Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1794
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методы и приемы обучения / современная образовательная среда / смешанное обучение / современный урок. / methods and techniques of teaching / modern educational environment / mixed learning / modern lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белых Дмитрий Николаевич

в статье поднимается вопрос об актуальных методах и приемах преподавания в современной школе в условиях развивающегося технологического подхода к обучению и современных образовательных проблем. Автором статьи рассматриваются основные проблемы современного образования, отмечаемые исследователями в последние годы. Предлагаются методы и приемы работы на уроках, являющиеся актуальными в условиях смешанного обучения, по мнению автора статьи. Приводится личный преподавательский опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL METHODS AND TECHNIQUES OF TEACHING IN MODERN SCHOOL

this article raises the question about actual methods and techniques of teaching in modern school in conditions of a developing technological approach and modern educational problems. Article's author considers main problems of modern education that were mentioned by the scientists in last few years. Actual methods and techniques of teaching, that are especially useful in conditions of mixed learning, are suggested. Author gives his personal teaching experience.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ В

СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Белых Д.Н. Email: Belykh6116@scientifictext.ru

Белых Дмитрий Николаевич - учитель русского языка и литературы, китайского языка, государственное бюджетное образовательное учреждение Школа «Перспектива», г. Москва

Аннотация: в статье поднимается вопрос об актуальных методах и приемах преподавания в современной школе в условиях развивающегося технологического подхода к обучению и современных образовательных проблем. Автором статьи рассматриваются основные проблемы современного образования, отмечаемые исследователями в последние годы. Предлагаются методы и приемы работы на уроках, являющиеся актуальными в условиях смешанного обучения, по мнению автора статьи. Приводится личный преподавательский опыт.

Ключевые слова: методы и приемы обучения, современная образовательная среда, смешанное обучение, современный урок.

ACTUAL METHODS AND TECHNIQUES OF TEACHING IN MODERN SCHOOL

Belykh D.N.

Belykh Dmitriy Nikolaevich - Teacher of Russian language, literature and chinese language, STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SCHOOL «PERSPEKTIVA», MOSCOW

Abstract: this article raises the question about actual methods and techniques of teaching in modern school in conditions of a developing technological approach and modern educational problems. Article's author considers main problems of modern education that were mentioned by the scientists in last few years. Actual methods and techniques of teaching, that are especially useful in conditions of mixed learning, are suggested. Author gives his personal teaching experience.

Keywords: methods and techniques of teaching, modern educational environment, mixed learning, modern lesson

УДК 331.225.3

Педагогика, как наука, насчитывает множество методов и приёмов преподавания учебных дисциплин, а профессия учителя предполагает использование хотя бы части этого многообразия методов и приёмов. Набираясь опыта и погружаясь всё глубже в профессию, каждый учитель формирует свой личный комплект методов и приёмов. При формировании такого комплекта учитываются индивидуальные особенности учителя, преподаваемого предмета и, разумеется, учеников. В силу привычки многие из этих методов используются на постоянной основе. Однако, вынужденный переход на дистанционный формат обучения в 2020-2021 учебном году, последующее возвращение к очному формату, вынуждают учителей искать новые, непривычные для них методы и приёмы, подходящие для детей «здесь и сейчас». Именно поэтому вопрос об актуальных методах и приёмах преподавания сейчас важен как никогда.

Действительно, сложившаяся ситуация взволновала педагогическое сообщество. Изменилось отношение к компетенциям, которыми должен овладеть ученик в школе, осуществился переход от традиционных подходов к содержанию образования к сообразному с современным уровнем развития общества и компетентностному подходу, а интегративные цели стали преобладать над преподносящими [5]. Кроме того, изменился подход к компетенциям, которыми должен обладать современный учитель. Об этом в своей работе пишет Т.А. Болдова, автор отмечает необходимость иного подхода к подготовке будущих преподавателей в связи с возникающими проблемами, говоря о необходимости включения в программу подготовки знаний и умений, которые необходимы для использования интернет-технологий [1, с. 10]. О современных проблемах образования в свой статье говорит и В.Ф. Чертов, отмечая, что «.. .цифровизация, в особенности в гуманитарной сфере, имеет не только позитивные, но и негативные последствия, что ничто не заменит живого общения учителя и ученика, что современные технологии могут и должны использоваться в качестве одного из средств обучения, когда другие средства либо недоступны, либо не дают нужного эффекта, что любые изменения в содержании образования и формах контроля, в самой теории и методике обучения литературе должны учитывать современные форматы получения, обработки и интерпретации информации, в том числе художественной, а также эффективные, понятные и доступные нынешним школьникам формы коммуникации» [6, с. 12]. Важно

отметить, что наряду с предметными проблемами в образовании, затрагиваются и проблемы воспитания. В среде современных подростков формируется иная картина мира, которая существенно отличается от той, что устанавливалась пять или десять лет назад. Популяризация видеоблогов и способы заработка путём создания, зачастую, низкокачественного контента привели среднестатистических обучающихся к мысли, что для дальнейшей благоприятной жизни и заработка им не нужно обучение в школе. Данная проблема ещё больше усугубилась карантином и дистанционным обучением 2020-2021 учебного года, когда большинство детей остались без реального физического общения со сверстниками, один на один с самими собой, а подавляющую часть их досуга так или иначе составлял контент видеоблогов. То есть мы видим, что глобальная цифровизация приводит к размышлениям о дальнейшей судьбе современного образования, требует от учителя своевременных и современных решений. Поэтому сейчас как никогда важно интегрировать воспитательные методики и приёмы в учебные, составляя своего рода коллаборацию первых и вторых.

