчайзинга, его структуре и преимуществах.
Рынок франчайзинговых услуг в нашей стране начал формироваться более десяти лет назад. Первыми владельцами франшиз
были иностранные компании - известные во всем мире предприятия фаст-фуда, розничной продажи одежды, мороженого, автозаправочные. Но постепенно стали появляться и российские бренды. По данным Российской ассоциации франчайзинга, на российском рынке более 300 франшизных компаний и, соответственно, более 3 тысяч франчайзи, то есть тех предпринимателей, которые купили и развивают свой бизнес по методу франчайзинга. На сегодняшний день на российском франчайзинговом рынке доминируют российские компании, примерно половину из которых составляют предприятия торговли, а другая часть - это, прежде всего, компании, занимающиеся общественным питанием и обслуживанием бизнеса 2.
Даже в условиях кризиса в России наблюдается возрастающий интерес к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга. Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 г. почти до 750 в 2008 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2008 г. количество франшиз по сравнению с 2007 г. возросло более чем на 40 %3. Рост количества франчайзеров происходил и в других странах постсоветского пространства. Так, в Украине в 2008 г. число франчайзеров увеличилось на 26 %, также возросло количество отраслей их экономической активности (охват 92 против 84), например, появился новый сетевой сегмент франчайзингового бизнеса -финансы, а именно, развитие банков по франчайзингу 4. В 2009 г. в Украине активных фран-
чайзеров насчитывалось более 200, это, действительно, те компании, которые имеют парт-неров-франчайзи, и за год открыли одну и более франчайзинговых точек 5.
Франчайзинг представляет собой систему отношений субъектов рынка - франчайзера и франчайзи, при котором торговая марка и/или товарный знак франчайзера, его ноу-хау, методы и технологии ведения бизнеса и другие права на производственную и/или интеллектуальную собственность предоставляются франчайзи в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение при продолжительной поддержке в технических вопросах и в вопросах ведения бизнеса со стороны франчайзера в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами для этой цели франчайзингового договора. Сеть однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг, наиболее важными из которых являются единые требования к качеству товаров (услуг) и единые цены, устанавливаемые и регулируемые централизованно, можно назвать франчайзинговой системой.
Основными субъектами франчайзинга обязательно являются две стороны. Первой стороной, франчайзером (франшизодатель, правообладатель), является крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и на определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Второй стороной - франчайзи (франшизополучатель, франчайзиат) является, как правило, малое предприятие или индивидуальный предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающие (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи, как правило, несколько в одной франчайзинговой системе.
Франчайзер и франчайзи связаны друг с другом системой договоров, в основе которых
лежит франшиза. Это контрольная лицензия, выданная одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая устанавливает между франчайзером и франчайзи специфическую систему взаимоотношений. Она позволяет франчайзи заниматься определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциирующееся с франчайзером. Франчайзи имеет право осуществлять контроль за качеством ведения бизнеса, получая за все соответствующее финансовое возмещение.
Классификация видов франчайзинга может осуществляться по следующим критериям: по характеру объекта франчайзинга, по количеству франшиз, по стоимости франшизы с позиции инвестора, по стратегии расширения франшизного бизнеса, по месту франшизодателя в структуре сбытового канала, по структуре построения франшизной системы.
Франчайзинг как относительно новый вид экономических отношений для России, активно развиваемый в предпринимательской практике, имеет достоинства и недостатки, которые могут проявляться у франчайзера, франчайзи и потребителя. Наиболее важным из достоинств является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта стандартного, хорошо известного потребителю товара, сохраняя при этом независимость франчайзи как предпринимателя. При этом франчайзинг расширяет потенциал малого бизнеса, предоставляя ему многие возможности крупных предприятий. Основными же недостатками данного вида деятельности для франчайзера являются зависимость от франчайзи, ограниченный уровень влияния и контроля. В конечном итоге франчайзинговая система менее гибка, по сравнению с крупными корпорациями и предприятиями малого бизнеса.
