Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / ИЗО / педагогика / клиповое мышление / поколение Z / поколение Alpha / игровые методы / визуализация / образование / digitalization / visual arts / pedagogy / clip thinking / Generation Z / Generation Alpha / game based / visualization / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов М.В.

В статье рассматриваются особенности преподавания изобразительного искусства представителям цифрового поколения. Автор анализирует проблемы, возникающие при обучении современных учащихся традиционными методами, и предлагает способы адаптации образовательного процесса к специфике восприятия информации поколением Z и Alpha. Основное внимание уделяется клиповому мышлению, характерному для современных студентов, и его влиянию на образовательный процесс. Рассматриваются методы, которые могут повысить эффективность усвоения материала в контексте обучения изобразительному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TEACHING VISUALARTS TO REPRESENTATIVES OF DIGITAL GENERATION

The article examines the peculiarities of teaching visual arts to representatives of the digital generation. The author analyzes the problems that arise when teaching modern students using traditional methods and suggests ways to adapt the educational process to the specifics of information perception by Generation Z and Alpha. The main focus is on clip thinking, characteristic of modern students, and its impact on the educational process. Various methods that can increase the effectiveness of material assimilation in the context of teaching visual arts are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

УДК 378.1

Попов М.В.

магистрант специальности 44.04.01 Педагогическое образование,

профиль подготовки «Менеджмент и цифровизация образования»

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

(г. Великий Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности преподавания изобразительного искусства представителям цифрового поколения. Автор анализирует проблемы, возникающие при обучении современных учащихся традиционными методами, и предлагает способы адаптации образовательного процесса к специфике восприятия информации поколением Z и Alpha. Основное внимание уделяется клиповому мышлению, характерному для современных студентов, и его влиянию на образовательный процесс. Рассматриваются методы, которые могут повысить эффективность усвоения материала в контексте обучения изобразительному искусству.

Ключевые слова: цифровизация, ИЗО, педагогика, клиповое мышление, поколение Z, поколение Alpha, игровые методы, визуализация, образование.

На данный момент основной группой учащихся является поколение Z и Alpha рождённые в промежуток с 2001 года и по настоящие время. Данные поколения формировались в момент прихода цифровых технологий в жизни человека. Из-за чего это поколение также называют цифровым. К основным чертам представителей данного поколения можно отнести получение большой часть информации через цифровые технологии, акцентирование внимания и Соответствие моде, некоторая зависимость от гаджетов, показ своей жизнь в блогах, а также предпочтение общаться в виртуальном пространстве, где у них

множество друзей, которых они не знают лично. В следствие этого всего этого у них начинают по-другому функционировать мышление и память.

Основной отличительной чертой данных поколений выделяют клиповое мышление, то есть способность красочного и краткого восприятия мира. Они предпочитают получение знаний в виде презентаций, игр, фильмов, форматы с минимальным количеством текста. Из-за чего можно наблюдать у учащихся сложности в работе с лонгридами и изложении своих мыслей.

К плюсам клипового мышление можно отнести скорость реагирования на изменения, помогая отсеивать ненужную информацию, а также развитие многозадачности.

Минусами клипового мышления можно рассмотреть, как неспособность учащихся долго концентрировать внимание в следствии чего снижается уровень и качество усвоенных знаний, а также внимательность к деталям изучай мои темы.

На сегодняшний день процесс обучения состоит из этапов восприятия материала, его осмысление, сознательную творческую переработку, ясное выражение, самопроверку и применение как в системе учебных занятий, так и во внеаудиторной самостоятельной работе. Педагогам важно учитывать эти особенности цифрового поколения и адаптировать образовательный процесс под них.

Педагогу важно понимать, что современный учащающийся не проявляет инициативу в усвоении материалы через репродуктивную способ. Для получения положительный результат, необходимо изменить систему передачу материала в которой педагог является только источником, а учащийся потребителем. Активное взаимодействие между ними, ключ к эффективному усвоению информации.