Одним из способов вернуть интерес к урокам является приём игры в мяч. Как отмечается в статье «Игровые приёмы как средство повышения мотивации учащихся на начальном этапе обучения иностранному языку» [2], об обучающих возможностях игр известно давно, многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Действительно, именно в игровой форме проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Предлагаем рассмотреть апробированную на уроках русского и китайского языков игру с мячом. Для игры необходимо взять на урок небольшой мягкий (для предотвращения травматизма) мяч. Когда учитель на уроке задаёт вопрос ученику, он бросает ему мячик, ученик должен поймать и ответить. Можно усложнить: попросить ученика бросить мячик кому-то из его одноклассников, и задать вопрос уже следующему «адресату». После долгого отсутствия очных уроков, живого общения и, главное, физической активности, даже учащиеся старших классов будут рады такому приёму. Опыт показывает, что ради мячика даже отстающие ребята тянут руку, что не может не радовать, ведь это мотивирует к работе.

Ещё одним примечательным приёмом является «упражнение Джеффа» [4]. Учебное помещение делится на три зоны: зона «да», зона «нет» и зона «может быть». Учитель, выступая в роли ведущего, объясняет 5 простых правил:

1) Ученикам даётся утверждение, после чего каждый занимает место в одной из зон по своему усмотрению (в зоне «да», если участник согласен, в зоне «нет», если участник не согласен и в зоне «может быть» если участник сомневается в однозначном ответе «да» или «нет»).

2) После того, как все займут места в зонах, ведущий может попросить любого высказать своё мнение, почему он или она ответил «да»/«нет»/«сомневается».

3) Говорит всегда только один человек. Для удобства можно использовать какой-либо предмет будто микрофон (т.е. говорить может только тот, в чьих руках находится предмет).

4) Каждый участник высказывает только своё мнение, не основываясь на мнениях других людей (если нужно, участник может частично повторить слова другого, но не ссылаясь на него).

5) Никто не критикует и тем более не вступает в дискуссию с выступающим.

Упражнение учит свободно высказываться, отвечать на вопросы, уважать чужое и отстаивать своё мнение, а главное помогает коллективу сплотиться и лучше узнать друг друга. Как мы уже говорили, подростки в период дистанционного обучения были один на один с самими собой, а в упражнении у обучающихся появляется возможность проявить свою индивидуальность в коллективе. Особенно хорошо это упражнение работает на учениках старших классов средней школы, когда в связи с особенностями переходного возраста у учеников на первый план выходит их собственное, личное мнение.

Ещё одним методом педагогического взаимодействия с современной подростковой аудиторией является «учебный видеоблог». В силу своей занятости немногие учителя могут позволить регулярно выпускать учебные видео, но если у учителя получается шутить, разбавить видеоурок юмором, добавить яркие примеры, то такой учебный материал ребятам точно запомнится. Блог-технология становится популярной в современном мире [3, стр. 115]. Ученик видит «осовремененного» учителя, выступающего в непривычном для него формате, вместе с авторитетом учителя в глазах растёт авторитет учебного предмета.

Последним, но не менее значимым приёмом является «индивидуальная беседа». Нам часто говорят о том, что учитель должен использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку. При построении индивидуальной беседы стоит воспользоваться методом рефлексии: представьте, что вы - это и есть тот ребёнок, с которым вы хотите поговорить. Подумайте внимательно, чего желает конкретно этот ребёнок, и подумайте, в какой форме провести с ним беседу на перемене или после уроков. Главное, постарайтесь показать, что вы для ученика не только учитель, но ещё и товарищ, пускай и намного старше него. Постарайтесь сделать так, чтобы учащийся вам раскрылся, создайте для него несколько ситуаций успеха и после этого вы увидите, как иначе выстроит своё отношение к вам и вашему предмету ученик.

В данный момент учащиеся школ столкнулись с небывалым испытанием. Дети 2002-2013 годов рождения, как уже говорилось в этой статье, были вынуждены резко сменить очный формат на дистанционный. Многие остались без должного внимания и контроля, и, как это ни прискорбно, остаются и по сей день. Для того чтобы компенсировать этот недостаток, учителя должны изо дня в день преобразовывать свои уроки, искать новые пути подачи материала, использовать новые и актуальные методы и приёмы преподавания.

Список литературы /References

1. Болдова Т.А. Актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/aktualnye-problemy-metodiki-prepodavamya-inostrannyh-yazykov/viewer/ (дата обращения: 10.07.2021).

2. Игровые приёмы как средство повышения мотивации учащихся на начальном этапе обучения иностранному языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-igrovie-priemi-na-urokah-angliyskogo-yazika-790795.html/ (дата обращения: 01.08.2021).

3. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура, 2012. № 4 (20). С. 115-127.

4. Упражнение Джеффа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/material-po-psihologiiuprazhnenie-dzheffa-1937564.html/ (дата обращения: 29.07.2021).

5. ФГОС ООО // Приказ от 17 декабря 2010 г. №1897 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 23.05.2021).

6. Чертов В.Ф. Чтение и литературное образование в цифровую эпоху: приглашение к дискуссии и поиску // Литература в школе, 2021. № 1. С. 9-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.