Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплексный публичный проект развития территории / проектный подход / неопределенность / эффективность / регион / complex public project of territory development / project approach / uncertainty / efficiency / region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.А. Еремина, Х.М. Мусаева

Применением методов проектного управления дает возможность увеличить эффективность публичного управления. Были исследованы основные теоретические понятия и методологии проектного менеджмента в региональных органах власти, что позволило обосновать выбор методологической основы исследования и провести анализ состояния проектного менеджмента в публичном управлении с последующим определением основных проблем внедрения комплексных проектов развития и разработать направления по внедрению методов проектного управления и ряд рекомендаций, способных более эффективно внедрить инструментарий эффективного принятия управленческих решений на региональном уровне по развитию соответствующей территории. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что теоретические заключения, анализ, представленный механизм внедрения и рекомендации могут быть использованы на практике при внедрении комплексного публичного проекта развития территории в органы управления в регионах Российской Федерации, в которых в настоящее время проектный менеджмент не имеет комплексного применения в условиях стратегического развития. Внедрение такой формы стратегического развития в органы регионального управления способно улучшить многие показатели, такие как уровень привлекательности региона, конкурентоспособность на мировом рынке, а также повышение уровня жизни населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTRODUCING A COMPREHENSIVE PUBLIC PROJECT FOR THE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY BY REGIONAL GOVERNMENTS UNDER CONDITIONS OF UNCERTAINTY

The application of project management methods makes it possible to increase the efficiency of public admin-istration. The main theoretical concepts and methodologies of project management in regional authorities were studied, which made it possible to justify the choice of the methodological basis of the study and analyze the state of project management in public administration, followed by the identification of the main problems of implementing integrated development projects and developing directions for the implementation of project management methods and a number of recommendations that can more effectively implement tools for effective management decision-making at the regional level for the development of the relevant territory. The practical significance of the study is that the theoretical conclusions, analysis, the presented implementation mechanism and recommendations can be used in practice when implementing a comprehensive public project for the development of the territory in governments in the regions of the Russian Federation, in which project management currently does not have a comprehensive application. in the context of strategic development. The introduction of this form of strategic development in regional governments can improve many indicators, such as the level of attractiveness of the region, competitiveness in the world market, as well as improving the standard of living of the country's population.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

DOI: 10.24412/2687-0991-2022-9-3-52-61 EDN: VRBNSW

И.А. Еремина - д.э.н., доцент, профессор кафедры «Менеджмент и управление персоналом», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, irenalks@mail.ru;

IA. Eremina - doctor of economics, associate professor, professor of the department «Management and personnel management», Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel;

Х.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, bela_musaeva@mail.ru,

Kh.M. Musaeva - assistant lecturer of the department of economics and economic security of industries and enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny.

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

PROBLEMS OF INTRODUCING A COMPREHENSIVE PUBLIC PROJECT FOR THE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY BY REGIONAL GOVERNMENTS UNDER CONDITIONS OF UNCERTAINTY

Аннотация. Применением методов проектного управления дает возможность увеличить эффективность публичного управления. Были исследованы основные теоретические понятия и методологии проектного менеджмента в региональных органах власти, что позволило обосновать выбор методологической основы исследования и провести анализ состояния проектного менеджмента в публичном управлении с последующим определением основных проблем внедрения комплексных проектов развития и разработать направления по внедрению методов проектного управления и ряд рекомендаций, способных более эффективно внедрить инструментарий эффективного принятия управленческих решений на региональном уровне по развитию соответствующей территории. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что теоретические заключения, анализ, представленный механизм внедрения и рекомендации могут быть использованы на практике при внедрении комплексного публичного проекта развития территории в органы управления в регионах Российской Федерации, в которых в настоящее время проектный менеджмент не имеет комплексного применения в условиях стратегического развития. Внедрение такой формы стратегического развития в органы регионального управления способно улучшить многие показатели, такие как уровень привлекательности региона, конкурентоспособность на мировом рынке, а также повышение уровня жизни населения страны.

Abstract. The application of project management methods makes it possible to increase the efficiency of public administration. The main theoretical concepts and methodologies of project management in regional authorities were studied, which made it possible to justify the choice of the methodological basis of the study and analyze the state of project management in public administration, followed by the identification of the main problems of implementing integrated development projects and developing directions for the implementation of project management methods and a number of recommendations that can more effectively implement tools for effective management decision-making at the regional level for the development of the relevant territory. The practical significance of the study is that the theoretical conclusions, analysis, the presented implementation mechanism and recommendations can be used in practice when implementing a comprehensive public project for the development of the territory in governments in the regions of the Russian Federation, in which project management currently does not have a comprehensive application. in the context of strategic development. The introduction of this form of strategic development in regional governments can improve many indicators, such as the level of attractiveness of the region, competitiveness in the world market, as well as improving the standard of living of the country's population.

Ключевые слова: комплексный публичный проект развития территории, проектный подход, неопределенность, эффективность, регион.

Keywords: complex public project of territory development, project approach, uncertainty, efficiency, region.

