Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК ПРАВОПОРЯДКА: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК ПРАВОПОРЯДКА: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение подчиненных / особенности обучения воинов / внутренняя стража / войска правопорядка / внутренние войска / служебно-боевые задачи / training of subordinates / features of training of soldiers / internal guards / law enforcement troops / internal troops / service and combat tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолов Александр Николаевич

В статье рассматриваются особенности процесса обучения личного состава войск правопорядка с момента их создания до наших дней. Проведен анализ основных периодов становления войск правопорядка: начальный, советский, современный. Представлена характеристика выполняемых служебно-боевых задач, возлагаемых на подразделения, воинские части, личный состав войск в каждом из выделенных периодов. Выявлены особенности обучения личного состава войск правопорядка. В начальный период преобладала индивидуальная боевая подготовка солдат с учетом предстоящего рода деятельности, также в программу были включены учебные дисциплины, способствующие повышению грамотности военнослужащих внутренней стражи (умение писать, читать, считать). В советский период происходит внедрение политической подготовки и политического воспитания в процесс боевой подготовки как солдат и сержантов, так и офицеров и прапорщиков; осуществляется разработка практико-ориентированных учебных программ, обеспечивающих в кратчайшие сроки овладение знаниями и навыками ведения боевых действий (из опыта Великой Отечественной войны). В современный период подготовка построена на принципах: обучения на высоком уровне интеллектуальных, волевых и физических трудностей; высокой степени активности всех обучаемых; моделирования учебных ситуаций, сообразных с характером предстоящих служебно-боевых задач и специальных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомолов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LAW ORDER TROOPS TRAINING: A HISTORICAL RETROSPECTIVE

The article discusses the features of the process of training the personnel of the law enforcement forces from the moment of their creation to the present day. The analysis of the main periods of formation of the law enforcement forces was carried out: initial, Soviet, modern. The characteristics of the service-combat tasks performed by the subunits, military units, personnel of the troops in each of the selected periods are presented. The features of training the personnel of law enforcement troops are revealed. In the initial period, individual combat training of soldiers prevailed, taking into account the upcoming type of activity, and the program also included academic disciplines that help improve the literacy of internal guard servicemen (the ability to write, read, count). In the Soviet period, political training and political education are being introduced into the process of combat training of both soldiers, sergeants, and officers and ensigns; practice-oriented curricula are being developed that ensure the mastery of knowledge and skills in combat operations (from the experience of the Great Patriotic War) in the shortest possible time. In the modern period, training is built on the principles of: teaching at a high level of intellectual, volitional and physical difficulties; a high degree of activity of all trainees; simulation of training situations consistent with the nature of the upcoming service and combat missions and special operations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК ПРАВОПОРЯДКА: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА»

УДК 378.095

DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-2-185-194

Богомолов Александр Николаевич

адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального

образования)

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, Пермский край, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, (342) 270-39-01,

e-mail: amolov87@list.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК ПРАВОПОРЯДКА: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Alexander N. Bogomolov

Adjunct Postgraduate (full-time and part-time education) of the Faculty (Training of Highly Qualified Personnel and Additional Professional Education)

Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation» 6141121, Perm, Russia, 1, Gremyachy Log str., e-mail: amolov87@list.ru

PECULIARITIES OF LAW ORDER TROOPS TRAINING: A HISTORICAL RETROSPECTIVE

Аннотация. В статье рассматриваются особенности процесса обучения личного состава войск правопорядка с момента их создания до наших дней. Проведен анализ основных периодов становления войск правопорядка: начальный, советский, современный. Представлена характеристика выполняемых служебно-боевых задач, возлагаемых на подразделения, воинские части, личный состав войск в каждом из выделенных периодов. Выявлены особенности обучения личного состава войск правопорядка. В начальный период преобладала индивидуальная боевая подготовка солдат с учетом предстоящего рода деятельности, также в программу были включены учебные дисциплины, способствующие повышению грамотности военнослужащих внутренней стражи (умение писать, читать, считать). В советский период происходит внедрение политической подготовки и политического воспитания в процесс боевой подготовки как солдат и сержантов, так и офицеров и прапорщиков; осуществляется разработка практико-ориентированных учебных программ, обеспечивающих в кратчайшие сроки овладение знаниями

© Богомолов А Н., 2022

и навыками ведения боевых действий (из опыта Великой Отечественной войны). В современный период подготовка построена на принципах: обучения на высоком уровне интеллектуальных, волевых и физических трудностей; высокой степени активности всех обучаемых; моделирования учебных ситуаций, сообразных с характером предстоящих служебно-боевых задач и специальных операций.

