Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОКОЛЕНИЯ Z'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОКОЛЕНИЯ Z Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1100
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ / ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / GENERATION THEORY / GENERATION Z / VIRTUAL REALITY / DIGITAL TECHNOLOGIES / INTERNET SPACE / DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES / DIGITAL GENERATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Е. А., Борисова М. А.

В статье рассматриваются отличительные черты поколения Z, дается характеристика специфики их познавательных процессов. Представлены результаты экспериментального исследования развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста поколения Z в условиях специально разработанной психолого-педагогической программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF FEATURES OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN OF GENERATION Z

The article discusses the distinctive features of generation Z, and describes the specifics of its cognitive processes. The results of an experimental study of the development of cognitive processes in primary school children of generation Z in the conditions of a specially developed psychological and pedagogical program are presented.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОКОЛЕНИЯ Z»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

DOI: 10.21626/j-chr/2020-l(22)/5 УДК: 159.922.7 ББК: 88.411-51

Психологические науки

Исследование особенностей развития 36 познавательных процессов младших школьников поколения 2.

© ЕЛ. Сорокоумова, М.А. Борисова

Сорокоумова Е.А. - д.психол.н., профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МШ У) E-mail: [email protected]

Борисова М.А. - педагог-психолог, ЕБОУ Школа №2073 Адрес: 108830, Москва, поселок ЛМС, микрорайон «Центральный», дом 34, строение 3.

Адрес: 127051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, д. 6

АННОТАЦИЯ

Б статье рассматриваются отличительные черты поколения Z, дается характеристика специфики их познавательных процессов. Представлены результаты экспериментального исследования развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста поколения Z в условиях специально разработанной психолого-педагогической программы.

Ключевые слова: теория поколений, поколение Z. виртуаль-

ЛГо1 (77) 9П9П г ' ' г J

www " ehr com ная Реальность/ цифровые технологии, Интернет-пространство, www.jc r.com развитие познавательных процессов, цифровое поколение, психолого-педагогическая программа.

Согласно теории поколений, которая была разработана Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом, современные учащиеся начальной школы относятся к поколению 2 или так называемому цифровому поколению. Поколение 2 - дети, родившиеся после 2000 года. Обычно люди поколения Z рассматриваются как дети родителей из поколения X, а иногда и поколения То, что эти два предыдущих поколения называли «технологиями будущего», для поколения 2 является настоящим. Именно это является основной отличительной его чертой: дети поколения 2 с раннего возраста включены в цифровую среду, что не может не отразиться на особенностях их развития [5].

Становление информационного общества значительным образом повлияло на социализацию новых поколений. Стирание пространственно-временных границ, существование в цифровой среде стало характерной чертой формирования мировоззрения детей буквально с младенчества. Американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин, характеризуя детей поколения 2, отмечает, что для представителей данного поколения общение в сети Интернет посредством текстовых сообщений и видеозвонков предпочтительнее живого общения. Нередки случаи общения с друзьями, которых они никогда не видели и не увидят вне Интернет-пространства. Дети данного поколения не любят совершать прогулки и делают это крайне редко (в случае, если кем-то старшим будет организован их досуг). Представители поколения 2 никогда не видели действительности без терроризма и высоких технологий: они не представляют себя без мобильного телефона, компьютер предпочитают библиотеке, ориентированы на немедленное достижение результата. Сложная экономическая ситуация также оказала влияние на детей поколения Z: большинство из них взрослеет быстрее, занимаясь самообразованием в Интернете, и ощущают себя намного старше своего реального возраста. К примеру, средний возраст детей, играющих с куклой Барби, упал с 10 до 3 лет. Главная

цель в жизни для представителя поколения Z - стать успешным [1].

