УДК 338.22:338.91
DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10106
ДЫШЛОВОЙ Игорь Николаевич
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); доктор экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]
ИБРАГИМОВ Эрнест Энверович
Крымский университет культуры, искусств и туризма (Симферополь, Респ. Крым, РФ); доктор экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]
СЕМЕНОВА Людмила Валерьевна
Балтийский федеральный университет им. И. Канта (Калининград, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]
СОЛНЦЕВА Оксана Глебовна
Государственный университет управления (Москва, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]
ПРОЕКТНЫЙ И ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Статья посвящена исследованию вопросов применения проектного и процессного подходов при реализации программ развития региона. Систематизированы современные подходы к определению понятий «проект» и «проектный подход». Обобщены основные методологические особенности и инструментарные возможности проектного подхода, а также его преимущества в контексте реализации программ развития региона, в частности, фокусирование на рациональном использовании ограниченных ресурсов, реализация целей модернизации экономики, действенная форма оценки эффективности региональных программ и проектов, синхронизация документов регионального развития. Выделены причины недостаточности внедрения проектного подхода в отечественной экономике, основные среди них - осознание не в полной мере органами исполнительной власти целесообразности применения проектного подхода; несовершенство нормативно-правовой базы в области разработки стандартов, определяющих принципы реализации проектов с учетом специфики социально-экономического развития конкретной территории; излишняя детализация регламентов и недостаточный уровень специалистов в области подготовки проектной документации. Предложены направления повышения эффективности реализации программ развития региона на основе принципов проектного менеджмента, а также критерии комплексной оценки эффективности региональных проектов. Выделены основные этапы построения системы процессного управления и сгруппированы показатели оценки эффективности процесса при реализации проекта.
Ключевые слова: проектный подход, процессный подход, программа развития региона, проект, оценка, эффективность.
Для цитирования: Дышловой И.Н., Ибрагимов Э.Э., Семенова Л.В., Солнцева О.Г. Проектный и процессный подходы к реализации программ развития региона // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №1. С. 55-67. DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10106.
Дата поступления в редакцию: 17 января 2020 г. Дата утверждения в печать: 9 марта 2020 г.
UDC 338.22:338.91
DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10106
Igor N. DYSHLOVOI
V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management (Simferopol, Crimea);
PhD (Dr.Sc.) in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected] Ernest E. IBRAGIMOV
Crimean University of Cultural, Art and Tourism (Simferopol, Crimea); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]
Liudmila V. SEMENOVA
Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia); PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]
Oksana G. SOLNTSEVA
The State University of Management (Moscow, Russia);
PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]
ORCID iD: 0000-0001-6810-8868
PROJECT AND PROCESS APPROACHES TO THE REGIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS REALIZATION
The article is devoted to the studying application of project and process approaches while implementing regional development programs. The authors systematize modern approaches to the definition of the concepts of "project" and "project approach". The article summarizes main methodological features and instrumental capabilities of the project approach, as well as its advantages in f implementing regional development programs such as focusing on the rational use of limited resources, realizing the goals of modernizing the economy, an effective form for assessing the effectiveness of regional programs and projects, synchronizing regional development documents. The main reasons for the lack of project approach implementation in the domestic economy are incomplete realization by the executive authorities of the appropriateness of applying the project approach; the imperfection of the regulatory framework in the standards development that determine the principles for the project implementation taking into account the specifics of the socio-economic development of a particular territory, excessive detailing of regulations and insufficient level of specialists for operating the project documentation. The authors propose the directions for increasing the efficiency of implementing regional development programs based on the project management principles, as well as criteria for a comprehensive assessment of the regional project effectiveness. The article describes the main stages of building a process management system and represents the indicators for assessing the project implementation effectiveness.
Keywords: project approach, process approach, region development program, project, evaluation, efficiency.
Citation: Dyshlovoi, I. N., Ibragimov, E. E., Semenova, L. V., & Solntseva, O. G. (2020). Project and process approaches to the regional development programs realization. Service and Tourism: Current Challenges, 14(1), 55-67. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10106. (In Russ.).
Article History Disclosure statement
Received 17 January 2020 No potential conflict of interest was reported by the
Accepted 9 March 2020_author(s)._
© 2020 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/ by-sa/4.0/
Введение. В современных условиях возросла значимость применения проектного подхода органами исполнительной власти, что обусловлено постоянной трансформацией экономики как социально-экономической системы, наличием разноплановых и сложных задач в сфере модернизации и переориентации экономики на инновационные пути развития, повышения качества и уровня жизни населения, устойчивого развития территорий посредством решения актуальных социально-экономических проблем, а также усовершенствования межрегиональных отношений с целью реализации стратегических направлений развития государства в целом [9, 20].
Распространение проектный подход получает при реализации программ развития региона - эффективного инструмента регулирования и управления стратегией развития региона, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения важных, первоочередных территориальных проблем [23]. В данном контексте применение процессного подхода обеспечивает тесную взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами.
Цель статьи - раскрыть ключевые особенности, преимущества применения и интеграции проектного и процессного подходов при реализации программ развития региона.