Ключевые слова: обучение подчиненных, особенности обучения воинов, внутренняя стража, войска правопорядка, внутренние войска, служебно-боевые задачи.

Abstract. The article discusses the features of the process of training the personnel of the law enforcement forces from the moment of their creation to the present day. The analysis of the main periods of formation of the law enforcement forces was carried out: initial, Soviet, modern. The characteristics of the service-combat tasks performed by the subunits, military units, personnel of the troops in each of the selected periods are presented. The features of training the personnel of law enforcement troops are revealed. In the initial period, individual combat training of soldiers prevailed, taking into account the upcoming type of activity, and the program also included academic disciplines that help improve the literacy of internal guard servicemen (the ability to write, read, count). In the Soviet period, political training and political education are being introduced into the process of combat training of both soldiers, sergeants, and officers and ensigns; practice-oriented curricula are being developed that ensure the mastery of knowledge and skills in combat operations (from the experience of the Great Patriotic War) in the shortest possible time. In the modern period, training is built on the principles of: teaching at a high level of intellectual, volitional and physical difficulties; a high degree of activity of all trainees; simulation of training situations consistent with the nature of the upcoming service and combat missions and special operations.

Key words: training of subordinates, features of training of soldiers, internal guards, law enforcement troops, internal troops, service and combat tasks.

Исследуя проблему формирования готовности курсантов военных вузов к обучению подчиненных, мы пришли к пониманию необходимости раскрытия вопросов обучения военнослужащих войск правопорядка в различные исторические периоды. Для этого мы провели анализ диссертационных исследований и другой научной литературы по схожим проблемам.

Проведенный анализ показал, что исследователи рассматривали: исторический опыт подготовки офицерских кадров русской армии в XVIII -первой половине XIX в. (В.Г. Капитуров [7]); деятельность государственных и военных органов по подготовке офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в. (В.Н. Бибиков [2]); проблему совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров к выполнению служебно-боевых задач (С.В. Бунин [3]); проблему подготовки кадров среднего командного состава для войск ОГПУ - НКВД СССР (А.Н. Гузеев [4]);

особенности подготовки офицерских кадров в СССР (1917-1984 гг.) (А.И. Каменев [6]); опыт создания и развития системы подготовки военных кадров внутренних войск МВД России (В.Ю. Новожилов [12]). Однако анализу особенностей обучения военнослужащих войск правопорядка не было уделено должного внимания.

Цель статьи - раскрыть особенности обучения военнослужащих войск правопорядка в различные исторические периоды.

Для объективного и последовательного рассмотрения особенностей обучения личного состава войск правопорядка в различные периоды их становления будут охарактеризованы временные интервалы каждого из периодов и задачи, возлагаемые на подразделения и воинские части, а затем раскрыты особенности обучения военнослужащих применительно к каждому из периодов.

Авторы исследований, опираясь на данные архивных источников и научной литературы, выделяют в истории развития войск правопорядка следующие периоды, согласующиеся с особенностями развития государства:

- начальный период (1811-1917 гг.) - от создания внутренней стражи, ее дальнейшей реорганизации на местные и конвойные войска до февральской революции 1917 г.;

- советский период (1917-1991 гг.) от войск ВЧК Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), далее войск ОГПУ при СНК СССР, войск народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР, войск Министерства государственной безопасности (МГБ) СССР до внутренних войск министерства внутренних дел (ВВ МВД) СССР;

- современный период (1991 г. - по наст. время) от внутренних войск МВД России до войск национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ), учрежденных указом президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г., основу которых составили выведенные из Министерства внутренних дел внутренние войска, а также подразделения вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной системы, специальные отряды быстрого реагирования (СОБР), отряды мобильные особого назначения (ОМОН) [1, 18].

