Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ПРЕДЕЛАХ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ПРЕДЕЛАХ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ / НАРОДНАЯ ДРУЖИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранова Светлана Анатольевна, Шастина Анжелика Размиковна

В статье рассмотрены вопросы охраны общественного порядка в пределах территорий муниципальных образований. Изучены правовые основы охраны общественного порядка в Российской Федерации, исторический аспект попытки создания муниципальной полиции как органа местного самоуправления по охране общественного порядка. Проанализирован проект закона 2016 г. о создании муниципальной милиции, а также основные причины его отклонения. Обоснована нецелесообразность идеи о создании муниципальной милиции. Сформулирован вывод о приоритетности использования институтов гражданского общества (граждан и их объединений) при организации охраны общественного порядка и общественной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER WITHIN THE TERRITORIES OF MUNICIPALITIES

In the article issues of public order protection within the territories of municipalities are considered. The legal foundations of the protection of public order in the Russian Federation, the historical aspect of the attempt to create a municipal police as a body of local self-government for the protection of public order are studied. The draft law of 2016 on the creation of the municipal police as well as the main reasons for its rejection are analyzed. The inexpediency of the idea of creating a municipal police is substantiated. The conclusion about the priority of using the institutions of civil society (citizens and their associations) in organizing the protection of public order and public safety are formulated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ПРЕДЕЛАХ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_172 УДК 342.9

ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ПРЕДЕЛАХ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ FEATURES OF PUBLIC ORDER PROTECTION WITHIN THE TERRITORIES OF MUNICIPALITIES

БАРАНОВА Светлана Анатольевна,

доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России». 664074, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. E-mail:svetlana.myshenko@gmail.com;

ШАСТИНА Анжелика Размиковна,

старший преподаватель кафедры правового обеспечения национальной безопасности

Института государственного права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет».

664000, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

E-mail:shastina.ar@gmail.com;

BARANOVA Svetlana Anatol evna,

Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Department of Internal Affairs FGKOU VO "East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia". 664074, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lermontov str., 110. E-mail:svetlana.myshenko@gmail.com;

SHASTINA Anzhelika Razmikovna,

Senior Lecturer of the Department of Legal Support of National Security Institute of State Law and National Security of the Baikal State University. 664000, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11. E-mail:shastina.ar@gmail.com

Краткая аннотация. В статье рассмотрены вопросы охраны общественного порядка в пределах территорий муниципальных образований. Изучены правовые основы охраны общественного порядка в Российской Федерации, исторический аспект попытки создания муниципальной полиции как органа местного самоуправления по охране общественного порядка. Проанализирован проект закона 2016 г. о создании муниципальной милиции, а также основные причины его отклонения. Обоснована нецелесообразность идеи о создании муниципальной милиции. Сформулирован вывод о приоритетности использования институтов гражданского общества (граждан и их объединений) при организации охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Abstract. In the article issues of public order protection within the territories of municipalities are considered. The legal foundations of the protection of public order in the Russian Federation, the historical aspect of the attempt to create a municipal police as a body of local self-government for the protection of public order are studied. The draft law of 2016 on the creation of the municipal police as well as the main reasons for its rejection are analyzed. The inexpediency of the idea of creating a municipal police is substantiated. The conclusion about the priority of using the institutions of civil society (citizens and their associations) in organizing the protection of public order and public safety are formulated.

Ключевые слова: общественный порядок, охрана общественного порядка, местное самоуправление, муниципальная полиция, народная дружина.

Keywords: public order, public order, local government, municipal police, voluntary people's squad.

Дата направления статьи в редакцию: 22.11.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Одной из повседневных задач государства выступают вопросы охраны общественного порядка, обеспечения внутренней безопасности, борьбы с преступностью, защиты личности от различных внешних угроз. В первую очередь решение данных вопросов возложено на органы внутренних дел. Вместе с тем, большое содействие в деле поддержания общественного порядка и общественной безопасности оказывают обычные граждане. Действительно, привлечение к охране общественного порядка людей, способных по своим деловым, личным качествам и состоянию здоровья оказывать помощь полиции и населению имеет большое значение, а с содействием населения органам внутренних дел в данной сфере, удается задерживать за совершение преступлений злоумышленников, пресекать тысячи административных правонарушений, обеспечивать и поддерживать общественный порядок [1, с. 81 3, с. 221; 6, с. 82].

В настоящее время в Российской Федерации сформированы правовые и организационные основы участия граждан в охране общественного порядка. Прежде всего, речь идет о принятом в 2014 г. Федеральном законе от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»1, который концептуально создал и официально закрепил конкретные формы участия граждан в данной общественно-полезной деятельности, а также предусмотрел требования, права, обязанности и гарантии лиц, принимающих участие в охране общественного порядка. Вместе с тем, в данной сфере действуют также региональные законы, которые направлены на регламентацию отдельных вопросов, связанных с участием граждан в охране общественного порядка. Так, например, закон Иркутской области от 21 ноября 2014 г. № 133-ОЗ «Об отдельных вопросах, связанных с участием граждан в охране общественного порядка в Иркутской области»2 регулирует вопросы коорди-

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 14. Ст. 1536.