Результаты исследований. На современном этапе социально-экономического развития в регионах применение проектного подхода находится на начальной стадии внедрения. Изначально (80-е гг. XX в.) управление проектами формировалось как сфера профессиональной деятельности, впоследствии успешная реализация социальных проектов повлияла на формирование такой специфической деятельности и в системе государственного и муниципального управления. Органы государственной и муниципальной власти выступают инициаторами проектов в связи с необходимостью мобилизовать и структурировать необходимые ресурсы, в том числе материальные, финансовые, человеческие для достижения целей в кратчайшие сроки и
с высоким уровнем исполнительной дисциплины [12]. Ключевая идея применения проектного подхода при реализации государственных программ - поиск альтернативных идей, возможность соизмерять издержки и выгоды [14].
Развитие проектного подхода как перспективной формы управления базируется на методологии и использовании инструментария менеджмента, в котором основой выступает понятие проекта, включающего содержательную характеристику предмета и объекта управления [18]. Систематизация современных подходов к определению сущности понятий «проект» и «проектный подход» представлена в табл. 1.
Проектный подход предлагаем рассматривать как эффективный инструмент получения уникальных результатов посредством разработки и реализации проекта в условиях ресурсных и временных ограничений с ориентацией на качество и междисциплинарный подход.
Обосновывая целесообразность применения концепции управления проектами, Р.А. Абрамов отмечает факт универсальности проектного подхода для осуществления любых проектов в любых отраслях и направлениях, и считает проектный подход наиболее приемлемым для стимулирования регионального развития, поскольку позволяет в условиях временных ограничений реализовывать конкретные задачи [1].
Проектный подход в контексте реализации программ развития региона отличается следующими методологическими особенностями и инструментарными возможностями: направленность на достижение конкретной цели; строгая ориентация на результат (т.к. финансовые средства направляются не в отрасль, а в конкретный проект); ресурсные ограничения (в основном финансовые и временные); государственная проработка инструментов проекта, имеющего региональное и социальное значение; координированное выполнение взаимосвязанных действий и скоординированность всех участников проекта; получение уникальных результатов; применение современных информационных технологий; ориентированность
на качество и междисциплинарный подход; изменение некоторой системы в целях устранения несовершенства или решения
Основные преимущества применения проектного подхода при реализации программ развития региона обобщены и представлены на рис. 1.
Несмотря на все явные преимущества применения проектного подхода в реализации программ развития региона, уровень его внедрения в отечественной экономике на макро и микроуровне можно охарактеризовать как недостаточный по
актуальных проблем; строгая ответственность за целевое использование финансовых средств [21, 23, 25].
ряду причин: 1) ряд регионов оценивают существующую систему управления как эффективную, учитывающую внутритерри-ториальную специфику; 2) органы исполнительной власти зачастую не понимают сущность и специфику проектного подхода и не осознают целесообразность его практического применения; 3) несовершенство нормативно-правовой базы, в частности, необходимость в разработке стандар-
Таблица 1 - Современные подходы к определению понятий «проект» и «проектный подход»
Table 1 - Modern approaches to understanding the concepts of «project» and «project approach»
Источник Определение и содержание понятия «проект»
ГОСТР 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»1 Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений
В.В. Яновский, А.П. Исаев, А.К. Нещерет [25] Продукт декомпозиции мероприятий программ
М.А. Смирнов [14] Способ выбрать наилучшую технологию объединения ресурсов для решения той или иной задачи
В.М. Аньшина [18] Целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению
М.М. Цогоев [22] Целенаправленное, ограниченное во времени и в ресурсах изменение системы, имеющее определенные требования к качеству результата, а также отличающееся специфичностью организации и реализации
В.А. Заренков [7] Идея и действия по ее реализации с целью создания продукта, услуги или другого полезного результата
Е.А. Яковлев [26] Система взаимосвязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных
И.А. Кузнецов [9] Инструмент, позволяющий достичь наилучшего результата в условиях ограниченного количества ресурсов, времени
Т.В. Юрьева [23] Эффективный инструмент, позволяющий решать стратегические проблемы в условиях постоянно происходящих изменений, а также устранить некоторые несовершенства, свойственные рыночной экономике
Э.В. Строилова [15] Методология деятельности, в основе которой лежит создание или преобразование объекта, обладающего новыми, уникальными свойствами
Е.М. Мотова [20] Инструмент проектирования - выбор целей и приоритетов, формирования проектов и управления проектом
Т.Н. Жукова [6] Подход к управлению, предполагающий образование проектов как способа решения наиболее актуальных задач
1 ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению npoeKTOM.URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200089604
Преимущества применения проектного подхода
фо кусирование на рациональном использовании ограниченных ресурсов (человеческих, материально-технических, инвестиционных, финансовых)
реализация целей модернизации экономики, рациональность и обоснованность принятия
решений
действенная форма оценки эффективности региональных программ и проектов с возможностью постоянной корректировки
повышение качества коммуникаций между ведомствами и их структурными подразделениями, исполнительными органами государственной власти и бизнес-
структурами
установление личной ответственности каждого участника команды проекта за выполнение возложенных на него функций
обеспечение эффективного взаимодействия экономических субъектов и согласование интересов стейкхолдеров проектного управления региональным развитием
синхронизация документов регионального развития
налаженный мониторинг исполнения проекта
уменьшение уровня коррупции
Рис. 1 - Преимущества применения проектного подхода при реалезариппропхамм развития региона
Fig. 1 - Advantages of applying the project approach to implementing regional development programs
тов, определяющих как общие принципы реализации проектов с учетом специфики социально-экономического развития конкретной территории, так и детальное описание процессов и методик; 4) недостаточная гибкость, наличие большого количества регламентов, их излишняя детализация и бюрократизация, значительный объем документооборота; 5) низкий уровень квалификации специалистов, на которых возложены обязанности по подготовке проектной документации; 6) сопротивление любым изменениям со стороны части сотрудников всех уровней создает сложности при внедрении принципов проектного менеджмента [25].
