Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГЛАГОЛЬНЫМ ОДНОСОСТАВНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ В ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГЛАГОЛЬНЫМ ОДНОСОСТАВНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
364
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАГОЛЬНЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилова Елена Александровна, Пастухова Людмила Борисовна

Работа посвящена лингвометодической проблеме изучения глагольных односоставных предложений на уроках русского языка в 8 классе общеобразовательной школы. Цель предпринятого исследования - познакомить с результатами анализа учебно-методических комплексов по русскому языку, а также разработать дополнительный дидактический материал, которым можно воспользоваться в практике обучения русскому языку в школе. Выбор темы исследования предопределен сложностью самой природы названного языкового явления, многообразием взглядов на типологию односоставных предложений, что находит свое отражение в лингвистической литературе, а также поиском дальнейших путей совершенствования методики обучения односоставным предложениям на уроках русского языка в школе. Особое внимание уделено анализу учебно-методических комплексов под ред. С. И. Львовой, Р. Н. Бунеева, Л. А. Тростенцовой, Л. М. Рыбченковой, С. Г. Бархударова. Представленный в статье аналитический обзор действующих учебников по русскому языку на предмет обучения глагольным односоставным предложениям разных видов в школе позволил выявить типичную методику преподнесения теоретического материала по заявленной теме, выявить проблемные вопросы целесообразности введения в школьный курс понятий «обобщенно-личное предложение» и «инфинитивное предложение», а также разработать и представить собственную систему упражнений на закрепление темы «Односоставное предложение». Данный материал может быть использован в практике преподавания русского языка в 8-9 классах в школе. Статья в первую очередь предназначена учителям русской словесности, а также студентам филологических направлений, магистрантам и аспирантам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING VERBAL ONE-MEMBER SENTENCES AT SCHOOL

The paper is devoted to the linguistic-methodological problem of studying verbal one-member sentences at Russian Language lessons in the 8th grade of a secondary school. The aim of undertaken study is to introduce the results of the analysis of teaching materials on Russian Language, and to develop additional teaching material, which can be used in the practice of teaching Russian Language at school. The choice of the research topic is predetermined by the complexity of the nature of the named language phenomenon, the variety of views on the typology of one-member sentences, which is reflected in the linguistic literature, as well as the search for further ways to improve the methodology of teaching one-member sentences at Russian Language lessons at school. Special attention is paid to the analysis of educational and methodological complexes by S. I. Lvova, R. N. Buneev, L. A. Trostentsova, L. M. Rybchenkova, S. G. Barkhudarov. Presented in the article analytical review of existing school textbooks in Russian language for training to one-member sentences of different types helped to identify the typical method of presenting theoretical material on the topic, to identify the problem questions of the need of introducing into the school curriculum the concepts of generalized-personal sentence and infinitive sentence, and also to develop and present their own system of exercises to revise the topic one-member sentences. This material can be used in the practice of teaching Russian in the 8th and 9th grades at school. The article is primarily intended for teachers of Russian literature, as well as philological students, undergraduates and postgraduates.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГЛАГОЛЬНЫМ ОДНОСОСТАВНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ В ШКОЛЕ»

УДК 373.5.016:811.161.1'367 DOI 10.37972/chgpu.2021.110.1.015

Е. А. Данилова, Л. Б. Пастухова

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГЛАГОЛЬНЫМ ОДНОСОСТАВНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ В ШКОЛЕ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Работа посвящена лингвометодической проблеме изучения глагольных односоставных предложений на уроках русского языка в 8 классе общеобразовательной школы. Цель предпринятого исследования - познакомить с результатами анализа учебно-методических комплексов по русскому языку, а также разработать дополнительный дидактический материал, которым можно воспользоваться в практике обучения русскому языку в школе. Выбор темы исследования предопределен сложностью самой природы названного языкового явления, многообразием взглядов на типологию односоставных предложений, что находит свое отражение в лингвистической литературе, а также поиском дальнейших путей совершенствования методики обучения односоставным предложениям на уроках русского языка в школе. Особое внимание уделено анализу учебно-методических комплексов под ред. С. И. Львовой, Р. Н. Бунеева, JT. А. Тростенцовой, JT. М. Рыб-ченковой, С. Г. Бархударова.

Представленный в статье аналитический обзор действующих учебников по русскому языку на предмет обучения глагольным односоставным предложениям разных видов в школе позволил выявить типичную методику преподнесения теоретического материала по заявленной теме, выявить проблемные вопросы целесообразности введения в школьный курс понятий «обобщенно-личное предложение» и «инфинитивное предложение», а также разработать и представить собственную систему упражнений на закрепление темы «Односоставное предложение». Данный материал может быть использован в практике преподавания русского языка в 8-9 классах в школе. Статья в первую очередь предназначена учителям русской словесности, а также студентам филологических направлений, магистрантам и аспирантам.