2 Ведомости ЗС Иркутской области. 2014. № 16.

Административное право; административный процесс

нации деятельности народных дружин со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления Иркутской области, устанавливает образцы удостоверения и нагрудного знака дружинника, а также предусматривает возможность органов местного самоуправления устанавливать дополнительные льготы и компенсации дружинникам, в том числе гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае их гибели.

Следует отметить, что отдельные полномочия в сфере охраны общественного порядка закреплены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 в отношении муниципальных образований. В частности, ст. 15 и 16 указанного закона предусматривают в качестве вопросов местного значения муниципального района и городского округа организацию охраны общественного порядка на их территориях муниципальной милицией.

В 2013 г. была сформулирована Концепция реформы правоохранительных органов Российской Федерации. Она «предполагала создание муниципальной полиции, которое должно было произойти в силу децентрализации самой полиции как структуры. В таком случае была бы создана полиция на местах, которая смогла бы осуществлять общественный порядок на территории муниципального образования» [4, с. 103]. Нормативно-правовое регулирование функционирования муниципальной полиции должно было осуществляться в соответствии с регламентами органов местного самоуправления, которые бы принималась в целях детализации и конкретизации рамочного закона «О муниципальной полиции». Однако данная концепция не была реализована.

В 2014 г. и в 2016 г. в Государственную Думу был внесены проекты Федерального закона «О муниципальной милиции в Российской Федерации», которые в итоге не были одобрены. Тем не менее, указанный законопроект 2016 г. предусматривал создание муниципальной милиции представительным органом муниципального образования в виде бюджетного учреждения. Предлагалось, что деятельность муниципальной милиции на территории муниципального образования осуществляется по следующим основным направлениям:

1) охрана общественного порядка;

2) профилактика преступлений и административных правонарушений;

3) предупреждение и пресечение преступлений;

4) производство по делам об административных правонарушениях;

5) оказание помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов. Более того, субъекты Российской Федерации могут уполномочивать муниципальную милицию осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, ответственность за которые установлена законами субъектов РФ.

Проект данного закона был отклонен в связи с тем, что в нем имелось много противоречий действующему законодательству, не были должным образом разграничены полномочия полиции и муниципальной полиции, т.е. наблюдалось дублирование функций полицейских по всем направлениям, а также трудности финансового характера, поскольку создание новой структуры потребует дополнительных расходов федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.

В настоящее время вопрос создания муниципальной милиции остается дискуссионным, в юридической литературе можно встретить как много сторонников [4, с. 104; 5, с. 107], так и противников [2] данной идеи.

По нашему мнению, в настоящим момент видится нецелесообразным создание и деятельность муниципальной милиции на территории муниципалитетов в целях охраны общественного порядка в силу ряда факторов. Во-первых, необходимо учитывать специфику сферы охраны общественного порядка, которая по своей природе относится к государственной, требующей в том числе и применения специальных мер государственного принуждения. Исходя из этого, роль органов местного самоуправления должна сводиться к оказанию содействия в данной сфере. Как представляется, данная модель нашла свое закрепление в действующем российском законодательстве. Ранее ч. 1 ст. 132 Конституции РФ предусматривала, что «органы местного самоуправления ... самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка», однако в ходе конституционной реформы 2020 г. данное положение было исключено из конституционной нормы. Роль органов местного самоуправления закреплена в Федеральном законе «Об участии граждан в охране общественного порядка», ч. 2 ст. 6 которого предусматривает, что органы местного самоуправления оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин.

Во-вторых, создание муниципальной полиции в функциональном аспекте преимущественно в целях охраны общественного порядка не имеет особо смысла, поскольку потенциал, заложенный в Федеральном законе «Об участии граждан в охране общественного порядка», позволяет населению принимать непосредственное участие в охране правопорядка как раз в пределах местного самоуправления. Это может быть участие в деятельности добровольных народных дружин, которые создаются в рамках муниципальных образований, или в деятельности иных общественных формирований правоохранительной направленности. Согласно статистическим данным, в региональные реестры народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, сформированные во всех регионах, внесено 13,2 тыс. общественных организаций общей численностью 326,5 тыс. человек, из которых 10,4 тыс. - народных дружин (177,9 тыс. человек)2. В Иркутской области зарегистриро-

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40 Ст. 3822.

2 Уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2020 год. С. 17. f¡le:///C:/Users/Adm¡n/AppData/Local/Temp/Utochnenn¡y_otchet_GP_2020-1.pdf (дата обращения: 12.11.2021).

