Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z'

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
поколение / обучение / обучающийся / студент / игра / занятие.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Г.И., Колупаева Е.А., Книга М.Д., Собкалова М.И.

Рассматриваются вопросы, связанные с обучением студентов, относящихся к поколению Z, которое называют цифровым поколением, поколением мультимедийных технологий, получающим всю информацию из сети Интернет. Как давать знания обучающимся, которые концентрируют свое внимание лишь на восемь секунд и обладают «клиповым» мышлением?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z»

gs^ модернизация образования ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-77-80 NIION: 2018-0076-1/23-12 MOSURED: 77/27-023-2023-1-12

КОЗЫРЕВА Галина Ивановна,

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Центрального филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», е-mail: galya.kozyreva.63@mail.ru

КОЛУПАЕВА Елена Алексеевна,

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Центрального филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,

е-mail: elenk001@mail.ru

КНИГА Марина Давидовна,

доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин Центрального филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,

е-mail: marinakniga@mail.ru

СОБКАЛОВА Маргарита Ивановна,

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

Центрального филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», е-mail: sob-margarita.1977@yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с обучением студентов, относящихся к поколению Z, которое называют цифровым поколением, поколением мультимедийных технологий, получающим всю информацию из сети Интернет. Как давать знания обучающимся, которые концентрируют свое внимание лишь на восемь секунд и обладают «<клиповым» мышлением?

Ключевые слова: поколение, обучение, обучающийся, студент, игра, занятие.

KOZYREVA Galina Ivanovna,

Senior Lecturer of Department of General Education Disciplines of the Central branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institutional of Higher Education «The Russian State University of Justice»

KOLUPAEVA Elena Alekseevna,

Senior Lecturer of Department of General Education Disciplines of the Central branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institutional of Higher Education «The Russian State University of Justice»

KNIGA Marina Davidovna,

Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General Education Disciplines of the Central branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institutional of Higher Education «The Russian

State University of Justice»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

SOBKALOVA Margarita Ivanovna,

Lecturer of Department of General Education Disciplines of the Central branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institutional of Higher Education «The Russian

State University of Justice»

ON THE ISSUE OF GENERATION Z TRAINING

Annotation. The authors considers the issues related to the education of students belonging to generation Z, which is called the digital generation, the generation of multimedia technologies that receives all information from the Internet,. How to give knowledge to students who concentrate their attention for only eight seconds and have "clip" thinking?

Key words: generation, training, student, student, game, occupation.

В 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом была создана «теория поколений». В 2003-2004 годах «теория поколений» была адаптирована для России группой социологов и психологов: Ю.А. Левада, В.В. Гаврилюк, Н.А. Три-коз, Е.М. Шамиз, А. Антипов.

Согласно этой теории, всех людей, начиная с 1944 года рождения, разбили на 4 группы (поколения). Людей одной группы объединял определенный возрастной интервал, и все они сформировались в личности под влиянием одних и тех же факторов развития общества (социальных, культурных, экономических и политических событий, технического прогресса).

В настоящее время в одной образовательной организации обучаются и работают, как правило, представители всех четырех поколений: Бэби-бумеры, X, Y и Z.

Поколение бэби-бумеров (1944-1963) оптимистично, имеет заинтересованность в личном росте и вознаграждении. В то же время им присущ коллективизм и командный дух, культ молодости. Данное поколение называют последним поколением советского периода. Развитие и формирование их ценностей пришлось на период зарождения компьютерной и космической эры. Это не могло не отразиться на образовании.

Следующее поколение (1964-1984) - поколение Х (поколение перестройки) - всегда готово к переменам. Представители этого поколения уже повсеместно демонстрируют всеобщую информированность и техническую грамотность. Они выражают готовность учиться в течение всей жизни. Формирование личности пришлось на начало эры интернета.

Черты поколения Y (1985-2000) оформились в тот момент, когда интернет стал завоевывать мир. Поэтому это поколение еще называют цифровым поколением. Для людей поколения Y характерны гражданский долг и мораль, ответственность. В то же время многие из них являются скептиками и не умеют подчиняться.

И, наконец, поколение Z, рожденное после 2001-2003 годов, формируется в момент прихода цифровых технологий в образование. Поэтому о них говорят, что они рождены цифровой революцией. Массовое соответствие моде, зависимость от гаджетов - вот те основные общие черты представителей этого поколения [2].

Далее мы будем рассматривать вопросы, связанные с обучением студентов, относящихся к поколению Z, так как именно они составляют контингент обучающихся на факультете непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». Прежде чем решать вопросы о том, как и чему будем учить, необходимо понять, кого нам предстоит обучать. Мы имеем дело с цифровым поколением, поколением мультимедийных технологий, которое всю информацию получает из сети Интернет. Умение работать с информацией придает им уверенности в себе, в своих суждениях, которые далеко не всегда бывают правильными. Они - поколение Z - рассказывают в блогах о своей жизни зачастую довольно правдиво и подробно. Они предпочитают живому общению общение в виртуальном пространстве. У них много виртуальных друзей, которых они не знают лично.