Ключевые слова: глагольные односоставные предложения, русский язык, двусоставное предложение, методика обучения, школьные учебники.

Е. A. Danilova, L. В. Pastukhova FEATURES OF TEACHING VERBAL ONE-MEMBER SENTENCES AT SCHOOL

I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia

Abstract. The paper is devoted to the linguistic-methodological problem of studying verbal one-member sentences at Russian Language lessons in the 8th grade of a secondary school. The aim of undertaken study is to introduce the results of the analysis of teaching materials on Russian Language, and to develop additional teaching material, which can be used in the practice of teaching Russian Language at school. The choice of the research topic is predetermined by the complexity of the nature of the named language phenomenon, the variety of views on the typology of one-member sentences, which is reflected in the linguistic literature, as well as the search for further ways to improve the methodology of teaching one-member sentences at Russian Language lessons at school. Special attention is paid to the analysis of educational and methodological complexes by S. I. Lvova, R. N. Buneev, L. A. Trostentsova, L. M. Ryb-chenkova, S. G. Barkhudarov.

Presented in the article analytical review of existing school textbooks in Russian language for training to one-member sentences of different types helped to identify the typical method of presenting theoretical material on the topic, to identify the problem questions of the need of introducing into the school

curriculum the concepts of generalized-personal sentence and infinitive sentence, and also to develop and present their own system of exercises to revise the topic one-member sentences. This material can be used in the practice of teaching Russian in the 8lh and 9lh grades at school. The arricie is primarily intended for teachers of Russian literature, as well as philological students, undergraduates and postgraduates.

Keywords: verbal one-member sentences, Russian language, two-member sentence, teaching methods, school textbooks.

Введение. Односоставные предложения - это особый структурно-семантический тип простого предложения. В отличие от двусоставных, они имеют один главный член, который является единственным организующим центром предложения [5].

Вопрос о сущности односоставного предложения, его грамматической природе решался по-разному. Представители логического направления (А. X. Востоков, Ф. И. Буслаев) рассматривали односоставные предложения как неполные двусоставные. Лингвисты психологического направления признавали основой предложения сказуемое (А. А. Потеб-ня, Д. Н. Овсянико-Куликовский) и считали неполными предложения с существительным в именительном падеже в качестве главного члена (номинативные предложения). Другие ученые вовсе отрицают понятие «односоставное предложение» и защищают идею «принципиальной двусоставности предложения» (Г. А. Золотова, М. Ивич, Г. П. Дручинина, Н. К. Онипенко). В современной синтаксической науке признается реальность существования односоставных конструкций в грамматическом строе русского языка (В. В. Бабай-цева, П. А. Лекант, Е. С. Скобликова) [2], [5], [11].

В своем исследовании мы опирались на известные труды В. В. Бабайцевой, в которых односоставные предложения классифицируются на глагольные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные и инфинитивные) и именные (номинативные, генитивные и вокативные) предложения [1], [2]. В данной статье внимание уделено глагольному классу односоставных предложений. Но основной задачей стало не просто описание структурно-семантических особенностей каждого вида названных конструкций, а методика обучения им в школе. Как в самой лингвистической литературе до сих пор существуют разногласия относительно статуса односоставных предложений в синтаксисе, их типологии, так и в методике обучения им в школе нет единого подхода. В связи с этим нами был проведен подробный анализ действующих школьных учебников по русскому языку на предмет изучения названных конструкций.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена трудностями, возникающими у учителей русского языка при обучении односоставным предложениям в школе. В лингвистической литературе до сих пор существуют разногласия по поводу определения статуса односоставных предложений, их классификации, в частности, вопрос о необходимости выделять обобщенно-личные и инфинитивные предложения в отдельные разряды, членимости / нечленимости подобных конструкций. Одним из сложных остается вопрос о разграничении неполных двусоставных (с пропуском одного из главных членов) и односоставных предложений, который, несомненно, находит отражение и в методике преподнесения данного материала в школе.

Материал и методы исследования. В ходе исследования нами были использованы такие методы, как описательно-аналитический, контекстуально-логический, а также элементы трансформационного и контекстного анализа. Материалом для исследования послужили учебники по русскому языку для 8 класса под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова; Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой; Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской; Л. М. Рыбченко-вой, О. М. Алексадровой; С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова.