вано 84 народных дружины, количество народных дружинников составляет 689 человек. По состоянию на 31 декабря 2020 г. непосредственно с участием представителей народных дружин установлено 1728 лиц, из них за совершение преступлений - 13, административных правонарушений

- 1715. В течение 2020 года на территории Иркутской области представители народных дружин приняли участие в 291 мероприятии с массовым участием граждан. Как видно из приведенных данных, добровольные народные дружины являются действующим механизмом участия граждан в охране общественного порядка на территории муниципалитетов и регионов, вносящих свой реальный вклад в обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. Эффективность деятельности добровольных народных дружин может в дальнейшем повышаться, за счет патриотического самосознания молодежи [7].

В-третьих, создание муниципальной милиции в организационном аспекте потребует значительных расходов на обучение и содержание сотрудников такого органа, что бюджеты муниципальных образований в силу своей ограниченности не смогут обеспечивать деятельность собственной структуры правоохранительной направленности.

Таким образом, особенности охраны общественного порядка в пределах территорий муниципальных образований заключаются в особой роли органов местного самоуправления, направленной на оказание поддержки гражданам и общественным объединениям, участвующим в охране общественного порядка, а также создании условий для деятельности народных дружин. Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» создал условия для непосредственно участия граждан в обеспечении правопорядка в пределах местного самоуправления, предоставив возможность формировать и вступать в ряды добровольных народных дружин.

Библиогра фия:

1. Алексеева, А. П. Перспективы дальнейшего реформирования российских органов внутренних дел и повышение качества работы по борьбе с преступностью / А. П. Алексеева // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. - № 1 - С. 77-83.

2. Голованова Т.В. Муниципальная милиция в России, есть ли шанс? // Политика, государство и право. - 2016. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL: https://politika.snauka.ru/2016/04/3814 (дата обращения: 12.11.2021).

3. Добров А.Н. Об эффективности отдельных организационно-правовых мер по привлечению граждан к охране общественного порядка / А.Н. Доб-ров, С.А. Баранова, Д.Н. Рачёв // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2019. - № 4 (91). - С. 219-226.

4. Зайцев А.В. Совершенствование охраны общественного порядка в муниципальном образовании / А.В. Зайцев // Транспортное дело России. 2020. - № 4. - С. 103-104.

5. Косоруков И.А. Муниципальная милиция как орган местного самоуправления / И.А. Косоруков // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020.

- № 18 (52). - С. 105-107.

6. Третьяков В. И. Законодательные инициативы государственной Думы федерального собрания Российской Федерации в сфере участия граждан в охране общественного порядка / В. И. Третьяков // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013 - № 4 - С. 81 -85.

7. Фонталова Н.С. Особенности патриотического самосознания современной молодежи / Н.С. Фонталова, Г.Э. Турганова, О.Е. Ермоченко // Baikal Research Journal. — 2019. — Т. 10, № 1. — DOI : 10.17150/2411 -6262.2019.10(1).2.

References (transliterated):

1. Alekseeva, A. P. Perspektivy dal'nejshego reformirovaniya rossijskih organov vnutrennih del i povyshenie kachestva raboty po bor'be s prestupnostyu / A. P. Alekseeva // Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. - 2014. - № 1 - S. 77-83.

2. Golovanova T.V. Municipal'naya miliciya v Rossii, est' li shans? // Politika, gosudarstvo i pravo. - 2016. - № 4 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://politika.snauka.ru/2016/04/3814 (data obrashcheniya: 12.11.2021).

3. Dobrov A.N. Ob effektivnosti otdel'nyh organizacionno-pravovyh mer po privlecheniyu grazhdan k ohrane obshchestvennogo poryadka / A.N. Dobrov, S.A. Baranova, D.N. Rachyov // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennih del Rossii. - 2019. - № 4 (91). - S. 219-226.

4. Zajcev A.V. Sovershenstvovanie ohrany obshchestvennogo poryadka v municipal'nom obrazovanii / A.V. Zajcev // Transportnoe delo Rossii. 2020. - № 4.

- S. 103-104.

5. Kosorukov I.A. Municipal'naya miliciya kak organ mestnogo samoupravleniya / I.A. Kosorukov // Nauchnyj elektronnyj zhurnal Meridian. - 2020. - № 18 (52). - S. 105-107.

6. Tret'yakov V. I. Zakonodatel'nye iniciativy gosudarstvennoj Dumy federal'nogo sobraniya Rossijskoj Federacii v sfere uchastiya grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka / V. I. Tret'yakov // Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. - 2013 - № 4 - S. 81-85.

7. Fontalova N.S. Osobennosti patrioticheskogo samosoznaniya sovremennoj molodezhi / N.S. Fontalova, G.E. Turganova, O.E. Ermochenko // Baikal Research Journal. — 2019. — T. 10, № 1. — DOI : 10.17150/2411-6262.2019.10(1).2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.