Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
465
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОТРУДНИК ОВД / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потокова Мария Евгеньевна

В статье анализируются особенности предоставления медицинской помощи сотрудникам ОВД. Подчеркивается, что оказание медицинской помощи сотрудникам, как и любым иным лицам, регламентируется как Конституцией Российской Федерации, так и рядом общих и специальных нормативных правовых актов. Указывается, что в настоящее время, согласно нормам законодательных актов, сотрудники ОВД не имеют права обращаться в медицинские учреждения, не относящиеся к ведомственным. По нашему суждению, подобный законодательный подход приводит к проблеме интеграции ведомственной медицины в общероссийскую систему здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROVIDING MEDICAL ASSISTANCE TO EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the features of providing medical care to internal affairs officers. It is emphasized that the provision of medical assistance to employees as well as to any other person is regulated both by the Constitution of the Russian Federation and by a number of general and special regulatory legal acts. It is indicated that at present, according to the norms of legislative acts, police officers do not have the right to contact non-departmental medical institutions. In our opinion, such a legislative approach leads to the problem of integrating departmental medicine into the all-Russian health system.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10388 © М.Е. Потокова, 2020

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мария Евгеньевна Потокова,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected] Научный руководитель: С.Н. Бочаров, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, профессор

Аннотация. В статье анализируются особенности предоставления медицинской помощи сотрудникам ОВД. Подчеркивается, что оказание медицинской помощи сотрудникам, как и любым иным лицам, регламентируется как Конституцией Российской Федерации, так и рядом общих и специальных нормативных правовых актов. Указывается, что в настоящее время, согласно нормам законодательных актов, сотрудники ОВД не имеют права обращаться в медицинские учреждения, не относящиеся к ведомственным. По нашему суждению, подобный законодательный подход приводит к проблеме интеграции ведомственной медицины в общероссийскую систему здравоохранения.

Ключевые слова: оказание медицинской помощи, медицинское обеспечение, сотрудник ОВД, медицинские организации государственной системы здравоохранения, ведомственные медицинские учреждения.

PECULIARITIES OF PROVIDING MEDICAL ASSISTANCE TO EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Marya E. Potokova,

Adjunct of the Faculty of Training Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article analyzes the features of providing medical care to internal affairs officers. It is emphasized that the provision of medical assistance to employees as well as to any other person is regulated both by the Constitution of the Russian Federation and by a number of general and special regulatory legal acts. It is indicated that at present, according to the norms of legislative acts, police officers do not have the right to contact non-departmental medical institutions. In our opinion, such a legislative approach leads to the problem of integrating departmental medicine into the all-Russian health system.

Keywords: provision of medical care, medical support, Internal Affairs Officer, medical organizations of the public health system, departmental medical institutions.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Потокова М.Е. Особенности оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):222-4.

Предоставление медицинского обеспечения является важной социальной гарантией для сотрудника полиции. Однако существуют некоторые противоречия. Во-первых, отсутствие в штате большинства медицинских заведений, относящихся к МВД России квалифицированных специалистов узкого профиля. Во-вторых, данный процесс является достаточно сложным, если его субъектами становятся сотрудники, проживающие в отдаленных и труднодоступных регионах России, в связи с отсутствием медицинских заведений МВД России.

Проанализируем положения законодательных актов, регулирующих указанный процесс. Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь

имеет каждый человек1. Данное положение представляет собой общее основание предоставления медицинской помощи.

Каждому человеку требуется медицинская помощь в определенный период времени. При рассмотрении специальных нормативных правовых актов мы определили, что оказание медицинской помощи - значимая социальная гарантия. Предоставление медицинской помощи представляет собой достаточно специфический процесс, что порождает

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 11, ст. 1416.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

две противоположные стороны его осуществления [1, с. 117].

В ч. 1 ст. 45 ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции») регламентируется предоставление медицинского обеспечения сотрудникам правоохранительных органов. Данный процесс осуществляется согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 г. N° 1563 в медицинских учреждениях, относящихся к МВД Российской Федерации и иных. В ч. 2 ст. 45 ФЗ «О полиции» сказано о праве получения сотрудником полиции медицинской помощи, например, протезирование.

Сотруднику полиции согласно ст. 11 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гарантируется оказание медицинской помощи1. В Приказе МВД России от 24.04.2019 № 275 установлен порядок медицинских осмотров и лечения сотрудников ОВД, прикрепленных к клиникам МВД России, в том числе с выездом по месту проживания, при проявлении симптомов. Данный процесс осуществляется в зависимости от местоположения лиц и графика выезда компетентных работников поликлиники. При этом учитывается количество транспортных средств и рассчитывается удаленность места пребывания нуждающихся в помощи лиц от расположения поликлиник МВД2.

О.В. Равнюшкин подчеркивает важность закрепления в законодательстве предоставление бесплатного медицинского обеспечения [5, с. 28-29]. При анализе предоставления медицинской помощи сотрудникам полиции, выявлены проблематичные

1 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. 16.12.2019): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 07 нояб. 2011 г.: одобрен Сов. Фед. Федер. Собр. Рос. Федерации 25 нояб. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (I). Ст. 7020; 2019. № 51 (I). Ст. 7484.