Результаты исследования и их обсуждение. В 5-7-м классах учащиеся активно знакомятся с морфологическим строем русского языка. В 8-м же классе основным предметом

изучения является синтаксис простого предложения, в частности, подробно изучаются односоставные предложения разных типов.

Так, в учебнике русского языка под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова тема «Односоставные предложения» вынесена в отдельную главу после повторения и расширения знаний о строении предложения, о его членах и т. д. Определение односоставного предложения представлено наиболее полно: данные конструкции характеризуются как со структурной («грамматическая основа состоит из одного главного члена»), так и с содержательной стороны («... которого достаточного для полного словесного выражения мысли») [10, с. 157]. Большое преимущество данного учебного пособия, на наш взгляд, состоит в том, что описание односоставных предложений проводится в сравнении с двусоставными, в том числе неполными: Мне пришло письмо от мамы (двусоставное полное предложение). А мне - от друга (двусоставное неполное: пропущена грамматическая основа пришло письмо). Вот письмо (назывное односоставное полное предложение, так как в нем есть все необходимые члены предложения для выражения смысла высказывания).

В учебнике представлено традиционное деление односоставных предложений на глагольные и именные. Глагольные односоставные предложения С. И. Львова делит на 4 типа: определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное.

Также к несомненным достоинствам данного учебника можно отнести решение некоторых спорных вопросов относительно глагольных односоставных предложений:

1) обозначены различия синтаксических синонимов - двусоставных предложений и односоставных определенно-личных: «двусоставные предложения делают акцент на деятеле, поэтому они особенно уместны при противопоставлении действующих лиц», «отсутствие подлежащего в них (определенно-личных предложениях) позволяет все внимание собеседника сосредоточить на действии» [10, с. 167];

2) обобщенно-личные предложения, которые не имеют специфических глагольных форм выражения главного члена, определяются по смысловому признаку: «выражение обобщенного действия, которое в равной мере относится к любому, всякому лицу, к группе лиц» [10, с. 172];

3) инфинитивные предложения хоть и рассматриваются в составе безличных, но заявлены как их разновидность: «главный член безличного предложения может быть выражен инфинитивом (Не курить! Быть грозе.); такие предложения называют инфинитивными» [10, с. 159].

Для усвоения и закрепления теоретического материала по глагольным односоставным предложениям учащимся предлагаются задания различного характера:

- упражнения на определение типа глагольных односоставных предложений в тексте;

- упражнения, направленные на анализ форм главного члена глагольных односоставных предложений:

- упражнения на определение художественной роли и стилистических особенностей глагольных предложений;

- творческие упражнения на составление текстов с использованием разных типов глагольных односоставных предложений.

Особенность подачи материала в учебнике русского языка для 8-го класса под редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой [6] заключается в том, что нет общего определения односоставных предложений: предполагается, что учащиеся знакомы с данным понятием. Изучение начинается с предложений с главным членом-сказуемым, среди которых выделяются определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные. Инфинитивные предложения в данном учебнике не выделены в самостоятельную разновидность глагольных односоставных предложений.

Описание глагольных типов предложений дается не сразу: учащимся предлагается рассмотреть односоставные предложения, определить форму главного члена и таким образом самостоятельно сформулировать характеристику синтаксических единиц. Следует

отметить, что в теоретическом материале данного учебника особо говорится о грамматических средствах выражения главного члена глагольного односоставного предложения. Например, о том, что «в определенно-личных предложениях значение конкретного лица передается личным окончанием глагола, поэтому глагол-сказуемое не нуждается в наличии подлежащего» [6]. После определения грамматических особенностей учащиеся пытаются определить сферу употребления тех или иных типов глагольных предложений, их семантические и стилистические особенности. Большую часть заданий составляют различного вида диктанты (предупредительный, свободный, выборочный, объяснительный) и упражнения на поиск и определение глагольных односоставных конструкций.

Неполные предложения в данном учебнике изучаются после односоставных, поэтому нет сформулированного критерия различения глагольных односоставных и двусоставных неполных предложений. Однако учащимся предлагаются задания типа «Выпишите неполные предложения; есть ли среди них односоставные» [6], что подводит к неизбежному решению вопроса об их различении.

В учебнике под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской односоставные предложения показаны в противопоставлении двусоставным по количеству главных членов. Особо следует отметить, что в данном учебнике очень грамотное представление главного члена односоставного предложения, который «нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым» [7, с. 99], поэтому при синтаксическом разборе такой член подчеркивается тремя линиями. Авторами выделяются следующие типы глагольных односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные и безличные. Инфинитивные предложения не выделяются в отдельную группу.

