Научная статья на тему 'ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В КОМПЕТЕНЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В КОМПЕТЕНЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
312
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охрана общественного порядка / местное самоуправление / муниципальная милиция / общественные образования / полиция / конституция / народная дружина / protection of public order / local government / municipal police / public education / police / constitution / people's guard

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р.Р. Файзуллин

Данная статья посвящена исследованию реализации одной из функций в компетенции органов местного самоуправления как охрана общественного порядка. Исследование позволило выявить степень участия органов местного самоуправления в охране общественного порядка. Рассматриваются правовые основы деятельности органов и организаций по охране общественного порядка на территории муниципального образования, в числе общественных образований, народных дружин и муниципальной милиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Р.Р. Файзуллин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF PUBLIC ORDER IN THE COMPETENCE OF LOCAL GOVERNMENT

This article is devoted to the protection of public order in the competence of local government. The study made it possible to reveal the degree of participation of local selfgovernment bodies in the maintenance of public order. As well as the activities of public entities, people's guards and municipal police.

Текст научной работы на тему «ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В КОМПЕТЕНЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В КОМПЕТЕНЦИИ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Р.Р. Файзуллин, студент

Научный руководитель: Е.Н. Босова, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-4-199-201

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию реализации одной из функций в компетенции органов местного самоуправления как охрана общественного порядка. Исследование позволило выявить степень участия органов местного самоуправления в охране общественного порядка. Рассматриваются правовые основы деятельности органов и организаций по охране общественного порядка на территории муниципального образования, в числе общественных образований, народных дружин и муниципальной милиции.

Ключевые слова: охрана общественного порядка; местное самоуправление; муниципальная милиция; общественные образования; полиция; конституция, народная дружина.

Охрана общественного порядка представляет собой совокупность объединенных, а также скоординированных единым замыслом организационных, социально-экономических, военных, правовых информационных, специальных и иных мер. К ним относятся, предупреждение и борьба с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере [1, с. 162].

В части 1 статья 132 Конституции Российской Федерации до 2020 года закрепляла самостоятельность органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка. Введенная законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» указанная статья подобного уже не предусматривает, такое решение вызывает неоднозначную оценку. Дело в том, что охрана общественного порядка -это неотъемлемая функция публичной власти общей компетенции всех публично-территориальных образований (Российская Федерация как единое государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) [2, с. 257].

Но все же, исключение из Конституции РФ полномочия органов местного самоуправления по охране общественного порядка, не означает его полное изъятие из компетенции местного самоуправления. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее - ФЗ №131) устанавливает вопросы местного значения в том числе в сфере охраны общественного порядка, применительно к конкретным видам муниципальных образований, следующим образом:

1. На территориях городского и сельского поселений, внутригородского района - оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин (п.33, ч.1 ст.14; п.13 ч.1 ст.16.2);

2. На территории муниципального района, муниципального, городского округа -организация охраны общественного порядка муниципальной милицией (п.8 ч.1 ст.15; п.9 ч.1 ст. 16).

Таким образом, ФЗ №131 для охраны общественного порядка предусматривает создание народных дружин и муниципальную милицию.

Соответствующие нормы отражены в уставах муниципальных образований,

например о муниципальной милиции упоминается в части 11 статьи 4 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Муниципальная милиция в законопроекте Государственной Думы № 621910-6 «О муниципальной милиции в Российской Федерации» рассматривалась как самостоятельный муниципальный орган, который непосредственно подчиняется главе муниципального образования, данный орган не входил бы в структуру местной администрации, что обеспечивало бы должную независимость муниципальной милиции в вопросах охраны общественного порядка и уменьшит риск субъективизма в руководстве ею. Начальник же муниципальной милиции избирался всем населением муниципального образования.

Однако данный закон так и не был принят, повсеместно муниципальная милиция не образована [4, с. 46].

Кроме того, опыт создания муниципальной милиции в отдельных городах России свидетельствует о невысокой эффективности ее деятельности [4, с. 11].

С другой стороны, все ли муниципальные образования в Российской Федерации готовы к формированию муниципальный милиции, поскольку этот процесс требует финансовых затрат начального этапа создания и дальнейшего материально-финансового обеспечения. Далеко не в каждом муниципальном образовании местный бюджет выдержит такую финансовую нагрузку. Как видится, без должной законодательной, а также финансовой поддержки со стороны государства муниципальным образованиям не обойтись. Необходим соответствующий федеральный закон, который установит границы компетенции местного самоуправления по регулированию деятельности муниципальной милиции и в целом правовой статус данного органа.

На данный момент, полномочиями по обеспечению охраны общественного порядка наравне с государственными органами обладают так же и общественные организации. Особенно распространенной и позитивно зарекомендовавшей себя формой сотрудничества полиции и социаль-

ных объединений является общая работа с добровольными народными дружинами и казачьими войсковыми обществами.

Так в столице Республики Башкортостан образована народная дружина «Правопорядок», задачей которого является оказание помощи полиции в охране общественного порядка и защита граждан от преступных посягательств.

Права и обязанности народных дружинников определены Федеральным законом Российской Федерации «Об участии граждан в охране общественного порядка» N 44-ФЗ от 02.04.2014 года. Где установлено, что народный дружинник имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния, применять физическую силу, оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей, а также принимать меры по охране места происшествия и обеспечивать сохранность вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции.

Сегодня деятельность народных дружин отчасти формальна. Взаимодействие c органами полиции не реализовано в должной мере. В этой связи обращают на себя внимание данные Всероссийского центра изучения общественного мнения, так сотрудникам полиции своего региона доверяют лишь 57% опрошенных россиян, что, как думается, является показателем слабой взаимосвязи общественности и государственных органов.

Как уже отмечалось, сегодня создание муниципальных органов правопорядка не предусмотрено Конституцией РФ и пока неясно, будет ли в дальнейшем продвижение на законодательном уровне или же это приведёт к повсеместному исключению из компетенции местного самоуправления вопроса местного значения по охране общественного порядка.

Хотелось бы надеяться, что охрана общественного порядка на муниципальном уровне сохранится, поскольку эта функция в реализуемой компетенции местного самоуправления помогает обеспечивать правопорядок совместно с населением. Важно обеспечить качественную реализацию

данного полномочия местного самоуправ- граждан не только в конкретном муници-ления, способствующую повышению без- пальном образовании, но и в целом в опасности жизнедеятельности населения, стране. благополучия и комфортного проживания

Библиографический список

1. Скрипкин Г.Ф. К вопросу об охране общественного порядка органами местного самоуправления в свете принятия Закона о полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 1. С. 165-166.

2. Упоров И.В. Конституционные поправки-2020 и полномочия органов местного самоуправления в контексте функции охраны общественного порядка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. С. 255-257

3. Скрипкина Ю.Г. Становление и развитие государственных и местных начал в охране общественного порядка в России // Вестник Санкт-Петербурского университета МВД России. 2013. № 1. С. 41-47.

4. Бекетов О.И., Шухман Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.

5. Корыц С.И., Сургутсков В.И., Филиппов О.Ю. Полномочия муниципальных органов по охране общественного порядка: в поисках золотой середины // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 11. С. 192-199.

PROTECTION OF PUBLIC ORDER IN THE COMPETENCE OF LOCAL GOVERNMENT

R.R. Faizullin, student

Supervisor: E.N. Bosova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. This article is devoted to the protection of public order in the competence of local government. The study made it possible to reveal the degree of participation of local self-government bodies in the maintenance of public order. As well as the activities of public entities, people's guards and municipal police.

Keywords: protection of public order; local government; municipal police; public education; police; constitution, people's guard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.