Одним из методов эффективного публичного управления является проектный менеджмент. В настоящее время сфера применения данного метода давно вышла за пределы бизнес структур. Во многих отечественных научных исследованиях, которые посвящены вопросам, непосредственно связанным с публичным управлением, стала преобладать мысль о необходимости внедрения проектного управления в государственные органы власти. Так как проектное управление можно назвать новой организационной культурой в Российском обществе, то на сегодняшний день оно не имеет широкого применения в государственном секторе. Во всем мире методы, технологии проектного управления стали ранее применяться в государственном секторе и показали свою востребованность и эффективность. Ведь государственная программа является системой проектов. И на данном этапе для усовершенствования деятельность государственных органов власти необходимо внедрить эффективные технологии проектного менеджмента. Если рассматривать внедрение проектного управления в субъектах России и муниципальных образованиях, то оно может оказать только положительный эффект в работе, а именно: появится четкость и определенность цели работы, повысится эффективность управления, произойдет снижение рисков, увеличится контроль над бюджетом, ресурсами и сроками исполнения. Актуальность исследования обусловлена следующими факторами. Как показывает ми-

ровая практика, бизнес достаточно быстро реагирует на инновационные изменения, происходящие в стране и мире. Ведь нередко от этого зависит уровень их дохода и конкурентоспособность. Органы публичного управления, в виду отсутствия конкуренции, к данным изменениям чаще относятся с недоверием, нежели принимают их с большим желанием. Необходимо повышать эффективность работы государственных органов в части постановки целей и своевременного их исполнения с помощью комплексного подхода в части реализации инструментария проектного менеджмента. В современном мире является важным умение системы публичного управления осуществлять ранее запланированные проекты, в определенное время и с учетом ограниченных ресурсов решать поставленные задачи и добиваться намеченных целей.

Методологическую основу проведенного исследования составили работы таких научных исследователей, как Т.А. Головина, Д.Г. Родионов, Л.А. Третьякова, Ю.И. Трещевский и другие. Если анализировать степень научной разработанности данной темы исследования, то можно отметить, что в настоящее время в научных работах многих ученых предметом исследования является проектное управление. Объектом исследования является система управления проектами в региональных органах власти на основе внедрения в региональную практику такой формы стратегического взаимодействия, как комплексный публичный проект развития территории.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в разработке и аргументации теоретических основ эффективного использования методов проектного менеджмента в органах публичного управления, а также применения комплексного проектирования развития территории (региона) в условиях неопределенности экономического развития. В условиях протекающих трансформационных преобразований возрастает роль регионов в решении важнейших социально-экономических проблем на основе определения вектора проектного развития с учетом соответствующей доминанты его специализации. Анализируя многолетний опыт определения общих закономерностей формирования и развития проектной деятельности в области региональной экономики, мы видим, что прослеживается отраслевая привязка в изучении данного вопроса. Нами предлагается отойти от отраслевого признака и рассмотреть укрупненные направления, с детальной методологической проработкой различных стратегических направлений, что позволит в свою очередь научно аргументировать смещение ракурса проектного развития в регионах в ту или иную сторону.

Если говорить об истории формирования проектного менеджмента, как о совокупности подсистем, то он был сформирован к концу XX века. Как наука и практика управления, менеджмент образовался с конца XIX века. Именно в период промышленного производства и быстрого экономического роста возникли классические школы менеджмента. В их основе лежит совершенствование управления производства, а также исследование проблем управления. Представители классической школы менеджмента определяли своей главной задачей достижение эффективности хозяйственной деятельности, а в результате их цель сводилась к построению универсальных принципов управления. Методология классической школы основывается на систематизации практических навыков и опирается на рациональные модели организационных структур и процессов управления ими. При этом менеджмент проектной деятельности является самостоятельной областью управления. Оно возникло во второй половине XX века и является специфической управленческой деятельностью, которое было ограничено во времени и содержало исключительный результат. В настоящий момент термин «проект» является активно пользующимся понятием в различных направлениях развития экономико-социальной деятельности общества. В то же время, общего мнения данной категории пока не сложилось. По мнению автора книги «Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования» Н.В. Матяш понятие «проект» появилось в области гуманитарных знаний, придя из технических наук. И поэтому его значение имеет тесную взаимосвязь с данной сферой [3]. Для многих понятие «проект» является нечем иным как сокращением определения «технический проект». Л.А. Третьякова определяет проект совсем с иной стороны. Автор, говоря о проекте, подразумевает выражение творческого потенциала человеческого сознания, данное проявление происходит в культуре через деятельный переход от небытия к бытию. Л.А. Третьякова выделяет проект именно как специфическую форму сознания, которая устанавливает тот или иной трудовой процесс [6]. По определению Д.Г. Родионова, проект - это не что иное, как сложное, нецикличное, мгновенное мероприятие, которое имеет ограничения по времени, бюджету и ресурсам, а также имеет точно сформулированные распоряжения по выполнению, которые были разработаны на основании запроса заказчика [5].