В целом теоретический материал представлен достаточно сжато: мало примеров, не рассмотрены различные оттенки значений безличных предложений (частично встречаются в некоторых упражнениях: «выпишите безличные предложения, которые обозначают состояние природы <... > состояние человека» [7, с. 111]). В данном учебнике также не сформулировано такое понятие, как обобщенное значение, но при изучении глагольных предложений упоминается активное использование односоставных конструкций в качестве пословиц и поговорок, а также выделение обобщающего лица в некоторых типах односоставных предложений [12].

Скудно представлена характеристика явления неполноты предложения: вскользь упоминается, что оно встречается как в односоставных, так и в двусоставных предложениях, но не уделяется должного внимания названной проблеме, и, соответственно, не содержится описание приема разграничения, который мог бы помочь охарактеризовать разнотипные конструкции и установить их структуру.

Традиционно каждый тип глагольного односоставного предложения соотносится и сравнивается с двусоставными конструкциями, близкими по содержанию. Учащимся самим предлагается самостоятельно сформулировать тонкие различия данных синтаксических единиц. Другие задания в целом направлены на отработку умений различать типы односоставных предложений посредством определения глагольной формы.

В учебном издании под редакцией Л. М. Рыбченковой и др. дается наиболее точное, на наш взгляд, и содержательное определение односоставных предложений: «... имеют законченный смысл, так что в них второй главный член или не нужен, или невозможен». Подробно рассмотрен и вопрос об их отличии от неполных двусоставных предложений: «В неполных предложениях отсутствующие члены восстанавливаются из контекста или из ситуации; смысл односоставных понятен без контекста или ситуации» [8, с. 85].

Авторы выделяют следующие виды глагольных односоставных предложений: «определенно-личные (форма сказуемого указывает на определенное лицо), неопределенно-личные (форма сказуемого указывает на каких-то неопределенных лиц), обобщенно-

личные (сказуемое соотносится с любым лицом), безличные (инфинитивные в составе) (форма сказуемого вообще не соотносится с каким-либо лицом)» [8].

Отличием от других учебных пособий является то, что в данном учебнике дается полная характеристика каждой глагольной односоставной конструкции:

- отсутствие подлежащего-местоимения в определенно-личных предложениях объясняется особенностями исторического развития грамматического строя русского языка, также названы все функции этих конструкций (помогают избежать повторов, придают речи краткость и лаконичность, динамизм, создают интонацию доверительности и т. д.);

- дается алгоритм для правильного определения неопределенно-личных предложений;

- перечислены особенности употребления обобщенно-личных предложений в речи (придают речи народно-поэтический оттенок, афористичны и придают высказыванию назидательный смысл, усиливают воздействие художественной речи на читателя и др.);

- действующее лицо в безличном предложении может быть выражено дополнением; безличные глаголы не спрягаются, не изменяются по родам и числам, но могут изменяться по временам.

Огромное преимущество этого учебника состоит и в том, что теоретический материал представлен в виде схем и таблиц, что облегчает восприятие учащимися информации.

После изучения темы даются задания для повторения и закрепления пройденного материала:

- развернуто описать способы выражения главного члена в безличном предложении;

- выписать тот или иной тип односоставного предложения группами в зависимости от способа выражения главного члена;

- найти в тексте односоставные предложения и сделать синтаксический разбор;

- определить модальные оттенки односоставных предложений.

В учебнике русского языка под редакцией С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др. понятие односоставных предложений также раскрывается путем их сопоставления с двусоставными: «В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит их двух главных членов - подлежащего и сказуемого. В односоставных <...> из одного главного члена (подлежащего или сказуемого)» [9, с. 102]. Следует отметить, что дальнейшее деление односоставных предложений проводится не по части речи слова, представленного главным членом, а по его функции: подлежащные и сказуемостные. Сказуемостные включают в себя определенно-личные, неопределенно-личные и безличные.

В данном учебнике обобщенно-личные предложения не образуют отдельный тип односоставных предложений, но обобщенное значение выражается посредством определенно-личных (Бездонную бочку водой не наполнишь - глагол в форме ед. числа 2 лица) и неопределенно-личных конструкций (Цыплят по осени считают - глагол в форме мн. числа 3 лица), то есть «действие в них производится всеми, любым лицом» [9, с. 106]. Глагол-сказуемое в безличном предложении может быть выражен простым глагольным (безличный глагол, безличный форма личного глагола, быть в отрицательных предложениях, инфинитив) и составным глагольным (безличный вспомогательный глагол + инфинитив, категория состояния + инфинитив, глагол связка в безличной форме + краткое страдательное причастие). Инфинитивные предложения, как и в остальных учебных пособиях, не представлены самостоятельно, форма инфинитива - способ реализации безличного предложения.

