Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / комплексное развитие / регион / программа развития / региональные программы / пространственное территориальное развитие / digitalization / integrated development / region / development program / regional programs / spatial territorial development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.А. Еремина, А.В. Полянин

Для комплексного развития территории с обязательным учетом благополучия и социальной обеспеченности населения необходимо рассматривать в комплексе все три составляющие экономико-социального процесса в определенном регионе, включая третий сектор экономики (некоммерческие организации). В статье определены, какие факторы территориального развития и субъективные особенности необходимо учитывать при комплексном проектировании развития территории. При рассмотрении и анализе видов и типов моделей цифровых платформ авторами обосновано применение гибридной инфраструктурной цифровой платформы для осуществления комплексных региональных проектов развития территорий. Определены владельцы активов (региональные органы власти) цифровой платформой, в которой коммуникации и риск децентрализованы, а стандартизация и сервис обслуживания для всех участников централизованы. Предложены семь обязательных проектных измерений для формирования гибридной инфраструктурной цифровой платформы комплексных региональных проектов развития территорий. Акцентировано внимание на участие некоммерческих организаций наравне с другими субъектами социально-экономической деятельности на определенной территории. Региональные органы власти на предлагаемой цифровой платформе в отличие от других видов коммуникационного взаимодействия являются равноправными и равнозначными партнерами с другими участниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF COMPLEX REGIONAL TERRITORIES DEVELOPMENT PROJECTS

For the comprehensive development of the territory with the obligatory consideration of the wellbeing and social security of the population, it is necessary to consider in a complex all three components of the economic and social process in a particular region, including the third sector of the economy (non-profit organizations). The article defines what factors of territorial factors and subjective characteristics should be taken into account in the integrated design of the development of the territory. When considering and analyzing the types and types of models of digital platforms, the authors substantiated the use of a hybrid infrastructure digital platform for the implementation of complex regional projects for the development of territories. Asset owners (regional authorities) have been identified as a digital platform in which communications and risk are decentralized, and standardization and service for all participants are centralized. Seven mandatory design measurements are proposed for the formation of a hybrid infrastructural digital platform for complex regional projects for the development of territories. Attention is focused on the participation of nonprofit organizations on an equal basis with other subjects of social and economic activity in a certain territory. Regional authorities on the proposed digital platform, unlike other types of communication interaction, are equal and equal partners with other participants.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10838

И.А. Еремина - доцент кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, irenalks@mail.ru,

I.A. Eremina - Associate Professor of the Department of Management and Public Administration of the Central Russian Institute of Management - branch of the RANEPA;

А.В. Полянин - профессор кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, polyanin.andrei@yandex.ru,

A.V. Polyanin - Professor of the Department of Management and Public Administration of the Central Russian Institute of Management - a branch of the RANEPA.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ DIGITALIZATION OF COMPLEX REGIONAL TERRITORIES DEVELOPMENT PROJECTS

Аннотация. Для комплексного развития территории с обязательным учетом благополучия и социальной обеспеченности населения необходимо рассматривать в комплексе все три составляющие экономико-социального процесса в определенном регионе, включая третий сектор экономики (некоммерческие организации). В статье определены, какие факторы территориального развития и субъективные особенности необходимо учитывать при комплексном проектировании развития территории. При рассмотрении и анализе видов и типов моделей цифровых платформ авторами обосновано применение гибридной инфраструктурной цифровой платформы для осуществления комплексных региональных проектов развития территорий. Определены владельцы активов (региональные органы власти) цифровой платформой, в которой коммуникации и риск децентрализованы, а стандартизация и сервис обслуживания для всех участников централизованы. Предложены семь обязательных проектных измерений для формирования гибридной инфраструктурной цифровой платформы комплексных региональных проектов развития территорий. Акцентировано внимание на участие некоммерческих организаций наравне с другими субъектами социально-экономической деятельности на определенной территории. Региональные органы власти на предлагаемой цифровой платформе в отличие от других видов коммуникационного взаимодействия являются равноправными и равнозначными партнерами с другими участниками.