На основании определения Т.А. Головиной, проект - это отдельна система, которая является ограниченной по времени, направленной на получение качественных результатов, а также имеющая определенные рамки в отношении средств и ресурсов [1]. Как отмечает Ю.И. Трещевский, цель

сложно сформулировать в виду того, что цель не является результатом деятельности, а представляет собой желаемое состояние в будущем времени [10]. Именно поэтому, при применении аналитических процедур, цели развития предприятия не всегда достигаются. При выборе и формулировании цели необходимо наличие профессиональных и творческих навыков, опыта и понимания совокупности действий для получения результата. Для корректной формулировки цели необходимо также обратить внимание на соответствие этой цели стратегическому развитию организации.

На сегодняшний день, данный принцип имеет большое значение в практическом применении, также и в сфере государственного управления. Так как для получения высоких результатов необходимо объединить все проекты в одном стратегическом направлении. Также к числу характерных черт проекта относят ограниченность временными, финансовыми и человеческими ресурсами. Содержание проекта устанавливает сочетание и количество ресурсов, которые будут использованы в ходе реализации проекта. А также определяет особенности реализации проекта и результат проектной деятельности в целом. На эффективность и результаты проекта оказывает прямое влияние изменение соотношения ресурсов. Для грамотного решения возможных кризисных ситуаций от управляющих проектом требуются умения эффективного формирования и применения комплексного подхода при реализации в региональной практике регионального управления.

Отличительной особенностью проекта от иных инструментов управления является возможность корректировать действия в процессе реализации. Управление проектами - это методология, которая применяется на всех этапах проекта для решения поставленных целей и задач проекта. Оно является искусством организации, планирования и координирования всех ресурсов, которые применяются в процессе проекта. Для достижения целей проекта применяются современные методы управления, чтобы в последствии получить результат, который будет удовлетворять участников проекта. Проектный менеджмент занимается изучением принципов, технологий и механизмов управления проектами и программ, которые гарантируют их реализацию в условиях ограниченных ресурсов. Проекты, программы и портфели являются объектами проектного менеджмента. А предметом выступают организационные проектные структуры, риски проекта, проектная команда, финансирование проекта, коммуникация и другое.

В России проектный менеджмент имеет свое активное применение при реализации государственной политике. Очень важно организовать работу на высшем уровне в государственных органах власти. Ведь именно в этой сфере присутствует большое количество функций, целей и задач. Также необходимо учесть четкое разделение подходов между проектной деятельностью и процессной.

В региональных органах управления проектный менеджмент обладает рядом особенностей. Данные характерные черты являются отличиями проектного менеджмента в государственных органах управления от проектного управления в бизнес-сфере. В качестве отличительных особенностей выступают следующие факторы: деятельность осуществляется в строго ограниченном правовом поле; направленность на социальный результат, а не на финансовую составляющую; необходимо привлечение финансовых ресурсов региональных бюджетов; многозадачность и многогранность плана действий; общественный контроль и публичная отчетность.

В настоящий момент применение нового подхода управленческой деятельности может улучшить качество и оперативность выполнения работ. Как подчеркивает Ю.С. Положенцева, проектный менеджмент способен сформировать прямую зависимость между эффективной деятельностью госслужащих и их материальным и моральным стимулированием. Кроме этого, данный подход делает деятельность органов прозрачной и детальной, оптимально распределяет ресурсы, увеличивает повышение уровня взаимодействия между различными ведомствами для осуществления конечного результата. На сегодняшний день активное внедрение проектного управления происходит не только в коммерческих структурах, но и в государственной системе управления. Проектный менеджмент имеет свое развитие во всем мире уже на протяжении более чем восьмидесяти лет. За данный период были созданы универсальные стандарты управления проектами. В современных научных исследованиях большое внимание уделяется применению проектного управления в государственном секторе России.

Если говорить другими словами, то авторы рассматривают применение проектного менеджмента для публичного управления в целом, а также локально, для решения частных задач муниципального и регионального управления. При введении проектного менеджмента в государственных органах в России начальной точкой можно обозначить 2005 год. Именно тогда были запущены приоритетные национальные проекты и появились первые попытки применения проектного управления.

Методология является одним из способов изучения какой-либо реальности. Она многовариант-на и многомерна, и также, как и подходы к научному исследованию может быть классифицирована по ряду разных признаков. Одной из самых распространенных классификаций является разделение по

принадлежности к определенной области знаний (философская методология, экономическая методология, историческая методология и так далее). Популярным является разделение методологий по трем уровням ее общности: всеобщая (к ней можно отнести философию, именно эта наука формулирует общие принципы, которыми ученые пользуются при исследовании процесса в явном и неявном виде, в том числе и в менеджменте); общая (данный вид методологии ориентирован на применение в нескольких науках); частная (применение возможно только в одной конкретной науке, как например экономическая методология может быть ориентирована только на познавательную деятельность в экономике). Метод научного исследования является способом изучения объективной реальности. Данный метод показывает определенный порядок действий приемов и различных операций.

