Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ В УСЛОВИЯХ ПОКОЛЕНИЙ Z И АЛЬФА'

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ В УСЛОВИЯХ ПОКОЛЕНИЙ Z И АЛЬФА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
младшие школьники / теория поколений / поколение Z / поколение Альфа / запоминание / образование / современные методики / schoolchildren / generation theory / generation Z / generation Alpha / memorization / education / modern techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведовская Н.С.

В статье рассматриваются особенности запоминания и образовательные потребности младших школьников, принадлежащих к поколениям Z и Альфа. Описаны ключевые черты этих поколений, такие как склонность к использованию технологий, визуальному восприятию информации и важность эмоциональных стимулов. Анализируется роль учителя в организации учебного процесса и развитии критического мышления, самоорганизации и навыков работы с информацией у детей. Делается вывод о необходимости адаптации образовательных методик к современным реалиям для обеспечения успешного обучения младших школьников и подготовки их к будущему в быстро меняющемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING YOUNGERS SCHOOLCHILDREN: NEW APPROACHES IN THE CONDITIONS OF GENERATION ZAND ALPHA

The article discusses the features of memorization and the educational needs of junior schoolchildren belonging to generations Z and Alpha. Key traits of these generations are described, such as a penchant for using technology, visual perception of information, and the importance of emotional stimuli. The role of the teacher in organizing the educational process and developing critical thinking, self-organization and skills in working with information in children is analyzed. The conclusion is made about the need to adapt educational methods to modern realities to ensure the successful education of younger schoolchildren and prepare them for the future in a rapidly changing world.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ В УСЛОВИЯХ ПОКОЛЕНИЙ Z И АЛЬФА»

УДК 37.01

Медведовская Н.С.

студент магистратуры Московский городской педагогический университет (г. Москва, Россия)

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ В УСЛОВИЯХ ПОКОЛЕНИЙ Ъ И АЛЬФА

Аннотация: в статье рассматриваются особенности запоминания и образовательные потребности младших школьников, принадлежащих к поколениям 2 и Альфа. Описаны ключевые черты этих поколений, такие как склонность к использованию технологий, визуальному восприятию информации и важность эмоциональных стимулов. Анализируется роль учителя в организации учебного процесса и развитии критического мышления, самоорганизации и навыков работы с информацией у детей. Делается вывод о необходимости адаптации образовательных методик к современным реалиям для обеспечения успешного обучения младших школьников и подготовки их к будущему в быстро меняющемся мире.

Ключевые слова: младшие школьники, теория поколений, поколение 2, поколение Альфа, запоминание, образование, современные методики.

Школьникам младшего возраста (7-10 лет) свойственно механическое запоминание. Особенно это проявляется у детей 1-2 классов, так как у них еще нет четкого представления о том, что именно нужно учить, а данный вид запоминания у них хорошо развит [Ким, 2019]. Вместе с механическим запоминанием у учеников младших классов наблюдается непроизвольная память. Благодаря развитой непроизвольной памяти информация сохраняется в памяти без особых усилий, часто за счет ярких эмоций и образов. Однако, непроизвольная память помогает детям постепенно переходить к осознанному запоминанию. С ростом объема и сложности информации школьники начинают использовать различные методы запоминания. Запоминание становится более

эффективным, когда у ученика появляется цель воспроизведения материала. Поскольку процесс запоминания у школьников меняется в ходе обучения, им становится важно научиться организовывать свою память. К тому же мыслительная активность играет значительную роль в запоминании, помогая лучше усваивать материал. Важную роль здесь играет учитель, который подбирает методы и средства обучения, а также помогает ученикам в самоорганизации и осознанном запоминании [Пристав, 2017, с.16-19]. Следовательно, для младших школьников важно направление в изучении материала, поскольку у них еще недостаточно развито умение самоорганизации, осмысленного запоминания и целеполагания. Тем не менее, учитывая важность чувственного восприятия у детей этого возраста, учитель может использовать разнообразные методы, включая мнемотехнику, которая активирует эмоциональные и визуальные компоненты. Например, использование метода ассоциаций в мнемотехнике стимулирует мыслительный процесс, так как ученик должен придумать ассоциацию для лучшего усвоения информации.

В современном обучении важен не только уровень психологического развития ученика и его особенности, но и теория поколений. Множество исследований указывает на необходимость учета этой теории для понимания потребностей различных поколений в образовании. В своей статье Л.А. Радионова и О.Н. Радионова утверждают, что традиционная передача знаний между поколениями не решит текущие и будущие проблемы. Авторы подчеркивают, что в образовании происходят значительные изменения, затрагивающие как педагогов, так и учеников, что следует учитывать для успешного обучения [Радионова, 2019]. Для данной работы важно изучить эту теорию подробнее. В пособии под редакцией М.Р. Мирошкиной «Цифровое поколение в образовании» говорится, что значительный вклад внесла работа Уильяма Штрауса и Нила Хоува, основанная на многочисленных исследованиях. Теория Штрауса-Хоува определяет поколение как группу людей, живущих в определенную историческую эпоху, разделяющих общие взгляды и жизненные принципы, и испытывающих чувство принадлежности к поколению. В пособии