Abstract. For the comprehensive development of the territory with the obligatory consideration of the well-being and social security of the population, it is necessary to consider in a complex all three components of the economic and social process in a particular region, including the third sector of the economy (non-profit organizations). The article defines what factors of territorial factors and subjective characteristics should be taken into account in the integrated design of the development of the territory. When considering and analyzing the types and types of models of digital platforms, the authors substantiated the use of a hybrid infrastructure digital platform for the implementation of complex regional projects for the development of territories. Asset owners (regional authorities) have been identified as a digital platform in which communications and risk are decentralized, and standardization and service for all participants are centralized. Seven mandatory design measurements are proposed for the formation of a hybrid infrastructural digital platform for complex regional projects for the development of territories. Attention is focused on the participation of nonprofit organizations on an equal basis with other subjects of social and economic activity in a certain territory. Regional authorities on the proposed digital platform, unlike other types of communication interaction, are equal and equal partners with other participants.

Ключевые слова: цифровизация, комплексное развитие, регион, программа развития, региональные программы, пространственное территориальное развитие

Keywords: digitalization, integrated development, region, development program, regional programs, spatial territorial development

В Российской Федерации накоплен значительный опыт разработки региональных и государственных программ. Но следуют заметить, что они носят либо узкоспециализированный, либо в лучшем случае отраслевой характер. Особенно это касается государственных программ и проектов, так как эти документы в основном носят инструктивно-бюджетный характер, а основным критерием исполнения является освоенность выделяемых средств бюджетов различных уровней. Развитие отдельных отраслей и сфер деятельности можно считать позитивным, только в том случае, когда они привязаны к конкретной территории и нуждам населения проживающего на этой территории. Особо следует отметить, что принципы и методы пространственных экономико-социальных измерений в национальных проектах и программах, а соответственно и их региональных аналогах очень редко рассматриваются.

Внедрение элементов проектного управления в систему регионального и государственного менеджмента способствует изменению траектории развития принципов измерения и применения новых методических приемов к формированию определенных программ и проектов, но этого на наш взгляд не достаточно. Назрела необходимость совмещать методы проектного управления, принципы agile-менеджмента и пространственных экономико-социальных измерений при формировании и реализации государственных и региональных программ и проектов. Для комплексного развития территории с обязательным учетом благопо-

лучия и социальной обеспеченности населения необходимо рассматривать в комплексе все три составляющие экономико-социального процесса в определенном регионе, а это совокупность взаимосвязей и взаимного развития материального и нематериального производства, а также третьего сектора (некоммерческих организаций). Относительно первого сектора (материального производства) большой опыт проектирования, прежде всего отраслевой направленности в РФ уже накоплен. В сфере нематериального производства, а прежде всего в области оказания услуг, его немного, но он также имеется. На наш взгляд, методические подходы к встраиванию третьего сектора в региональные и государственные проекты пока мало применимы, а в большей степени вообще не разработаны, поэтому создание методического инструментария объединения всех трех сфер социально-экономического развития общества, на данный момент наиболее актуально. Наш взгляд необходимо использовать три основных принципа пространственного развития региональных комплексных проектов (рис. 1).

региональным социально-экономическим процесс, с одной стороны, представляет собой подсистему общественного воспроизводства, а с другой - интегрирует единичные процессы на уровне некоммерческих организаций, формируя условия для комплексного развития экономики региона;

регион рассматривается как система взаимодействующих субъектов - предприятий и организаций различных форм собственности и некоммерческих организаций, между которыми существуют связи на основе территориального распределения производства и обращения;

социально-экономическое развитие региона осуществляется в соответствии с законами пространственного равновесия; региональный социально-экономический процесс охватывает все фазы общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление, а также общественные взаимосвязи и взаимозависимости.