Днем образования войск правопорядка принято считать 27 февраля 1811 г., первым названием войск было «внутренняя стража». В соответствии с указом императора Александра I от 16 января 1811 г. губернские воинские команды, подчиненные губернской администрации, были переподчинены военному ведомству, а личный состав, состоящий в штате команд, получил статус военнослужащих. Команды получили новое название «роты». 27 марта 1811 г. по указу императора губернские роты были перемещены в губернские центры, в последующем из них были сформированы батальоны, которые в свою очередь входили в штат бригад внутренней стражи по 2-3 батальона. Численность одного батальона составляла около 1000 человек. Каждый из округов внутренней стражи организационно состоял из 2-3 бригад. Округа входили в состав корпуса внутренней стражи

На подразделения внутренней стражи в те времена возлагались следующие задачи:

- караульная служба по охране важных административных губернских зданий, объектов промышленности;

- конвоирование осужденных и каторжников, обеспечение перемещения рекрутов к местам службы;

- обеспечение исполнения указов императора, распоряжений губернаторов и городничих, законов, приговоров судов;

- преследование и задержание разбойников, а в случае оказания вооруженного сопротивления - их уничтожение;

- пресечение запрещенных народных сходов;

- розыск и задержание военнослужащих, самовольно оставивших расположение воинских частей, беглых каторжников;

- преследование и задержание контрабандных товаров;

- обеспечение сбора податей, охрана порядка при проведении ярмарок, церковных и народных празднеств;

- сопровождение рекрутских команд к местам службы [19].

В результате проведенных внутриведомственных преобразований в августе 1818 г. на воинские части внутренней стражи была возложена задача по охране соляных промыслов, а в 1829-м - охрана горнодобывающих заводов Урала и монетных дворов. Дополнительно были сформированы 5 линейных батальонов и 3 подвижные роты, которые подчинялись губернаторам, городничим, командованию бригад и округов.

18 августа 1864 г. отдельный корпус внутренней стражи был реорганизован в «местные войска», в штат которых вошли губернские батальоны и уездные команды [1]. На местные войска были возложены все обязанности внутренней стражи и дополнительно - охрана тюрем и конвоирование арестантов.

На протяжении 1886 г. выделенные из состава местных войск конвойные части формируются в отдельное ведомство «конвойная стража», на подразделения которой были возложены задачи по сопровождению осужденных к местам отбывания наказаний, по оказанию помощи тюремным администрациям в подавлении массовых беспорядков среди арестантов, проведению обысков, охране мест лишений свободы. После февральской революции 1917 г. конвойная стража по решению правительства большевиков прекратила свое существование к концу того же года

В 1918 г. образуется корпус войск всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), с 1919 г. - войска охраны республики (ВОХР), которые были подчинены ВЧК при Совете народных комиссаров (СНК), с 1920 г. - войска внутренней службы (ВНУС), с 1922 г. -войска государственного политического управления (ГПУ), с 1923 г. - войска объединенного государственного политического управления (ОГПУ), с 1934 г. - войска внутренней охраны Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), с 1937 г. - внутренние войска НКВД Союза Советских

Социалистических Республик (СССР), с 1946 г. - внутренние войска Министерства внутренних дел (МВД) СССР, с 1991 г. - внутренние войска МВД Российской Федерации, с 2016 г. по настоящее время - войска национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ) [8].

В этот период на войска правопорядка возлагались следующие задачи:

- обеспечение охраны важных и особо важных государственных административных зданий и сооружений, промышленных объектов;

- охрана и оборона железнодорожных и водных путей сообщения;

- сопровождение осужденных (до 1999 г.), охрана тюрем;

- участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

- участие в территориальной обороне государства;

- оказание помощи пограничным войскам в охране государственной границы;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- обеспечение режима чрезвычайного положения;

- сопровождение и охрана специальных грузов;

- обеспечение безопасности высших должностных лиц административно-территориальных образований (субъектов РФ с 2016 г.);

- федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности (с 2016 г.);

- федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (с 2016 г.) [17].

В начальный период обучение носило в большинстве своем индивидуальный («одиночный») характер. Это было обусловлено тем, что солдаты внутренней стражи не принимали участия в крупномасштабных полевых сражениях (боях), где сплоченные коллективные действия являются необходимым условием для развития успеха в бою и победы над врагом, а выполняли специфичные задачи. Одиночное обучение преследовало цель обеспечить разностороннюю индивидуальную подготовку военнослужащего исходя из особенностей выполняемых задач, что и определяло содержание обучения. Благодаря организации учебного процесса посредством направленного обучения более оперативно стали решаться задачи по обеспечению внутренней безопасности Российской империи.

