ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (JURIDICAL SCIENCE)
УДК 1
Джумашева М.Х.
Магистрант АО «Университет КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева» специальность Международное право (г. Астана, Республика Казахстан)
ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ТРУДЯЩИМСЯ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА:
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация: Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) является одним из самых молодых политических и экономических союзов в мире. Соответственно, сближение законодательств, даже с учетом общего, советского прошлого, вызывает множество сложностей в связи с различиями в политическом, экономическом, социальном положении стран-членов.
Так как одной из ключевых сфер в вопросе интеграции является здравоохранение, в связи с важностью заботы о здоровье любого индивида, разрешение противоречий и несоответствий национальных нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения имеет огромное значение.
Целью данной статьи является анализ регулирования оказания «скорой медицинской помощи» в ЕАЭС, а также различий между национальными законодательствами стран-членов ЕАЭС в сфере оказания экстренной и неотложной скорой медицинской помощи. Анализ позволит изучить проблематику предоставления скорой медицинской помощи гражданам стран-членов ЕАЭС, которые временно или постоянно находятся в другой стране-участнице ЕАЭС.
В целях определения текущей ситуации в сфере регулирования вопроса предоставления скорой медицинской помощи на территории ЕАЭС, проанализирован «Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов» (Приложение №30 к Договору об Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) [1], как основной документ ЕАЭС, регламентирующий отношения в этой сфере, подробно исследованы его
основные положения, касающиеся регламентации понятий скорой неотложной и экстренной помощи, также иучаютсяразличия национальных нормативно-правовых актов стран-членов ЕЭС в области оказания экстренной и неотложной медицинской помощи.
Акцентируется внимание на необходимости более точной классификации экстренности и неотложности предоставления медицинской помощи, то есть переход с двух категорий к четырем категориям срочности, а также обязательности ссылки на оказание скорой медицинской помощи в соответствии с международными стандартами BLS (Базовая реанимация - Basic Life Support), ACLS (Расширенная сердечно-легочная реанимация - Advanced Cardiac Life Support), PALS (Расширенная сердечно-легочная реанимация в педиатрии - Pediatric Advanced Life Support), PHTLS (Оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе при травмах - Prehospital Trauma Life Support), так как применение данных стандартов в проведении реанимационных мероприятий бригадами скорой медицинской помощи является самым эффективным [2].
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, трудовая миграция, скорая медицинская помощь, международные стандарты, Договор о ЕАЭС, Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов ЕАЭС.
Стратегическое развитие и укрепление экономических отношений между странами-участницами ЕАЭС, помимо декларированных свободы движения товаров и услуг предполагает также свободу движения рабочей силы. Свободный выбор территории труда даёт возможность индивиду самостоятельно определять более выгодные для себя условия заработной платы, социальных благ, благоприятного графика труда, отдыха и т.д. Принимая во внимание эти обстоятельства, участниками ЕАЭС заложена возможность своим гражданам свободно трудиться на территории любой страны ЕАЭС, при полном отсутствии квот на привлечение иностранной рабочей силы.
Применительно к исследуемой тематике, необходимо учитывать, что перемещение лиц из одной страны в другую требует более тщательного регламентирования в вопросах здравоохранения.
В «Протоколе об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов» закреплено, что скорая медицинская помощь в экстренной и
неотложной формах, оказывается трудящимся государств-членов ЕАЭС медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения государства трудоустройства бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса[1]. Однако, в том же положении сказано, что «Государство трудоустройства обеспечивает оказание медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей в порядке и на условиях, которые определены законодательством государства трудоустройства и международными договорами». В государствах-членах ЕАЭС медицинская помощь оказывается на бесплатной и платной основе. Бесплатная медицинская помощь, классификация видов и условий оказания помощи в каждой из стран-членов ЕАЭС регламентируется законодательной базой страны, определить точный перечень бесплатных медицинских услуг сложно, так как это необходимо уточнять в конкретном медицинском учреждении здравоохранения. Также, в странах-участницах ЕАЭС трудящиеся могут получить медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования, перечень медицинской помощи в которых опеределяется согласно перечню услуг[4] (Россиийская Федерация, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Беларусь, с 2021 года - в Республике Армения[3]). Поэтому трудящимся в странах ЕАЭС оказывается разный уровень бесплатной медицинской помощи, что лишает трудящихся равных прав и условий.
Гармонизация может быть достигнута путем принятия более детальных документов, регламентирующих правовые аспекты оказания скорой медицинской помощи трудящимся в странах ЕАЭС.