Занятия по направлению изобразительное искусство имеют свой специфичный характер работы, направленный на работу с натурным материалом, где учащимся практически в течении всего времени, нужно выполнить определённую работу. В следствии этого процент теоретического

материала сводится к минимуму. Формат занятий можно разделить на практические с комментарием педагога (рисунок, живопись и композиция) или где сначала идет лекция после чего выполняется практическая работа (например, занятия керамики и пластической анатомии).

Основными предметами по направлению ИЗО можно назвать рисунок и живопись, и композиция в которых студенты выполняют длительные работы от 3 до 30+ академических часов. Одно занятие может идти от 1 до 4 академических часов и можно наблюдать какие сложности у учащихся возникают с концентрацией внимания на работе. Каждые 10-30 минут они отвлекаются на телефон или общение. В следствии этого скорость выполнения работы сильно замедляется.

Изменить формат обучения академическому рисунку и живописи не имеется возможным так как обучение подразумевает длительную работу с натурой и активное очное взаимодействие с педагогом. Предметы, в которых практическая работа идет после лекции, имеется возможность изменить формат самих лекционных занятий. Для этого будет хорошим выбором использовать различные способы визуализации и игровых подходов в образовании.

Визуализация и интегрирование игровых методов в образовательный процесс могут быть очень эффективны для усвоения и закрепления материала. Учащиеся более заинтересованность в красочных, кратких и интерактивных способах подачи материала. В следствии этого сложный и массивный материал можно подать в более интересной форме благодаря сему он успешно усвоится.

Занятия с использованием игровых методов позволяет усваивать материал на ассоциативная, механическая и зрительная уровне. В игровой форме материал усваивается легче и эффективней, так как задействованы все органы восприятия информации. На первый план выходят такие качества учащегося как смекалка, находчивость и творческий потенциал, прикрывая теоретические упущения, благодаря чему учащийся больше внедрен в процесс обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Чичуга Екатерина Михайловна Нужна ли теория поколений педагогике? // Инновации в науке. 2014. №33. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/nuzhna-H-teoriya-pokoleniy-pedagogike (дата обращения: 26.06.2024);

2. Тютюнова Ю. М. Художественное образование на современном этапе: проблемы цифровизации [Текст] / Тютюнова Ю. М. // Проблемы современного образования. — 2021. — № 3. — С. 105-116;

3. Савлучинская, Н. В., Лыкова, Е. С., Морозкина, Е. А. Художественное образование в период цифровой глобализации [Текст] / Н. В. Савлучинская, Е. С. Лыкова, Е. А. Морозкина // Современные наукоемкие. — 2022. — № 11. — С. 193-197;

4. Попов М. В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 723 - 728. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14623 (дата обращения: 06.06.2024 г.);

5. Козырева Г.И., Колупаева Е.А., Книга М.Д., Собкалова М.И. К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z // Образование и право. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-obucheniya-pokoleniya-z (дата обращения: 06.06.2024);

6. Иконникова Г. Ю. Лисовская Н. Б. Тужикова Е. С. Проблема цифровизации в современном образовании (на примере ргпу им. А. И. Герцена) [Текст] / Иконникова Г. Ю. Лисовская Н. Б. Тужикова Е. С. // Психология человека в образовании. — 2020. — № 2. — С. 150-155;

7. Зайцева Наталия Александровна Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. №2 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-my-raznye-ili-odinakovye (дата обращения: 06.06.2024)

Popov M.V.

Yaroslav the Wise Novgorod State University (Veliky Novgorod, Russia)

PECULIARITIES OF TEACHING VISUAL ARTS TO REPRESENTATIVES OF DIGITAL GENERATION

Abstract: the article examines the peculiarities of teaching visual arts to representatives of the digital generation. The author analyzes the problems that arise when teaching modern students using traditional methods and suggests ways to adapt the educational process to the specifics of information perception by Generation Z and Alpha. The main focus is on clip thinking, characteristic of modern students, and its impact on the educational process. Various methods that can increase the effectiveness of material assimilation in the context of teaching visual arts are considered.

Keywords: digitalization, visual arts, pedagogy, clip thinking, Generation Z, Generation Alpha, game based, visualization, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.