Что касается правового регулирования франчайзинга, то отдельное законодательство
о франчайзинге принято лишь в некоторых странах мира. Только в 3 странах - США, Румынии и Республике Молдова - приняты специальные законы относительно этого вида деятельности. Есть страны (Франция, Германия, Россия), где законодательная основа содержится в других законах: Гражданском кодексе; законах, связанных с предприниматель-
ской деятельностью; различных нормативных актах, принятых Правительством или специализированными неправительственными организациями 6.
По мнению экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности, с правовой точки зрения франчайзинг в достаточной степени регулируется договорным правом, поэтому для его развития не требуются особые законы и специальные регулирующие структуры 7.
Международных договоров, напрямую регулирующих систему франчайзинга, не принято. Однако на международном уровне в этом направлении ведется разработка унифицированных правил. В частности, УНИДРУА разработаны: Руководство по организации международной сети коммерческой концессии (франчайзинга), которое имеет рекомендательный характер, и его применение может быть согласовано участниками соответствующего договора; Модельный закон «О раскрытии информации о франшизе» 2002 г.8, устанавливающий обязанность франчайзера в раскрытии информации, ее объема, восстановления нарушенных прав франчайзи и ответственности франчайзера в случае неисполнения своей обязанности.
В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются гл. 54 Гражданского кодекса РФ, которая называется «Коммерческая концессия». Термины «франчайзинг» и «франшиза» в ГК РФ не употребляются.
Кроме того, в России было принято несколько нормативных актов, касающихся франчайзинга, в частности, приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-09/730 «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)», приказ Минфина РФ от 12 августа 2005 г. № 105н «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)».
Несмотря на то что гл. 54 ГК не содержит термина «франчайзинг», он повсеместно используется в практике хозяйствующих субъектов для обозначения правоотношений, входящих в предмет договора коммерческой концессии. С 1 января 2008 г. гл. 54 Гражданского кодекса РФ, посвященная коммерческой концессии (франчайзингу), действует в новой редакции. В соответствии с новой кон-
цепцией этой главы изменен сам предмет договора коммерческой концессии, что повлекло за собой изменение других существенных условий договора.
Понятие договора коммерческой концессии раскрыто в п. 1 ст. 1027 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
В соответствии с п. 3 ст. 1027 ГК РФ договор коммерческой концессии применяется в сфере предпринимательской деятельности, поэтому сторонами данного договора могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
С 1 января 2008 г. отменена регистрация договоров коммерческой концессии в налоговых органах. Эти договоры подлежат государственной регистрации только в Роспатенте, где проводится их экспертиза.
Договор коммерческой концессии (франчайзинга) всегда является возмездным. Статьей 1030 ГК РФ допускаются различные формы вознаграждения правообладателю, а именно:
- фиксированные разовые или периодические платежи;
- отчисления от выручки;
- наценка на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателю для перепродажи;
- иная форма вознаграждения, предусмотренная договором, не противоречащая действующему законодательству и методам ценообразования, применяемым в деловом обороте.
В международной практике для определения периодических лицензионных платежей используется термин «роялти» - периодические отчисления франчайзеру, выплачиваемые в течение всего срока действия договора фран-
чайзинга и устанавливаемые в фиксированной сумме либо в процентах от дохода франчайзи. Для разового платежа используется термин «паушальный платеж» - первоначальный единовременный платеж франчайзеру, выкуп права пользования его торговой маркой 9. Другими словами, цена за передаваемую технологию обычно устанавливается в виде паушальной суммы или в форме роялти.
Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, основан на стремлении субъектов этого бизнеса получать и увеличивать свою прибыль. Для ведения данной предпринимательской деятельности требуются финансовые ресурсы во всех формах их проявления, что приводит к появлению финансовых потоков, состоящих из доходов и расходов, которые у франчайзера и франчайзи - различны. Наиболее существенными финансовыми потоками являются платежи, которые осуществляют франчайзи для обеспечения деятельности франчайзера. Как показывает практика, среди них могут быть следующие основные выплаты:
1. Одноразовая оплата франшизы -обязательный платеж, предоставляющий право франчайзи заняться франчайзинговым бизнесом.
2. Роялти - регулярные, обязательные платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы.
3. Отчисления в централизованный рекламный фонд франчайзера с целью поддержания имиджа товарной марки (бренда) объекта франчайзинга.
4. Дополнительные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг.
Безусловно, применение франчайзинга является хорошим способом привлечения капиталов для развития собственной концепции. Франчайзи несут все инвестиционные затраты, связанные с построением сбытовой сети, при этом сбытовая сеть, фактически не являясь собственностью франчайзера, формирует для него постоянные источники доходов.
Важно подчеркнуть, что одним из главных источников финансирования франчайзинга является банковский кредит. Зарубежом уже давно считается, что кредитование по-
тенциальных франчайзи более надежно по сравнению с обычными кредитами на открытие нового или развитие уже действующего бизнеса в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован. Только 14 % франчайзинговых фирм в течение первых двух-трех лет деятельности закрываются по различным причинам. Помимо низкого уровня банкротств, минимизации кредитных рисков банков способствует высокий уровень планирования франчайзингового бизнеса, в том числе при привлечении заемных средств. Кроме того, франчайзер, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредитов или лизинга. Поэтому банки, лизинговые компании, другие финансовые кредитные организации предпочитают работу с франчайзи контактам с самостоятельно начинающими предпринимателями. Например, в коммерческих банках Великобритании действуют специальные франчайзинговые департаменты. Причем не только банки, но и государство принимает самое активное участие во франчайзинге, гарантируя на 2/3 заем малого предприятия у коммерческого банка.
В российской практике франчайзеры также стали обращаться к кредитным организациям с целью получения кредитной поддержки своим потенциальным франчази. Так, например, с 10 ноября 2008 г. «ТМ Donatto» и банк «ВТБ 24» достигли соглашения о Программе специального партнерства по кредитованию. Эта программа предназначена для развития малого предпринимательства в России и предусматривает специальные условия по кредитованию при открытии магазина <Юопайо» в любом регионе 10.
Анализируя итоги развития франчайзинга в России, можно сделать ряд следующих выводов.
Франчайзинг является эффективным финансово-экономическим инструментом и способом повышения устойчивости и надежности предприятий бизнеса, особенно для начинающих предпринимателей. Франчайзинг в России развивается, несмотря на целый ряд трудностей и неудач. Основными сферами использования франчайзинга в России являются система общественного питания, в первую очередь рестораны быстрого питания, оказание услуг, как правило, в сфере бытово-
го обслуживания, торговля продовольственными и промышленными товарами. При этом возможности развития франчайзинга в России достаточно широки и не могут быть исчерпаны перечисленными направлениями.
Полный перечень сфер российской экономики, где применим франчайзинговый формат, насчитывает более 80 позиций. Все многообразие франчайзинга представлено на международной выставке BUYBRAND-2009, ежегодно проводимой в Москве. Это единственная в России и крупнейшая на пространстве СНГ и Балтии выставка по франчайзингу, тематика которой представляет интерес и для финансового сообщества. Ведь обслуживание франчайзинговых цепочек выгодно для кредитных организаций - здесь наиболее низкий уровень банкротств среди всех категорий субъектов малого бизнеса и относительно высокие темпы роста. Проведение выставки в 2009 г. потребовало особых усилий от фирмы-организатора Е.М.Т^., однако, по словам генерального директора компании Е. Сойак, результат был достигнут, и выставка оказалась не менее представительной, чем прежде. В структуре секторов деятельности, заинтересовавших посетителей выставки в 2009 г., 42 % занимала розничная торговля, 19 % принадлежало сфере общественного питания, 17 % - сфере услуг, 6 % - технологиям производства, оставшиеся 16 % - другим сферам деятельности 11.
