Научная статья на тему 'Особенности определения и расчета показателей эффективности рабочего парка вагонов предприятий грузового железнодорожного транспорта'

Особенности определения и расчета показателей эффективности рабочего парка вагонов предприятий грузового железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1063
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ / ПРЕДПРИЯТИЯ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / ПОКАЗАТЕЛИ МАКРОУРОВНЯ / ПОКАЗАТЕЛИ МИКРОУРОВНЯ / ДОХОДНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО РЕЙСА / ДОХОДНОСТЬ ПОЛУРЕЙСА / ДОХОДНОСТЬ СЛЕДУЮЩЕГО ПОРОЖНЕГО РЕЙСА / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПО МАРЖИНАЛЬНОМУ ДОХОДУ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПО ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостеева Ольга Владимировна

Обоснована необходимость построения системы анализа эффективности деятельности на предприятиях грузового железнодорожного транспорта. Дано определение экономической эффективности. Рассмотрены основные показатели эффективности деятельности. В соответствии с существующими методами разработаны и предложены к использованию специфические показатели эффективности работы парка вагонов. Обоснованы необходимость расчетов и анализа специфических показателей эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гостеева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности определения и расчета показателей эффективности рабочего парка вагонов предприятий грузового железнодорожного транспорта»

Библиографический список

I. Карасев А.И., Кремер Н.Ш., Савельева Т.И. Математические методы и модели в планировании / А.И. Карасев [и др.]. - М.: Экономика, 1987. - 240 с.

2. Грешилов А.А. Математические методы принятия решений: Учеб. пособие для вузов / А.А. Грешилов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. - 584 с.

3. Гагарина С.Н. Оценивание прогноза объема продаж предприятия в условиях неопределенности информации // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. Труды 7-й Междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. - 2005. - Ч.2. - С. 173-175.

4. Fuller W.A. Measurement error models / W.A. Fuller - New York ect.: Wiley, 1987. - 440 р.

5. Гагарина С.Н. Формирование тарифов на основе прогнозирования финансовых потребностей организаций ЖКХ // Финансовый журнал. - М.: ФГОУ ВПО АБиК Минфина России, 2010. -№ 2. - С. 51-60.

6. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика: Учебник для вузов / Н.Ш. Кремер [и др.]. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАТА, 2002. - 311 с.

7. Мулен Э. Теория игр с примерами из математической экономики: Пер с франц. / Э. Мулен. - М.: Мир, 1985. - 200 с.

8. Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / Дж. Нейман, О. Морген-штерн. - М.: Наука, 1970. - 708 с.

9. Таха Х.А. Введение в исследование операций, 7-е издание: Пер. с англ. / Х.А. Таха. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - 912 с.

10. Гагарина С.Н. Учет неполноты информации в моделях прогнозирования при наличии сезонных колебаний // Информационные модели экономики: Сборник трудов второй научно-практической конф. - М.: МГАПИ. - 2004. - С. 5-8.

II. Эддоуз М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ. под ред. И.И. Елисеевой. -М.: ЮНИТИ, 1997. - 590 с.

О.В. Гостеева

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОЧЕГО ПАРКА ВАГОНОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. Обоснована необходимость построения системы анализа эффективности деятельности на предприятиях грузового железнодорожного транспорта. Дано определение экономической эффективности. Рассмотрены основные показатели эффективности деятельности. В соответствии с существующими методами разработаны и предложены к использованию специфические показатели эффективности работы парка вагонов. Обоснованы необходимость расчетов и анализа специфических показателей эффективности.

Ключевые слова: анализ эффективности деятельности, подвижной состав транспортной компании, предприятия грузового железнодорожного транспорта, показатели макроуровня, показатели микроуровня, доходность производительного рейса, доходность полурейса, доходность следующего порожнего рейса, маржинальный доход, рентабельность по маржинальному доходу, рентабельность по операционной прибыли.

В современной практике анализ эффективности традиционно принято считать составной частью управленческого анализа, который занимается информационно-аналитическим

© Гостеева О.В., 2013

обеспечением администрации, руководства предприятия. Управленческий анализ, в самом широком смысле, включает в себя все аналитические операции, которые позволяют формировать показатели, не укладывающиеся в рамки официальной финансовой отчетности.

Анализ эффективности деятельности предприятия во всех плоскостях необходим для поиска и оценки резервов предприятия, их анализа и последующего формирования управленческих решений. Для осуществления данного процесса необходима некая система, в которой будут отражены показатели эффективности деятельности предприятия как в целом, так и по ее отдельным сегментам, видам деятельности или объектам. Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта [1].

На предприятиях грузового железнодорожного транспорта помимо общепринятых показателей эффективности деятельности: рентабельность бизнеса, рентабельность сектора производства, определение структуры затрат и доходов по видам деятельности, по центрам ответственности, необходимо определение специфических показателей. Единицей учета эффективности деятельности транспортной компании является транспортное средство (вагон). В связи с этим наибольшее внимание автора направлено на показатели экономической эффективности работы парка вагонов.

Экономическая эффективность отражает связь между результатом деятельности и затратами (ресурсами), произведенными (примененными) для получения этого результата [2]. В целях объективной структуризации необходимо провести разделение показателей эффективности на показатели макроуровня и показатели микроуровня (см. рис.). Показатели макроуровня отображают эффективность использования каждого рода подвижного состава (далее РПС) в отдельности.

В ходе исследования были выделены:

- маржинальный доход по РПС;

- доходность по РПС;

- рентабельность по маржинальному доходу;

- рентабельность по операционной прибыли.

К показателям микроуровня отнесем те, что отображают эффективность каждого субъекта перевозки (направления, груза и т.д.) в отдельности. Среди них были выделены:

- доходность производительного рейса (коммерческая доходность);

- доходность полурейса, доходность следующего порожнего рейса.

