Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия развития мышления у детей с ЗПР'

Психолого-педагогические условия развития мышления у детей с ЗПР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / ДЕТИ / CHILDREN / НАРУШЕНИЕ / VIOLATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Е.А., Калугина Е.С.

В статье исследуются особенности обучения и воспитания детей с нарушением психологического развития в дошкольном образовании. Представлены типы нарушения психологического развития, обусловленные определенными причинами и имеющие свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокоумова Е.А., Калугина Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия развития мышления у детей с ЗПР»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

УДК: 159.97:159.955-053.2

00 „ 0 Психологические науки

ЬЬК: oo./2-o

Психолого-педагогические условия развития мышления у детей с ЗПР. 75

© Е.А. Сорокоумова, Е.С. Калугина

Сорокоумова Е.А. - профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), д.психол.н., профессор E-mail: CEA51@mail.ru

Адрес: 12/051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 6, Российская Федера-

Калугина Е.С. - магистрант, направление подготовки: Цифровое поколение воспитания и развития личности, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Адрес: 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье исследуются особенности обучения и воспитания детей с нарушением психологического развития в дошкольном образовании. Представлены типы нарушения психологического развития, обусловленные определенными причинами и имеющие свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности. №6 (9) 2017

www.j-chr.com

Ключевые слова: обучение, дети, нарушение, психологическое развитие.

ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ШШ

76

№6 (9) 2017 www.j-chr.com

На современном этапе развития российского образования возникает необходимость в создании условий для оптимального развития и обучения школьников с учетом состояния их здоровья, психофизических возможностей, готовности к школьному обучению. На практике это реализуется как в развитии сети специальных образовательных организаций, так и в совместном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием в условиях обще- образовательной школы.

Для эффективного осуществления совместного обучения и воспитания необходимо создание адаптированной образовательной среды и оказание поддерживающих услуг.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, предлагается учитывать индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся, роль и значение видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; использовать в учебно-воспитательном процессе разнообразные образовательные траектории и учитывать индивидуальное развитие каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), благодаря чему будет обеспечиваться рост творческого потенциала, познавательных мотивов, происходить расширение форм учебного сотрудничества.

Для развития потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться индивидуальные образовательные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой тьютора образовательного учрежде-

ния.[1] Среди обучающихся могут быть школьники соматически ослабленные, с ЗПР, расстройствами аутистического спектра, сенсорными, двигательными, интеллектуальными и речевыми нарушениями.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья всем детям гарантируется получение общего образования, но вместе с тем, предусматривает- ся возможность создания вариативных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся. [2]

Наиболее многочисленной группой среди учащихся, испытывающих различные трудности в обучении в условии общеобразовательных классов, являются дети с задержкой психического развития. Образовательная организация может разрабатывать два варианта АООП НОО для обучающихся с ЗПР. Первый вариант предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым результатам и срокам обучению детей без ограничений по возможностям здоровья. [2,3]

Дети с ЗПР выступают как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы.

Понятия «задержка психического развития» и «школьная неуспеваемость» неравнозначны, но тесно связаны между собой и рассматриваются совместно в числе актуальных проблем дефектологии, психологии, неврологии, поскольку дети с ЗПР, пришедшие в школу, с первых дней начинают испытывать трудности - у них недостает сформированности некоторых психических функций, навыков, умений, они не успевают за другими учениками и без специальной помощи не могут овла-

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:

деть материалом.

В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям в ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к

более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развиваю-щей работы. Но если им вовремя оказать специальную коррекционно-педагоги-ческую помощь, они в состоянии будут догнать своих нормально развивающихся сверстников. Поэтому важным и актуальным является необходимость ранней диагностики и своевременной коррек-ционной помощи дошкольникам с ЗПР к школьному обучению и обеспечению полноценного образования и максимальной реализации потенциальных возможностей детей еще в условиях дошкольного образования[5].