Пересмотр «Протокола об оказании медицинской помощи трудящимся государст-членов» с учетом законодательной базы каждой из стран, позволит создать единые условия оказания медицинской помощи в странах-участницах ЕАЭС, то есть необходимо дополнить понятие «скорая помощь», а также дополнить сносками на международные протоколы работы скорой медицинской помощи, а также ввести единое понятие «категорий срочности». Значение этих
понятий соответствует не только медицинским показаниям, но и имеет юридические последствия, в случае несвоевременно-оказанной помощи или неверной оценке категории срочности. Оказание медицинской помощи по Протоколу регламентирует только две формы медицинской помощи. Две формы медицинской помощи не позволяет точно оценить срочность и может привести к несвоевременной оказанной помощи.
Статьей 2 Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов, согласно которого скорая медицинская помощь как в экстренной, так и в неотложной формах оказывается на равных условиях и в том же порядке как гражданам государства - трудоустройства, так и гражданам государств-членов, и членам их семей. То есть, в данном случае важно отметить, что наличие либо отсутствие медицинского полиса у граждан государств-членов и членов их семей не имеет никакого значения [1].
Рассмотрим нормативно-правовые акты каждой из стран-участниц ЕАЭС, регламентирующих оказание скорой медицинской помощи, а именно Приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 года №388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи» (далее-Правила РФ) [5], Правила оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан, утвержденные Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 июля 2017 года №450 [6], (далее - Правила РК), Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 октября 2009 года №110 «Об утверждении инструкции о порядке организации деятельности службы скорой (неотложной) медицинской помощи» (далее - Правила РБ) [7], Приказ Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 6 мая 2016 года № 315 и Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики от 6 мая 2016 года № 131 О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства здравоохранения Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию экстренной (скорой) медицинской помощи населению
Кыргызской Республики» от 7 декабря 2011 года №2 617 (далее - Правила КР) [8]. Выбор данных стран-участников ЕАЭС связан с более тесными интеграционными процессами, которые начались ранее, чем интеграция Республики Армения, в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Также стоит отметить тот факт, что Республика Армения в настоящее время не внедрила в стране обязательное медицинское страхование и находится на этапе модернизации оказания скорой медицинской помощи, поэтому медицинская помощь для трудящихся-граждан стран ЕАЭС, осуществляется на платной основе[3], за исключением скорой и неотложной медицинской помощи в гарантированном объеме, согласно Протоколу -дальнейшее лечение осуществляется за счет средств пациента.
Во всех приведенных нормативных актах используются только базовые понятия скорой медицинской помощи. При этом, два из четырех этих документов содержат понятие «категории срочности». Например, в РК категория срочности вызова обусловлена непосредственной, потенциальной угрозе жизни человеку. Так, Правила РК содержат четыре (1-4) категории срочности вызова в зависимости от состояния здоровья пациента[6]. Категории срочности определяют время прибытия врачей скорой медицинской помощи. Аналогично, Правила РФ содержат в себе перечень состояний здоровья пациента, представляющие угрозу для жизни (п.9.1.) [5]. В Республике Беларусь лишь в марте 2019 году перешли к градации на три категории оказания скорой медицинской помощи в срочной, неотложной и экстренной форме, тогда как ранее также предусматривалась простая срочная категория помощи [9]. В Кыргызской Республике в целом остро стоит проблема оказания скорой медицинской помощи из-за нехватки финансирования [10], по правилам Кыргызской Республики приоритет срочности определяется по двум категориям - неотложная и экстренная формы, однако в Кыргызской Республике внедрена автоматизированная система управления, которая помогает в обработке срочности поступающих вызовов [11]. Республика Армения в вопросе оказания
скорой мединской помощи остатает от остальных стран-участниц ЕАЭС, однако в 2021 году в Республике Армения собираются внедрить обязательное медицинское страхование[3]. В настоящее время по правилам Республика Армения скорая медицинская помощь оказывается в двух формах - нетложной и экстренной, начиная с 2020 года планируется внедрить трехступенчатую градацию категорий срочности, однако данный проект находится еще в пилотном режиме.
Стоит отметить, что, в отличие от «Протокола об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов», в документах, регламентирующих оказание скорой медицинской помощи в РФ[5], РБ[12] и РК[6] просматривается общий подход к более детальной градации экстренности оказания скорой медицинской помощи, однако отличающейся друг от друга.