В качестве промежуточных показателей, используемых для расчета показателей эффективности, выделены:

- выручка по виду деятельности;

- расходы на порожний пробег вагона;

- вагоно-сутки.

Выручка по основной деятельности представляет собой начисленную стоимость услуг за организацию и сопровождение железнодорожных перевозок грузов клиента.

Правила расчета показателей макроуровня.

1. Маржинальный доход определяется как разность между выручкой от реализации услуги и расходами на порожние рейсы. Прочие затраты - расходы на ремонт, амортизация, административные расходы и прочее - в расчет маржинального дохода не включаются.

2. Доходность РПС (доходность заданного парка) рассчитывается как отношение маржинального дохода к величине вагоно-суток заданного парка. Она считается как отдельно по каждому роду подвижного состава, так и суммарно.

Показатели эффективности работы парка вагонов

Показатели микроуровня

- доходность производительного рейса (коммерческая доходность)

- доходность полурейса, доходность следующего порожнего рейса

Показатели макроуровня

- маржинальный доход по РПС

- доходность по РПС

- рентабельность по маржинальному доходу

- рентабельность по операционной прибыли

Рис. Показатели эффективности деятельности предприятий грузового железнодорожного транспорта

3. Рентабельность грузоперевозок комплексно отражает степень эффективности использования вагонного парка транспортной компании. Коэффициент операционной рентабельности рассчитывается как отношение операционной прибыли к выручке. Рентабельность рассчитывается как отдельно по каждому роду подвижного состава, так и суммарно.

Правила расчета показателей микроуровня. Расчет доходности производительного рейса считается как по конкретному рейсу, так и по группе однородных рейсов и исчисляется в рублях, деленных на вагоно-сутки. Он равен отношению выручки к вагоно-суткам производительной работы вагона, определяемым как сумма времени нахождения вагона под погрузкой, времени в груженом рейсе и времени нахождения под выгрузкой. Отклонение данного показателя от среднего по группе однородных перевозок, принятого за норматив, позволяет ранжировать клиентов, центры финансовой ответственности, направления.

Для расчета данных показателей необходимо рассчитать вспомогательные показатели, такие как:

1) выручка по основной деятельности представляет собой начисленную стоимость услуг за организацию и сопровождение железнодорожных перевозок грузов клиента;

2) расходы на порожний пробег подвижного состава включают в себя стоимость расходов:

- оплачиваемых компанией перевозчику (ОАО «РЖД») за пробег порожних вагонов по путям ОАО «РЖД»;

- оплачиваемых компанией клиентам за организацию отправления порожних вагонов№

3) вагоно-сутки. Вагонный парк транспортной компании может включать в себя несколько видов вагонов. Общий парк - это все вагоны, принадлежащие компании или привлеченные в оперативное управление на иных правах собственности. Непригодный парк - это вагоны, которые компания планирует к исключению. Пригодный парк - все остальные вагоны. Он, в свою очередь, делится на: а) используемый парк - это вагоны, реально выполняющие коммерческие перевозки; б) неисправный парк - вагоны, находящиеся в ремонте. Одни вагоно-сутки - это единица учета времени состояния одного вагона, равная календарным

суткам. Суммирование вагоно-суток по соответствующему парку вагонов дает вагоно-сутки этого парка за отчетный период.

Все выше перечисленные показатели являются неотъемлемой частью системы анализа эффективности деятельности грузового железнодорожного транспорта. Их отсутствие влечет возникновение высокого уровня риска неэффективного использования собственного и привлеченного парка вагонов грузовой компании. Определение и расчет данных показателей позволяют более подробно раскрыть эффективность деятельности транспортной компании в части использования подвижного состава. Отражение их в системе показателей эффективности деятельности предприятия грузового железнодорожного транспорта позволяет менеджменту наиболее точно определять сильные и слабые направления деятельности за определенный период.

Библиографический список

1. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / Ковалев В.В. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С 544.

2. И.И. Мазурова. Анализ эффективности деятельности предприятия/ И.И. Мазурова. Н.П. Бело-

зерова [и др.]. - СПб.: Санкт-Петербург, 2010. - С. 109.

Т.Б. Идалов

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ШВЕЙЦАРИЕЙ

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные тенденции эволюции и развития транснациональных корпораций в экономике современной Швейцарии. Показана роль швейцарских ТНК в современных мирохозяйственных связей. Рассмотрена роль отдельных корпораций в повышении конкурентоспособности экономики Швейцарии.

Ключевые слова: Швейцария, иностранные инвестиции, инвестиционные проекты.

Российское правительство считает приоритетной модернизацию российской экономики. В этой связи есть определенные планы по развитию инфраструктуры и уменьшению существенной зависимости от экспорта сырья. Это открывает большой ареал действия для иностранных компаний, так как Россия едва ли сможет решить эти задачи без иностранных технологий и инвестиций. Швейцария с ее современной экономической структурой, ее ноу-хау и с продукцией высоких технологий может быть для проводящей модернизацию России весьма полезным партнером.

Области сотрудничества определены швейцарско-российским Планом действий в сфере экономического сотрудничества на 2011-2013 гг. К ним, в частности, относятся: эффективность использования энергоресурсов; отрасли, непосредственно касающиеся здравоохранения (медицинские технологии, медицинская промышленность, фармацевтика), машиностроение, информационные и нанотехнологии. Диверсификация экономики России обозначит новые контуры для развития инвестиционного сотрудничества с отраслями и регионами РФ.

В целом для экономики России Швейцария представляет интерес как страна со стабильным и растущим спросом на различные виды сырья и полуфабрикаты, в частности, на

© Идалов Т.Б., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.