Для того, чтобы исследовать вопрос о внедрении проектного менеджмента в региональных органах власти были выбраны следующие методы научного исследования: сравнительный анализ, контент-анализ, анализ бизнес-процессов. Существует большое количество различных методов. Но самым популярным методом в науке можно назвать сравнительный метод. Широкое распространение в общественных науках сравнительный метод получил еще в XIX веке. В начале 20 века его популярность гаснет, но уже в 50-х гг. и в советской и в зарубежной литературе вновь начинает проявляться интерес к данному методу исследования. Такие ученые как К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали большую значимость сравнительного метода в развитии науки. Основатели марксизма стали проводить разграничения между простым сравнение и методом науки, в котором сравнение обладает универсальным характером. А также основоположники марксизма подчеркивают большое количество успехов, которых добились с помощью данного метода. В СССР и других социалистических странах большое внимание уделялось описанию и анализу опыта совершенствования хозяйственных механизмов разных стран. Это было связано в основном с проведением хозяйственных реформ. Данные исследования способствовали сбору обширного материала, который подтолкнул развитие теории и практики социалистического хозяйствования. Но в тот же момент было явно недостаточно методологии анализа и обобщения практики исследования различных хозяйственных систем. Опыт применения сравнительного анализа в других областях представляет значительный интерес для развертывания соответствующей работы в рамках экономической науки.

Метод сравнительного анализа является систематической процедурой противопоставления одного или нескольких явлений, для установления совпадений и несоответствий между ними. А также данный метод необходим для создания классификаций и типологий. Сравнительный анализ является эмпирическим методом научного исследования. Он дат возможность получить теоретические знания и представляет собой универсальный метод в практическом применении. Метод сравнительного анализа служит основой для многих прикладных наук, потому что он способен сформировать группы объектов в зависимости от их отличительных признаков. В будущих исследованиях данные классификации применяются как основа. Метод сравнительного исследования особенно эффективен применительно к исследованию малых выборок. Обстоятельства явлений исследуемых социальных наук требуют исследования, ограниченного во времени и пространстве, что приводит к небольшому и конечному числу случаев (выборок).

Методология оценки объекта и явлений с помощью сравнительного подхода состоит из нескольких уровней:

1. Осуществление сбора информации и дальнейшей ее обработки. Необходимо учитывать то, что все данные должны быть объективными, правильными и иметь доказательную базу.

2. Группировка полученной информации. На данном этапе необходимо рассортировать данные по определенным категориям и сформировать структурный образ.

3. Интерпретация полученных данных. Формируются определенные выводы на основании анализа и сравнения ранее полученных данных.

На сегодняшний день проектные офисы нашли свое применении и были созданы в государственных органах власти во многих субъектах Российской Федерации.

Проектный менеджмент в органы управления внедрялся поэтапно. Если рассматривать начало внедрения проектного управления в органы власти на федеральном и региональном уровне в Российской Федерации, то можно отметить, что этому способствовало создание нормативных документов, которые содержали определенный регламент по формированию системы проектной деятельности в РФ и субъектах РФ. В 2014 году Советом по внедрению проектного управления было принято решение о необходимости внедрения системы управления проектами в тех регионах, которые были выбраны как пилотные площадки. Пилотными регионами 1-го уровня были выбраны те регионы, у которых уже имелось решение о внедрении проектного менеджмента на уровне руководителя органа исполнительной власти. А также те регионы, которые имели успешный опыт организации проектного

управления. Так, например, в Белгородской области проектное управление начало применяться с 2010 года. А в Пермском крае его внедрение происходило в 2012 году. Что касается Ярославской области, то проектное управление начало активно использоваться в деятельности органов государственной власти в 2014 году. В группу 2-го уровня пилотных проектов были отобраны регионы, которые имели опыт внедрения каких-либо отдельных элементов проектного управления. Данные регионы обладали поддержкой руководителя органов исполнительной власти и имели в своем составе квалифицированных специалистов в данной области, который были способны внедрить проектное управление в органы власти. Таким образом, в последнее время использование проектного менеджмента в государственных органах власти перестало быть только инициативой некоторых успешных субъектов Российской Федерации, а все больше имеет практическое применение федеральных и региональных органах власти. В процессе внедрения проектного менеджмента в работу органов государственного управления, не стоит забывать об имеющихся особенностях. Также необходимо учитывать и специфику действующего законодательства. В связи с этим появляются различные специфические проблемы инициации и реализации проектов. Отсутствие централизованной методологии является ключевой проблемой. Ведь если отсутствует теоретическая основа деятельности очень сложно совершить правильные действия для достижения намеченных целей. Также не существует единой информационной систем, которая вносила значительный вклад в работу органов проектной деятельности. Существует большое количество сложностей. Так из-за неиспользования методов и инструментов проектного управления достигнуть стратегических целей часто бывает просто невозможно. Методы проектного управления не применяются для всей системы, а используются исключительно только в отдельных проектах. Отсутствие высококвалифицированных специалистов в области проектного управления ведет к снижению результативности деятельности органов власти. Отсутствие единой методологии приводит к тому, что каждый субъект Российской Федерации формирует свою, применимую только для данного региона, методологию с теми формами отчетности, которые являются для них наиболее удобными. Отсутствие единой информационной системы приводит к тем факторам, что каждый регион использует услуги сторонних организаций для создания информационной системы, применимой в проектной деятельности. И не всегда данные технологии способствуют благоприятному положительному результату деятельности проектного управления. Для устранения всех проблем, которые возникают, при внедрении проектного менеджмента в органах государственной власти были предприняты различные меры. Но они не способны дать желаемого результата. Существует достаточное количество различного рода пробел при внедрении проектного менеджмента в органах управления.

