Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ВОЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ВОЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
537
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОХРАНЯЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Кирилл Михайлович, Кузнецова Елена Анатольевна

Статья посвящена правовому регулированию рационализаторской деятельности в высших военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, а именно проблеме отсутствия законодательного обеспечения защиты интеллектуальных прав автора на рационализаторское предложение. Даны предложения по внесению изменений в трудовое законодательство, направленные на защиту рационализаторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецов Кирилл Михайлович, Кузнецова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REGISTRATION OF RATIONALIZATION PROPOSALS IN MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the legal regulation of rationalization activities in the higher military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, namely, the problem of the lack of legislative support for the protection of the author’s intellectual rights to the rationalization proposal. Proposals are given on amendments to labor legislation aimed at protecting rationalization activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ВОЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_4_353 УДК 378.14

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ВОЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Кузнецов Кирилл Михайлович,

кандидат технических наук, слушатель, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: kkm1003@yandex. ru

Кузнецова Елена Анатольевна,

слушатель, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: LK-11@mail.ru

Статья посвящена правовому регулированию рационализаторской деятельности в высших военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, а именно проблеме отсутствия законодательного обеспечения защиты интеллектуальных прав автора на рационализаторское предложение. Даны предложения по внесению изменений в трудовое законодательство, направленные на защиту рационализаторской деятельности.

Ключевые слова: рационализаторское предложение; высшее военное учебное заведение; интеллектуальная собственность; охраняемый результат интеллектуальной деятельности.

UDC 378.14

FEATURES OF REGISTRATION OF RATIONALIZATION PROPOSALS IN MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Kuznetsov Kirill Mikhailovich,

candidate of technical sciences, student, Military University of the Ministry of

Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: kkm1003@yandex.ru

Kuznetsova Elena Anatolyevna,

student, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation,

Russia, Moscow, e-mail: LK-11@mail.ru

The article is devoted to the legal regulation of rationalization activities in the higher military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, namely, the problem of the lack of legislative support for the protection of the author's intellectual rights to the rationalization proposal. Proposals are given on amendments to labor legislation aimed at protecting rationalization activities.

Keywords: rationalization proposal; higher military educational institution; intellectual property; protected result of intellectual activity.

Деятельность высших военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, безусловно, связана с вопросами рационализации. Как следствие, в

отдельно взятых аспектах данной деятельности возрастают требования к качеству подготовки специалистов рационализаторов в высших военных учебных заведениях Ми-

нистерства обороны Российской Федерации (ввуз). Данная работа становится неотъемлемой частью научных планов кафедр и подразделений ввузов. Приобщение курсантов к участию в научных работах творческих коллективов является полезной практикой, которая в особенности носит рационализаторский характер.

В частности, ознакомление преподавателей и курсантов с законодательством в области рационализаторской работы является необходимым. С его пониманием и изучением формируются четкие представления о критериях оценки результатов научной работы, значимости полученных результатов на кафедрах ввузов [1].

Понятие рационализаторства не имеет множества определений. Именно поэтому значение данного понятия в различных источниках тождественно. Рационализаторство - слово, произошедшее от корня «рацио» (от лат. «гайопа^») - разумный [4], что означает, по сути, внедрение технических и иных разработок. Синонимом данного понятия является термин «новаторство», обозначающий появление нового в той или иной деятельности, выражение творческих способностей. Понятие «рационализаторство» трактуется в разных источниках со своими особенностями, несмотря на общую смысловую схожесть. Например, в экономике рационализаторством является новое решение (либо изделие), направленное на достижение экономического эффекта, а также на максимальное использование талантов и способностей переменного личного состава и преподавателей ввузов.

Исходя из этого рационализаторским признается техническое решение, являющееся новым и полезным для подразделения, кафедры ввуза и дающее экономию энергетических или финансовых затрат.

К рационализаторским предложениям не относятся способы по совершенствованию организации системы работы и хозяйственной деятельности. Бюро рационализации и изобретательства является структурным подразделением отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров, которое обеспечивает в частности:

- планирование рационализаторской работы на кафедрах, в научных подразделениях вуза;

- методическое руководство руководителями кафедр (ответственных исполнителей) по рационализаторской работе;

- организацию обмена положительным научным опытом между подразделениями, а также внедрение его в данной сфере;

- контроль за своевременным рассмотрением поступающих заявок, разработкой и внедрением принятых рацпредложений, их проектно-технической документации, изготовлением опытных образцов;

- помощь рационализаторам в разработке проектных чертежей, проведении требуемых необходимых расчетов и редактирование описательной части их научных идей;

- соблюдение прав и интересов рационализаторов в отношении своевременной регистрации поступающих предложений, составления качественных заключений по предложениям, извещения авторов о результатах рассмотрения их заявок, выдачи им в установленный срок авторского вознаграждения.