Исследования теоретических и практических подходов в области реализации проектного подхода позволили выделить условия, соблюдение которых поспособствует повышению эффективности реализации
программ развития региона на основе прин-циповпроектного менеджмента[8, 9, 23]:
- четкое разделение поставленных в проекте задач и закрепление конкретных исполнителей позволяют снизить бюджетные затраты на его реализацию, сократить сроки исполнения, внедрить новые модели оценки эффективности проектов;
- детальная проработка законодательной базы с целью разработки и утверждения нормативных документов в сфере проектного управления необходима для обеспечения взаимодействия между участниками при осуществлении совместной деятельности;
- мотивация работников (материальная и моральная) по результатам личной эффективности и общей успешности начинаний;
- повышение эффективности коммуникации с целью обеспечения полноценной отдачи членов проектной команды;
- регулярное проведение обучения и повышения квалификации специалистов, задействованных в системе проектного управления на базе нормативно-правовой документации, регламентирующей уровень применения проектного управления в органах исполнительной власти в регионах, с использованием методических рекомендаций для обучения проектных менеджеров;
- разработка комплексной автоматизированной информационной системы (программы-проекты-контракты) с целью снижения трудозатрат и повышения скорости выполнения проекта;
- формирование нового системного мышления управленческих кадров, ориентация на конечные результаты в условиях определенных параметров, пробуждение заинтересованности в изменениях, инновационных методах управления;
- постоянное обучение рядовых сотрудников в направлении повышения конкретных компетенций для решения определенных профессиональных задач;
- систематизация полученного отечественного и зарубежного опыта применения проектного подхода в социально-экономических процессах, что позволит новым участникам данного процесса выбрать для себя наиболее оптимальный с учетом имеющихся ресурсов и сроков реализации проекта механизм внедрения подхода.
Применение проектного подхода предполагает разработку проекта, что невозможно без наличия определенной идеи или проблемы, требующей решения. Программы развития региона характеризуются высокой стоимостью, проектной моделью финансирования, большой трудоемкостью и выполняются в течение длительного отрезка времени, поэтому на первоначальном этапе объективной необходимостью является оценка ценности идеи, ее востребованность в обществе, рассчитывается объем необходимых ресурсов и виды издержек, далее результаты проделанной работы оформляются в виде предварительного плана, что позволяет оценить степень успешности проекта [23]. Конечные результаты проекта должны ока-
зать существенное мультипликационное воздействие на социально-экономическое положение регионов и страны в целом. В связи с чем особое внимание должно уделяться формированию общего алгоритма отбора проектов для оказания государственной поддержки (рис. 2).
В представленном алгоритме заключительный этап закономерно предполагает оценку социально-экономических эффектов. Оценка хода реализации региональных проектов, эффективное освоение денежных средств являются наиболее обсуждаемыми вопросами как на федеральном и региональном уровне, так и в научной среде. Составляющими комплексной оценки эффективности региональных проектов выступает общественно-социальная эффективность (улучшение социокультурных и демографических характеристик населения региона, соответствие проекта потребностям рынка и пр.); коммерческая эффективность (доходность и окупаемость проекта) и бюджетная эффективность (бюджетный эффект) [17].
Согласно методике расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации к показателям эффективности региональных инвестиционных проектов относятся показатели экономической эффективности, финансовой эффективности, бюджетной эффективности и показатели социального эффекта2.
Считаем, что в современных условиях при оценке эффективности региональных проектов повышается значимость экологической и инфраструктурной эффективности (в особенности при реализации социально-экономических проектов в курортных и туристических регионах), т.к. при разработке программ развития территорий
2 Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации от 30 октября 2009 года №493. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902186132
Рис. 2 - Алгоритм отбора проектов для государственной поддержки [14]
Fig. 2 - Algorithm for selecting projects for state support
и регионов необходимо учитывать специфику природных условий территории, национальных, исторических особенностей, уровень социально-экономического развития [5]. В связи с чем предлагаем выделить
инфраструктурную и экологическую эффективность отдельными компонентами в общей оценке эффективности региональных проектов (табл. 2).
Проекты регионального развития -это организационно-технические системы сформулированных конкретных задач, физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации, а также совокупность материальных, финансовых и других ресурсов по их выполнению, которые присущи определенной территории [1]. И если задачи проектов развития региона конкретно прописаны, необходимое количество и качество ресурсов определено, то проблематика процессов в проектном управлении исследована недостаточно, несмотря на то, что в проектном подходе присутствуют интегрированные, встроенные элементы процессногоподхода[2].