2 Об отдельных вопросах медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со служ-

бы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Министерства внутренних дел Рос. Федерации от 24 апр. 2019 г. № 275. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

аспекты. Этот процесс охватывает не только пациентов и лечащих врачей, но и фонды обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). Сотрудники органов внутренних дел не являются застрахованными в сфере ОМС согласно Федеральному закону от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»3. На данную категорию лиц возложена обязанность получения медицинской помощи в ведомственных лечебных учреждениях, что ограничивает доступность получения медицинских услуг от других лечебных учреждений, не подведомственных МВД России. В то же время происходит сложный процесс интеграции медицинских учреждений МВД в национальную систему здравоохранения. Следует организовать поэтапное внедрение с повышением качества медицинского обслуживания [3, с. 260-265]. К.С. Миклоше-вич предлагает вернуть сотрудников полиции в систему ОМС в случае отсутствия динамики развития законодательства, регламентирующего предоставление медицинской помощи. [1, с. 119].

Сотрудник полиции имеет право обратиться в государственные или муниципальные поликлиники при отсутствии в субъекте Российской Федерации, в котором он находится, штатных узкоспециализированных специалистов или оборудования. При этом производится возмещение финансовых затрат данным организациям.

Стоит обратить внимание на своевременное медицинское обеспечение, на оказание медицинской помощи, требующей использование высоких технологий и уникальных методов лечения и на доступность медицинского обслуживания сотрудникам, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах государства.[1, с. 117-118].

Так, согласно ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечивается медицинская помощь сотруднику полиции, включая получение лекарств и других видов

3 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 нояб. 2010 г. № 326-ФЗ (в ред. от 24.04.2020 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 нояб. 2010 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 нояб. 2010 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 49, ст. 6422; 2020. № 17, ст. 2725.

№ 6/2020

Вестник экономической безопасности

223

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

помощи [5, с. 29]. В случае, если ему необходима высокотехнологичная помощь, он имеет право проходить лечение в государственных поликлиниках. При этом производится возмещение финансовых расходов данным организациям1.

При необходимости осуществляется направление сотрудников полиции на лечение или плановое обследование в медицинские центры, в которых им будет оказана помощь. В этом случае происходит уведомление органа, заключившего договор с клиникой [4, с. 61].

При оказании скорой медицинской помощи, а также высокотехнологичной помощи, расходы медицинской организации не возмещаются. Однако данные расходы можно возместить при предоставлении счет-фактуры и иных необходимых данных о медицинском обслуживании. В случае нахождения сотрудника в командировке, в отпуске или по иным причинам, возмещение реализуется согласно выписке из амбулаторной карты больного с указанием диагноза, установленным лечащим врачом. Оформляется временная нетрудоспособность сотрудника2.

В определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 г. № 1634-О3 сказано об отказе медицинских сотрудников поликлиники МВД в принятии предоставленной негосударственным медицинским центром справку о прохождении лечения сотрудника.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12. 2006 г. № 25-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»4 сотрудники не

1 О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: фе-дер. закон Рос. Федерации от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (в ред. 01.03.2020): принят Гос .Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 07 июля 2011 г.: одобрен Сов. Фед. Федер. Собр. Рос. Федерации 13 июля 2011 г. // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900; 2020. № 9. Ст. 1121.

2 О признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда россиян [Электронный ресурс]: определение Верховного Суда Рос. Федерации от 14 нояб. 2016 г. № 47-КГ16-13. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ропаева Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 65 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации россиян [Электронный ресурс]: определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. № 1634-О. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Об обязательном медицинском страховании на случай

временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федер.

подлежат обязательному социальному страхованию при временной нетрудоспособности5.

В заключение можем отметить, что медицинское обеспечение сотрудников ОВД Российской Федерации является важнейшей социальной гарантией, которая регламентирована Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Сотрудники органов внутренних дел не обслуживаются в федеральных медицинских учреждениях, не относящихся к ведомству. Кроме того, подобный подход нормативного правового регулирования предоставления медицинской помощи приводит к проблеме интеграции ведомственной медицины в общероссийскую систему здравоохранения.

Литература

1. Миклошевич К.С. Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. № 4. С. 116-121.

2. Москаленко О.Л., Карпенко О.А., Филимонова Л.А., Згура Ю.А., Малышенко С.В., Яске-вич Р.А. Возможности получения медицинской помощи сотрудникам МВД в рамках существующего законодательства РФ // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2019. Т. 11. № 5. C. 87-90.

3. Петров С.А. Актуальные проблемы правового регулирования медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (на примере ФКУЗ «МСЧ МВД по Нижегородской области») // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2015. С. 260-265.

4. Поползухина Л.А., Кузнецов Р.Н. Правовое регулирование предоставления медицинского обеспечения сотрудникам органов внутренних дел // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. № 1. С. 60-62.

5. Равнюшкин А.В. Некоторые аспекты реализации сотрудниками органов внутренних дел права на медицинскую помощь // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 1 (39). C. 28-32.

закон Рос. Федерации от 29 дек. 2006 г. № 25-ФЗ (в ред. 08.06.2020): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2006 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 дек. 2006 г. // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1 (ч. 1), ст. 18; 2020. № 24, ст. 3749.

5 Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности россиян: приказ Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н // Рос. газ. 2011. 11 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.