В субъектах Российской Федерации также были созданы реестры инвестиционных проектов. Часть регионов занялась развитие проектных технологий, которые в последствии были применены для реализации поставленных задач. В некоторых регионах созданные проектные офисы для улучшения инвестиционного климата в дальнейшем стали начальном площадкой для развития проектного менеджмента в органах управления. Такими регионами можно назвать Ленинградскую область, Воронежскую область, г. Санкт-Петербург, г. Москву, Республику Татарстан, Орловскую область и многие другие регионы страны. В настоящий момент в этих субъектах Российской Федерации используются различные методологии проектного управления в государственных исполнительных органах власти. Но ряд регионов данные изменения системы использовали для решения задач узкой направленности, таких как улучшение инвестиционного климата региона. Применение тактики внедрения системы проектного управления все регионы использую по-разному. Одни регионы создают регламентирующие документы в отношении проектного управления только на бумаге. В то время как другие активно используют методы проектного управления и догоняют лидеров в данной сфере деятельности. Начинает образовываться группа субъектов Российской Федерации, в которых на настоящий момент уже была сформирована система управления проектами. В таких регионах появилась возможность оценить уровень проектной зрелости в деятельности организации.

В апреле 2018 г. Департаментом проектной деятельности Правительства Российской Федерации были опубликованы промежуточные результаты оценки деятельности регионов в области проектного управления. В пилотном проекте, который был сформирован для оценки индекса проектной деятельности участвовало 16 регионов России, которые проявляли активность в сфере проектного менеджмента. Данная оценка была завершена в 10 регионах России, а именно: Белгородской области, Красноярском крае, Республике Крым, Ленинградской области, Новосибирской области, Приморском крае, Свердловской области, Тульской области, Ульяновской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Индекс проектной деятельности является одним из новых инструментов в системе управления проектного менеджмента в государственных органах власти. Данный инструмент позволил определить лучшие федеральные министерства и регионы России по качеству их системы управления. При оценке основным показателем, который как раз и определял индекс зрелости проектной деятельности, является оценка качества описания и оценка качества практического применения при реализации проектного управления. «Индекс зрелости» состоит из пяти главных элементов оценки системы управления проектной деятельностью:

1) стратегическое планирование и управление портфелем проектов;

2) управление проектом;

3) принятие решений и организационная поддержка;

4) развитие компетенций и культуры эффективности;

5) управление стимулированием участников проектов.

Шкала оценки состоит из следующих критериев:

0 - данная информации в отношении предмета оценки отсутствует, или предмет оценки не соответствует требованиям;

1 - предмет оценки соответствует требованиям, но не в полной мере;

2 - предмет оценки соответствует требованиям, но имеются небольшие замечания и недочеты;

3 - предмет оценки полностью соответствует требованиям.

Элементы проектного управления являются значимыми и важными. Они содержат процессы, которые имеют большое значение и с помощью которых будет осуществляться проектная деятельность для достижения высоких целей и положительных результатов. Для осуществления развития проектного менеджмента в органах управления использование данного индекса оценки имеет большое количество преимуществ. Данными преимуществами являются: определение лучших органов государственного управления и создания конкуренции между ними; возможность наблюдать ежегодную динамику роста эффективности систем управления; прозрачная система оценки и обратная связь участникам по результатам; основа для организации планирования развития проектного менеджмента в органах государственной власти; разработка базы лучших практик для дальнейшего использования в работе деятельности органов государственной власти.

Процесс оценки уровня зрелости состоит из 4 этапов.

Первый этап «Организация оценки». На данном этапе осуществляются планирование и организация самой оценки.

На втором этапе «Проведение оценки» собираются необходимые документы, материалы для осуществления оценки. При необходимости осуществляется выезд в орган исполнительной власти, а также запрашиваются дополнительные документы. После чего, завершается процесс оценки и формируется отчет.

Третий этап «Присуждение индекса зрелости» определяет непосредственно сам индекс зрелости проектной деятельности.

И на четвертом этапе «Отчет по результатам мониторинга» публикуется ежегодно отчет по результатам проделанной работы в региональных или федеральных органах государственной власти.

Данная модель оценки предоставляет руководителю органа исполнительной власти исчерпывающую информацию о приоритетных направлениях развития проектной деятельности. Данная оценка помогает отследить динамику улучшения системы управления, а также формирует базу лучших практик для дальнейшего использования в работе. На основании опыта Белгородской области, проектный метод дал возможность соединить результат работ деятельности государственных и муниципальных служащих и их стимулирование, как материальное, так и моральное.