Характерной особенностью обучения воинов войск правопорядка в начальный период их становления считается наличие в арсенале учебного процесса общеобразовательных дисциплин, способствующих повышению умственного развития солдат (умение читать, писать, считать), что было актуальным, поскольку в малых городах, селах и деревнях доминирующей

была проблема обучения людей грамоте [9]. Иными словами, профессиональная подготовка сочеталась с общекультурной.

Наряду с этим возникали проблемные вопросы как в организации процесса обучения, так и в осуществлении контроля за уровнем обученности стражников.

Во-первых, ввиду специфичности задач, выполняемых подразделениями корпуса внутренней стражи по сопровождению рекрутов для прохождения службы в армии, сопровождении осужденных к местам отбывания наказания, постоянно возникал отрыв личного состава от учебных занятий.

Во-вторых, из воспоминаний первого командующего отдельным корпусом внутренней стражи генерал-фельдмаршала Е.Ф. Комаровского становится очевидной еще одна проблема, связанная с организацией контроля за уровнем обученности воинов корпуса внутренней стражи [19]. Эта проблема была обусловлена большим разбросом подразделений по огромной территории Российской империи, отсутствием должных путей сообщения, ввиду чего лица, инспектирующие боевую подготовку личного состава, затрачивали много времени для того, чтобы «объехать» все воинские части корпуса внутренней стражи.

В 1828 г. с началом командования корпусом внутренней стражи Петром Михайловичем Капцевичем реформируются и вопросы обучения военнослужащих. Так, например, в соответствии с распоряжением командира корпуса из каждого батальона из числа постоянного состава отбирались по 70 солдат и унтер-офицеров, преуспевающих в боевой подготовке, и направлялись на неделю в уездные роты командами по 10-15 человек для передачи практического опыта выполнения служебных обязанностей и организации занятий с новобранцами. Сопоставляя вопросы организации обучения молодого пополнения в то время и на современном этапе развития войск правопорядка, можно сказать, что программа курса молодого бойца, через который проходят современные новобранцы, сообразна содержанию, формам и методам обучения, которые внедрил П.М. Капцевич [9].

Подводя итог рассмотрению вопроса особенностей обучения личного состава войск правопорядка в начале XIX в., конечно, сложно говорить о наличии структурированной системы боевой подготовки военнослужащих, но как видно из вышесказанного, происходит формирование ее отдельных элементов.

Рассматривая советский период становления войск правопорядка, необходимо отметить создание внутриведомственных школ [5] (до этого момента кадровые офицеры и политработники отбирались из числа постоянного состава и из числа курсантов училищ, гимназий, кадетских корпусов Красной армии). На основании распоряжения заместителя председателя ВЧК И.С. Уиншлихта при управлении ВЧК была организована школа подготовки и переподготовки командиров батальонов, рот, начальствующего состава штабов, здесь же были предусмотрены курсы подготовки офицеров учебных школ, дислоцирующихся в различных субъектах

Российской Республики. В целях обучения младшего командного состава внутренних войск НКВД (сержантов) навыкам командной работы с подчиненными, методике проведения занятий по боевой и политической подготовке (таково было содержание обучения в описываемый период) при каждой отдельной воинской части были предусмотрены учебные взводы, программа обучения в которых была рассчитана на 1 месяц [9].

Обучение политработников для воинских частей и подразделений войск НКВД осуществлялось на специализированных курсах при территориальных комитетах партии. Помимо этого, подготовка политработников вышестоящих штабов производилась в Коммунистическом университете имени Я.М. Свердлова. В период мирного социалистического строительства начало зарождаться и новое направление в советской военно-педагогической науке -политподготовка, фундаментальными основами которой выступали теоретико-методологические установки К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, целями которого было формирование устойчивого коммунистического сознания воинов [20]. То есть профессиональная подготовка сочеталась с освоением дисциплин общекультурного плана, формирующих мировоззрение сержантов и офицеров.