предлагается альтернативный взгляд на разделение поколений в России, утверждая, что для России ключевыми факторами являются переживаемые исторические события. В концепции по данному пособию современное поколение молодежи называется «цифровым поколением», соответствующим «поколению 7» по теории Штрауса-Хоува. Согласно теории, «поколение 7» заканчивается в 2024 году, тогда как «цифровое поколение» продолжает существовать []. Например, в статье Ю.А. Воронцовой верхняя граница поколения Ъ обозначена 2020 годом. Также Воронцова отмечает, что временной отрезок одного поколения составляет около 20 лет и что многие ценности формируются до 12-14 лет под влиянием окружения и воспитания [Воронцова, 2016, с. 269]. В статье В.А. Васильевой говорится, что в 2022-2023 годах родились представители нового поколения, называемого «Альфа» или «Дельта» [Васильева, 2023, с.14]. На основе этих работ можно заключить, что новое поколение Альфа уже рождается и растет, хотя представители поколения Ъ тоже продолжают взрослеть. Поэтому имеет смысл рассмотреть особенности как поколения Ъ, так и поколения Альфа. Многочисленные работы посвящены поколению Ъ. В статье В.В. Цоя и О.Н. Кожарской отмечается, что ключевой особенностью «зумеров» является их развитие в эпоху цифровых технологий и общения в сети. Авторы выделяют несколько черт поколения:

1) Большое количество информации, которое сложно обрабатывать, но предоставляет много возможностей.

2) Уход в себя как способ справиться с проблемами современного мира.

3) Проблема инфантильности, когда дети не хотят взрослеть и учиться ответственности. Иное отношение к работе, где важна карьера, но с меньшей конкуренцией и с акцентом на изучение нового [Цой, 2022].

После рассмотрения ключевых черт поколения Ъ можно перейти к поколению Альфа. Как и в случае с поколением Ъ, границы поколения Альфа не являются точными. Анализ нескольких научных работ показал, что это поколение является наименее изученным, так как оно самое молодое, что приводит к некоторым противоречиям в его описании. Чтобы лучше понять особенности

поколения Альфа, рассмотрим некоторые исследования по этой теме. В статье Ф.Г. Мухаметзяновой и К.И. Степановой представлена детальная характеристика этого поколения:

1) С рождения окружены технологиями и уверенно пользуются различными гаджетами.

2) Самое образованное поколение. Учеба начинается с раннего возраста и продолжается всю жизнь. Авторы отмечают, что это поколение лучше воспринимает визуальную информацию, чем аудиальную или вербальную [Мухаметзянова, 2021, с. 47].

3) Умение договариваться. Поколение Альфа растет в атмосфере взаимопонимания и не признает диктатуру и строгие правила, предпочитая договариваться [Мухаметзянова, 2021].

Теперь важно понять образовательные запросы поколений Ъ и Альфа. В статье М.В. Воробьевой описаны ключевые особенности обучения поколения Ъ:

1) Использование технологий. Поколению Ъ важно применение современных технологий в обучении, а также способность самостоятельно находить информацию с помощью гаджетов. Детей необходимо учить выделять главное и проверять достоверность данных.

2) Изменение формата занятий. Границы между дисциплинами размываются, требуется использование интерактивных и визуальных средств обучения. Геймификация помогает поддерживать мотивацию.

3) Развитие личностных качеств. Для этого поколения важны самостоятельность и творчество на уроках.

4) Адаптация педагогов. Учителям нужно экспериментировать с форматом занятий и осваивать новые технологии для их использования в обучении [Воробьева, 2019].

Особенности образования поколения Альфа рассмотрены в статьях Л.Н. Даниловой и материалах колледжа Провиденс. Л.Н. Данилова выделяет:

1) Не только мультимодальность, но и виртуальность.

2) Критика традиционных методов обучения, конкуренция учителей с искусственным интеллектом, учебники уступают цифровым средствам в наглядности и содержательности.

3) Сложности в мотивации и дисциплине.

4) Развитие критического мышления у детей [Данилова, 2023].

В статье колледжа Провиденс подчеркивается важность баланса в использовании технологий, создания возможностей для взаимодействия с другими учениками и вовлечения родителей в образовательный процесс. Поскольку поколение Ъ еще не завершилось, важно учитывать особенности обоих поколений. На основе вышеописанного можно составить портрет современного младшего школьника с учетом его психологических особенностей и принадлежности к поколению:

1) Хорошо воспринимается информация, связанная с эмоциями и яркими образами, особенно визуализированная.

2) Важная роль педагога. Учитель выбирает формат занятий, материалы и методы обучения, помогает поддерживать мотивацию и концентрацию, развивать критическое мышление и самоорганизацию.

3) Применение современных технологий с соблюдением баланса между работой с ними и без них.

4) Работа с информацией. Детей нужно учить выбирать важную информацию, так как им проще заучить все, чем выделить главное.

5) Развитие личных качеств. Современным детям важно развивать самостоятельность и творчество.

