Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ИГРОТЕКА" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА МФК КГМУ "BENE FACITIS")'

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ИГРОТЕКА" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА МФК КГМУ "BENE FACITIS") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕР / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балабко А.Д., Тарасенко А.В., Гладунцова Е.Б.

В статье рассматривается опыт общих и культурных компетенций, которые формируются, в том числе, в рамках социального проекта «Игротека» на базе Медико-фармацевтического колледжа ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России. Авторы представляют опыт социального проекта в работе с детьми от 3 до 13 лет, целью которого является повысить социальную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балабко А.Д., Тарасенко А.В., Гладунцова Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROJECT “IGROTEKA “(FROM THE EXPERIENCE OF THE VOLUNTEER TEAM OF THE IFC KSMU “BENE FACITIS”)

The article discusses the experience of general and cultural competencies, which are formed, among other things, within the framework of the social project “Igroteka” on the basis of the Medical and Pharmaceutical College of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Kursk State Medical University” of the Ministry of Health of Russia. The authors present the experience of a social project in working with children from 3 to 13 years old, the purpose of which is to increase social activity.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ИГРОТЕКА" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА МФК КГМУ "BENE FACITIS")»

peer-reviewed • open access journal

ISSN 2500-3585

58

DOI: 10.21626/j-chr/2022-2(31)/8 EDN: MHTVST УДК: 378.37

От науки к практике

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИГРОТЕКА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА МФК КГМУ «BENE FACITIS»)

© Балабко А.Д., Тарасенко А.В., Гладунцова Е.Б.

Балабко А.Д. - студент, МФК ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России Тарасенко А.В. - студент, МФК ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России Гладунцова Е.Б. — преподаватель, МФК ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России Адрес: 305041, Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация

В статье рассматривается опыт общих и культурных компетенций, которые формируются, в том числе, в рамках социального проекта «Игротека» на базе Медико-фармацевтического колледжа ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России. Авторы представляют опыт социального проекта в работе с детьми от 3 до 13 лет, целью которого является повысить социальную актив-

Ключевые слова: волонтер, здоровый образ жизни, коммуникативное развитие, социальный проект.

АННОТАЦИЯ

ность.

В отечественной науке и практике проблема влияния информационных технологий на формирование социальных навыков подрастающего поколения востребована и актуальна. По мнению ряда специалистов, технологические новинки оказывают значительное влияние на двигательную активность, формирование коммуникативной компетентности современных детей и подростков. Большое распространение приобретает виртуальный мир как способ взаимодействия друг с другом [2]. Игнорируя живое общение, подростки лишают себя возможности обрести друзей, с которыми можно поделиться планами, мыслями, переживаниями, тревогами, трудностями. Живое активное здоровое общение способствует обретению друзей, которые зачастую живут по соседству [1].

По мнению Ю.И. Тарасовой, в развитии активного здорового общения важную роль играют игры на свежем воздухе, благотворно влияющие на организм ребенка и формирующие социально-психологические навыки [5].

Проблема игры как специфической формы деятельности всегда была актуальной. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств развития и воспитания детей. Исследования отечественных педагогов и психологов (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание и развитие детей не только дошкольного возраста, но и продолжает быть активным средством и в младшем школьном возрасте [2].

Большую роль в обосновании педагогического значения игры и методики ее применения в воспитании детей и подростков сыграли ученые и общественные деятели М.Н. Алиев, М.В. Леткина, Н.О. Массалитинова, Д.М. Маллаев, М.Г. Марц, В.М. Мин-булатов, Н.С. Филитис, К.Д. Чермит, С.Т. Шацкий и др. [2]

Игра — это средство социально-коммуникативного развития. По мнению В.А. Су-хомлинского, «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [4]. Как считают исследователи, важную роль при умелом проведении активных игр играет личность специалиста, его воспитательные компетенции. В игре обучающиеся подросткового возраста активизируют мотивационный потенциал, вырабатывают инициативу, самостоятельность; развивают внимательность, дисциплинированность, чувство здорового соперничества, принятие решений [6].

С 2021 года добровольцы МФК ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (далее — МФК КГМУ) волонтерского отряда «Bene facitis» («Твори добро») реализуют социальный проект «Игротека». Основные целевые группы, на которые направлена проектная инициатива — дети от 3 до 13 лет.