Как показывает практика, для многих областей деятельности проектный и процессный подходы используются совместно, в единой комплексной системе. Проектный подход представляет собой уникальную совокупность действий, элементов и процессов[20].
Эффективность Критерии эффективности
Экономическая - объем произведенного валового регионального продукта (за все годы реализации регионального инвестиционногопроекта); -расширениеспросанаместныетовары иуслуги; - развитие приоритетныхотраслейпромышленности; - повышение инвестиционной активности в регионе;
Социальная - рост доходов населения; - снижение уровня заболеваемости населения; - повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте; - повышение доступности и качества услуг населения в сфере транспорта, здравоохранения, образования, ЖКХ; - повышение мобильности и деловой активности населения;
Инфраструктурная - создание и развитие новых отраслей; - повышение имиджа территории и развитие туризма; - развитие региональной инфраструктуры (транспорт, система размещения и питания, индустрия развлечений, коммуникации и пр.);
Экологическая - сохранение природно-ресурсного потенциала региона; - снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду; - озеленение территорий; - рост уровня экологической безопасности в регионе;
Бюджетная - налоговые поступления в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
Таблица2- Критерии (рекомендательные)комплекснойоценкиэффективности региональных проектов(^ст.наоснове [10,11] сучётом«Методикирасчёта...»2)
Table 2 - Criteria (recommended) forcomprehensive assessing the regional projects' effectiveness
С.Б. Фисенко отмечает, что проектный подход - это «формальный управленческий инструмент, применяемый при подготовке и реализации различных проектов как повторяемых, последовательных и контролируемых процессов» [19]. Проектная методология позаимствовала у процессного подхода декомпозицию основной задачи на фазы, с целью упрощения отслеживания сроков и стоимости по каждой фазе, которая является специфическим набором процессов [2]. Процессный подход основан на представлении деятельности как процесса. А сам процесс определяется как «логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат потребителю» [28]. Идея же государственной службы как особого комплексного - публичного, социального, правового, организационного института - исполнять функции государства по отношению к обществу (потребителю), что соответствует современной модели государственной службы [27].
Проектный и процессный подходы следует рассматривать как общее и частное. Реализация проекта предполагает выполнение определенных действий, функций, т.е. осуществление ряда взаимосвязанных и последовательных процессов с целью достижения запланированной цели или получения результата. Например, проектный офис осуществляет методологическое сопровождение реализуемых социальных проектов, в рамках которого разрабатываются и утверждаются все регламенты по проектной деятельности. Регламенты прописываются с учетом их масштаба и формы организационной структуры и обычно включают описание таких групп процессов, как запуск проекта, планирование, исполнение и контроль, завершение проекта [3].
Внедрение процессного подхода в государственном управлении связано «с улучшением предоставляемого сервиса; упрощением процедур; быстрым, прозрачным и легким доступом к необходимой информации» [30].
Положительные аспекты применения процессного подхода при разработке и реализации проекта заключаются в воз-
можности моделирования деятельности по управлению проектами в совокупность логически взаимосвязанных между собой процессов, а не набор отдельных, не сопряженных функций; эффективности координирования и согласованности всех сфер деятельности, что позволяет ориентироваться на результат [13]; обеспечения прозрачности действий по достижению результата и гибкости системы управления; рациональности использования ресурсов с учетом выполнения условия оптимизации для получения желаемого результата; сокращения временных и материальных затрат.
При всех преимуществах отечественный опыт внедрения процессного подхода в сферу государственного управления незначителен. Анализ трудов отечественных ученых подтверждает тот факт, что внедрение процессной системы управления, кадровое обеспечение специалистами по управлению процессами осуществляется в основном частными организациями и крупными компаниями, руководители которых ожидают коренных улучшений от трансформации организации - увеличение прибыли и сокращение издержек, рост конкурентоспособности бизнеса. И практически отсутствуют научные разработки в области использования процессного подхода в государственном и региональном управлении.
Основными причинами сложившейся ситуации является нехватка публикаций по методологии внедрения процессного подхода с учетом специфики отдельных отраслей; терминологическая и методологическая разобщенность; отсутствие специалистов соответствующей квалификации, обладающих компетенциями в области работы с операционными процессами; непонимание значимости регламентации процессов и трудность в определении достаточного уровня детализации при описании процессов [24]; отсутствие четких границ процессов, что препятствует проведению точного их анализа; отсутствие стандартов и единых методик оценки эффективности процессов, сложности при увязке системы процессов и показателей.
Система построения процессного управления при реализации проекта развития региона, на наш взгляд, должна содержать следующие этапы:
1. определение и утверждение перечня процессов как системы взаимосвязанных действий;
2. «декомпозиция» процессов («разбиение») процессов на «подпроцессы», структурирование до определенного уровня, позволяющего учитывать издержки и затраты на процессы;
3. ресурсное обеспечение процессов: информационное (постоянство, своевременность, полнота и достоверность информации); кадровое (количественный и качественный состав участников процесса); фи-
нансовое (эффективность использования финансовых ресурсов);
4. установление последовательности и взаимосвязи между процессами, определение границ процесса;
5. регламентация процессов с описанием их параметров с целью определения соответствующих показателей и инструментов оценки их эффективности, а в дальнейшем - установление нормативов и разработка типовых документов и стандартов;
6. выбор направлений и установление соответствующих критериев сбора полной и достоверной информации относительно уровня полученных результатов процесса и с целью их дальнейшего совершенствования.