Задания направлены на анализ и определение общих семантических особенностей каждого из типов глагольных односоставных предложений, на различение этих типов, определение формы глагола-сказуемого, а также на различение односоставных и двусоставных неполных предложений, хотя в представленном теоретическом материале этот вопрос не рассматривается.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав основные учебники русского языка для 8-го класса, мы пришли к выводу, что проблема обучения глагольным односоставным предложениям не имеет однозначного решения.

Упражнения - это одно из самых действенных средств в закреплении изученного теоретического материала, способствующих развитию навыков анализа, самостоятельной работы. Проанализировав типологию представленных в УМК упражнений, мы разработали собственный комплекс заданий, направленных на уяснение структурно-семантических особенностей глагольных односоставных предложений и на выявление их стилистического потенциала.

1. Выделите грамматические основы предложений. Обозначьте окончания глагола, укажите его лицо и наклонение. Докажите, что перед вами определенно-личные предложения и в них не обязательно употреблять подлежащее.

1) Как соломинкой, пьешь мою душу. Знаю, вкус ее горек и хмелен (А. Ахматова).

2) Дайте руку! Вот грудная клетка. Слушайте, уже не стук, а стон (В. Маяковский).

3) Слышу ли голос твой звонкий и ласковый (М. Лермонтов). 4) Пойдем, поэт, вспоем у мира в сером храме (В. Маяковский). 5) Пристегнитесь ремнями! - сказала миловидная молодая женщина. - Идем на посадку (В. Шукшин).

2. Проанализируйте образцы современной рекламы. Какой вид глагольных односоставных предложений использован в слоганах? Как вы это определили? Вспомните, что вы знаете о правописании глаголов в форме повелительного наклонения и безударных личных окончаний глаголов.

1. Не тормози - сникерсни! (батончик «Snickers»).

2. Вливайся! (газированный напиток «Fanta»).

3. Не кисни - на радуге зависни! (драже «Skittlles»).

4. Заряжай мозги! (баточник «Nuts»).

5. Бери от жизни все! (газированный напиток «Pepsi»).

6. Управляй мечтой (автомобиль «Toyota»).

7. Почувствуй себя принцессой (чай «Принцесса Нури»),

8. Почувствуй нашу любовь (телеканал ТНТ).

9. Измени жизнь к лучшему (бытовая техника «Philips»).

10. Дай волю воображению (автомобиль «Opel Astra»).

Как вы думаете, почему в рекламе так уместны односоставные определенно-личные предложения? На какие две группы можно разделить данные предложения?

3. Прочитайте и объясните, к одному лицу или ко всем людям обращены данные высказывания. Сделайте вывод: какие односоставные предложения называются обобщенно-личными. Определите виды других односоставных предложений и способ выражения глагола-сказуемого в них Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

1) В запахе одной только чер мухи соед няешься со сем прошлым (М. Пришвин). 2) Наше астье, что вода в бр вне: тян шь - надулось, а вытян шь - ничего нету (Л. Н. Толстой). 3) Есть много сло_, которые пр износишь по привыч ке, не думая о том, что скрыто за ними (М. Горький). 4) Он законы знает: чужо_о - не трогай, свое - береги; не все жри сам, дай кусок и псам; потеплее оден_ся, тогда и на Бога надейся - вот он что знает (М. Горький). 5) Как вспомнишь нелю ские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей - сер це уже не в груди, а в глотке б ется, и трудно становит ся дышать (М. Шолохов).

Объясните, какие функции выполняют обобщенно-личные предложения в художественном тексте.

4. Прочитайте и определите, какой вид глагольных односоставных предложений используется. Разделите примеры на 5 групп и заполните таблицу. Назовите способы выражения главного члена каждого предложения.

1. От воды тянуло сыростью, трепкой горечью гниющей ольхи (М. Шолохов). 2) В глаза у меня потемнело (М. Ю. Лермонтов). 3) Под сердцем даже как-то зазвенело от горя (В. Шукшин). 4) В эту недобрую пору мне пришлось ехать в станицу (М. Шолохов). 5) После короткого совещания решено было идти обратно (М. Шолохов). 6) Темнеет, в воздухе свежо (М. Цветаева). 7) Сильно, до духоты пахло тушью и красками (А. П. Чехов). 8) Маму бомбой убило в поезде (М. Шолохов). 9) Всю грудь обдало холодком, залило чувством радости, восторга (А. П. Чехов). 10) Весь день стояла пасмурная погода, но часам к пяти похолодало (Ю. Коваль).