Также стоит отметить, что произошло распределение видов ресурсов (материальных, временных, человеческих) оптимальным образом. Данный факт обеспечил повышение уровня качества взаимодействия между различными ведомствами. И это способствовало достижению результата. Также внедрение проектного управления в органы власти позволило снизить время, которое затрачивалось на выполнение работы, а также уменьшить расходы бюджета. Опыт Белгородской области можно назвать уникальным. Другие субъекты России могут данный опыт взять за основу при осуществлении внедрения проектного управления в органы власти. Но следует учитывать особенности региона. Правительство России утверждает, что необходимо создавать проектные офисы в министерствах и ведомствах. А также следует отмечать их важное участие при конкуренции между различными муниципальными образованиями и регионами.

Опыт внедрения проектного менеджмента в органы управления Белгородской области пользуется большой популярность в других регионах страны. А также был отмечен в профессиональной сфере и на федеральном уровне. Именно создание многоуровневой системы проектного управления позволило достичь такого уровня проектной деятельности, которая на настоящий момент сформирована в городском округе г. Белгород. Данная система включала в себя также уровни региональной и муниципальной власти. Стоит отметить, что в программных документах развития муниципального образования была закреплена потребность в разработке научной методологии, которая сформировала бы программное и проектное управления в органах власти города Белгорода.

Нами предлагается следующая авторская методология для повышения уровня зрелости проектного развития региона в части применения комплексного подхода для последующего стратегического развития и правильного смещения ракурса проектного менеджмента. Она будет состоять из реализации следующих этапов:

1 Этап. На основе установленной необходимости стратегии проектного развития региона для определения соответствующего ракурса проектного развития необходимо сформировать первичную выборку показателей по каждой сфере возможного стратегического развития рассматриваемой территории. На наш взгляд, именно они будут определять необходимые предпосылки для устойчивого к пространственно-экономическим трансформациям экономическому развитию. Данные показатели являются универсальными и оказывают непосредственное воздействие на формирование и реализацию стратегии развития региона. Сформированный массив показателей и их значения с учетом постановки в один ряд необходимо подтвердить с точки зрения возможности статистического распределения и последующей декомпозиции. Результаты такой выборки представлены в виде матрицы корреляционной зависимости показателей, отобранных для формирования комплексного публичного проекта развития территории (региона). Фрагмент исследования представлен на рисунке 1.

G3 P 1 G3 P 2 G3 P 3 G3 P 4 G3 P 5 G3 P 6 G3 P 7 G3 P 8 G3 P 9 G3 P 10 G3 P 11 G3 P 12 G3 P 13 G3 P 14 G3 P 15

G3 P 1 1

G3 P 2 0,594111 1

G3 P 3 0,311663 0,42678 1

G3 P 4 0,955042 0,56815 0,27241 1

G3 P 5 0,945713 0,742213 0,433259 0,905424 1

G3 P 6 0,558584 0,495162 0,041632 0,445164 0,590122 1

G3 P 7 0,293865 0,397218 0,096291 0,2086 0,361402 0,505122 1

G3 P 8 0,683979 0,701704 0,360059 0,632431 0,750949 0,610341 0,561668 1

G3 P 9 0,681239 0,141955 0,254248 0,61799 0,554641 0,349793 0,259245 0,391304 1

G3 P 10 0,72682 0,166549 0,239642 0,661476 0,59178 0,405906 0,262482 0,448765 0,994073 1

G3 P 11 0,390004 -0,08694 0,215527 0,350279 0,258144 0,082213 0,164634 0,166376 0,919779 0,888215 1

G3 P 12 0,64501 0,150309 0,277158 0,565331 0,513906 0,373391 0,369933 0,396848 0,965903 0,960972 0,879872 1

G3 P 13 -0,56289 -0,84789 -0,44459 -0,5615 -0,69529 -0,54776 -0,32487 -0,64328 -0,003 -0,0486 0,205752 -0,02916 1

G3 P 14 -0,79888 -0,6944 -0,4873 -0,77267 -0,92611 -0,48146 -0,32045 -0,77497 -0,33683 -0,37619 -0,06503 -0,27858 0,68859 1

G3 P 15 0,985206 0,55584 0,346055 0,937644 0,908348 0,50417 0,262633 0,680194 0,663148 0,713265 0,37136 0,630889 -0,51634 -0,76496 1

Рисунок 1 - Фрагмент матрицы корреляционной зависимости показателей для формирования комплексного публичного проектного развития территории (региона), 2021 г.

(Источник: рассчитано авторами)

2 Этап. На основе установленных по каждому показателю суммарному общему количеству средних, высоких связей был составлен рейтинг показателей для определения доминантного направления проектного развития в части формирования комплексного проектного развития. Таким образом, итогом данного этапа будут основные показатели комплексного публичного проекта развития территории, а также вторичные показатели, с которыми у них установлен высокий уровень связи.

3 Этап. Построение линейной регрессии и определение множественного коэффициента корреляции (Multiple R), множественного коэффициента детерминации (Multiple R), F- статистики Фишера, t - статистики Стьюдента [2]. Результатом данного этапа показатели с установленной существенной параметрической связью необходимые для формирования комплексного публичного проекта развития регионов. Представленные на рисунке 2 результаты говорят о наличии тесной связи между показателями.