Великая Отечественная война внесла новые коррективы в процесс обучения защитников Родины. Во-первых, естественной необходимостью была скоротечность подготовки пополнения, пребывающего из запаса с целью овладения знаниями и навыками, необходимыми в бою. Занятия с точки зрения метода в большинстве своем имели практическую направленность; новобранцев обучали (в аспекте содержания) устройству основных образцов оружия, состоявших на вооружении в Красной армии, стрельбе из одиночного и группового оружия, оборудованию окопов и фортификационных сооружений, приемам рукопашного боя, способам борьбы с вражескими танками [7]. Также бойцов и командиров Красной армии знакомили с устройством вооружения и военной техники противника, с порядком их использования [14].

Во-вторых, ввиду ряда поражений в начальный период войны, ожесточенного характера сражений, выполнения главной задачи Ставки верховного главнокомандования о переходе войск в контрнаступление велика была роль морально-психологической подготовки солдат [11]. Г.К. Жуков, талантливый военачальник, движитель военно-педагогической науки того тяжелого времени, обращал особое внимание на наличие глубоких знаний у командиров всех степеней о состоянии обученности личного состава вверенного подразделения и его психологического настроя, отчетливого понимания порядка выполнения предстоящих боевых задач. Г.К. Жуков, как и А.В. Суворов, считал, что каждый солдат должен знать свой маневр.

Таким образом, во второй период ярко проявилась ориентация содержания, методов обучения воинов на результат, достигаемый в практической деятельности; именно успешность в выполнении боевых задач и служила критерием результативности обучения.

Яркой особенностью обучения личного состава войск правопорядка в советский период стало внедрение в процесс боевой подготовки как солдат, сержантов, так офицеров и прапорщиков политической подготовки и политического воспитания [13], активное применение которых внесло большой вклад в боевую морально-психологическую подготовку военнослужащих, которые выполнили свою главную задачу - одержали Победу над врагом.

Говоря об особенностях обучения воинов внутренних войск МВД РФ в современный период становления войск, необходимо отметить, что к 1991 г. техническое оснащение войск новыми образцами вооружения и военной техники значительно возросло по сравнению с советским периодом. Расширился и спектр выполняемых служебно-боевых задач. К примеру, на отдельные воинские части ВВ МВД РФ были возложены задачи по охране атомных электростанций (АЭС). Все это потребовало от учебных заведений (воинских частей) создания таких образовательных программ (программ боевой подготовки, учебных планов), которые могли бы обеспечить разностороннюю подготовку квалифицированного специалиста, способного качественно выполнять как персональные задачи, так и задачи, требующие коллективных слаженных действий всего личного состава подразделения [16].

Анализируя служебно-боевые задачи, выполняемые личным составом ВВ МВД РФ на территории Северо-Кавказского региона в 1992-2000 гг., изучая опыт боевых действий военнослужащих при выполнении специальных операций, исследователи делают вывод, что эффективнее действовали те воинские части и подразделения, личный состав которых прошел через школы, где процесс подготовки был построен на принципах:

- обучения на высоком уровне интеллектуальных, волевых и физических трудностей [15];

- высокой степени активности всех обучаемых;

- моделирования учебных ситуаций, сообразных характеру предстоящих служебно-боевых задач и специальных операций (что учитывается при подготовке военнослужащих во многих странах) [10, 21].

Реализация данных принципов обучения военнослужащих предполагает отбор содержания обучения в соответствии с его значимостью для решения профессиональных (боевых) задач, а также использование активных и интерактивных методов обучения, деловых игр, преобладание групповой работы, обеспечивающих в качестве результата готовность действовать в нестандартной обстановке, успешно решая профессиональные задачи.

Подводя итог рассмотрению вопроса об особенностях обучения личного состава войск правопорядка в различные периоды становления (начальный, советский, современный), можно сделать выводы, что: 1) во все времена ключевую роль в выборе целевых ориентиров, содержания и методов играл принцип сообразности обучения предстоящей служебной деятельности; 2) организация обучения всегда определялась спецификой выполняемого функционала: обучение могло быть «одиночным» или групповым (если необходимы слаженные действия); планомерным или ускоренным (темпы

обучения сокращались в период возможного участия войск правопорядка в военных действиях); 3) выбор методов зависел от актуальной задачи обучения и времени, отведенного на ее выполнение; всегда предпочтение отдавалось практическим методам: репродуктивным в случае достаточной простоты отрабатываемого навыка и недостаточного запаса времени; активным, интерактивным, игровым - в случае отсутствия временных ограничений; 4) содержание учебных программ соответствовало динамично меняющимся внутриведомственным требованиям и потребностям общества своего времени, а также способствовало общекультурной подготовке специалиста, формированию его ценностей как регулятива профессиональных действий.

