УДК 332.14
И.А. Еремина
Среднерусский институт управления -филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
Орел, 302028 e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТНОЙ СФЕРЫ ПРОЕКТНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Проекты комплексного развития регионов в социально-экономическом направлении играют важную роль в современных реалиях протекающих пространственно-экономических трансформаций. Всесторонняя проектная деятельность на региональном уровне аккумулирует взаимодействие основных участников проектной деятельности, способствует территориальному единству, реализует устойчивый вектор рыночного развития, формирует соответствующую современным вызовам институциональную и рыночную инфраструктуру. В статье раскрыты особенности проектного развития в регионах, научно аргументирована необходимость применения комплексного рассмотрения различных сфер экономической деятельности на основе определения уровня специализации, что в дальнейшем позволит определить соответствующую доминанту проектного развития региона.
Ключевые слова: регион, комплексное развитие, приоритетная сфера, проект.
I.A. Eremina
Central Russian Institute of Management, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA),
Orel, 302028 e-mail: [email protected]
FEATURES OF DETERMINING THE PRIMARY SPHERE OF REGIONAL PROJECT DEVELOPMENT
Projects for integrated regional development in the socio-economic direction play an important role in the current situation of ongoing spatial and economic transformations. Comprehensive project activity at the regional level accumulates the interaction of the main participants in project activity, promotes territorial unity, implements a sustainable vector of market development and forms an institutional and market infrastructure that meets modern challenges. The features of project development in regions were presented. The need for a complex consideration of various areas of economic activity based on determining the specialization level was scientifically proved. It will allow to determine the appropriate dominant of the project regional development in future.
Key words: region, integrated development, primary area, project.
Дуальность комплексного развития регионов определяется тем, что, с одной стороны, мы говорим о системе управления региона в виде иерархической структуры, базирующейся на принципах линейного менеджмента, а с другой стороны, необходимо применять проектный менеджмент, основанный на принципах гибкости и комплексности. В своем исследовании мы считаем, что возможно взаимодополняющее перекрестное соединение двух противоположных с управленческой точки зрения начал в одно общее сложное экономическое явление в его диалектическом единстве развития региона посредством формирования и реализации комплексных проектов с определенной экономической доминантой.
В качестве доминант комплексных проектов развития регионов мы предлагаем рассматривать приложение ресурсов и инструментов управления относительно сфер экономической деятельности. Большинство российских и зарубежных ученых традиционно рассматривают в региональной экономике две сферы, которые создают валовый внутренний продукт (материальное и нематериальное производство). Разделение в данном случае происходит на непосредственно производящее продукт
в виде материальных благ (материальное производство) и обслуживание физических и юридических лиц посредством воспроизводства различных услуг в виде нематериальных благ (непроизводственная сфера). При этом игнорируется третья сфера экономики в виде экономической деятельности некоммерческих организаций, которые создают как материальные, так и нематериальные блага, только цель их деятельности, в отличие от двух вышеупомянутых сфер, - в создании социального эффекта, а не получение коммерческого эффекта. Однако несмотря на все представленные преимущества, многолетний опыт проектной деятельности в нашей стране дает возможность определить проблемные стороны, снижающие результативность их применения. Обозначенные аспекты проведенного исследования свидетельствуют о следующих взаимосвязанных положениях:
- во-первых, в условиях пространственно-экономических трансформаций постепенно возрастает роль регионов в решении важнейших социально-экономических проблем на основе применения проектного подхода;
- во-вторых, проектное развитие территории представляет собой форму взаимодействия как сверху - от органов публичного управления, так и снизу - со стороны общества и бизнеса, при подготовке совместных управленческих решений на основе определения доминанты специализации комплексной проектной деятельности.