Correlations (2021. Assessment of the non-profit sphere )

Рисунок 2 - Оценка тесноты связи между показателями для формирования комплексного публичного

проекта развития регионов (фрагмент исследования)

Проверим гипотезу, представленную графически, используя основные показатели множественной регрессионной связи. На рисунке 3 представлены математическое обоснование множественной регрессионной связи между показателями необходимыми для формирования комплексного публичного проекта развития территории.

Statistic Summary Statistics; DV: G3 P 4 (2021. Assessment of the non-profit sphere) |

Value

Multiple R 0.913198225

Multiple R? 0,833930998

Adjusted R? 0.734289596

F(6,10) 8,36932224

P 0.00197061989

Std.Err. of Estimate 18,4546886

Рисунок 3 - Математическое обоснование множественной регрессионной связи между показателями для формирования комплексного публичного проекта развития регионов

(аз р 4, аз р 14, аз р 16, аз р 2, аз р 22, аз р 23, аз р 26)

(Источник: рассчитано авторами)

После того сформирована процессная матрица показателей, необходимых для формирования и оценки комплексного публичного проекта развития территории (региона), в своем исследовании от общего анализа показателей мы переходим к оценке самих регионов. Для этого из матрицы для последующих расчетов нами были выбраны из выходного поля показатели, с которыми у базовых показателей без повторений установлен высокий уровень зависимости и на основе множественной парной корреляции для каждого анализируемого региона сделан расчет [2]. Фрагмент исследования представлен на рисунке 4.

Таким образом, мы видим смещение ракурса проектного развития в сторону некоммерческой сферы, что подтверждает целесообразность применения данной методики для всех регионов.

G3P16 G3P27 G3P29 G3P36 G3P21 G3P22 G3P23 G3P5 G3P13 G3P35 G3P37 G3P26

G3P16 1

G3P27 0,236722 1

G3P29 0,236722 -0,956 1

G3P36 -0,97889 -0,3718 -0,3718 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

G3P21 -0,15287 0,866318 0,866318 0,03102 1

G3P22 -0,00925 -0,90727 -0,90727 0,119251 -0,985 1

G3P23 0,114573 -0,87954 -0,87954 0,000774 -0,99821 0,992041 1

G3P5 0,825234 -0,18834 -0,18834 -0,76235 -0,62819 0,501378 0,596144 1

G3P13 -0,45534 0,666711 0.666711 0,35835 0,941621 -0.88246 -0,93098 -0,84338 1

G3P35 -0,96193 -0,45058 -0,45058 0,996028 -0,0568 0,204462 0,087931 -0,70707 0,276279 1

G3P37 -0,4302 -0,66842 -0,66842 0,574868 -0,58324 0,626684 0,574309 0,032591 -0,34923 0,628162 1

G3P26 0,59049 -0,64014 -0,64014 -0,46299 -0,86308 0,770004 0,84294 0,837601 -0,93862 -0,38294 0,252778 1

Рисунок 4 - Матрица корреляционной зависимости показателей комплексного публичного проекта развития Белгородской области, 2017-2021 гг.

(Источник: рассчитано авторами)

Не смотря на большое количество различий между бизнесом и публичными органами власти, комплексный публичный проект развития может применяться и в работе государственных органах власти в качестве одной из форм организационной работы. Но невозможно полностью перенять проектный менеджмент с бизнеса на публичное управление без последствий, так как у публичного управления имеется ряд особенностей и существует вероятность столкнуться с отказом принятия новой системы управления. Осуществление перехода на новую модель публичного управления невозможно избежать. Ведь технологии проектного менеджмента способны активно и с полной отдачей развивать региональную экономику в условиях неопределенности.

Важно обладать пониманием того, с какой целью используется комплексный публичный проект развития территории и быть готовы к трудностям, которые встанут на пути внедрения данного подхода. Таким образом, можно сделать вывод, что в России проектное управление является эффективным процессом для решения множества поставленных задач в органах публичного управления. Данный метод управления способен улучшить экономические, социальные, инновационные и технологические индикаторы. А также увеличить привлекательность региона.

Таким образом, была исследована теория стратегирования, на основании которой были сделаны определенные выводы для дальнейшего практического применения данной методики, на ее основе проведен анализ состояния проектного менеджмента, рассмотрены несколько успешных практик внедрения проектного менеджмента в публичном управлении, и предложена авторская методология для повышения уровня зрелости проектного развития региона в части применения комплексного подхода для последующего стратегического развития и правильного смещения ракурса проектного менеджмента. Комплексный публичный проект развития территории - это новый, командный способ взаимодействия. Несмотря на существующие трудности в практике публичных органов Российской Федерации имеются примеры успешного внедрения данного метода проектной детальности. Но если полностью переносить опыт одного региона на другой, получение высоких результатов внедрения совершенно не гарантируется. Так как каждый субъект Российской Федерации обладает своими особенностями. Данный положительный опыт конкретного региона может рассматриваться другим регионом как помощь в понимании тех действий, которых необходимо придерживаться. А также осознание того, какие трудности и проблемы могут оказаться на пути внедрения.

