Научная статья на тему 'Определение уровня эффективности работы парка вагонов на предприятиях грузового железнодорожного транспорта'

Определение уровня эффективности работы парка вагонов на предприятиях грузового железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ / ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛУГ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ / РЕЙТИНГ УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостеева Ольга Владимировна

В статье рассмотрены основополагающие определения понятия «эффективность» и общепринятые показатели определения уровня эффективности организации, разработана методика и основные этапы определения эффективности услуг предприятий грузового железнодорожного транспорта, уровней рейтинга эффективности хозяйствующего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DETERMINATION OF THE EFFICIENCY LEVEL CONCERNING FLEET OF RAILCARS’ WORKS FOR FREIGHT RAILWAY TRANSPORT ENTERPRISES

The basic definitions of the concept «efficiency» and the common indicators for the determination of the enterprises’ efficiency level are considered. The principles and the main stages of the services effectiveness determination for freight railway transport enterprises, rating levels of efficiency of economic entity are developed.

Текст научной работы на тему «Определение уровня эффективности работы парка вагонов на предприятиях грузового железнодорожного транспорта»

УДК 656.223.073:658

О.В. Гостеева ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

РАБОТЫ ПАРКА ВАГОНОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. В статье рассмотрены основополагающие определения понятия «эффективность» и общепринятые показатели определения уровня эффективности организации, разработана методика и основные этапы определения эффективности услуг предприятий грузового железнодорожного транспорта, уровней рейтинга эффективности хозяйствующего субъекта. Ключевые слова: эффективность, комплексный анализ эффективности, определение уровня эффективности транспортной компании, показатели уровня эффективности услуг транспортной компании, рейтинг уровня эффективности транспортной компании.

Olga Gosteeva THE DETERMINATION OF THE EFFICIENCY

LEVEL CONCERNING FLEET OF RAILCARS' WORKS FOR

FREIGHT RAILWAY TRANSPORT

ENTERPRISES

Abstract. The basic definitions of the concept «efficiency» and the common indicators for the determination of the enterprises ' efficiency level are considered. The principles and the main stages of the services effectiveness determination for freight railway transport enterprises, rating levels of efficiency of economic entity are developed.

Keywords: efficiency, complex analysis of efficiency, determination of the transport enterprises' efficiency level, indicators of efficiency level for transport enterprises' services, rating level of efficiency of transport enterprise.

На сегодняшний день определение уровня эффективности деятельности хозяйствующего субъекта является залогом эффективного управления. Лицами, заинтересованными в получении информации об эффективности, являются поставщики, клиенты, партнеры, инвесторы и в первую очередь - собственники и руководство организации. Каждый из перечисленных пользователей нуждается в получении точной и своевременной информации о том, насколько продуктивна деятельность хозяйствующего субъекта, в какой степени может быть полезна для решения конкретных управленческих задач.

Понятие «эффективность» рассматривали в своих трудах такие ученые, как К. Маркс, К.Р. Макконел и другие. К. Маркс в своих трудах дал определение экономической эффективности, характеризуя ее тем, чтобы «<...>при минимуме авансируемого капитала производить максимум прибавочной стоимости» [3]. С позиции К.Р. Макконнелла, «эффективность - это производство товара с наименьшими издержками» [1].

При выборе методики анализа эффективности деятельности основополагающим принципом является формирование системы взаимосвязанных высокоинформативных показателей. Так как в случае подбора нерепрезентативных показателей даже качественно выполненная работа не будет давать заинтересованным лицам необходимых данных для принятия эффективных решений.

Большинством авторов рентабельность определяется как один из основных показателей эффективности, который характеризует интенсивность использования ресурсов и их отдачи в процессе закупки и продажи товаров [2]. При расчете показателя рентабельности того или иного элемента возможно использование уточняющих показателей вместо показателя выручки, но с применением принципа сопоставимости при проведении анализа эффективности деятельности.

Комплексный анализ эффективности деятельности предприятия включает в себя не только показатели рентабельности, но и взаимосвязанные показатели, которые характеризуют другие сто© Гостеева О.В., 2014

роны деятельности. К таким показателям относятся обеспеченность собственным капиталом, ликвидность, текущая ликвидность, финансовый левередж и другие. Однако в качестве основополагающего показателя рентабельности как показателя эффективности деятельности хозяйствующего субъекта принято считать показатель рентабельности собственного капитала.

В мировой практике анализ эффективности деятельности хозяйствующего субъекта традиционно считается составной частью управленческого анализа, который обеспечивает информационно-аналитическими данными администрацию, руководство. К управленческому анализу, рассматривая это понятие в широком смысле, можно отнести все аналитические операции, связанные с изучением показателей, выходящих за рамки публичной финансовой отчетности.

На предприятиях грузового железнодорожного транспорта помимо общепринятых показателей эффективности деятельности - рентабельность бизнеса, рентабельность сектора производства, определение структуры затрат и доходов по видам деятельности, по центрам ответственности - необходимо определение специфических показателей, используемых только на предприятиях железнодорожного транспорта. Основным средством, которое приносит выручку предприятиям грузового железнодорожного транспорта, является транспортное средство. В связи с этим в качестве единицы учета эффективности деятельности транспортной компании необходимо рассматривать транспортное средство (вагон). Таким образом, наибольшее внимание при определении эффективности деятельности должно быть направлено на определение показателей экономической эффективности работы парка вагонов, так как именно они в совокупности определяют общий уровень эффективности предприятий грузового железнодорожного транспорта.

