Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
инклюзивное образование / инклюзия / обучение математике / inclusive education / inclusion / teaching mathematics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краева Е. В., Кожевникова Л. М.

Развитие инклюзивного образования является одним из самых сложных направлений. Именно на уроках математики следует обратить особое внимание на данный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING MATHEMATICS IN THE FRAMEWORK OF INCLUSIVE EDUCATION

The development of inclusive education is one of the most difficult areas. It is during math lessons that you should pay special attention to this method.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 376

Краева Е.В.

Стерлитамакский филиал Уфимский университет науки и технологий (г. Стерлитамак, Россия)

Кожевникова Л.М.

Стерлитамакский филиал Уфимский университет науки и технологий (г. Стерлитамак, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: развитие инклюзивного образования является одним из самых сложных направлений. Именно на уроках математики следует обратить особое внимание на данный метод.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзия, обучение математике.

Инклюзивное (французское слово inclusif — включающий в себя, от латинского include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

Инклюзия - это включение обучающихся с особенностями психофизического развития во все доступные их здоровым сверстникам сферы жизни образовательного учреждения. Понятие инклюзии было введено в теорию и политику современного образования благодаря работам Мадлен Уилл, экс-ассистента госсекретаря департамента образования США.

Инклюзивное образование представляет собой организацию учебного процесса, в которой все дети, независимо от их физических, психических,

культурных, языковых и других особенностей, обучаются вместе с остальными учениками в общеобразовательных школах, которые адаптируются и предоставляют специальную поддержку тем детям, которые ее нуждаются.

Инклюзивное образование разрабатывается с учетом различных потребностей детей и создает равные возможности для получения образования для всех. Оно основано на идеологии, которая исключает дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем, однако предоставляет дополнительные условия и поддержку для детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование основано на восьми принципах: ценность каждого человека, независимо от его способностей и достижений

признание, что каждый человек способен чувствовать и мыслить право каждого человека на общение и на то, чтобы быть услышанным признание необходимости взаимодействия и поддержки друг друга уверенность в том, что настоящее образование возможно только в контексте реальных отношений

понимание важности дружбы и поддержки сверстников для всех учащихся

признание того, что достижение прогресса для каждого ученика может быть более успешным в том, что он может делать, а не в том, что он не может

признание того, что разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Методика обучения математике для детей с особыми образовательными потребностями имеет следующие цели:

- освоение базовых математических знаний и навыков, необходимых для повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности

- развитие логического мышления и других качеств мышления -формирование основных учебных умений

- создание условий для социальной адаптации учащихся.

Проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями является актуальной и требует поиска оптимальных условий для их обучения и воспитания. Современная система образования в России развивается в направлении личностно-ориентированной системы, которая учитывает потребности и потенциал каждого ребенка.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при обучении детей с особыми образовательными потребностями, включают несформированность логического мышления, слабые вычислительные навыки, отсутствие интереса к учебной деятельности и предпочтение репродуктивных методов решения задач.

На уроках используется индивидуально дозированная помощь[2, С. 132], которая включает конкретизацию заданий, направляющие вопросы и разъяснения. Наблюдения показывают, что при оказании такой помощи дети не просто механически следуют инструкциям, но активно обдумывают и осознают предоставленные им решения и ответы.

Однако важно отметить, что использование инклюзивного образования не решает полностью проблемы обучения детей с разными уровнями развития в одном классе, так как часто таким детям требуется специальная поддержка от специалистов.[2, С. 54]

Таким образом, необходимо обучать всех детей, независимо от их уровня развития, и учитывать особенности каждого ребенка. Инклюзивное образование облегчает социальную адаптацию ребенка и предоставляет равные возможности для образования. Традиционные методы работы не могут быть применены в классах, где есть дети с особыми образовательными потребностями.

На уроках математики желательно использовать приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок[2, С. 69]. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, выполнение творческих заданий.

Закрепление учебного материала можно проводить с использованием:

многовариативного дидактического материала для работы с различными по подготовке учащимися, позволяющего многократно повторить изученный материал

таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса. Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия

карточки для организации устной работы учащихся, которые позволяют отрабатывать умения в применении, например, формул сокращенного умножения, свойств степени и др.

Для обобщения и систематизации пройденного материала нужно составлять задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. (Кроссворды, ребусы, логические задачи). Уроки проводятся с использованием ИКТ, медиа-ресурсов и электронных учебников по математике.

Важнейшими коррекционными задачами курса математики являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснить их. Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по математике. В связи с этим в программу общеобразовательной школы надо вносить некоторые изменения: усилить разделы, связанные с повторением пройденного материала, увеличивать количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся некоторые темы давать как ознакомительные исключать отдельные трудные доказательства теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера.

Учитывая психологические и физические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать

механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых решений и т.д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. При решении задач дети должны учиться анализировать, выделять в ней неизвестное, записывать ее кратко, объяснять выбор арифметического действия, формулировать ответ, т.е. овладевать общими приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках математики способствуют прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.

Специальная работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями[1, С 54]

дифференцированный подход к детям - с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане.

развитие общеинтеллектуальных умений и навыков - активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций.

выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету.

формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.

Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.

Принцип инклюзивного образования означает: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства задача инклюзивной школы - построить систему, которая

удовлетворяет потребности каждого в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием.

Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.

В Российской Федерации существует система специального образования, которая успешно обслуживает детей с инвалидностью. В данных учреждениях созданы особые условия для проведения занятий с такими детьми, при этом работают врачи и специализированные педагоги. Однако эта обособленность специальных/коррекционных образовательных учреждений часто приводит к разделению общества на здоровых и инвалидов с самого детства. Поэтому у выпускников этих специальных учреждений конкурентные возможности на образовательном рынке ограничены, а стремление продолжить образование сравнительно незначительно по сравнению с выпускниками обычных школ. Альтернативой такой системе является совместное обучение детей с ограниченными физическими возможностями и детей без инвалидности в обычных школах общего типа. Мировое сообщество признает такой подход (инклюзивное обучение) наиболее гуманным и эффективным. Развитие инклюзивного образования становится одним из основных направлений в российской образовательной политике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аввакумова И.А., Кудинова К.О.Использование элементов технологий инклюзивного образования для учёта индивидуальных образовательных

потребностей обучаемых на уроках математики: материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции c международным участием 25 ноября 2021 г. г. Екатеринбург, Россия. - 71 c.;

2. Алехина С.В. Золотое сечение: психологическая канва инклюзии./ Инклюзивное образование / сост. : М. Р. Битянова М. : «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. - 224

Kraeva E.V.

Sterlitamak branch Ufa University of Science and Technology (Sterlitamak, Russia)

Kozhevnikova L.M.

Sterlitamak branch Ufa University of Science and Technology (Sterlitamak, Russia)

FEATURES OF TEACHING MATHEMATICS IN THE FRAMEWORK OF INCLUSIVE EDUCATION

Abstract: the development of inclusive education is one of the most difficult areas. It is during math lessons that you should pay special attention to this method.

Keywords: inclusive education, inclusion, teaching mathematics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.