Обозначение Примеры

Состояние природы, окружающей среды:

Физическое и психическое состояния живого существа:

Долженствование необходимость и другие модальные оттенки:

Чувственные восприятия, ощущения:

Действие, производимое косвенным субъектом:

5. Выберите одну ситуацию и составьте полноценный диалог. Подчеркните главные члены и обозначьте грамматические признаки глаголов-сказуемых. Какие глагольные односоставные предложения вы использовали в своей речи?

1) (Перед экзаменом) - Дай воды, в горле пересохло. - У тебя и руки вспотели. Волнуешься? - Очень волнуюсь. 2) (В магазине) - Что скажешь? Мне идет? - Вроде, неплохо, но мне не нравится этот цвет. 3) (В поход с классом) - На красный свет не переходить. В 14:00 всем быть около школы. 4) (Прием у врача) - Что-то мне нездоровится. В ушах звенит. 5) (Разговор о погоде) - На улице заметно похолодало. - Не видать нам теплых дней.

В каком стиле употребляются данные предложения? Чем характеризуется этот стиль речи?

6. Запишите безличные предложения с неопределенной формой глагола (инфинитивом). В чем своеобразие этих форм? Какое значение передается в примерах?

1) Он как тополь между нами: только не расти, не цвести ему в нашем саду. (М. Ю. Лермонтов). 2) Преодолеть без утешенья, Все пережить и все принять. И в сердце даже на забвенье Надежды тайной не питать (3. Гиппиус). 3) Спешиться!.. Построиться в одну шеренгу! (А. А. Фадеев). 4) Известить ли Елену о болезни? Подождать ли? (И. Тургенев). 5) Не бывать тебе в живых, Со снегу не вставать (А. Ахматова). 6) Только бы до лесу дойти прежде, чем месяц совсем выйдет (Л. Н. Толстой). 7) И закладывать косы коронкой, И взволнованным голосом петь (А. Ахматова). 8) Стать бы снова приморской девчонкой, Туфли на босу ногу надеть (А. Ахматова).

7. Прочитайте данные высказывания. Определите, какой вид глагольных односоставных предложений представлен в каждой группе. Подчеркните в них главный член. В каком стиле речи функционируют данные предложения? В чем особенность их употребления в данном стиле?

1. Предлагается оставлять сумки и портфели в гардеробе. Запрещается выносить книги из зала библиотеки. Купаться разрешается только на пляже. Преподавателям запрещается самовольно переносить время и место учебных занятий. Обучающимся запрещается находиться в помещении в верхней одежде, головных уборах.

2. Провожающих просят освободить вагоны. Пассажиров приглашают на посадку. Владельца автомобиля просят подойти к стоянке. Здесь продают билеты на футбол. Предлагают начать совещание.

8. Прочитайте предложения. Выделите в них грамматическую основу. Как вы полагаете, что важнее в этих предложениях: само действие или лицо, его производящее? Как мыслятся лица, которые производят действие? Дайте определение неопределенно-личного предложения. Проанализируйте, как функционируют данные конструкции в речи.

1) Там, на южном рынке, такую вкусную клубнику продают (разг. речь). 2) Смесь взбалтывают и подогревают. Полученную массу охлаждают (учебник химии). 3) На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты (А. П. Чехов).

4) В Чебоксарах установили памятник первому царю всея Руси (газета «РгоГород»).

5) По отношению к воде различают следующие группы: водные <...>, влаголюбивые <...>, живущие в местах умеренного увлажнения, обитатели сухих мест (учебник биологии). 6) В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали (А. П. Чехов). 7) При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу (учебник географии). 8) Пассажира просят подойти к кассе (объявление). 9) Во дают, скидки убрали, цены подняли. Бесчеловещина! (газета «Автоновости»). 10) Блинами, понятно, не встретят ... Вздернут еще ... Жгут и вешают народ (М. Бубеннов).

9. Прочитайте стандартные (канцелярские) выражения, свойственные официально-деловому стилю. Попробуйте определить жанр каждого из них. Чем характеризуется этот стиль? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Какие глагольные односоставные предложения встретились в упражнении? Выделите в них грамматическую основу и укажите способ выражения главного члена.

1) Обучающимся запрещается находит ся в помещен_ в верхней одежде, г ловных уборах. 2) У реки сильн_ течение. Без ло_ки не переплывать! 3) Приказываю деканам факультетов, заведу щим кафедрами обеспечить реализацию образовательных программ в полном об еме, учебно-методическому управлению осуществлять еж дневный мониторинг проведени_ учебных занятий согласно установлен ому ра писанию. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. 4) десь продают билеты на фу бол. 5) Предлагается ставлять сумки и п_ртфели в гардеробе. 6) Прошу Вас дать раз яснения по поводу прав мерности включения в счет за услуги связи. 7) Вину свою признаю. Постараюсь предь и бегать таких ситуаций. 8) Пассажира просят подойти к ка се. 9) Закрывать за собой дверь! 10) По дан ому факту могу пояснить, что в установленное для бхода время по-чу ствовала себя плохо.