Таблица 3 - Показатели оценки эффективности процесса при реализации проекта развития региона (сост. на основе [4])
Table 3 -The effectiveness assessment indicators of the regional development project implementation
Группы показателей Обоснование целесообразности применения показателей для оценки эффективности процесса
Показатели времени Предоставляют возможность измерить своевременность выполнения процесса посредством внедрения системы учета времени (фиксирование информации о начале выполнения функций и времени завершения); сопоставить планируемое и фактическое время выполнения процесса; проанализировать структурное распределение рабочего времени исполнителей по выполнению различных задач
Показатели затрат Отражают стоимость реализации процессов, осуществляется анализ различных видов затрат, необходимых для осуществления процесса. Возможно сравнение стоимости процесса с аналогичным процессом схожего проекта
Показатели качества Раскрывают степень удовлетворенности ожиданий потребителей, заказчиков, общества. Позволяют оценить простои в работе по вине исполнителей
Показатели функционирования Определяют степень соответствия технологии выполнения конкретного процесса разработанному алгоритму работ по его выполнению (оценивается количество функций процесса, численность исполнителей процесса, уровень их квалификации, соответствие инструкции и нормативам по выполнению определенных функций на рабочем месте)
Показатели ресурсоемкости Отражают эффективность использования ресурсов в конкретном процессе (определяются ресурсы, которые используются при выполнении процессов, плановые затраты на ресурсы и фактические затраты)
Показатели регулируемости Определяют уровень регламентации анализируемых процессов и позволяют определить, является ли исследуемый процесс регулируемым или нерегулируемым нормативными документами
Показатели сложности (фрагментарности) Характеризуют организационную сложность процессов, позволяют выявить источники снижения степени фрагментарности
Считаем, что существует причинно-следственная взаимосвязь между эффективностью реализации проекта развития региона и эффективностью осуществления процессов. В методических материалах по организации процессно-ориентиро-
ванного управления под эффективностью понимается связь между достигнутыми результатами и использованными ресурсами (ИСО 9004:2000, 9001:2000). При оценке эффективности бизнес-процессов на предприятии применяются методы моде-
лирования, функционально-стоимостной анализ, метод анализа ключевых показателей, коэффициентный метод оценки, система сбалансированных показателей, метод анализа иерархий Т. Саати, метод АВС-анализа [4, 16, 29]. Однако многие из данных подходов подвергаются критике, в частности, система сбалансированных показателей представляется как «концептуально неясная модель, опирающаяся на использование аналогий и метафор» [33]; критикуется и подход взаимосвязи стратегических целей с ключевыми показателями эффективности, рекомендуется заменить КР1 процессным подходом [32].
Эффективность бизнес-процесса определяется как отношение фактических показателей бизнес-процесса к нормативным; как соотношение показателей, характеризующих выход бизнес-процесса к показателям затрат ресурсов на реализацию бизнес-процессов.
Процессы, относящиеся к разным отраслям, обладают специфическими для данной отрасли характеристиками, универсальные методики оценки их эффективности дают поверхностные результаты. Нами предлагаются группы показателей, которые могут послужить основой для разработки методики оценки эффективности процессов при реализации проекта развития региона (табл. 3).
Количество показателей эффективности по каждой группы определяется видом и сложностью процесса по ряду определенных характеристик. Эффективность каждого отдельного процесса можно рассчитать по формуле:
Ер=р/п*100% ,
где: Ер - эффективность процесса; р -количество показателей (функций, работ), выполненных в соответствии с установленными нормативными значениями; п - количество показателей (функций, работ), запланированных для данного процесса в данном периоде.
Выводы. Обобщая вышеизложенное отметим, что проектный подход является наиболее приемлемым для стимулирования регионального развития, поскольку позволяет в условиях временных ограничений реализовывать конкретные задачи.
Проектный подход предлагаем рассматривать как эффективный инструмент получения уникальных результатов посредством разработки и реализации проекта в условиях ресурсных и временных ограничений с ориентацией на качество и междисциплинарный подход.
Поспособствуют повышению эффективности реализации программ развития региона на основе принципов проектного менеджмента следующие направления: утверждение нормативных документов в сфере проектного управления; мотивация членов проектной команды и повышение эффективности коммуникаций между ними; регулярное повышение квалификации специалистов, задействованных в системе проектного управления; систематизация и адаптация зарубежного опыта применения проектного подхода в социально-экономических процессах; разработка комплексной автоматизированной информационной системы.