Для подачи заявки авторам необходимо ознакомиться с требованиями к рационализаторской деятельности, чётко для себя знать и понимать, что является его сутью, а далее корректно и правильно заполнить установленный бланк. Оно считается полезным, если его использование позволяет получить технический, учебный либо иной положительный эффект [2].

Не может быть признано полезным рацпредложение, если необходимые затраты на применение его по назначению и выплатой за результат денежного вознаграждения, как следствие, не компенсируются ожидаемым положительным эффектом от его использования. Рационализаторским предложение признается только в том случае, если оно создано творческим трудом автора (соавторов) и отвечает необходимым критериям, это наличие технического решения, новизны заявки и полезности её для кафедры или ввуза.

Под критерием «техническое решение» следует понимать следующее, а именно:

- рацпредложение должно содержать конкретное решение, а не постановку задачи исследования;

- технический характер данного творческого решения должен носить полезный результативный эффект от его внедрения.

Техническое решение, как правило, характеризуется по следующим показателям:

- для конструкции изделия - это детали, узлы, блоки, их взаимное расположение, соотношение, геометрическая форма, материалы, которые использовались в ходе изготовления;

- для способов - это соблюдение последовательности действий и условия выполнения ими необходимых функциональных операций.

Рацпредложение считается новым, если оно до подачи заявки по форме не имело аналогичное либо подобное решение, а также не было опубликовано в научных изданиях ввуза [2, 3].

Не признаются рационализаторскими предложения научных и инженерно-технических работников, если их технические решения относятся к разрабатываемым ими проектам, изделиям, создаваемым в рамках заключенного трудового договора, а также:

- широко известные (например, из учебных пособий, популярной технической литературы);

- определяющие только положительный эффект, который может быть получен от их применения, без раскрытия сущности самого технического решения;

- ухудшающие условия труда и не соответствующие необходимым требованиям техники безопасности, снижающие надежность и другие качественные параметры изделия, либо пагубно влияющие на экологию;

- программы для ЭВМ;

- таблицы, диаграммы, графики, если они не влияют на изменение основной конструкции либо её характеристик, свойств;

- копии отдельных частей конструкции моделей, целостных изделий;

- методы воспитания, преподавания, исследования, проектирования.

Автором рационализаторского предложения признается лицо, следствием труда которого оно является. Если рационализаторское предложение создано творческим коллективом кафедры, подразделения то все они являются авторами. Не признаются авторами лица, не внесшие личного творческого вклада, поскольку возникает проблема, связанная с личной заинтересованностью в непосредственном участии отдельных должностных лиц начальствующего

звена (факультета, кафедры), исходя из их служебного положения. Не является творческим вкладом оказание автору технической, организационной или материальной помощи в подаче заявки на рацпредложение. В то же время необходимо защитить интеллектуальные права автора и выгодоприобретателя от лиц, оказывающих данную помощь.

Можно предложить ввести ограничения в отношении руководящего звена военной организации по участию в творческой и научной деятельности подчинённых ему подразделений.

В заявке также указывается состав авторов, а при их количестве более трёх человек необходимо обосновать вклад каждого в описательной части рацпредложения. В случае, если обоснование роли каждого автора является недостаточным, комиссия по рационализаторству вправе исключить последующих из списка.

Рационализаторские предложения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, рассматриваются с соблюдением установленных законодательством РФ требований режима секретности.

Для подачи рацпредложения необходим следующий порядок действий:

- подача установленной формы заявки;

- составление описательной части;

- наличие чертежей, эскизов, фотографий, схем, технико-экономических расчетов, необходимых для пояснения сущности;

- подтверждение и обоснование его практической значимости.

При подготовке описательной части рекомендуется соблюдать следующую последовательность, а именно указать:

- название рацпредложения;

- его прямое назначение, сферу использования;

- известные аналоги и их конструктивные недостатки;

- сущность рацпредложения (совокупность существенных признаков, обеспечивающих достижение положительного эффекта от внедрения);

- ожидаемый положительный технический и экономический эффект;

- область и масштаб практического применения.

На лицевой стороне бланка заполняется паспортная часть, а именно:

- воинское звание, фамилия, имя и отчество, должность и название подразделения автора (соавторов);

- название рацпредложения (обычно это: «Способ чего-либо» или «Устройство для чего-либо»);

- указывается процент участия каждого соавтора;

- ставятся подписи соавторов и дата оформления заявления;

- составляется заключение начальника научного отдела, кафедры с указанием эффективности и целесообразности его внедрения, где его предполагается использовать, подпись, дата.

На оборотной стороне бланка заявки приводится описание рацпредложения (но не более одной страницы), где указываются:

- формат, шрифт, отступ нового абзаца;

- краткое описание методики и предлагаемая доработка изделия;

- что предлагается улучшить и каким образом;

- техническое решение («Техническим решением рацпредложения является...»), ожидаемый экономический или другой эффект при внедрении в практику.