Развитие Интернета и цифровых технологий определило особенности их познавательного развития, повлияло на процесс становления личности. Современные дети намного больше времени проводят в виртуальной реальности Интернет-пространства и компьютерных игр, чем в непосредственном общении с родителями и сверстниками. Эти процессы реализуются соответственно ведущему виду деятельности каждого периода возрастного развития. Так, к примеру, если в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, дети поколения Z в Интернете смотрят мультфильмы и играют в онлайн-игры. С переходом на следующий этап возрастного развития игровая деятельность меняется на учебную деятельность, реализация которой также осуществляется посредством Интернета. ^'

Дети этого поколения связаны между собой благодаря Интернету, Youtube, Tik Ток, онлайн - платформами для общения типа Zoom и Скайп. Специфика виртуальной жизни, взаимодействия с окружающим миром посредством виртуального общения определяют психологические особенности представителей поколения Z. Современные дети и подростки, привыкшие к техногенному характеру взаимодействия, предпочитают его реальному общению. Они намного лучше разбираются в технике и материальных вещах, чем в поведении и эмоциях другого человека. В результате изменяется характер общения между ребенком и родителем - происходит увеличение коммуникативной дистанции, родители теряют авторитет в глазах детей (роль авторитета начинает играть Интернет, где есть ответы на все вопросы).

По мнению ряда исследователей, в настоящее время идет процесс формирования префигуративного общества -общества, в котором жизненные модели №1 (22) 2020 нового поколения настолько отличаются www.j-chr.com от жизненных моделей старших поколений, что последние не могут передать

потомкам практически ничего полезного и значимого для жизни. Отличительной чертой такой модели общества является, напротив, передача знаний от младшего поколения старшему поколению [4, с. 197]. Таким образом, фактически, подрывается авторитет старшего поколения.

Б качестве основной отличительной особенности представителей поколения Z выступает наличие клипового мышления, под которым понимается способность к краткому и красочному восприятию окружающей действительности посредством короткого и яркого посыла (видеоклипа, ролика новостей, музыкального клипа и т.д.). Формат клипа предполагает вмещение сжатого объема информации в короткий фильм, длительность которого составляет от нескольких секунд до нескольких минут. Б качестве содержания может выступать как небольшое событие, так и событийный ряд, представленные посредством нарезки кадров с информацией о знаковых моментах описываемого события (истории): начало, кульминация, результат. Бремя в клипе разорвано, фрагментарно, и отличается от реального времени рядом характеристик [3, с. 4].

К числу достоинств клипового мышления относится развитие одних когнитивных навыков через другие, развитие способности к многозадачности. Ларри Розен отмечает, что данный феномен, присущий поколению Z, выражается в способности ребенка делать несколько дел одновременно (например, общаться в мессенджере, слушать музыку, редактировать изображения, при этом делая домашнее задание). Однако следствием подобной многозадачности становятся рассеянность, дефицит внимания, гиперактивность, предпочтение визуальных символов углубленному изучению текстовой информации и построению логических связей. Таким образом, современные дети и подростки менее склонны к усидчивой и целеустремленной деятельности, №1 (22) 2020 но, с другой стороны, они становятся бо-www.j-chr.com лее лабильными; переключение между задачами становится более легким и быстрым; формирование мозговых структур

происходит в условиях высокой степени «отвлекаемости» [4, с. 198].

Дети поколения 2, имеющие неограниченный доступ к информации, получили возможность ее поиска и получения по любому интересующему их вопросу: таким образом, для того, чтобы получить ответ на свой вопрос достаточно лишь нажать несколько кнопок. Такая доступность и легкость поиска негативно сказывается на развитии способности к самостоятельным открытиям: школьники становятся более эрудированными, но, в то же время, не умеют самостоятельно делать выводы и изобретать что-то новое. Этот конфликт информации и знания все чаще проявляется в учебной деятельности: привыкшие к использованию клипового режима работы с информацией, школьники практически утрачивают способность к концентрации, имеют слабое воображение, низкий уровень рефлексии, сниженную способность к пониманию и взаимопониманию [1]. Дети поколения 2 оказываются неспособными к построению проблемной коммуникации, не осознают ценность живого общения. Учитель, также как и родитель, утрачивает свой авторитет в глазах ребенка. Роль учителя и отношение к нему становятся непонятными для современных детей, потому как получать информацию в готовом виде из Интернета для них гораздо удобнее и проще (в Интернет-пространстве гораздо больше информационного материала, чем знает педагог, и получить его онлайн можно намного быстрее). Получая большое количество информации из различных источников, учащиеся теряют способность различать и формулировать собственное мнение: в большинстве случаев они способны лишь к воспроизведению полученной ранее информации, не осознавая ее истинность или ложность относительно собственного «Я» [3, с. 6].