Цель проекта: сформировать навыки здорового образа жизни, повысить социальную активность среди детей и подростков, потребность в живом общении.

Задачи проекта: развитие у обучающихся подросткового возраста навыков коммуникации со сверстниками, формирование здоровье сберегающего поведения, умения самостоятельно организовать и провести сезонные игры на свежем воздухе; выработка навыков общественно-значимой добровольческой деятельности среди студентов, совершенствование их практических умений и профессиональных навыков по взаимодействию с детьми разного возраста и различных социальных категорий.

Реализация проекта предполагала несколько этапов. Первый этап — подготовка волонтеров к работе в проекте — обучение в Школе обучения волонтеров на базе МФК КГМУ. Основным содержанием программы Школы обучения волонтеров являлось знакомство участников Школы с особенностями подросткового возраста, психическим развитием подростков, социально-психологическими проблемами данной возрастной

59

60

категории; особенностями взаимодействия в семье, имеющей детей-подростков. Важную часть программы составляло знакомство с особенностями подростков-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Практические занятия предполагали решение ситуационных задач, направленные на выработку правил выхода из конфликтных ситуаций, формирование поведенческих навыков при асоциальном поведении детей и подростков.

Второй этап заключался в организации, разработке и подготовке сезонных игр. Третий этап предполагал работу волонтеров в микрогруппах, каждая из которых реализовывала игровые мероприятия на закрепленных за ними детских дворовых площадках города. Следует отметить, что с современные игровые площадки, расположенные во дворах, достаточно хорошо оборудованы. Это позволяет использовать ресурсы площадок для создания новых игр и конкурсов в рамках реализации социального проекта «Игротека».

Основными требованиями к началу взаимодействия волонтеров проекта и его участников (подростков, детей, родителей) является знакомство / предоставление удостоверения волонтера проекта, согласие родителей на участие их детей и подростков в реализации мероприятий проекта, установление контакта. Используемые волонтерами тренинговые упражнения и игровые методики: «Снежный ком», «Невербальное знакомство», «Тезки», «Дружба», «Плот», «Назовись», «Волшебная палочка», «Дрозд».

Программа мероприятий социального проекта предполагает участие подростков в изученных ранее играх и знакомство с правилами новой игры. Также игры чередуются «спокойные-подвижные», чтобы не допустить переохлаждения и переутомления. Крайне важно, чтобы игры и используемый инвентарь были не травмоопасны. К этому вопросу наши волонтеры подходят очень ответственно.

Следует отметить, что активными участниками проекта стали также дети дошкольного возраста (3-4 года), которые принимали участие вместе с родителями в игре с мячом, Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движению кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности. В играх с мячом развиваются такие физические качества, как быстрота реакции, сила, ловкость. Арсенал игр с мячом: «Кто кем был?», «Я знаю пять...», «Земля, воздух, огонь, вода», «Собачка», «Обман», «Свободный мяч» и т.д.

Дети дошкольного возраста (5-10 лет) активно участвуют в подвижных играх («Али-Баба», «Пол-потолок» и др.). Особое место у участников социального проекта занимают игры - соревнования, эстафеты с мячом, которые направлены на формирование чувства ответственности работы в команде.

Дети подросткового возраста (11-13 лет) ориентированы на участие в интеллектуальных играх.

Для достижения целей социального проекта важным направлением реализации мероприятий является работа волонтеров в смешанных командах (подростки, дети, волонтеры). Игровая деятельность в таких командах предполагает акцентирование на обучение взаимодействия членов смешанной команды, уважение позиций и мнения других, оценка возможности смешанной команды ее членами, помощь отстающим в группе.

Результаты реализации программы за 2021-2022 гг. представлены в таблице 1.

Таким образом, социальный проект «Игротека» является позитивным опытом формирования профессиональных компетенций волонтеров и способствует эффективной №2 (31) 2022 организации досуговой деятельности детей подросткового возраста. www.j-chr.com

Таблица. 1. Итоговые показатели реализации программы социального проекта «Игротека»

Показатели Количество

Волонтеры отряда, включенные в реализацию проекта 15 чел.

Дети п подростки, ставшие постоянными участниками «Игротеки» 120 чел.

Встречи на детских площадках города 30 чел.

Часы, проведенные вместе 57 чел.