Анализ особенностей обучения военнослужащих войск правопорядка в исторической ретроспективе позволяет моделировать процесс формирования готовности современных курсантов военных вузов к обучению подчиненных.

Список литературы

1. Баранов В.П. Внутренние войска: исторический очерк // На боевом посту. - 2007. - № 3. - С. 208-209.

2. Бибиков В.Н. Деятельность государственных и военных органов по подготовке офицерских кадров русской армии в первой половине XIX века: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02. - М., 2007. - 182 с.

3. Бунин С.В. Совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров к выполнению служебно-боевых задач: на материале военного института внутренних войск МВД России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Новосибирск, 2007. - 222 с.

4. Гузеев А.Н. Подготовка кадров среднего командного состава для войск ОГПУ - НКВД СССР в 1930-1945 гг.: исторический аспект: дис. ... канд. ист. наук. - Саратов, 2001. - 250 с.

5. Иовлев А., Черемных А. Развитие военно-учебных заведений в 19291937 гг. // Военно-исторический журнал. - 1980. - № 7. - С. 34-42.

6. Каменев А.И. Очерк истории подготовки офицерских кадров в СССР (1917-1984 гг.). - Новосибирск: НВВПУ, 1991. - С. 5-53.

7. Капитуров В.Г. Исторический опыт подготовки офицерских кадров русской армии в XVIII - первой половине XIX в.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. - М., 2011. - 165 с.

8. Ковыршин Е.В. Войска НКВД: эволюция структуры и практики использования: 1934-1947 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. - Воронеж, 2011. - 216 с.

9. Колпаков П.А. Обучение военнослужащих внутренней стражи Российской империи в XIX в. // В мире научных открытий. - 2015. - № 7.9. -С.3209-3220.

10. Методика военно-профессиональной подготовки офицерских кадров с использованием программы по моделированию боя подразделений: электрон. пособие / В.В. Савлучинский, С.А. Коробейников, С.В. Петренко, В.А. Валежанин; Белорус. нац. тех. ун-т. - Минск, 2019. - 100 с.

11. Новожилов В.Ю. Исторический опыт организации и проведения воспитательной работы в войсках НКВД в годы Великой Отечественной войны // Власть. - 2014. - № 10. - С. 170-175.

12. Новожилов В.Ю. Исторический опыт создания и развития системы подготовки военных кадров внутренних войск МВД России // Армия и общество. - 2011. - № 4 (28). - С. 147-152.

13. Панин И.Г. Уроки трехсотлетней истории российской военной школы // Военно-исторический журнал. - 1998. - № 6. - С. 2-8.

14. Проценко Е.Д., Байкеев Е.В. Деятельность военно-учебных заведений войск НКВД по подготовке офицерских кадров в годы Великой Отечественной войны // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2005. -№ 2. - С. 72-75.

15. Сотосов А.А. Современные педагогические подходы к воспитанию военнослужащих внутренних войск МВД России // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 1-1. - С. 234-237.

16. Тарасов М.М. Педагогическое обеспечение деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2006. - 399 с.

17. Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 03.07.2017. № 226-ФЗ [Электронный ресурс]: ред. от 31.07.2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/

18. Шапошников А.А. Проблемы изучения внутренних войск РСФСР -СССР - РФ (1918-2018 гг.) // Власть. - 2018. - №. 7. - С. 211-216.

19. Шемякин Г.П. Граф Е.Ф. Комаровский на службе Отечеству (к 250-летию со дня рождения) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. - 2019. - Вып. 5 (71). - № 3. - С. 146157.

20. Ширяев В.А. Строительство органов безопасности советского государства в межвоенный период (1922-1941 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 9 (35): в 2 ч. Ч. 1. - С. 203-207.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Mental preparedness as a pathway to police resilience and optimal functioning in the line of duty / J.P. Andersen, K. Papazoglou, B.B. Arnetz, P.I. Collins // International Journal of Emergency Mental Health and Human Resilienc. - 2015. - № 17(3). - Р. 624-627.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.