10. Прочитайте газетные заголовки и выберите один для написания небольшой статьи. Запишите сначала свою мысль в виде плана, а затем подготовьте небольшое выступление в публицистическом стиле.

1. И не забудем языка родного! («Литературная газета»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Прикасаясь к памяти - прикасаюсь к жизни («Литературная газета»).

3. Творите улыбаясь! («Литературная газета»).

4. Погрязли в чистоте (газета «Аргументы и факты»),

5. Надо не бояться экспериментировать! («Учительская газета»).

6. Идти к мечте («Учительская газета»).

7. Слово надо любить («Литературная газета»).

8. О войне нельзя лгать («Литературная газета»).

9. Сберечь наследие предков! (газета «Русский вестник»),

10. Сохранить память («Литературная газета»).

Какие глагольные односоставные предложения вы использовали в своей статье? Подчеркните в них сказуемое и укажите способ его выражения. Какую функцию выполняют эти предложения в публицистическом стиле?

Выводы. Проведенный нами анализ школьных учебников по русскому языку для 8-го класса привел к следующим выводам:

1) инфинитивные предложения не выделяются в отдельный вид, а включаются в разряд безличных. Лишь в учебнике С. И. Львова, В. В. Львова встречается сам термин «инфинитивное предложение»;

2) статус обобщенно-личных предложений остается самым «проблемным» вопросом, над которым спорят лингвисты [12]. Каждый из рассмотренных нами учебников называет обобщенное значение лица, но не все (учебники С. Г. Бархударовой, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской) признают конструкции с таким значением самостоятельным видом глагольных односоставных предложений;

3) вопрос разграничения односоставных и двусоставных неполных предложений затронут лишь в учебниках под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова и Л. М. Рыбченко-вой, О. М. Александровой. В них дается развернутое объяснение и пример сравнения этих конструкций. В учебном пособии Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой встречается ряд упражнений, в которых перед учащимися также встает этот вопрос;

4) задания во всех данных учебных пособиях в основном направлены на закрепление грамматических показателей каждого типа односоставных предложений. И только в некоторых учебниках учащимся предлагается построить тексты разных стилей с использованием данных конструкций, что приводит к выявлению особенностей функционирования глагольных односоставных предложений в речи и их стилистического потенциала [3].

Таким образом, при обучении глагольным односоставным предложениям в школе учителю следует знать и историю изучения подобных конструкций в лингвистике, учитывать противоречивые взгляды на их статус и классификацию в современной синтаксической науке, выявлять проблемные случаи смешения неполных двусоставных предложений и односоставных, а также в работе по анализу главных членов названных конструкций не упускать из виду особенности их функционирования в текстах разных стилей, что позволит формировать у учащихся и стилистическое чутье. На наш взгляд, в содержание обучения стоит включить понятие «обобщенно-личные предложения», поскольку у предложения (в том числе и односоставного) есть и структурная схема, и семантическая структура. Выделение данного типа предложения будет способствовать анализу учащимися не только формы выражения главного члена, но и коммуникативно-семантической стороны предложения-высказывания: при сходстве структурных схем обобщенно-личных со схемами определенно-личных и неопределенно-личных предложений наблюдается особая семантика представления обобщенного характера действия и его лица-производителя. Именно эту особенность учащиеся могут наблюдать при анализе пословичных высказываний.

Возможность введения понятия «инфинитивное предложение» в школьную практику может быть обусловлена целью научить выявлять функции инфинитива: если в безличных предложениях он выступает в зависимой позиции, то в инфинитивных - абсолютно независим. А это, в свою очередь, опять-таки способствует выражению особых семантических оттенков высказывания, чему следует обучать школьников.

Решение проблемы разграничения неполных двусоставных и полных односоставных предложений должно опираться на способ выражения основного грамматического значения предложения - предикативности. Учитель, не вводя самого сложного для восприятия учащимися термина, должен учитывать этот факт при объяснении данного материала: в односоставном глагольном предложении одного главного члена достаточно для выражения всех компонентов его грамматического значения (модальности / синтаксического наклонения, времени, лица); в двусоставном же предложении при пропуске подлежащего для понимания смысла высказывания возникает необходимость его восстановления из контекста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабайцева В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. - М. : Дрофа, 2004.-512 с.