Методику определения эффективности услуг предприятий грузового железнодорожного транспорта стоит разделять на два этапа. Первый этап - определение показателей эффективности услуг. Второй этап - определение рейтинга эффективности услуг.

На первом этапе в целях объективной структуризации автором предложено провести разделение показателей эффективности на показатели макроуровня и показатели микроуровня. Показатели макроуровня отражают эффективность использования каждого рода подвижного состава (РПС) в отдельности. К ним стоит отнести маржинальный доход по РПС, доходность по РПС, рентабельность по маржинальному доходу по РПС, рентабельность по операционной прибыли по РПС. Показатели микроуровня отражают эффективность каждого субъекта перевозки (направления, груза и т.д.). К ним стоит отнести доходность производительного рейса (коммерческая доходность), доходность полурейса, доходность следующего порожнего рейса.

Следующим этапом анализа эффективности услуг после расчета показателей макро- и микроуровней, по мнению автора, стоит рассмотреть определение рейтинга работы парка вагонов предприятия грузового железнодорожного транспорта. Для этого необходимо группировать в аналитической таблице показатели макроуровней по родам подвижного состава, рассчитав дополнительно маржинальный доход на вагоносутки (см. табл.). После расчета показателей им присваивается определенное количество баллов и определяется удельный вес показателя в соответствующем разделе. Количество баллов соответствует возможным рассматриваемым уровням рейтинга работы парка вагонов. А именно от 1 до 5, где 1 - худший уровень показателя, 5 - лучший уровень показателя.

Таблица

Расчет работы парка вагонов предприятия грузового железнодорожного транспорта

Показатель Значение Балл Вес показателя

По полувагонам

Маржинальный доход, руб./вагоносутки 0,25

Доходность по полувагонам, руб./вагоносутки 0,25

Рентабельность грузоперевозки 0,5

По платформам

Маржинальный доход, руб./вагоносутки 0,25

Доходность по платформам, руб./вагоносутки 0,25

Рентабельность грузоперевозки 0,5

По окатышевозам

Маржинальный доход, руб./вагоносутки 0,25

Доходность окатышевозов, руб./вагоносутки 0,25

Рентабельность грузоперевозки 0,5

По цистернам

Маржинальный доход, руб./вагоносутки 0,25

Доходность по цистернам, руб./вагоносутки 0,25

Рентабельность грузоперевозки 0,5

Общая сумма баллов А1

После этого определяется общий балл - рейтинг хозяйствующего субъекта - путем умножения присвоенного балла на удельный вес показателя и суммирования итоговых баллов по каждому из разделов. В соответствии с установленной автором шкалой баллов необходимо выделить пять уровней рейтинга хозяйствующего субъекта:

1) «Состояние Е» - транспортная компания с критическим уровнем эффективности использования парка вагонов;

2) «Состояние Б» - транспортная компания с неудовлетворительным уровнем эффективности использования парка вагонов;

3) «Состояние С» - транспортная компания с удовлетворительным уровнем эффективности использования парка вагонов;

4) «Состояние В» - транспортная компания с перспективно высоким уровнем эффективности использования парка вагонов;

5) «Состояние А» - транспортная компания с максимально высоким уровнем эффективности использования парка вагонов.

Данный метод позволяет с высокой точностью выполнять анализ эффективности услуг предприятий грузового железнодорожного транспорта, и, по мнению автора, используемые для расчета показатели макроуровня дают возможность получить репрезентативную информацию о качестве использования парка вагонов, а следовательно, и уровне эффективности услуг. Но стоит обратить внимание, что количество и набор используемых показателей может быть расширен при необходимости по решению ответственных сотрудников и согласованию его с руководством.

Определение и расчет данных показателей и применение метода оценки рейтинга позволяют более подробно раскрыть результаты деятельности транспортной компании. Отражение их в системе показателей анализа эффективности вместе с уже используемыми методами оценки финансового положения позволяет наиболее точно определять общий уровень эффективности деятельности

предприятий грузового железнодорожного транспорта по определенному периоду. Конечно, стоит отметить, что данная методика является не отдельной системой, а еще одним значительным элементом оценки эффективности услуг предприятий грузового железнодорожного транспорта.

Все показатели эффективности, как предложенные в данной статье, так и уже используемые, рассчитываются на основе информации, которая отражается в бюджетах хозяйствующего субъекта. В связи с этим данные системы являются взаимосвязанными неотделимыми элементами. Разработка и применение в организации одной из них не возможна без влияния другой.

Библиографический список

1. Макконелл К.Р. Экономикс / К.Р. Макконелл [и др.]. - М.: Инфра-М., 2003. - 983 с.

2. Николаева Т.И. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие / Т.И. Николаева. - М.: КНОРУС, 2006. - 400 с.

3. Советский энциклопедический словарь. - М., 1985. - 1600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.