Обоснованные меры по повышению роли комплексной проектной деятельности в реализации потенциала публичного управления и обеспечении национальных и региональных интересов являются первоочередными в условиях развития региональной экономики. В постиндустриальном обществе наибольший вклад в воспроизводственный процесс большинства регионов и создание конечного национального дохода, а также занятости населения на современном этапе, вносит непроизводственная сфера, но в то же время валовой внутренний продукт и занятость населения в некоммерческих организациях ежегодно увеличиваются. Не умаляя значения исследований других ученых, адептов отраслевого принципа выделения доминант в региональном развитии, заметим, что каждая сфера экономики включает в себя определенные отрасли, состоящие из предприятий, которые заняты деятельностью по производству материальных или нематериальных благ по схожим технологиям. Необходимо отметить, что отраслевой признак может быть дублирован в различных сферах экономики. В контексте комплексного развития региона мы считаем, что необходимо в качестве доминант экономического развития акцентировать внимание именно на сферах экономики, которые характеризуются наличием обобщенной экономической цели, общим функционалом, рыночными характеристиками и общим результативным эффектом. Детальное исследование пространственно-экономических трансформаций должно учитывать то обстоятельство, что происходит интенсификация как глобализационных процессов, так и интеграционных. Такие процессы ориентируются на достижение цели по формированию единого социально-экономического пространства. Также учитывается и уровень развития информационно-коммуникационных технологий на определенной территории.
Пространственно-экономическая трансформация - изменение хозяйственной структуры региона на основе оптимизации ресурсов в экономической, социальной и экологической сферах деятельности для достижения высокого уровня покупательской способности и качества жизни населения. Исходя из определения пространственно-экономической трансформации в авторском понимании, необходимо отметить, что эффективность осуществляемых качественных преобразований экономической системы будет определяться в рамках установленной региональной политики и принятых процессов публичного управления, обозначенными процессами. На современном этапе развития экономических систем можно выделить три типа пространственных трансформаций, каждому из которых должен соответствовать определенный механизм публичного управления:
- наступательный сценарий трансформации экономического пространства, также характеризуется термином «прорывное развитие»;
- рефлексивный сценарий, или адаптационный, который связан прежде всего с адаптацией государственной экономической политики с учетом влияния внешних факторов (например, международные экономические санкции) и внутренних факторов (ограничение ресурсов);
- консервативный или инерционный сценарий, который характеризуется минимальным вмешательством государственных органов власти в развитие пространственных структур (в основном включаются только инструменты регулирования заданных приоритетных процессов в экономической системе).
Группа ученых С. Степанова и О. Толстогузов формулируют трансформацию экономической системы как определенный этап развития или скачок в развитии [1, с. 30]. В данном случае система характеризуется процессами перерождения и проявляется в резком изменении качественных показателей с переходом на принципиально новый уровень развития.
Другая группа ученых во главе с И. Сыроежкиным определяет трансформацию в виде скачкообразного изменения в социальной и экономической сферах [2, с. 300]. Такие скачки кардинально меняют траекторию развития общества в целом, вплоть до отрицания того накопленного опыта, который использовался до определенного скачка. Практическое переложение теорий пространственной организации региональной экономики в практическую плоскость позволяет более системно и детально оценить потенциал развития определенной территории или административно-территориальной единицы с учетом происходящих трансформационных процессов, что позволяет определить основные направления региональной политики и выявить эффективные пути развития. Под трансформационной экономикой понимается такой период, в рамках которого осуществляется переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной. Использование комплексного проектирования развития регионов в процессе публичного управления является необходимым в условиях правильного целеполагания, определения основных участников на основе структурно выстроенных коммуникаций и потоков информации. Изучение теорий пространственной организации региональной экономики позволяет более детально оценить потенциал развития административно-территориальных единиц с учетом происходящих трансформационных процессов. В результате можно определить основные (приоритетные) направления по формированию комплексных проектов развития регионов, которые помогают выявить эффективные пути развития экономической системы.