Оформленные материалы рацпредложения авторы передают секретарю комиссии по рационализаторству в данном ввузе.

С момента подачи материалов комиссии они считаются документами конкретного ввуза и возврату не подлежат. Для рацпредложений, имеющих соответствующие грифы секретности, указывается их условное наименование, не содержащее сведений, составляющих государственную тайну.

После принятия рацпредложения к рассмотрению, а также его регистрации и вынесения по нему положительного решения авторы вправе дополнять или изменять описательную часть, чертежи, схемы, не меняя сути. Также допускается изменение состава соавторов на основании письменного заявления, изменения и дополнения оформляются на отдельных листах и подписываются автором с проставлением даты оформления. Материалы заявления с изменениями и дополнениями, изменяющими сущность технического решения, возвращаются автору, указанному в заявлении первым с рекомендацией переоформить и подать новое заявление на рацпредложение.

Окончательное решение выносит комиссия по изобретательству и рационализаторству ввуза, которая по результатам рассмотрения может признать предложение рационализаторским и принять его либо отклонить.

Удостоверение выдается каждому автору и подтверждает признание заявленного предложения рационализаторским, а также его авторство. В удостоверении указывается дата поступления заявления, номер по журналу учета и наименование рацпредложения, а также фамилии, имена и отчества всех соавторов. Удостоверение подписывается соответствующим начальником ввуза и заверяется гербовой печатью. В случае утраты удостоверения по просьбе автора выдается дубликат удостоверения, о чем делается отметка в журнале и на самом удостоверении.

Права авторства на рационализаторское предложение действуют только в рамках непосредственной военной организации.

Во всех случаях отказа в признании предложения рационализаторским и принятии его к использованию автор имеет право в двухмесячный срок подать мотивированное возражение. Возражение рассматривается на заседании комиссии по рационализаторству с привлечением автора и необходимых профильных специалистов. Решение, принятое комиссией, является окончательным.

Рационализаторское предложение считается использованным, если в изготовленном изделии (устройстве) и реализованном технологическом процессе использованы все основные признаки заявленного технического решения [1, 4].

Не признается использованием рационализаторского предложения экспериментальная проверка, изготовление и испытание опытного образца изделия, технологического процесса без дальнейшей передачи его в эксплуатацию, а также факт включения рационализаторского предложения в техническую документацию без передачи ее по договору третьим лицам.

Вместе с бланком на рацпредложение составляется акт об использовании рационализаторского предложения. Данный акт составляется начальником структурного подразделения, в котором использовано данное рацпредложение. Если оно использовано в нескольких подразделениях данной

организации, то рассматривает комиссия, назначенная заместителем начальника данного ввуза по учебной и научной работе. Акт составляется в течение последующего месяца с даты начала использования рационализаторского предложения и подписывается председателем и всеми членами комиссии.

Таким образом, на сегодняшний день для решения существующей проблемы предлагается переработать законодательную и иную правовую базу, в части порядка организации научной деятельности в высших военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации и рассмотреть

внесение соответствующих изменений, наиболее полно защищающих права автора в сфере интеллектуальной собственности. Также необходимо доработать установленный порядок процесса подачи и оформления заявок на рационализаторские предложения на предмет исключения руководящего состава структурных научных подразделений кафедр, факультетов из участия в соавторстве. В то же же время все изменения не должны противоречить основным требованиям Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу.

Список литературы_

1. Алёхин, И. А. Перспективы военного образования в России / И. А. Алёхин, Т. С. Сливин // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 2. - С. 32-36.

2. Гуменный, В. В. Проблемы личностного и профессионального роста курсантов военного вуза / В.В. Гуменный // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - Том 2. - № 3. - С. 143-145.

3. Емельяненко, А. А. Успешность учебной деятельности курсантов военных вузов и некоторые ее детерминанты / А. А. Емельяненко, М. В. Петровская // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-7. - С. 169-70.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е издание - Москва, 1997. - 944 с.

5. Павлов, Е. А. Развитие профессионального творчества курсантов в ходе рационализаторской работы: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. А. Павлов. - Москва, 2015. - 219 с.

References_

1. Alekhin I.A., Slivin T.S. Prospects for military education in Russia. World of Education - Education in the World, 2013, No 2, р. 32-36.

2. Humenny V.V. Problems of personal and professional growth of cadets of a military university. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2010, vol. 2, No. 3, р. 143-145.

3. Emelianenko A.A., Petrovskaya M.V. The success of educational activities of cadets of military universities and some of its determinants. Fundamental research, 2014, No 8-7, р. 169-170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language, 4th ed. Moscow, 1997, 944 p.

5. Pavlov E.A. Development of professional creativity of cadets in the course of rationalization work: dis. Cand. ped. sciences. Moscow, 2015. 219 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.