Рисунок 1 - Принципы пространственного развития региональных комплексных проектов

Комплексные проектирование по отношению к региону прежде всего должно обладать пространственным измерением, то есть привязке к конкретным территориальным условиям, с учетом объективных факторов территориального развития (энергетический, трудовой, транспортный, сырьевой, земельный, водный и поч-венно-климатический факторы), а также субъективные особенности региона (демографическая структура, социальная инфраструктура, бюджетно-финансовая и административная структура, общественные некоммерческие организации и объединения).

Для решения вопроса о взаимосвязи и коммуникационного взаимодействия всех сфер хозяйственной и общественной деятельности в регионе необходимо сформировать интеграционный набор инструментов позволяющий осуществлять взаимодействие предприятий и организаций различных форм собственности и некоммерческих организаций, между которыми существуют связи на основе территориального распределения производства и обращения. Наиболее приемлемым на наш взгляд является создание цифровых платформ с различным сервисом и определенной координацией совместных коммуникаций. Причем для объединения усилий различных субъектов в региональном взаимодействии можно рассматривать все виды цифровых платформ децентрализованные, централизованные и гибридные, так и все основные типы по типологии программного продукта такие как инструментальная, прикладная и инфраструктурная (рис. 2).

Цифровые платформы по организации коммуникационного

и I и и /■— и

взаимодеиствия всех сфер хозяйственной и общественной деятельности региона

Органы регионального управления

>

Организации производственно! сферы

>

Организации непроизводственн< сферы

Некоммерческие организации

Цифровые платформы по типологии программного продукта

инфраструктурная

инструментальная

прикладная

Цифровые платформы по владению активом и установлению условий

децентрали- централизо- гибридная

зованная ванная

Рисунок 2 - Виды цифровых платформ для организации коммуникационного взаимодействия всех сфер хозяйственной и общественной деятельности в регионе.

Отличие цифровых платформ от других видов коммуникационного взаимодействия состоит в том, что имеется обратная связь и все участники являются равноправными и равнозначными партнерами. Например, рассматривать портал «Государственные услуги» (Gosuslugi.ru) как цифровую платформу нельзя, так как партнерских взаимоотношений не возникает и обратная связь строго регламентирована, и изменений любой участник внести не может, то есть равноправных партнерских отношений возникнуть не может. На наш взгляд, главным преимуществом цифровой платформы в отличие от сайта или портала, она создает дополнительную стоимость и социальный эффект для всех заинтересованных сторон, а не только для владельца актива.

В связи с набирающей силу децентрализации в мире переход к региональным цифровым платформам рассматривается как наиболее целесообразный путь дальнейшего развития социально-экономических отношений. На смену глобальным рыночным отношениям монополистического и олигполистического характера приходит создание региональных сообществ потребителей и производителей формирующимся по определенным признакам. Признаки формирования сообществ могут иметь отраслевой, территориальный, инфраструктурный, функциональны характер приводящий к интеграции определенных организаций, частных лиц и органов территориального управления. Следует отметить, что микросервисная архитектура построения цифровых платформ с применением принципов agaile-менеджмента в отличие от информационных систем позволяет проводить их постоянную реструктуризацию и модернизации в интересах пользователей.

Цифровые платформы интересны не как справочник определенных данных, а именно как база, в которой отражаются индивидуальные предпочтения и различные характеристики. В настоящий момент все информационные ресурсы региональных органов власти и государственных организаций представляют собой именно справочники, в которых имеется возможность получить определенную информацию, но повлиять на порядок ее представления и тем более получит возможность оказать определенное воздействие на принятие решения пользователям не представляется возможным. То есть цифровая платформа позволяет создавать социальный или экономический эффект органам государственного и регионального управления, но в тоже время с помощью коммуникационного взаимодействия пользователей прибавляет или вычитает этот эффект, в зависимости от предпочтений пользователей. В свою очередь органы государственного и регионального управления посредством положительной или отрицательной обратной связи получают возможность корректировать принимаемые ими управленческие решения. Таким образом, цифровые платформы обеспечивают выполнение важнейших принципов менеджмента, таких как гибкость, адаптивность и динамичность.