Источники:

1. Головина Т. А. Управление развитием организации на основе проектного менеджмента / Т. А. Головина, И. Л. Авдеева, Л. В. Парахина // Экономика и управление народным хозяйством: генезис, современное состояние и перспективы развития : Материалы II Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Воронеж, 15 ноября 2018 года. - Воронеж: Воронежский экономико-правовой институт, 2018. - С. 15-163.

2. Еремина И.А. Доминанты специализации комплексных публичных проектов развития территории в условиях пространственно-экономических трансформаций: диссертация доктора экономических наук: 08.00.05 / Еремина Ирина Александровна; [Место защиты: ФГБУН Институт проблем региональной экономики РАН]. Санкт-Петербург, 2021- 888 с.

3. Ляпина И.Р., Журавлева Т.А., Скоблякова И.В. Социальные институты и их влияние на цикличность развития экономики // Среднерусский вестник общественных наук. - 2021. - №4 (16) с. 133-147

4. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н. В. Матяш. - Мозырь : Белый ветер, 2000. - 286 с. - ISBN 985-447-227-2.

5. Положенцева, Ю. С. Сравнительный анализ моделей рыночной экономики в условиях трансформационных преобразований / Ю. С. Положенцева, А. К. Антопольский // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 1(43). - С. 104-111.

6. Родионов Д. Г. Концептуальная модель управления развитием региональных социально-экономических систем / Д. Г. Родионов, П. А. Карпенко, Е. А. Конников // Экономические науки. - 2021. - № 197. - С. 163-170. - DOI 10.14451/1.197.163.

7. Адаменко, А. А. К вопросу о приоритетных направлениях совершенствования региональной экономической политики / А. А. Адаменко, Д. Ш. Мусостова, М. В. Маничкина // Естественно -гуманитарные исследования. - 2021. -№ 37(5). - С. 10-14.

8. Карпенко, П. А. Методика управления развитием региональных социально-экономических систем Российской Федерации / П. А. Карпенко, Н. Г. Викторова // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 45(4). - С. 121-126.

9. Третьякова Л. А. Пространственное развитие территорий: состояние, тенденции, комплексный подход к оценке дифференциации регионов (территорий) / Л. А. Третьякова, А. С. Астахин // Вестник университета. - 2020. - № 4.

- С. 107-114. - DOI 10.26425/1816-4277-2020-4-107-114.

10. Трещевский Ю. И. Пространственные и функциональные особенности эколого-экономической активности и сбалансированности российских регионов / Ю. И. Трещевский, В. А. Новиков, О. Н. Папина // Регион: системы, экономика, управление. - 2020. - № 2(49). - С. 34-43. - DOI 10.22394/1997-4469-2020-49-2-34-43.

References:

1. Golovina T. A. Management of the development of an organization based on project management / T. A. Golovina, I. L. Avdeeva, L. V. Parakhina // Economics and management of the national economy: genesis, current state and development prospects: Materials II International scientific and practical conference. In 2 parts, Voronezh, November 15, 2018. - Voronezh: Voronezh Institute of Economics and Law, 2018. - P. 15-163.

2. Eremina I.A. Dominants of the specialization of complex public projects for the development of the territory in the conditions of spatial and economic transformations: Doctor of Economics dissertation: 08.00.05 / Eremina Irina Alexandrovna; [Place of defense: Institute for Regional Economic Problems of the Russian Academy of Sciences]. St. Petersburg, 2021 -888 p.

3. Lyapina I.R., Zhuravleva T.A., Skoblyakova I.V. Social institutions and their influence on the cyclic development of the economy // Srednerussky vestnik of social sciences - 2021. - №4 (16) с. 133-147

4. Matyash N. V. Psychology of project activities of schoolchildren in conditions of technological education: / N. V. Matyash.

- Mozyr: White wind, 2000. - 286 p. - ISBN 985-447-227-2.

5. Polozhentseva, Yu. S. Comparative analysis of market economy models under conditions of transformational transformations / Yu. S. Polozhentseva, A. K. Antopolsky // Innovative economy: prospects for development and improvement. -2020. - No. 1 (43). - S. 104-111.

6. Rodionov D. G., Karpenko P. A., Konnikov E. A. Conceptual model of managing the development of regional socio-ec

7. Adamenko, A. A. To the question of priority directions for improving regional economic policy / A. A. Adamenko, D. Sh. Musostova, M. V. Manichkina // Natural-Humanitarian Studies. - 2021. - No. 37(5). - P. 10-14.

8. Karpenko, P. A. Methods of managing the development of regional socio-economic systems of the Russian Federation / P. A. Karpenko, N. G. Viktorova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 45(4). - S. 121-126.

9. Tretyakova L. A. Spatial development of territories: state, trends, an integrated approach to assessing the differentiation of regions (territories) / L. A. Tretyakova, A. S. Astakhin // University Bulletin. - 2020. - No. 4. - P. 107-114. - DOI 10.26425/1816-4277-2020-4-107-114.

10. Treshchevsky Yu. I. Spatial and functional features of ecological and economic activity and balance of Russian regions / Yu. I. Treshchevsky, V. A. Novikov, O. N. Papina // Region: systems, economics, management. - 2020. - No. 2 (49). - P. 34-43. - DOI 10.22394/1997-4469-2020-49-2-34-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.