2. Бабайцева В. В. Современный русский язык : учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» : в 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1987. - 256 с.

3. Данилова Е. А. Специфика функционирования глагольных односоставных предложений в рекламном слогане // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2017. -№1. -С. 55-60.

4. Калинин А. Ф. Инфинитивные предложения в системе типов простого предложения // Русский язык в школе. - 2001. - № 4. - С. 77-82.

5. Лекант П. А. Противопоставление односоставных и двусоставных предложений в русском языке // Очерк по грамматике русского языка. - М. : МГОУ, 2002. - С. 159-166.

6. Русский язык : учебник для 8-го класса основной школы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, JL Ю. Комиссарова и др. ; под науч. ред. А. А. Леонтьева. - М. : Баласс, 2010. - 304 с.

7. Русский язык. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова ; под науч. ред. Н.М. Шанского. - М. : Просвещение, 2014. - 271 с.

8. Русский язык. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александров, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2017. - 223 с.

9. Русский язык. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. - 34-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 239 с.

10. Русский язык. 8 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов. - 8-е изд., перераб. - М. : Мнемозина, 2012. - 285 с.

11. Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс): учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта: Наука, 2006. - 320 с.

12. Тарланов 3. К. Есть ли в русском языке обобщенно-личные предложения? // Филологические науки. - 1972. - № 3. - С. 86-91.

Статья поступила в редакцию 13.01.2021

REFERENCES

1. Babajceva V. V. Sistema odnosostavnyh predlozhenij v sovremennom russkom yazyke. - M.: Drofa, 2004. - 512 s.

2. Babajceva V. V. Sovremennyj russkij yazyk : ucheb. dlya studentov ped. in-tov po spec. № 2101 «Rus. yaz. i lit.» : v 3 ch. Ch. 3. Sintaksis. Punktuaciya. - 2-е izd., ispr. i dop. - M. : Prosveshchenie, 1987. - 256 s.

3. Danilova E. A. Specifika fünkcionirovaniya glagol'nyh odnosostavnyh predlozhenij v reklamnom slogane // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2017. - № 1. - S. 55-60.

4. Kalinin A. F. Infinitivnye predlozheniya v sisteme tipov prostogo predlozheniya // Russkij yazyk v shkole. -2001.-№ 4.-S. 77-82.

5. LekantP. A. Protivopostavlenie odnosostavnyh i dvusostavnyh predlozhenij v russkom yazyke // Ocherk po grammatike russkogo yazyka. - M. : MGOU, 2002. - S. 159-166.

6. Russkij yazyk : uchebnik dlya 8-go klassa osnovnoj shkoly / R. N. Buneev, E.V. Buneeva, L. Yu. Komis-sarova i dr. ; pod nauch. red. A. A. Leont'eva. - M. : Balass, 2010. - 304 s.

7. Russkij yazyk. 8 klass : ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij / L. A. Trostencova, T. A. Ladyzhen-skaya, A. D. Dejkina, O. M. Aleksandrova ; pod nauch. red. N. M. Shanskogo. - M. : Prosveshchenie, 2014. - 271 s.

8. Russkij yazyk. 8 klass : ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij / L. M. Rybchenkova, O. M. Aleksan-drov, О. V. Zagorovskaya, A. G. Narushevich. - 5-e izd. - M. : Prosveshchenie, 2017. - 223 s.

9. Russkij yazyk. 8 klass : ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdenij / S. G. Barhudarov, S. E. Kryuchkov, L. Yu. Maksimov, L. A. Cheshko. - 34-e izd. - M. : Prosveshchenie, 2011. - 239 s.

10. Russkij yazyk. 8 klass : uchebnik dlya obshcheobrazovat. uchrezhdenij : v 2 ch. Ch. 1 / S. I. L'vova, V. V. L'vov. - 8-e izd., pererab. - M. : Mnemozina, 2012. - 285 s.

11. Skoblikova E. S. Sovremennyj russkij yazyk. Sintaksis prostogo predlozheniya (teoreticheskij kurs) : ucheb. posobie. - 3-е izd., ispr. i dop. - M. : Flinta: Nauka, 2006. - 320 s.

12. Tarlanov Z. К Est' Ii v russkom yazyke obobshchenno-lichnye predlozheniya? // Filologicheskie nauki. -1972.-№3.-S. 86-91.

The article was contributed on January 13, 2021

Сведения об авторах

Данилова Елена Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и чувашского языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Пастухова Людмила Борисовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и чувашского языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Danilova, Elena Aleksandrovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian and Chuvash Languages, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Pastukhova, Lyudmila Borisovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian and Chuvash Languages, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.