Интернет негативно влияет не только на развитие теоретического мышления, но и на формирование проектного мышления современных школьников. Вследствие использования компьютерных технологий создается иллюзия

возможности проникновения в любое пространства и совершения в нем любых действий: на самом деле пользователь получает возможность видеть информацию лишь в пределах пространства, ограниченного его создателем, а все совершаемые им действия уже рассчитаны и предписаны разработчиками [2]. Таким образом, действие в виртуальном пространстве идет по заранее просчитанному сценарию (вариантов которого может быть несколько), за пределы которого выйти невозможно. При этом создается иллюзия деятельности: пользователь считает, что именно он принимает решения, хотя, на самом деле, вся цепь решений уже давно принята и просчитана за него.

Школьники, привыкшие к осуществлению подобной «деятельности» испытывают значительные затруднения, оказываясь в ситуации, где от них требуется самостоятельно действовать и принимать самостоятельные решения: ставить цель, искать средства ее достижения, взаимодействовать с другими участниками деятельности, проектировать свои действия, самостоятельно их реализовывать и т.д. Учителя отмечают, что с каждым годом обучать школьников проектной деятельности становится все сложнее [1].

Представители поколения Ъ отличаются не только спецификой мышления, но также спецификой внимания. Внимание представляет собой избирательную направленность человеческого сознания на определенные предметы или явления. Согласно результатам исследований зарубежных ученых, у школьников поколения Ъ устойчивость и концентрация внимания в десятки раз ниже по сравнению со школьниками предыдущих поколений. Однако распределение внимания и переключение внимания развиты достаточно хорошо [4, с. 199]. Учителям следует учитывать эту закономерность при работе с современными школьниками.

Память представителей поколения Ъ, современных школьников, имеет свои отличительные особенности. Так, кратковременная память развита в значительно большей степени, чем долговременная:

учащиеся используют кратковременную память для хранения небольших объемов информации. Для современных школьников, имеющих постоянный и быстрый доступ к Интернету, нет смысла сохранять и передавать какую-либо информацию из кратковременной памяти в долговременную на длительное хранение: необходимую информацию можно снова найти в Интернете.

Стоит отметить, что изменения наблюдаются и в структуре мнемонических процессов современных учащихся, которые запоминают не содержание, а место нахождения какой-либо информации. Помимо структуры, изменяется также и интенсивность мнемонических процессов: то, что раньше приходилось запоминать (дни рождения, номера телефонов, адреса и пр.), теперь записано, а, следовательно, их запоминание не имеет смысла [1].

Восприятие представителей поколения Ъ также во многом отличается о восприятия других поколений: проводя много времени в виртуальной реальности перед экранами телефонов, планшетов и компьютеров, современные дети получают определенную депривацию, лишаясь части сенсорных сигналов, связанных с познанием окружающего мира (прикосновения, запахи, тактильные ощущения и пр.) [4, с. 200].

ЦЕЛЬ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого состоит в изучении особенностей развития познавательных процессов младших школьников. Кроме того, в процессе исследования было важно определить психолого-педагогические условия развития познавательных процессов у детей цифрового поколения.

Предварительно была выдвинута гипотеза о том, что эффективному развитию познавательных процессов у детей цифрового поколения могут способствовать специально созданные психолого-педагогические условия этого развития. Продуктивность реализации психолого-

39

педагогических условий способствует внедрению в практику программы развития познавательных процессов младших школьников.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе ГБОУ Школа №2073. В нем приняли участие дети младшего школьного возраста (учащиеся 3-го класса) в количестве 60 человек. Возраст респондентов составил от 9 до 10 лет. Все учащиеся, участвующие в исследовании, были разделена на две группы: были сформированы контрольная группа (КГ) (30 детей младшего школьного возраста) и экспериментальная группа (ЭГ) (30 детей младшего школьного возраста).

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов проводилось в несколько этапов.

В рамках первого этапа экспериментального исследования (констатирующий этап) имело место изучение исходного уровня развития познавательных процессов детей поколения Ъ (младший школьный возраст) в обеих группах (экспериментальной и контрольной).