Для осуществления комплексных региональных проектов развития территорий, в которых могут осуществлять коммуникационные взаимодействие представители всех сфер социально-экономической деятельности региона на наш взгляд наиболее применимым инструментом будут именно цифровые платформы. В понятие комплексных проектов мы вкладываем соединение именно всех участников социально-экономической жизни на

определенной территории, а именно: органов регионального управления, органов государственной власти специальной компетенции на данной территории, коммерческих организаций (как сферы производства, так и сферы услуг), некоммерческих организаций (прежде всего общественных) и населения данной территории. По сути, при осуществлении комплексного проекта, цифровая платформа будет объектом взаимовыгодных отношений независимых участников социально-экономической деятельности на определенной территории, происходящих в алгоритмизированной информационной системе, целью которой будет получение социального и (или) экономического эффекта и изменения территориальной системы распределения и обмена материальными и нематериальными активами.

Исходя из понятийного аппарата комплексности проекта развития территории при интеграции всех сфер материального производства, нематериального производства и общественных некоммерческих организаций позволяют нам выделить критерии (рис. 3) и требования необходимые для данного вида цифровой платформы.

/ \

алгоритмизация взаимодействия участников платформы при котром процедуры взаимодействия участников детерминированы

взаимовыгодность отношений участиков платформы, выгода может иметь как экономический, так и

социальный характер _ ^

значимость количества участников использующих платформу для взаиодействия, как соотношение всего множества потенциальных участников

наличие единой информационной среды, в которой осуществляется взаимодействие и соответствующей информационно-технологической инфраструктуры

{---N

наличие эффекта: снижение экономических затрат или получения социально значимого результата (в их сочетании - мультиэффекта) по сравнению с результатами взаимодействия без платформы

Рисунок 3 - Критерии цифровой платформы для реализации комплексных проектов развития территории.

При определении типов цифровых платформ с целью их практической реализации следует выделить пять основополагающих этапов: 1) основной вид, назначение платформы с учетом территориальных особенностей; 2) группы участников и их основные потребности при коммуникационном взаимодействии; 3) порядок обработки и предоставления информации; 4) инфраструктура цифровой платформы. Ключевой задачей цифровой платформы для осуществления комплексных региональных проектов развития территорий является нахождение управленческого и социально-экономического баланса между эффективным стимулированием экономической и общественной деятельности на определенной территории и регулированием их деятельности в интересах всех групп пользователей с обязательным учетом интересов всех участников. Таким образом цифровая платформа с целью комплексного охвата всех сфер жизнедеятельности на определенной территории представляет собой группу технологий, которые будут использованы в качестве основы позволяющей обеспечивать создание, формирование и реализацию конкретизированной и специализированной системы цифрового коммуникационного взаимодействия. Если рассматривать какой вид цифровой платформы необходимо выбрать по типологии программного продукта, то прежде всего необходимо обратиться к такому типу как инфраструктурная платформа, но на определенных территориях с монопрофильным типом развития или слабозаселенным территориям возможно применение инструментальных или прикладных типов цифровых платформ. По типу установления условий и владению активом наибольший интерес представляет гибридная модель цифровой платформы, хотя в определенных случаях возможно применение централизованной или децентрализованной модели цифровой платформы (рис. 4).

.••Vе.

люди, функциональность, ® качество, инструменты, ф время, ценность, процесс

производственная сфера + непроизводственная сфера + некоммерческие организации

Комплексные региональные проекты развития территорий

Рисунок 4 - Основные элементы цифровой платформы при формировании и реализации комплексных региональных проектов развития территорий.