Проектный и процессный подходы следует рассматривать как общее и частное. Реализация проекта предполагает выполнение определенных действий, функций, т.е. осуществление ряда взаимосвязанных и последовательных процессов с целью достижения запланированной цели или получения результата. Сущность процессного подхода в проектном управлении заключается в определении и утверждении перечня процессов, установлении последовательности и взаимосвязи процессов, регламентации процессов с описанием их параметров с целью определения соответствующих показателей; оптимальном обеспечении ресурсами для достижения основных целей проекта, оценке их эффективности и проведении мероприятий по их совершенствованию.
Так как существует причинно-следственная взаимосвязь между эффективностью реализации проекта развития региона и эффективностью осуществления процессов, представленные группы показателей оценки эффективности процесса - показатели времени, затрат, качества, функционирования, ресурсо-емкости, регулируемости и фрагментарности могут послужить как основой для
разработки методики оценки эффективности процессов при реализации проек-
та, так и создания подхода оптимизации процессов.
Список источников:
1. Абрамов Р.А., Мухаев Р.Т., Соколов М.С. Критерии эффективности государственного и регионального управления в контексте проектного подхода // Теоретическая и прикладная экономика. 2017. №1. С. 96-112.
2. Борисов С.А., Плеханова А.Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью // Российское предпринимательство. 2013. №13 (235). С. 91-96.
3. Дмитриев А.В. Методики внедрения проектного подхода в управление социальным развитием российских регионов // Вестник Евразийской науки. 2013. C. 25.
4. Дубинина Н.А. Показатели оценки бизнес-процессов предприятия // Вестник Пермского университета. 2016. №2(29). С. 179-191.
5. Дышловой И.Н. Программы развития региона: варианты оценки эффективности реализации // Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 2019. С. 30-32.
6. Жукова Т.Н. Проектное управление (методологический аспект). СПб: СПбГИЭУ, 2011.
7. Заренков В.А. Управление проектами. М.-СПб.: Изд-во АСВ; СПбГАСУ, 2014.
8. Келеш Ю.В. Проектное управление социально-экономическим развитием региона: Дисс... канд. экон. наук: 08.00.05 Экон. и упр. нар. хоз-вом. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. 171 с.
9. Кузнецов И.А. Проектный подход в управлении социально-экономическим развитием региона // Вопросы территориального развития. 2018. Вып. 4 (44). С. 2.
10. Нагаева О.С. Оценка социально-экономической эффективности региональных инвестиционных проектов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2016. №4(48). URL: eee-region. ru/article/4804/ (Дата обращения: 01.02.2020).
11. Невретдинов М.Р. Методический подход к оценке эффективности регионального инфраструктурного проекта // Вестник Казанского технологического университета. 2014. С. 336-340.
12. Огарков А.А., Иванова Т.Б. и др. Проблемы и перспективы совершенствования регионального управления: проекты, платформы, процессы: монография. Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления - филиала РАНХ иГС, 2018.
13. Свирина Л.Н. К вопросу о внедрении процессного подхода в сферу государственного управления // Вестник ИЭ РАН. 2019. №3. С. 83-91.
14. Смирнов М.А. Повышение эффективности реализации государственных программ за счет проектного подхода // Финансы и кредит. №35. 2016. С.37-48.
15. Строилова Э.В. Проектный менеджмент и реинжиниринг // Фундаментальные исследования. 2013. №4-5. С. 1206-1210.
16. Тараскина Ю.В. Показатели бизнес-процессов как основа оценки эффективности деятельности организации // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2015. №4. С. 15-22.
17. Удалов А.Н. Систематизация подходов (процедур) оценки эффективности региональных инвестиционных проектов // Науковедение. 2016. Т.8. №3. С. 90.
18. Управление проектами: фундаментальный курс / Под ред. В.М. Аньшина, О.Н. Ильиной. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013.
19. Фисенко С.Б. Внедрение механизма проектного управления на предприятиях лесной промышленности // ТДР. 2013. №4. С. 222-224.
20. Чаркина Е.С. Развитие проектного подхода в системе государственного управления: методология, опыт, проблемы: Научный доклад. М.: ИЭ РАН, 2017. 54 с.
21. Чумаченко Е.А. Процессно-проектный подход к управлению финансовым обеспечением стратегии социально-экономического развития региона // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2013. Т.4. №2. С. 64-68.
22. Цогоев М.М. Современные подходы к определению понятия «управление проектами» // Инновационная наука. 2016. №4. С. 94-98.
23. Юрьева Т.В. Проектный подход как инструмент реализации стратегических целей // Экономические науки. 2014. №11(120). С. 7-10.
24. Юрлова А.А. Внедрение процессного подхода в России // Российское предпринимательство. 2014. №14(260). URL: https://creativeconomy.ru/lib/8435 (Дата обращения: 01.02.2020).
25. Яновский В.В., Исаев А.П., Нещерет А.К. О реализации проектного подхода в государственном управлении и местном самоуправлении // Управленческое консультирование. 2018. №7. С. 8-16.
26. Яковлев Е.А. Управление взаимодействием субъектов инновационного проекта // Вестник ЧГУ. 2011. №1. С. 499-501.
27. Denhardt J.V., Denhardt R.B. The New Public Service Revisited // Public Administration Review. 2015. Vol. 75. Iss. 5. Pp. 664-672.
28. Harrington H. Business process improvement. The breakthrough strategy for total quality, productivity and competitiveness. NY: McGraw-Hill, 2002. 274 p.