Для оптимального осуществления пространственно-экономических трансформаций в регионах поставленные задачи должны выполняться региональными и муниципальными образованиями. Прохождение комплексных проектов развития регионов установленных фаз и этапов трансформации характеризуется изменением качественных и количественных показателей под воздействием факторов макросреды, которые предъявляют принципиально новые требования к функционированию системы, что побуждает перестраивать внутренние процессы. В результате внедрения новых процессов и проведения углубленных преобразований проявляются совершенно новые функции самой системы публичного управления, а также фиксируются специальные связующие элементы. В результате экономическая система преобразуется качественно и количественно.
Реализация авторской методологии определения приоритетной сферы проектного развития регионов заключается в следующем осуществлении последовательности действий:
1. Необходимо определить показатели для оценки рассматриваемой сферы для того, чтобы при формировании комплексных проектов развития территории использовать только те, которые будут значимы с точки зрения пространственного распределения ресурсов.
2. Для практической апробации предлагаемой методологии необходимо на начальном этапе формирования проекта определиться с исходными данными, информация должна быть официальная, позволяющая устанавливать в дальнейшем целесообразность принимаемых управленческих решений по реализации проектной деятельности в регионе.
3. После того как исходные показатели и их значения для формирования комплексных проектов развития территории определены, переходим на следующий основной этап, заключающийся в определении корреляционной зависимости показателей, используя инструмент «Анализ данных» в Microsoft Excel. На основе установленных по каждому показателю суммарному общему количеству средних, высоких связей был составлен рейтинг показателей по рассматриваемым сферам. Итогом данного этапа авторской методологии будут отобранные пять базовых показателей рассматриваемой сферы, необходимые для формирования проектов развития регионов, а также показатели, с которыми у них установлены высокие связи.
4. Построение линейной регрессии. Для оценки показателей, отобранных на предыдущем этапе и необходимых для формирования комплексных проектов развития регионов, все последующие параметры были проанализированы в программном продукте STATISTICA с применением модуля «Множественная регрессия». По каждому показателю были определены: множественный коэффициент корреляции, множественный коэффициент детерминации, F-статистика Фишера, t-статистика Стьюдента. По итогу четвертого этапа будут отобраны пять базовых показателей, и с учетом прове-
денного регрессионного анализа, учитывая F-статистику Фишера и t-статистику Стьюдента, - показатели с установленной существенной параметрической связью.
Проведенный на четвертом этапе регрессионный анализ позволил структурировать все полученные показатели по составляющим элементам:
- входные показатели: базовые показатели;
- процессные показатели: показатели, которые статистически значимые согласно F-статистике Фишера;
- выходные показатели: показатели, среди которых установлена существенная параметрическая связь согласно t-статистике Стьюдента.
Все это дало возможность сформировать процессные матрицы применения показателей рассматриваемых сфер для комплексного проектирования в регионах с расшифровкой выходного поля [3, с. 668].
Авторский методологический подход определения приоритетной сферы проектного развития региона на основе уровня специализации заключается в установлении корреляционной зависимости показателей выходного поля рассматриваемых сфер экономической деятельности, отобранных нами в процессной матрице, что в дальнейшем позволит определить соответствующую проектную доминанту рассматриваемого региона. Ключевым этапом будет количественное определение в суммарном выражении высоких и очень сильных связей для определения уровня специализации в рассматриваемой сфере и последующего сравнения с другими сферами для формирования доминаты проектной деятельности региона.
Литература
1. Степанова С.В., Толстогузов О.В. Трансформация региональной социально-экономической системы: концептуальная модель // Труды Карельского научного центра РАН. - 2013. - № 5. -С. 32-41.
2. Сыроежин И.М. Планомерность. Планирование. План. - М.: Экономика, 1986. - 325 с.
3. Еремина И.А. Доминанты специализации комплексных публичных проектов развития территории в условиях пространственно-экономических трансформаций: Диссертация ... д-ра экон. наук: 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2021. - 888 с.