В случае применение гибридной инфраструктурной цифровой платформы для осуществления комплексных региональных проектов развития территорий владельцы активов (региональные органы власти) предлагают пользование и стандарты, установленные цифровой платформой, а владение, коммуникации и риск децентрализованы, в тоже время стандартизация и сервис обслуживания для всех участников централизованы. Обязательно при формировании платформы должны быть учтены семь обязательных проектных измерений: люди, функциональность, качество, инструменты, время, ценность, процесс. И все эти измерения в одинаковой степени должны отражать ситуацию в трех основных сферах (секторах) социально-экономической деятельности определенной территории. Особо следует акцентировать внимание, что при осуществлении комплексных проектов, помимо основных участников региональной социально-экономической деятельности, таких как предприятия и организации производственной и непроизводственной сферы (сектора), не менее важно региональным органам власти (бенифициару гибридной инфраструктурной цифровой платформы) уделить внимание третьему сектору, то есть некоммерческим организациям, их потребностям и коммуникационному взаимодействию с ними.

Источники:

1. Авдеева И.Л. Цифровая трансформация экономических процессов: возможности и угрозы / Авдеева И. Л., Головина Т.А., Парахина Л.В. // Финансовый бизнес. 2020. № 1 (204). С. 3-7.

2. Вертакова Ю.В. Индикаторы оценки цифровой трансформации экономики / Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Поло-женцева Ю.С. // Экономика и управление. 2018. № 10 (156). С. 14-20.

3. Головина Т.А. Риск-ориентированное управление в условиях цифровизации экономических процессов / Головина Т.А., Суханов Д.А. // Менеджмент в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 59-66.

4. Докукина И.А. Внедрение информационно-коммуникационной системы публичного управления на основе сервис-ориентированного подхода / Докукина И.А. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 2. С. 62-70.

5. Лытнева Н.А. Глобальные вызовы и формирование цифровой экономики: состояние, проблемы безопасности, тенденции развития / Лытнева Н.А., Воронов С.С., Киданова Н.Л. // На страже экономики. 2020. № 4 (15). С. 52-60.

6. Облизов А.В. Разработка управленческого решения для формирования блокчейн-сети на основе применения менеджера конфигураций / Облизов А.В., Докукина И.А. // Экономика и предпринимательство. 2019. № 6 (107). С. 12131217.

7. Панченко В.Е. Развитие инновационной среды в условиях цифровой экономики: особенности, проблемы, перспективы / Панченко В.Е., Сироткина Н.В. // Организатор производства. 2019. Т. 27. № 4. С. 61-68.

8. Полянин А.В. Цифровые платформы в публичном управлении на основе agile менеджмента / Полянин А.В., Докукина И.А. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 1. С. 126-131.

9. Сироткина Н.В. Цифровая экономика: проблемы развития информационно-коммуникационных технологий / Сиро-ткина Н.В., Панченко В.Е. // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). С. 111 -115.

10. Цуркан М.В. Ретроспективный анализ развития проектного менеджмента в публичном управлении России / Цуркан М.В., Вертакова Ю.В. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 3 (51). С. 40-49.

References:

1. Avdeeva I.L. Digital transformation of economic processes: opportunities and threats / I.L. Avdeeva, T.A. Golovina, L.V. Pa-rakhina. // Financial business. 2020. No. 1 (204). S. 3-7.

2. Vertakova Yu.V. Indicators for assessing the digital transformation of the economy / Vertakova Yu.V., Klevtsova M.G., Polozhentseva Yu.S. // Economics and Management. 2018. No. 10 (156). S. 14-20.

3. Golovina T.A. Risk-oriented management in the context of digitalization of economic processes / Golovina T.A., Sukhanov D.A. // Management in Russia and abroad. 2020. No. 2. S. 59-66.

4. Dokukina I.A. Implementation of an information and communication system of public administration based on a service-oriented approach / Dokukina I.A. // Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. 2019.No. 2.P. 62-70.

5. Lytneva N.A. Global challenges and the formation of the digital economy: state, security problems, development trends / Lytneva N.A., Voronov S.S., Kidanova N.L. // On guard of the economy. 2020. No. 4 (15). S. 52-60.