Игры, которым научили волонтеры 35 чел.

Игры, которым научили дети и подростки 20 чел.

Нашли друга 100 чел.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игра как средство обучения и воспитания детей. — URL: https://infourok.ru/igra_ kak_sredstvo_obucheniya_i_vospitaniya_detey479906.htm (дата обращения: 04.04.2022). — Текст : электронный.

2. Игровые технологии в начальной школе. — Режим доступа: https://infourok.ru/ statya-igrovie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole-748890.html (дата обращения: 04.04.2022). — Текст : электронный.

3. Овсянникова, М. П. Значение игры для дошкольников / М. П. Овсянникова, А. А. Кутняк, И. Н. Балакина // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 347-350. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40177/ (дата обращения: 04.04.2022). - Текст : электронный.

4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с. — Текст : непосредственный.

5. Тарасова, Ю. И. Актуальные проблемы игровой деятельности в современном мире / Ю. И. Тарасова // Молодой ученый. - 2020. - № 2 (292). - С. 412 - 415. - URL: https:// moluch.ru/archive/292/66092/ (дата обращения: 16.05.2022). — Текст : электронный.

6. Хилалутдинова, А. М. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников / А.М. Хилалутдинова // Начальная школа. — 2008. — №7. - С. 44 - 52. — Текст : непосредственный.

Получена: 25.04.2022 г. Принята к публикации: 23.06.2022 г.

61

SOCIAL PROJECT "IGROTEKA "(FROM THE EXPERIENCE OF THE VOLUNTEER TEAM OF THE IFC KSMU "BENE FACITIS")

© Arina D. Balabko, Anastasia V Tarasenko, Elena B. Gladuntsova

Arina D. Balabko — Student, College of Medicine and Pharmacy, Kursk State Medical University

Anastasia V. Tarasenko — Student, College of Medicine and Pharmacy, Kursk State Medical University

Elena B. Gladuntsova — Teacher, College of Medicine and Pharmacy, Kursk State Medical University

Address: 305041, 3, K. Marx street, Kursk, Russian Federation

ABSTRACT

The article discusses the experience of general and cultural competencies, which are 62 formed, among other things, within the framework of the social project "Igroteka" on the

basis of the Medical and Pharmaceutical College of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kursk State Medical University" of the Ministry of Health of Russia. The authors present the experience of a social project in working with children from 3 to 13 years old, the purpose of which is to increase social activity.

Keywords: v olunteer, healthy lifestyle, communicative development, social project.

REFERENCES

1. Igra kak sredstvo obucheniya i vospitaniya detej. — URL: https://infourok.ru/igra_kak_ sredstvo_obucheniya_i_vospitaniya_detey479906.htm (data obrashcheniya: 04.04.2022). — Tekst : elektronnyj.

2. Igrovye tekhnologii v nachal'noj shkole. — Rezhim dostupa: https://infourok.ru/statya-igrovie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole-748890.html (data obrashcheniya: 04.04.2022). - Tekst : elektronnyj.

3. Ovsyannikova, M. P. Znachenie igry dlya doshkol'nikov / M. P. Ovsyannikova, A. A. Kut-nyak, I. N. Balakina // Molodoj uchenyj. - 2017. - № 9 (143). - S. 347-350. - URL: https://moluch. ru/archive/143/40177/ (data obrashcheniya: 04.04.2022). - Tekst : elektronnyj.

4. Suhomlinskij, V A. Serdce otdayu detyam / VA. Suhomlinskij. - Kiev: Radyans'ka shkola, 1974. - 288 s. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Tarasova, YU. I. Aktual'nye problemy igrovoj deyatel'nosti v sovremennom mire / YU. I. Tarasova // Molodoj uchenyj. - 2020. - № 2 (292). - S. 412 - 415. - URL: https://moluch.ru/ archive/292/66092/ (data obrashcheniya: 16.05.2022). - Tekst : elektronnyj.

6. Hilalutdinova, A. M. Igrovaya tekhnologiya kak zdorov'esberegayushchij faktor v obu-

№2 (31) 2022

chenii i razvitii mladshih shkol'nikov / A.M. Hilalutdinova // Nachal'naya shkola. - 2008. - №7. - S. 44 - 52. - Tekst : neposredstvennyj.

Received: 25.04.2022 Accepted: 23.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.