Все вышесказанное приводит к тому, что у таких людей начинает по-другому функционировать память: она становится поверхностной и короткой.

Основной отличительной чертой нового поколения является клиповое мышление, под которым понимается способность красочного и краткого восприятия мира, что достигается различными техническими средствами.

Обучающиеся тяжело излагают свои мысли, они практически не читают. Написать сочинение и выучить стих наизусть - сложнейшая задача! Подача материала в виде презентаций, фильмов, формулировки с минимальным количеством текста - вот что привлекает современного студента больше всего в процессе обучения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Клиповое мышление имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести быстроту реагирования на любые изменения. Благодаря клиповому мышлению, наш мозг приобретает свойство отсеивать ненужную информацию, тем самым спасаясь от информационной перегрузки. Еще один плюс заключается в развитии многозадачности: современный ребенок может одновременно выполнять несколько функций: осуществлять поиск в сети, слушать музыку, общаться в чате, есть бутерброд.

Клиповое мышление имеет и свои минусы: неспособность долго концентрироваться на изучаемом объекте; снижается коэффициент усвоения знаний; невнимательность к деталям и т.д.

Но, несмотря на эти минусы, оно прочно вошло в наше сознание. Поэтому необходимо грамотно использовать его в образовательном процессе. Задача - сверхсложная, потому что приходится давать знания обучающимся, которые концентрируют свое внимание лишь на восемь секунд и обладают «клиповым» мышлением [4].

Современный процесс обучения включает в себя: восприятие материала, его осмысление, сознательную творческую переработку, ясное выражение, самопроверку и применение как в системе учебных занятий, так и во внеаудиторной самостоятельной работе [3].

Для студентов 1 курса факультета непрерывного образования основной формой познавательной деятельности был и остается урок. Современный студент далеко не всегда демонстрирует желание и готовность принять те знания, которые преподаватель готов ему передать. Чтобы получить положительный результат обучения, необходимо изменить систему взаимоотношений между преподавателем и обучающимся: преподаватель перестает быть лишь источником знаний, а студент - пассивным получателем этих знаний [5].

Достичь таких взаимоотношений можно применяя образовательные технологии широкого профиля, даже незаслуженно забытые. Наилучшим образом это реализуется, например, при использовании такой технологии обучения как игровая. Причем, как показывает практика, студенты лучше реагируют на игры, чем на просмотр презентаций. Использование игровой ситуации на уроке приводит к тому, что труднодоступный и, как следствие этого, неинтересный материал усваивается легче и успешнее. Хоть студенты 1 курса считают себя уже достаточно взрослыми, чтобы играть, но именно во время игры они увлекаются процессом, она их привлекает, занимает и активизирует!

Грамотное сочетание игры (одного из древнейших средств воспитания и обучения) с совре-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

менными методическими приемами и формами повышает эффективность преподавания.

Использование игрового метода в обучении позволяет решить множество задач одновременно:

• способствует развитию творческого мышления обучающегося;

• формирует умение определять проблемы;

• вырабатывает способность к принятию решения;

• развивает познавательный интерес к предмету;

• оказывает сильное эмоциональное воздействие на обучающегося;

• формирует черты характера, собственные взгляды [1].

При проведении занятия в игровой форме включаются в работу различные виды памяти: ассоциативная, механическая, зрительная и другие. Можно сказать, что игра на занятии является комплексным носителем информации.

В игре материал усваивается гораздо легче, так как задействованы все органы приема информации. Причем игру воспринимают даже отстающие обучающиеся. Личные качества студента, такие как находчивость, смекалка, выходят на первый план. Они становятся важнее знаний предмета. В процессе игры происходит стопроцентная активизация деятельности обучающихся на уроке. А их деятельность носит творческий, практический характер.

Но есть и минусы в применении игровых моментов в обучении:

- организация и проблемы с дисциплиной;

- трата большого количества времени;

- нельзя использовать для всех тем дисциплины;

- сложности в оценке обучающихся (при групповом участии студентов);

- работа, как правило, одних и тех же студентов.

Но, несмотря на это, такая форма образовательной технологии имеет право жить!

Анализируя опыт преподавателей нашего вуза, можно сказать, что все студенты, независимо от их уровня подготовки, увлеченно участвуют в учебном процессе, и каждый вносит свой личный вклад.

Можно применить игровые технологии не только при объяснении нового материал, но и при опросе обучающихся по ранее изложенному материалу.