В ходе второго этапа (формирующий этап) осуществлялась разработка психолого-педагогической программы по развитию познавательных процессов детей цифрового поколения (младший школьный возраст) с последующей ее апробацией в экспериментальной группе.

Третий этап (контрольный) предусматривал оценку эффективности раз-

работанной программы посредством проведения контрольной диагностики участников контрольной и экспериментальной групп с последующим сопоставлением полученных результатов.

В соответствии с гипотезой исследования, для изучения особенностей развития познавательных процессов младших школьников поколения 2 были выбраны следующие методики: методика «Текст с пропусками» (П.Я. Гальперин) [5, с. 39], методика «Анализ устойчивости внимания» (Т.Г. Богданова, ТВ. Корнилова) [5, с. 40], методика «Определение объема долговременной памяти» (Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев) [5, с. 43], методика «Простые аналогии» (Л.И. Перселени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров) [5, с. 47], методика «Придумай рассказ» (Л.И. Перселени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров) [5, с. 48].

Обобщенные показатели развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста контрольной и экспериментальной групп, до начала формирующего эксперимента представлены в Таблице 1. Диагностика развития познавательных процессов младших поколения 2, направленная на уточнение особенностей развития внимания, памяти, мышления и воображения, подтвердила теоретические сведения о том, что у детей цифрового поколения несколько усреднены данные показатели и наблюдается тенденция к их снижению. Полученные данные также подтвердили целесообразность организации и проведения целенаправленной работы по улучшению этих показателей.

Таблица 1.

Обобщенные показатели развития познавательных процессов на констатирующем этапе экспериментальной работы

Группа Внимание Устойчивость внимания Объем долговременной памяти Логичность и гибкость мышления Воображение

В С Н В С Н В С Н В ВС с н В С Н

КГ Кол-во - 21 9 - 8 22 16 14 - 1 22 7 - 22 8

%% - 70 30 - 27 73 53 47 - 3 73 24 - 73 27

ЭГ Кол-во - 22 8 - 5 25 - 16 14 - - 10 20 - 21 9

%% - 73 27 - 17 83 - 53 47 - - 33 67 - 70 30

На основании данных, полученных на констатирующем этапе, была разработана программа, апробация которой осуществлялась на формирующем этапе. Из двух групп (контрольной и экспериментальной), принявших участие в исследовании, занятия по программе посещали только дети экспериментальной группы. Цель программы - развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста поколения 2.

Задачи программы:

1. Создание условий, способствующих развитию познавательных процессов младших школьников;

2. Развитие памяти младших школьников, в том числе ее объема, точности, мобилизационной готовности, а также уверенности в правильном запоминании и воспроизведении информации;

3. Развитие мышления: умения устанавливать логические связи, делать умозаключение, формулировать выводы;

4. Развитие воображения младших школьников;

5. Формирование условий для повышения уровня интеллектуального развития.

Разработанная программа рассчитана на 30 академических часов, из которых 20 часов отводится на аудиторные занятия (проводятся в помещениях, обо-

рудованных столами, стульями и доской) и 10 часов - на внеаудиторные занятия (проводятся в виде соревнований или психогимнастики). Программа проводится в групповой форме с участием подгрупп по 6 10 человек. Частота проведения занятий - 1 раз в неделю. Длительность занятия -40 минут.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

За время проведения программы дети продемонстрировали свою заинтересованность в занятиях и стремление к улучшению показателей развития познавательных процессов. Контрольная диагностика, проводимая по завершению программы, подтвердила ее эффективность.

Данные, представленные в Таблице 2, свидетельствуют о том, что за время проведения формирующего этапа у детей экспериментальной группы значительно повысились показатели уровня развития познавательных процессов. Обобщенные показатели развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста контрольной и экспериментальной групп после реализации программы развития познавательных процессов представлены в Таблице 2.

Таблица 2.