29. Kaplan R.S., Norton D.P. The balanced scorecard: translating strategy into action. Harvard Business School Press, Boston, 1996. P. 16.
30. Mucka M.A. Process mapping and feasibility of its practical implementation within the public administration in Slovak Republic // Journal of Interdisciplinary Research. 2014. Vol. 4. Pp. 26-29.
31. Norreklit H. The Balanced Scorecard: what is the score? A rhetorical analysis of the Balanced Scorecard. Accounting, Organizations and Society. 2003. Vol. 28. Pp. 591-619.
32. Schonberger R.J. Lean performance management (Metrics don't add up) // Cost Management. 2008. Pp. 5-10.
References
1. Abramov, R. A., Mukhaev, R. T., & Sokolov, M. S. (2017). Kriterii effektivnosti gosudarstvennogo i regional'nogo upravlenija v kontekste proektnogo podhoda [Performance criteria of project approach to state and regional management]. Teoreticheskaja i prikladnaja ekonomika [Theoretical and Applied Economics], 1, 96-112. (In Russ.).
2. Borisov, S. A., & Plekhanova, A. F. (2013). Sravnitel'nyi analiz proektnogo i processnogo podhodov v upravlenii innovacionnoj dejatel'nost'yu [Comparative analysis of design and process approaches in innovation management]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 13(235), 91-96. (In Russ.).
3. Dmitriev, A. V. (2013). Metodiki vnedrenija proektnogo podhoda v upravlenie social'nym razvitiem rossijskih regionov [Methods for implementing the project approach in the social development managing of Russian regions]. Vestnik Evrazijskoj nauki [Bulletin of Eurasian Science], 25. (In Russ.).
4. Dubinina, N. A. (2016). Pokazateli ocenki biznes-processov predprijatija [Evaluation indicators of enterprise business processes]. Vestnik Permskogo universiteta [Perm University Bulletin], 2(29), 179-191. (In Russ.).
5. Dyshlovoj, I. N. (2019). Programmy razvitija regiona: varianty ocenki jeffektivnosti realizacii [Regional development programs: options for assessing the effectiveness of implementation]. Effektivnoe upravlenie ekonomikoj: problemy i perspektivy [Effective economic management: Problems and prospects]: Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference, 30-32. (In Russ.).
6. Zhukova, T. N. (2011). Proektnoe upravlenie (metodologicheskij aspekt) [Project Management: Methodological Aspect)]. St. Petersburg: SPbGIEU. (In Russ.).
7. Zarenkov, V. A. (2014). Upravlenie proektami [Project Management]. Moscow: ABC Publishing House; St. Petersburg: SPbGASU. (In Russ.).
8. Kelesh, Yu. V. (2019). Proektnoe upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem regiona [Project management of the regional socio-economic development]: Candidate of Economics thesis. Southwestern State University, Kursk. (In Russ.).
9. Kuznetsov, I. A. (2018). Proektnyj podhod v upravlenii social'no-ekonomicheskim razvitiem regiona [Project approach to regional socio-economic development management]. Voprosy territorial'nogo razvitija [Territorial Development Issues], 4(44), 2. (In Russ.).
10. Nagaeva, O. S. (2016). Ocenka social'no-ekonomicheskoj effektivnosti regional'nyh investicionnyh proektov [Assessing the socio-economic effectiveness of regional investment projects]. Regional'naja ekonomika i upravlenie [Regional Economics and Management], 4(48). URL: eee-region.ru/article/4804/ (Accessed on 01.02.2020). (In Russ.).
11. Nevretdinov, M. R. (2014). Metodicheskij podhod k ocenke jeffektivnosti regional'nogo infrastrukturnogo proekta [Methodological approach to assessing the effectiveness of a regional infrastructure project]. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta [Bulletin of Kazan Technological University], 336-340. (In Russ.).
12. Ogarkov, A. A., Ivanova, T. B., et al. (2018). Problemy i perspektivy sovershenstvovanija regional'nogo upravlenija: proekty, platformy, processy [projects, platforms, processes]: A monograph. Volgograd: Publishing House of Volgograd Institute of Management - a branch of RANEPA. (In Russ.).
13. Svirina, L. N. (2019) K voprosu o vnedrenii processnogo podhoda v sferu gosudarstvennogo upravlenija [On the issue of introducing a process approach in public administration]. Vestnik IE RAN [Bulletin of IE RAS], 3, 83-91. (In Russ.).
14. Smirnov, M. A. (2016). Povyshenie effektivnosti realizacii gosudarstvennyh programm za schet proektnogo podhoda [Improving the efficiency of the implementation of government programs through the project approach]. Finansy i kredit [Finance and Credit], 35, 37-48. (In Russ.).
15. Stroilova, Ye. V. (2013). Proektnyj menedzhment i reinzhiniring [Project management and reengineering]. Fundamental'nye issledovanija [Basic research], 4-5, 1206-1210. (In Russ.).
16. Taraskina, Yu. V. (2015). Pokazateli biznes-processov kak osnova ocenki effektivnosti dejatel'nosti organizacii [Business process indicators as a basis for assessing the effectiveness of an organization] Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Bulletin of Astrakhan State Technical University], 4, 15-22. (In Russ.).