Из возможных перспективных направлений развития франчайзинга в России можно выделить производство и реализацию технически сложной продукции, оказание помощи в организации и ведении бизнеса, строительство и ремонт жилых и нежилых помещений, услуги, связанные с образованием, отдых и развлечения, общественное питание, медицинские и косметические услуги, розничную торговлю, бытовые услуги.
Как показывает статистика, франчайзинговый бизнес, в целом, является гораздо более успешным, чем независимое предприятие подобного типа. Это объясняется тем, что франчайзинговые предприятия являются частью отлаженной системы. В условиях нехватки ресурсов, вызванной финансово-экономическим кризисом, именно франчайзинг, с его механизмом построения бизнеса, является
реальной возможностью сохранения и увеличения капитала.
Действительно, в настоящее время больший экономический эффект могут дать только проверенные временем экономические решения. Для среднего бизнеса франчайзинг является путем решения главной проблемы -ухудшение эффективности управления - возникающей в процессе роста организации из-за появления большого количества подразделений и филиалов, а также входящего в их штат персонала. Выступая в роли франчайзера, средний бизнес получает дополнительные филиалы, без необходимости самостоятельной организации полного цикла их функционирования и обслуживания. Для малого бизнеса при использовании франчайзинга решается проблема создания работающей и эффективной системы бизнеса, так как эту систему на определенных условиях ему предоставляет франчайзер. Помимо системы ведения бизнеса, франчайзи получает такой важнейший нематериальный актив, как известный бренд, самостоятельное создание которого требует больших временных затрат. При этом выгода от такой сделки значительно превышает платежи франчайзеру.
В подтверждение вышесказанного можно привести следующие данные: за период с августа 2008 г. по август 2009 г. компания «Subway» открыла 33 новых ресторана, компания «Инвитро» - более 60 франчайзинговых предприятий, компания «Росинтерс Рес-торанс» - 26, а бренд «Incanto» увеличил свою франчайзинговую сеть на 13 предприятий, «Шоколадница» - на 8. При этом указанные компании создали около 1 500 новых рабочих мест 12.
Однако в целом по итогам 2009 г. объективно можно ожидать замедление роста франчайзинговых сетей, снижение оборотов и уход с рынка некоторых франчайзеров и франчази, внутренний потенциал которых не может выдержать кризисных условий. Вместе с тем ограничение собственных ресурсов должно повысить активность самих франчайзеров в направлении привлечения инвестиций независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то есть в расширении своего присутствия на рынке не за счет собственных предприятий, а за счет франчайзи. При
этом в этой сфере бизнеса вполне ожидаема диверсификация в части появления новых форматов и новых франшиз, адекватных современным кризисным условиям.
Важно указать основные инструменты, которые необходимо использовать для развития франчайзинга и борьбы с кризисом.
Во-первых, это поддержка франчайзинговой сети в целом, и франчази в частности. Главная ошибка большинства франчайзеров заключается в том, что, продав франшизу, они не считают необходимым следить за поддержанием бизнеса франчайзи, что в итоге приводит к снижению деловой активности франчайзи. На начальном этапе необходимо обучение будущего партнера, введение его в курс дела.
Во-вторых, необходим постоянный контроль со стороны головного офиса, чтобы региональные компании чувствовали себя частью большой корпорации и ответственно подходили к работе. Это позволит добиться высокого уровня профессионализма региональных специалистов и повысит статус центрального офиса.
И третий важный момент, с помощью которого компания будет уверенно держаться на высоте, - это юридическая сторона, а именно, качественные, подробные договоры. Необходимо тщательно продумывать каждый пункт договора, каждый нюанс.