Таким образом, успешное обучение младших школьников требует адаптации образовательных методик к их психологическим особенностям и потребностям поколений Ъ и Альфа. Для этих детей важны визуальные и эмоциональные стимулы, а также применение современных технологий. Учителя играют ключевую роль, помогая детям развивать критическое мышление, самоорганизацию и навыки работы с информацией. Поколение Ъ нуждается в интеграции интерактивных и визуальных элементов в

учебный процесс, а поколение Альфа требует еще большей гибкости и инноваций. Сочетание традиционных образовательных ценностей с новыми подходами поможет подготовить учащихся к успешному будущему. Образовательные системы должны быть готовы к постоянным изменениям, чтобы соответствовать потребностям каждого нового поколения учеников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васильева В.А. Теория штрауса - хау и другие поколенческие концепции как основа для анализа феномена плагиата в студенческой среде / В.А. Васильева

- Текст: электронный // Социально-гуманитарные знания. 2023. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-shtrausa-hau-i-drugie-pokolencheskie-kontseptsii-kak-osnova-dlya-analiza-fenomena-plagiata-v-studencheskoy-srede (дата обращения: 12.05.2024);

2. Воробьева М.В. Особенности и обучение I-поколения (поколения Z) / М.В. Воробьева - Текст: электронный // Педагогическое образование и наука. - 2019.

- № 5. - С. 108-112. - EDN YYSPHM;

3. Воронцова, Ю.А. Теоретическая основа теории поколений / Ю.А. Воронцова - Текст: электронный // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2016. - № 3(72). - С. 268-273. - EDN XCINBR.

- URL: https://cyberleninka.ru/article/n7teoreticheskaya-osnova-teorii-pokoleniy (дата обращения: 31.05.2024);

4. Данилова Л. Н. Образовательный запрос поколения Альфа / Л.Н. Данилова

- Текст: электронный // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2023. - №1 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-zapros-pokoleniya-alfa (дата обращения: 15.05.2024);

5. Ким А.А. Особенности развития памяти у младших школьников / А.А. Ким

- Текст: электронный // Вестник науки. 2019. №1 (10). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-pamyati-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.12.2023);

6. Мирошкина М.Р. Цифровое поколение в образовании / М.Р. Мирошкина -Тест: электронный // — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2017. — 56 с;

7. Мухаметзянова Ф.Г. Размышления о новых поколениях обучающихся и особенности поколения Альфа в глобальном образовании / Ф.Г. Мухаметзянова, К.И. Степанова - Текст: электронный // Глобальная экономика и образование. -2021. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7razmyshleniya-o-novyh-pokoleniyah-obuchayuschihsya-i-osobennosti-pokoleniya-alfa-v-globalnom-obrazovanii (дата обращения: 03.05.2024);

8. Пристав, А.Д. Психолого-педагогические условия развития памяти младших школьников / А.Д. Пристав - Текст: электронный // Екатеринбург. -2017. - URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/7556 (дата обращения: 17.12.2023);

9. Радионова Л.А. Теория поколений как методология обучения в современном вузе / Л.А. Радионова, О.Н. Радионова - Текст : электронный // Романия: языковое и культурное наследие - 2019 : материалы I Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16 мая 2019 г. / Белорус. гос. ун-т , редкол.: О.В. Лапунова (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2019. - С. 296-304. - URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/234020 (дата обращения: 15.02.2024);

10. Цифровое поколение в образовании. Практические рекомендации для руководителя органа управления образованием / Под ред. М.Р. Мирошкиной: Текст - электронный // М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2017. — 32 с. - URL: https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/e4a/e4a1cd865845d1b6daf5c5056103 4d12.pdf (дата обращения: 20.04.2024);

11. Цой В.В. Особенности развития детей поколения Z / В.В. Цой, О.Н. Кажарская - Текст: электронный // Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 7-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 5-ти томах, Курск, 20-21 января 2022 года / Под редакцией В.М.

Кузьминой. Том 4. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 121-124. - EDN SUFRSD. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47966661 (дата обращения 17.04.2024); 12. Meet the Newbies? An Inside Scoop on Generation Alpha / Текст: электронный // Providence College - 2022. - URL: https://parents.providence.edu/wp-content/uploads/sites/43/2022/11/generation-alpha.pdf (дата обращения: 18.02.2023)

Medvedovskaya N.S.

Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)

TRAINING YOUNGERS SCHOOLCHILDREN: NEW APPROACHES IN THE CONDITIONS OF GENERATION Z AND ALPHA

Abstract: the article discusses the features of memorization and the educational needs of junior schoolchildren belonging to generations Z and Alpha. Key traits of these generations are described, such as a penchant for using technology, visual perception of information, and the importance of emotional stimuli. The role of the teacher in organizing the educational process and developing critical thinking, self-organization and skills in working with information in children is analyzed. The conclusion is made about the need to adapt educational methods to modern realities to ensure the successful education of younger schoolchildren and prepare them for the future in a rapidly changing world.

Keywords: schoolchildren, generation theory, generation Z, generation Alpha, memorization, education, modern techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.