Также, содержание указанных актов базируются на основе международных стандартов оказания скорой и неотложной помощи: «Базовая реанимация» - Basic Life Support (BLS), «Расширенная сердечно-легочная реанимация» - Advanced Cardiac Life Support (ACLS), «Расширенная сердечно-легочная реанимация в педиатрии» - Pediatric Advanced Life Support (PALS), «Оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе при травмах» -Prehospital Trauma Life Support (PHTLS) [13]. Значимость данных стандартов заключается в том, что они разработаны на основе мировых практик и международного опыта стран Европейского союза [14].
В этой связи, весьма актуальным является предложение о внесении в текст Протокола ссылки на необходимость оказания скорой и неотложной медицинской помощи в соответствии с вышеуказанными международными стандартами, поскольку Протокол, по нашему мнению, как базовый документ, обладающий статусом международного акта, должен содержать в себе регламентацию оказания скорой медицинской помощи, основывающуюся на мировых стандартах.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- отсутствие единой градации категорий срочности оказания скорой медицинской помощи между «Протоколом об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов» и национальными документами на бесплатной основе не дает четкого понимания каким образом должна предоставляться медицинская помощь (экстренная и/или неотложная) трудящимся стран-участниц ЕАЭС, на платной или бесплатной основе;
- «Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей» нуждается в некоторой доработке, посредством внесения в него ссылок на необходимость оказания скорой и неотложной медицинской помощи в соответствии с международными стандартами, рекомендованных Всемирной Организацией Здравоохранения: BLS (Базовая реанимация - Basic Life Support), ACLS (Расширенная сердечно-легочная реанимация - Advanced Cardiac Life Support), PALS (Расширенная сердечно-легочная реанимация в педиатрии - Pediatric Advanced Life Support), PHTLS (Оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе при травмах -Prehospital Trauma Life Support), так как применение данных стандартов в проведении реанимационных мероприятий бригадами скорой медицинской помощи является самым эффективным [14].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
«Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года (с изменением от 15.03.2018 г.), г. Астана [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.eaeunion.org/Pages/DisplayDocument.aspx?s=bef9c798-3978-42f3-9ef2-d0fb3d53b75f&w=632c7868-4ee2-4b21-bc64-1995328e6ef3&l=540294ae-c3c9-4511-9bf8-aaf5d6e0d169&EntityID=3610 (дата обращения 10.11.19)
Стандарт операционных процедур: Проведение реанимационных мероприятий пациенту бригадами скорой медицинской помощи. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rcrz.kz/index.php/ru/2017-03-12-10-50-44/stati/22-informatsiya/1388-tipovye-pravila-standartnykh-operatsionnykh-protsedur-dlya-organizatsij -skoroj -meditsinskoj -pomoshchi (дата обращения: 18.12.2019)
«Обязательное медицинское страхование планируется внедрить в Армении с 2021 года -Минздрав» [Электронный ресурс]. URL: https://allinsurance.kz/news/mezhdunarodnyj-
rynoky9513-obyazatelnoe-meditsinskoe-strakhovanie-planimetsya-vnedrit-v-armenii-s-2021-goda-minzdrav (дата обращения 18.12.19)
Алиев С. Б. Трудовая миграция в Евразийском Экономмическом Союзе. Москва, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/spreads.pdf (дата обращения 19.12.19)
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». [Электронный ресурс]. URL:
https://www.rosminzdrav.ru/documents/9118-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-ot-20-iyunya-2013-g-388n-ob-utverzhdenii-poryadka-okazaniya-skoroy-v-tom-chisle-skoroy-spetsializirovannoy-meditsinskoy-pomoschi (дата обращения 30.11.19) Правила оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан, утвержденные Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 июля 2017 года №450. [Электронный ресурс]. URL:
https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo respubliki kazahstan premer ministr rk/zdravoohranenie /id-V1700015473/ (дата обращения 28.11.19)
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 октября 2009 года №110 «Об утверждении инструкции о порядке организации деятельности службы скорой (неотложной) медицинской помощи». [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsk-smp.by/informatsiya/odno-okno/postanovlenie-ministerstva-zdravookhraneniya-respubliki-belarus-ot-12-oktyabrya-2009-g-110-ob-utverzhdenii-instruktsii-o-poryadke-organizatsii-deyatelnosti-sluzhby-skoroj-neotlozhnoj-meditsinskoj-pomoshchi (дата обращения 02.12.19) Приказ Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 6 мая 2016 года № 315 и Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики от 6 мая 2016 года № 131 О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства здравоохранения Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию экстренной (скорой) медицинской помощи населению Кыргызской Республики» от 7 декабря 2011 года № 617 URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37220954#pos=1;-47 (дата обращения 03.12.2019)