Дошкольников с особыми образовательными потребностями часто называют «детьми с нереализованным потенциалом развития», поскольку коррекционная работа с ними часто строится без учета зоны ближайшего как когнитивного, так и эмоционального развития, что не позволяет реализоваться тем потенциальным компенсаторным возможностям, которыми он обладает. Коррекционно-развивающее обучение, преследующее цель развитие общих способностей детей к обучению и коррекции индивидуальных недостатков развития, становится перед фактом решения задачи поиска сохранных механизмов, выбора методов определения у детей с ЗПР каких-либо способностей, к которым, как известно, относятся индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности - интеллект, креативность, обучаемость.

Очевидно, что у дошкольников с ЗПР далеко не все они сохранны. В данном случае корректнее говорить не о развитии способностей, а о развитии потенциала ребенка, который понимается как вну-

тренний резерв возможностей человека.

Рассматривая развитие потенциала, необходимо опираться на наличные возможности - это может быть абсолютно любой сохранный элемент, процесс, феномен развития применительно к категории детей с нарушениями развития - эмоциональность, коммуникабельность, подвижность физические данные, восприимчивость к разным видам искусства, умение слушать и пр., так как это все связано с сохранными центрами головного мозга. Содержание потенциала развития, может быть представлено как взаимосвязь частных потенциалов - разума, чувств, воли, тела, общественного, креативного, духовного, отражающих различные аспекты этого феномена: «Потенциал разума - способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь [6].

Потенциал воли - способность человека к самореализации, умении ставить цели и достигать их, выбирать адекватные средства.

Потенциал чувств - связан со способностью человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других.

Потенциал тела - способность осознавать, дифференцировать, понимать собственные ощущения, телесные потребности, умение саморегулировать телесные процессы.

Общественный потенциал - способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, обретение чувства принадлежности к социуму, стремление повышать уровень культуры, общения социального интеллекта, коммуникативной компетентности.

Креативный потенциал - способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний. В поле креативности интегрируются все

77

№6 (9) 2017 www.j-chr.com

ТЕМА НОМЕРА:

78

три уровня организации человека: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Духовный потенциал - способность развивать духовную природу человека, выражать (воплощать) высшие ценности в жизнь» [4].

Опираясь на характеристику потенциала личности как иерархизированно-го и системного образования, возможно сделать предположение о возможности осуществления механизма компенсации. Гуманистическая парадигма образования провозглашает основной задачей

психолога создание условий для развертывания и осуществления всех потенций человека, а в качестве основного содержания коррекционной работы, строящейся как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка.

Для успешного овладения ФГОС НОО данной категорией обучающихся в условиях общеобразовательной организации, им необходимы специально созданные условия [2] Эффективность инклюзивного обучения детей с ОВЗ, часто зависит от компетентности педагога, работающего с данной категорией учащихся в условиях общеобразовательной организации. Не всегда учитель может оказать адекватную помощь, ученику, поэтому возможно выпадение ребенка из системы специальных образовательных услуг и снижение результативности коррекционно-педаго-гической работы. Для учащихся с задержкой психического развития, характерны инертность, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, снижение способности концентрации и переключения внимания, а также скорости переработки информации, отсутствие интереса к обучению, трудности в самостоятельном использовании полученных знаний в новых ситуациях и осуществлении пере-

носа сформированных навыков.

У детей с задержкой психического развития недостаточный объем, точность и низкая скорость запоминания, преобладание механического запоминания над словесно- логическим, быстрое забывание материала. У них отмечается инертность мышления и поверхностность мышления, низкая познавательная активность. [6]

Для того, чтобы избежать «механического» формального запоминания материала, необходимо построить обучение так, чтобы усвоение учебной информации было построено не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных знаний. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность. Опираясь на психолого-педагогические исследования можно выделить основные условия, способствующие успешному обучению детей с задержкой психического развития.

К ним относятся: ведущая роль учителя в обучении; дозированная учебная нагрузка; частая смена видов деятельности; доступное, пошаговое, опирающееся на личный опыт ребёнка преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия; сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения; использование разных видов наглядных пособий (натуральные предметы, картины, макеты, модели, схемы) на всем протяжении школьного обучения; включение в урок коррекци-онно-развивающие упражнений; индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся; оказание школьникам различных видов помощи на уроке; установление совместно с педагогом причинно-следственных зависимостей; создание проблемных ситуаций, обучение распознаванию противоречий и решению простейших логических задач; выполнение опытов и практических работ с целью раскрытия сущности изучаемого явления

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:

или процесса; использование дидактических игр и занимательного материала на всех годах обучения; включение новых знаний в систему ранее сформированных; практическая направленность обучения, формирование умений использовать знания, полученные на уроках в реальной

жизни. [4,5] Описанные методические приёмы не исчерпывают всего многообразия средств, которые возможно применять на уроках в процессе обучения детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпушкина Н.В. Психологические особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития / Н.В. Карпушкина // Актуальные проблемы специальной психологии и педагогики. - Казань, 2012. С. 42-48.