17. Udalov, A. N. (2016). Sistematizacija podhodov (procedur) ocenki effektivnosti regional'nyh investicionnyh proektov [Systematization of assessment approaches (procedures) for the regional investment projects effectiveness]. Naukovedenie [Science Study], 8(3), 90. (In Russ.).
18. An'shin, V. M., & Il'ina, O. N. (Ed.) (2013). Upravlenie proektami: fundamental'nyj kursc [Project Management: A Fundamental Course]. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. (In Russ.).
19. Fisenko, S. B. (2013). Vnedrenie mehanizma proektnogo upravlenija na predprijatijah lesnoj promyshlennosti
[Implementation of the project management mechanism at the forest industry enterprises]. TDR, 4, 222-224. (In Russ.).
20. Charkina, E.S. (2017). Razvitie proektnogo podhoda v sisteme gosudarstvennogo upravlenija: metodologija, opyt, problemy [Development of the project approach in the public administration system: The methodology, experience, problems]: Scientific report. Moscow: IE RAS. (In Russ.).
21. Chumachenko, E. A. (2013). Processno-proektnyj podhod k upravleniju finansovym obespecheniem strategii social'no-ekonomicheskogo razvitija regiona [Process and project approach to managing financial support for the regional socio-economic development strategy]. Journal of Economic Regulation, 4(2), 64-68. (In Russ.).
22. Cogoev, M. M. (2016). Sovremennye podhody k opredeleniju ponjatija «upravlenie proektami» [Modern approaches to the definition of «project management»]. Innovacionnaja nauka [Innovative Science], 4, 94-98. (In Russ.).
23. Yurieva, T. V. (2014). Proektnyj podhod kak instrument realizacii strategicheskih celej [Project approach as a tool for implementing strategic goals] Ekonomicheskie nauki [Economics], 11(120), 7-10. (In Russ.).
24. Yurlova, A. A. (2014). Vnedrenie processnogo podhoda v Rossii [Implementation of the process approach in Russia]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 14(260), 61-71. (In Russ.).
25. Yanovskiy, V. V., Isaev, A. P., & Neshheret, A. K. (2018). O realizacii proektnogo podhoda v gosudarstvennom upravlenii i mestnom samoupravlenii [On the implementation of the project approach in public administration and local self-government]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting], 7, 8-16. (In Russ.).
26. Yakovlev, E. A. (2011). Upravlenie vzaimodejstviem sub'ektov innovacionnogo proekta [Interaction management of innovation project subjects]. Vestnik ChGU [Bulletin of ChSU], 1, 499-501. (In Russ.).
27. Denhardt, J. V., & Denhardt, R. B. (2015). The New Public Service Revisited. Public Administration Review, 75(5), 664-672.
28. Harrington, H. (2002). Business process improvement. The breakthrough strategy for total quality, productivity and competitiveness. NY: McGraw-Hill.
29. Kaplan, R. S., & Norton, D. P. (1996). The balanced scorecard: Translating strategy into action. Boston: Harvard Business School Press.
30. Mucka, M. A. (2014). Process mapping and feasibility of its practical implementation within the public administration in Slovak Republic. Journal of Interdisciplinary Research, 4, 26-29.
31. Norreklit, H. (2003). The Balanced Scorecard: What is the score? A rhetorical analysis of the Balanced Scorecard. Accounting, Organizations and Society, 28, 591-619.
32. Schonberger, R. J. (2008). Lean performance management (Metrics don't add up). Cost Management, 5-10.
ТУРДАЙАЖЕСТ
TOURDIGEST
• Мастер-план развития туристской территории - план пространственного развития туристской территории, самостоятельный документ или раздел стратегического документа регионального и (или) муниципального уровня, определяющий локализацию проектов по развитию туристской территории. Мастер-план разрабатывается на всю территорию (часть) муниципальных образований либо территорию нескольких муниципальных образований в составе туристской территории, включает территорию точек притяжения, мест локализации коллективных средств размещения, зоны объектов вспомогательной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей развитие туристской территории и иных зон.
• Молодежный туризм - туризм лиц в возрасте от 18 до 35 лет.
• Научный туризм - путешествие без извлечения туристом материальной выгоды в целях сбора научной информации, проведения научных исследований, посещения научных мероприятий;
• Нишевые виды туризма - редкие виды туризма;
• Обеспечивающая инфраструктура - объекты, необходимые для функционирования объектов туристской инфраструктуры на туристских территориях, в том числе сети электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связи, дноуглубление и бе-регоукрепление, берегозащитные, пляжеудерживающие сооружения, объекты благоустройства общественных городских пространств, очистные сооружения, а также подключение к ним;
• План развития туристской территории - комплекс мероприятий и индивидуальных мер по развитию туристской территории, включающий в себя единую концепцию развития и продвижения туристского продукта, мастер-план развития туристской территории, перечень инвестиционных проектов, проектов по развитию объектов транспортной, обеспечивающей и туристской инфраструктуры, запрос на индивидуальный набор мер государственной поддержки;
Продолжение — на стр. 108.