6. Oblizov A.V. Development of a management solution for the formation of a blockchain network based on the use of a configuration manager / Oblizov A.V., Dokukina I.A. // Economy and Entrepreneurship. 2019. No. 6 (107). S. 1213-1217.

7. Panchenko V.E. Development of an innovative environment in the digital economy: features, problems, prospects / Pan-chenko V.E., Sirotkina N.V. // Production organizer. 2019.Vol. 27.No. 4.P. 61-68.

8. Polyanin A.V. Digital platforms in public administration based on agile management / Polyanin A.V., Dokukina I.A. // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2020. No. 1. S. 126-131.

9. Sirotkina N.V. Digital economy: problems of development of information and communication technologies / Sirotkina N.V., Panchenko V.E. // Economy and Entrepreneurship. 2020. No. 1 (114). S. 111-115.

10. Tsurkan M.V. Retrospective analysis of the development of project management in public administration in Russia / Tsurkan M.V., Vertakova Yu.V. // Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. 2020. No. 3 (51). S. 40-49.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10839

А.Ю. Ершов - аспирант кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет (elizavyuri@gmail.com),

A.U. Ershov - Assistant Professor, Southwest State University.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ INNOVATION MANAGEMENT AS A BASIS FOR TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF ENTERPRISES

Аннотация. Проблемы технологической модернизации производства сегодня занимают одно из главных мест в экономической науке и управлении инновационной деятельности предприятия. Особенно важно это для нашего российского общества, перед которым стоит задача не только построить социально-ориентированную экономику, но еще и перейти к инновационному развитию.

Многие зарубежные и отечественные экономисты обращались в своих работах к вопросам сущности модернизации и инновационной деятельности, рассматривали особенности модернизации как объекта инвестирования, тенденции инвестиционной деятельности предприятий, уделяли внимание оценке инновационного потенциала. Не остались без внимания также проблемы повышения инновационной привлекательности бизнеса, государственного финансирования и стимулирования инновационной деятельности, совершенствования нормативно-законодательной базы для эффективной реализации модернизационной политики предприятия.

Модернизационная деятельность предприятия — важная, показательная часть инвестиционной деятельности организации. Трудно переоценить значение модернизации для эффективного функционирования предприятия. Современному производству свойственна растущая капиталоемкость и возрастание роли долгосрочных факторов. Для того чтобы предприятие имело возможность успешно функционировать, расширять производственные мощности, повышать качество продукции, снижать издержки, повышая этим конкурентоспособность производимой продукции и укрепляя таким образом свои позиции на рынке, предприятие должно не только вкладывать капитал, а главное вкладывать его выгодно. Достичь этого возможно грамотно сформировав инвестиционную политику, тщательно разработав программу технико-технологической модернизации производства и продолжая постоянно совершенствовать ее для достижения вышеназванных целей.

Abstract. The problems of technical and technological modernization of production today occupy one of the main places in economic science and management of innovative activities of an enterprise. This is especially important for our Russian society, which is faced with the task of not only building a socially oriented economy, but also moving on to innovative development.

Many foreign and domestic economists turned in their works to the issues of the essence of modernization and innovation, considered the features of modernization as an investment object, trends in the investment activity of enterprises, paid attention to assessing the innovative potential. The problems of increasing the innovative attractiveness of business, state financing and stimulating innovation, improving the regulatory and legislative framework for the effective implementation of the enterprise's modernization policy were also paid attention to.

The modernization activity of the enterprise is an important, indicative part of the investment activity of the organization. It is difficult to overestimate the importance of modernization for the effective functioning of an enterprise. Modern production is characterized by a growing capital intensity and an increasing role of long-term factors. In order for an enterprise to be able to successfully operate, expand production capacity, improve product quality, reduce costs, thereby increasing the competitiveness of manufactured products and thus strengthening its position in the market, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.