2. Каштанова С.Н. Исследование поло-ролевой идентичности у подростков с умственной отсталостью / С.Н. Каштанова, А.Н. Николаева // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1544.

3. Кисова В.В. Теоретические и экспериментальные исследования саморегуляции в учебно-познавательной деятельности у детей с нормальным и задержанным темпом развития / В.В. Кисова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 2-1. С. 130-135.

4. Конева И.А. К проблеме интегрированного обучения подростков с задержкой психического развития / И.А. Конева // Приволжский научный вестник. - 2014. № 8 - 2(36). С. 57-61.

5. Конева И.А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития / И.А. Конева // Современная психология - 2004.-№ 1 - С. 22.

6. Кудрявцев В.А. Технологии интегра-тивной психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья / В.А. Кудрявцев, С.Н. Каштанова // Школа XXI века: тенденции и перспективы. Чебоксары, 2014. С. 171-175.

79

№6 (9) 2017 www.j-chr.com

ТЕМА НОМЕРА:

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THINKING IN CHILDREN WITH ZPR

© Elena A. Sorokoumova, Elena S. Kalugina

Sorokoumova Elena A. - Professor of the Department of psychology of work and psychological counseling, Moscow State Pedagogical University (MPGU). E-mail: CEA51@mail.ru

Kalugina Elena S. - Master's degree, direction of training: Digital generation of upbringing and development of personality, Moscow Pedagogical State University (MPGU). Address: 119991, Central Federal District, Moscow, Malaya Pirogovskaya Street, Building 1, Building 1.

ABSTRACT

The article explores the peculiarities of the education and upbringing of children with a violation of psychological development in preschool education. Types of violations of psychological development, caused by certain causes and having their own peculiarities of emotional immaturity and violations of cognitive activity are presented.

Key words: education, children, violation, psychological development.

80

REFERENCE

1. Karpushkina N.V. Psikhologicheskiye oso-bennosti vospriyatiya uchitelya starshimi po-drostkami s zaderzhkoy psikhicheskogo razviti-ya / N.V. Karpushkina // Aktual'nyye problemy spetsial'noy psikhologii i pedagogiki. - Kazan',

2012. S. 42-48.

2. Kashtanova S.N. Issledovaniye polorole-voy identichnosti u podrostkov s umstvennoy otstalost'yu / S.N. Kashtanova, A.N. Nikolayeva // Sovremennyye problemy nauki i obrazovani-ya. 2014. № 6. S. 1544.

3. Kisova V.V. Teoreticheskiye i eksperimental'nyye issledovaniya samoreguly-atsii v uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti u detey s normal'nym i zaderzhannym tempom razvitiya / V.V. Kisova // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk.

2013. T. 15. № 2-1. S. 130-135.

№6 (9) 2017 www.j-chr.com

4. Koneva I.A. K probleme integrirovannogo obucheniya podrostkov s zaderzhkoy psikh-icheskogo razvitiya / I.A. Koneva // Privolzhskiy nauchnyy vestnik. - 2014. № 8 - 2(36). S. 57-61.

5. Koneva I.A. K probleme pozdney differentsial'noy diagnostiki intellektual'nogo nedorazvitiya i zaderzhki psikhicheskogo raz-vitiya / I.A. Koneva // Sovremennaya psikhologi-ya - 2004.-№ 1 - S. 22.

6. Kudryavtsev V.A. Tekhnologii integrativnoy psikhologo-pedagogicheskoy reabilitatsii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / V.A. Kudryavtsev, S.N. Kashtanova // Shkola XXI veka: tendentsii i perspektivy. Cheboksary, 2014. S. 171-175.

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.