Скорая мединская помощь. [Электронный ресурс]. URL: http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-belorusskikh-grazhdan/uchrejdenia-zdravoohranenia/skoraya-meditsinskaya-pomoshch.php (дата обращения 28.11.19)
Качество услуг здравоохранения в Кыргызстане:обзор Рабочая тетрадь. Всемирная организация здравоохранения, 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf_file/0011/386417/kgz-qoc-rus.pdf?ua=1 (дата
обращения 28.11.19)
Программа развития экстренной медицинской помощи в Кыргызской Республике на 20182027 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.med.kg/ru/dok/obsuzhdenie-proektov-programm-i-prikazov/385-proekt-programmy-razvitiya-ekstrennoj-meditsinskoj-pomoshchi-v-kyrgyzskoj-respublike-na-2018-2027-gody.html (дата обращения 28.11.19)
Приложение 20 к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь 13 . 06 2006 № 484 КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОТОКОЛЫ оказания скорой медицинской помощи взрослому населению [Электронный ресурс]. URL:
https://www.bsmu.by/downloads/vrachu/protokolu/p7.pdf (дата обращения 28.11.19)
Perkins, Gavin D., et al. (2015). Part 3: Adult basic life support and automated external defibrillation. Resuscitation, 95, e43-e69. [Электронный ресурс]. URL:
https://cprguidelines.eu/sites/573c777f5e61585a053d7ba5/content_entry573c77e35e61585a053d7b ac/573c77f35e61585a083d7bbd/files/S0300-9572 15 00362-7 main.pdf (дата обращения 02.12.19)
Soar, Jasmeet, et al. (2015). Part 4: advanced life support: 2015 international consensus on cardiopulmonary resuscitation and emergency cardiovascular care science with treatment recommendations. Resuscitation, 95, e71-e120. [Электронный ресурс]. URL: https://cprguidelines.eu/sites/573c777f5e61585a053d7ba5/content entry573c77e35e61585a053d7b ac/573c77f25e61585a053d7bbc/files/S0300-9572 15 00363-9 main.pdf (дата обращения 02.12.19)
Dzhumasheva M.K.
Master student of KAZGUU University (Astana, Republic of Kazakhstan)
THE FEATURES OF RENDERING FAST HEALTH CARE FOR WORKERS IN THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION: LEGAL ASPECTS
Abstract: Eurasian Economic Union (hereinafter - EAEU) is one of the youngest political and economic unions in the world. Accordingly, the convergence of laws, even taking into account the common, Soviet past, causes many difficulties due to the differences in the political, economic, and social situation of the member countries.
Since one of the key areas in the issue of integration is health care, due to the importance of caring for the health of any individual, resolving contradictions and inconsistencies in national health regulations is of great importance.
The purpose of this article is to analyze the regulation of the provision of "emergency medical care" in the EAEU, as well as the differences between the national legislation of the EAEU member states in the field of emergency and urgent emergency medical care. The analysis will allow studying the problems of providing emergency medical care to citizens of the EAEU member states who are temporarily or permanently in another EAEU member state.
In order to determine the current situation in the field of regulation of the provision of emergency medical care on the territory of the EAEU, the "Protocol on the provision of medical care
to workers of the Member States" (Appendix No. 30 to the Treaty on the Eurasian Economic Union of 05/29/2014) [1] was analyzed as the main the EAEU document regulating relations in this area, its main provisions concerning the regulation of the concepts of ambulance and emergency care have been studied in detail, and the differences in the national regulatory legal acts of the EEC member states in the field of emergency and urgent medical care are studied.
Attention is focused on the need for a more accurate classification of the urgency and urgency of providing medical care, that is, the transition from two categories to four categories of urgency, as well as the obligation to refer to the provision of emergency medical care in accordance with the international standards BLS (Basic Resuscitation - Basic Life Support), ACLS (Advanced Cardiac Life Support), PALS (Pediatric Advanced Life Support), PHTLS (Prehospital Trauma Life Support) standards in the conduct of resuscitation by ambulance teams is the most effective [2].
Keywords: Eurasian Economic Union, labor migration, emergency medical care, international standards, Treaty on the EAEU, Protocol on the provision of medical care to workers of the EAEU member states.