41

Обобщенные показатели развития познавательных процессов на контрольном этапе экспериментальной работы

Группа Внимание Устойчивость внимания Объем долговременной памяти Логичность и гибкость мышления Воображение

В С Н В С Н В С Н В ВС С Н ОВ В С Н

КГ кол-во - 22 8 - 12 18 - 19 11 - 1 24 5 - - 25 5

% - 73 27 - 40 60 - 63 37 - 3 80 17 - - 83 17

ЭГ кол-во 8 22 - 6 24 - 12 18 5 15 10 - 1 16 13 -

% 27 73 - 20 80 - 40 60 17 50 33 - 3 53 44 -

Данные, представленные в Таблице 2, свидетельствуют о том, что за время проведения формирующего этапа у детей экспериментальной группы значительно повысились показатели уров-

ня развития психических процессов.

Таким образом, гипотеза о том, что эффективному развитию познавательных процессов у детей цифрового поколения

могут способствовать специально созданные психолого-педагогические условия этого развития, нашла свое подтверждение.

Развитие познавательных процессов младшего школьника с помощью психолого-педагогической программы вызывает интерес у ребенка и желание поучаствовать. По нашему мнению, ис-

пользование программы, направленной на развитие познавательных процессов у детей поколения 2, способствует становлению познавательных процессов, улучшению учебной мотивации, расширению кругозора младших школьников. Улучшение данных показателей помогает ребенку чувствовать себя успешным, что очень важно в современном мире.

ЛИТЕРАТУРА

42

1. Максимова O.A. Цифровое поколение: Стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве. - М. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovoe-pokoleniestil-zhizni-i-konstruirovanie-identichnosti-v-virtualnom-prostranstve (дата обращения: 14.04.2020)/

2. Праслов М.С. Психологические особенности представителей цифрового поколения. // Коллекция гуманитарных исследований. - 2016. - № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://j-chr.com/ (дата обращения: 10.04.2020).

3. Сапа A.B. Поколение Z - поколение

эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - № 2 - С. 2-9.

4. Сорокоумова Е.А., Николаева Е.С. Поколение Ъ в процессе самопознания // Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социальио гуманитарные эффекты / Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 196-202.

5. Сорокоумова Е.А., Журинская В.0. Программа развития познавательной мотивации поколения 2 в исследовательской деятельности // Психология обучения. -2017. - № 11. - С. 39-50.

RESEARCH OF FEATURES OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN OF GENERATION Z

© Elena Al. Sorokoumova, Marina A. Borisova

Sorokoumova Elena Al. -- Professor of Psychology of work and psychological counseling Department, Moscow State Pedagogical University. E-mail: [email protected]

Address: 11/1 M. Pirogovskaya Str., Moscow, 119991, Russian Federation Borisova Marina A. - pedagogue-psychologist, GBOU School № 2073. Address: 108830, Moscow, township LMS, district "Central" 34, building 3.

Abstract

The article discusses the distinctive features of generation Z, and describes the specifics of its cognitive processes. The results of an experimental study of the development of cognitive processes in primary school children of generation Z in the conditions of a specially developed psychological and pedagogical program are presented.

Keywords: generation theory, generation Z, virtual reality, digital technologies, Internet space, development of cognitive processes, digital generation, psychological and pedagogical program.

REFERENCE

1. Maksimova O.A. Digital Generation: Lifestyle and Identity Design in Virtual Space. - M. 2019 [Electronic resource], URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsifrovoe-pokolenie-stil-zhizni-i-konstruirovanie-identichnosti-v-virtualnom-prostranstve (accessed: 04/14/2020) /

2. Praslov M.S. Psychological features of the digital generation. // Collection of humanitarian studies. - 2016. - No. 3. [Electronic resource], URL: http://j-chr.com/ (accessed: 04/10/2020).

3. Sapa A.V. Generation Z - GenerationGEF era // Innovative projects and programs in education. -2014. -No.2- S. 2-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Sorokoumova E.A., Nikolaeva E.S. Generation Z in the process of self-knowledge // Social computing: fundamentals, development technologies, social and humanitarian effects / Materials of the Fourth International Scientific and Practical Conference. - 2015 .-- S. 196-202.

5. Sorokoumova EA, Zhurinskaya V.0. The program for the development of cognitive motivation of generation Z in research // Psychology of Education. - 2017. - No. 11. - S. 39-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.