Например, в игре «Мировая почта» при опросе по теме «Художественная культура стран Ближнего Востока» (учебный предмет «Мировая художественная культура») студент получает 9 карточек с названиями артефактов, которые надо

разложить по трем конвертам с разными адресами: «Месопотамия», «Древний Египет» и «Индия».

Опрос пройдет более живо и с интересом, если использовать ромашку, на оборотных сторонах лепестков которой написаны вопросы, на которые должен ответить студент. Игра так и называется - «Ромашка».

На этапе занятия «Закрепление» используются такие игры, как: 1) «Художественная пара». Студент должен сопоставить картину и автора, то есть, какая из пар верна, а какая - нет.

2) «Восстановите слова». Студентам предлагаются несколько слов, написанных на доске. Им необходимо переставить буквы таким образом, чтобы получились термины, которые они узнали в процессе урока или при изучении темы. После того, как слова из терминов будут получены, необходимо дать этим словам определения.

На занятиях по истории студенты заполняют рабочие листы, включающие решение кроссворда, расшифровку секретного донесения с важной информацией, составление графиков. Игра «Историческое лото» требует знания дат и содержит элемент состязательности.

Таким образом, в процессе игрового урока развивается не только умение применять полученные знания, но и элементы творчества и смекалки. Обучающиеся мотивируются к получению знаний по конкретной теме занятия и к наукам в целом!

Список литературы:

[1] Гуренович Г.В. Игровые технологии на уроках географии / Г.В. Гуренович // в сборнике: Педагогика, психология и образование: вызовы и перспективы. - 2019. - С. 39-42 - Текст : электронный - URL: https:// elibrary.ru (дата обращения 23.12.2022).

[2] Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? / Н.А. Зайцева // Российские региона : взгляд в будущее. - 2015. - №2. - Т.2. -С. 220-236. - Текст : электронный - URL: https:// www.elibrary.ru/ (дата обращения 23.12.2022).

[3] Книга М.Д. Значение истории в процессе формирования общих компетенций юриста /М.Д. Книга, К.О. Борисов // Формирование исследовательских компетенций личности дидактическими средствами : материалы науч.-практ. студенч.

конф. (Воронеж, 20 апр. 2017 г.). - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 120-124. -Текст : непосредственный.

[4] Поколение Z - самое правильное поколение? // Аккредитация в образовании. - 2017. - № 8(100). - С. 80-84. - EDN ZAUPVZ. - Текст : электронный - URL: https://www.elibrary.ru/ elibrary_37174579_72537972.pdf (дата обращения 20.01.2023).

[5] Пророкина Е.А. Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы / Е. А. Проро-кина // Академическая публицистика. - 2021. - № 5. - С. 559-561. - EDN VRAHEY. - Текст : электронный - URL: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения 20.01.2023).

Spisok literatury:

[1] Gurenovich G.V. Igrovye tekhnologii na urokah geografii / G.V. Gurenovich // v sbornike: Ped-agogika, psihologiya i obrazovanie: vyzovy i perspek-tivy. - 2019. - S. 39-42 - Tekst : elektronnyj - URL: https:// elibrary.ru (data obrashcheniya 23.12.2022).

[2] Zajceva N.A. Teoriya pokolenij: my raznye ili odinakovye? / N.A. Zajceva // Rossijskie regiona : vzglyad v budushchee. - 2015. - №2. - T.2. - S. 220236. - Tekst : elektronnyj - URL: https://www.elibrary. ru/ (data obrashcheniya 23.12.2022).

[3] Kniga M.D. Znachenie istorii v processe formirovaniya obshchih kompetencij yurista /M.D. Kniga, K.O. Borisov // Formirovanie issledovatel'skih kompetencij lichnosti didakticheskimi sredstvami : materialy nauch.-prakt. studench. konf. (Voronezh, 20 apr. 2017 g.). - CHeboksary : CNS «Interaktiv plyus», 2017. - S. 120-124. - Tekst : neposredstven-

nyj.

[4] Pokolenie Z - samoe pravil'noe pokolenie? // Akkreditaciya v obrazovanii. - 2017. - № 8(100). - S. 80-84. - EDN ZAUPVZ. - Tekst : elektronnyj - URL: https://www.elibrary.ru/ eli-brary_37174579_72537972.pdf (data obrashcheniya 20.01.2023).

[5] Prorokina E.A. Delovaya igra kak sredstvo aktivizacii uchashchihsya v processe prepodavaniya russkogo yazyka i literatury / E. A. Prorokina // Akade-micheskaya publicistika. - 2021. - № 5. - S. 559561. - EDN VRAHEY. - Tekst : elektronnyj - URL: https://www.elibrary.ru/ (data obrashcheniya 20.01.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.