Кроме того, необходимо изменение законодательства в части отмены регистрации договоров коммерческой концессии в Роспатенте, что позволит добиться количественного и качественного роста франчайзинговых сетей. Тем более что большинство компаний-франчайзеров, не называющих договор продажи своего продукта договором франчайзинга в отсутствие такого понятия в нашем законодательстве, не заключают и договор коммерческой концессии, как это названо в гл. 54 Гражданского кодекса, а просто уходят от этой регистрации, относясь к этому как к пустой формальности. По словам В. Перкова, помощи Роспатента в разрешении судебных споров нет. Так, например, «у одной компании-франчайзера была тяжба с франчайзи, и ей требовалась помощь Роспатента, но она не была оказана, и только Высший арбитражный суд смог восстановить справедливость»13.
Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что франчайзинг, как форма ведения бизнеса, достаточно интересен и перспективен в России, так как его применение сопряжено с меньшими материальными затратами, более низким уровнем риска и достаточно высокой скоростью развития. В последнее время франчайзинговые предложения на российском рынке становятся все более разнообразными, появляются новые отрасли и технологии, расширяется ценовой диапазон франшиз, появляются дешевые франшизы бытовых услуг или проката и дорогие франшизы ресторанов и производства. Причем франчайзинг может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных предпринимателей, поскольку на современном этапе развития франчайзинга для достижения максимального расширения и удовлетворения целевой аудитории наиболее актуально комбинирование национальных и зарубежных франшиз.
В конечном итоге ускоренное распространение франчайзинга в России поможет усилить позиции малого и среднего предпринимательства и сдержать рост безработицы даже в условиях кризиса. При этом активно будут развиваться франчайзинговые системы с хорошей репутацией, которые нуждаются в небольших инвестициях, а дорогие франчайзинговые концепции, возможно, окажутся в ситуации стагнации. При сложной экономической ситуации каждая отдельная компания будет проводить приемлемую для себя финансовую стратегию: сделать определенные уступки партнерам, при этом увеличивая свою сеть, или приостановить развитие своей франчайзинговой сети с тем, чтобы переждать.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Официальный сайт «BUYBRAND». - URL: http://www.buybrand. ru/
2 Секрет франшизы. - URL: http:// www.bishelp. ru/gde_dengi/fran/obshee/sekret_ fran.php.
3 Рыкова И. В. Франчайзинг в России : отчет 2008 года. - URL: http://www.fpsr.ru/ir_in_ru-2008.pdf.
4 Состояние рынка франчайзинга по итогам 2008 г. - URL: http://ru.franchising.ua/statya/263/ sostoyanie-rynka-franchayzinga-po-itogam-2008g/
5 Франчайзинг в Украине в 2009 году. - URL: http://ru.franchising.ua/statya/565/franchayzing-v-ukraine-v-2009-godu/
6 Опыт франчайзинга в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. - URL: http:// franchising.kiev.ua/ analytics/434.html.
7 Ибадова Л. Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. - М. : Волтерс Клувер, 2006.
8 Model franchise disclosure law. UNIDROIT. -Rome, 2002. - URL: http://www.franchise.org.
9 Стажкова М. М. Договор франчайзинга: правовые основы, учет и налоги. - М. : Статус-Кво-97, 2007. -С. 15.
10 Официальный сайт компании «Юошйо». -URL: http://www.donatto.ru.
11 См.: Официальный сайт «BUYBRAND».
12 Франчайзинг в кризис - возможность сохранить и приумножить капитал : интервью с директором компании ЕМГС Е. Сойак. - URL: http://mainplace.ru/ work/mybusmess/start/ekaterina-sojak-íranchajzmg-v-krizis-yavlyaetsya-realnoj-vozmozhnostyu-sohraneniya-i-priummzhemya-kapitala/.
13 Евпланов А. Российские предприниматели все больше интересуются франчайзингом : интервью с главным менеджером Российской ассоциации франчайзинга В. Перковым // Российская Бизнес-газета. - 2009. - №9 729 (45). - 24 нояб.