ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 808.5
МЕСТО ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ ТИПОВ
ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Юсуфова Л.О.
ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт»
Аннотация: в статье представлена самая большая группа односоставных предложений - предложения глагольного типа. Сюда относятся глагольные предложения с указанием на определенное, неопределенное и обобщенное лицо; к глагольным примыкают и предложения безличные и инфинитивные. Субстантивную (именную) группу составляют предложения номинативные.
Ключевые слова: односоставные предложения, синтаксические конструкции, семантические и грамматические свойства
PLACE OF SINGLE-PART SENTENCES IN THE TYPE SYSTEM
OF A SIMPLE SENTENCE
Yusufova L. O.
ChOU VO " Social and pedagogical institute»
Annotation. The article presents the largest group of single - compound sentences-verb-type sentences. This includes verb sentences with reference to a certain, indefinite and generalized person; verb sentences are also adjacent to impersonal and infinitive sentences. The substantive (nominal) group consists of nominative sentences.
Key words: single-part sentences, syntactic constructions, semantic and grammatical properties/
В.В. Бабайцева в своей монографии «Односоставные предложения в современном русском языке» [2] пишет о том, что односоставные предложения не являются строго изолированной группой синтаксических конструкций, поэтому выяснение их специфических свойств возможно лишь на основе установления системных связей односоставных предложений как с двусоставными, так и с нечленимыми предложениями. «Признание системного характера синтаксиса,— подчеркивает Т. П. Ломтев,— означает признание того, что познание отдельных синтаксических элементов возможно только на основе всестороннего учета всех возможных связей и соотношений между ними» [2].
тт и и U U
Центр той или иной семантико-структурной группы простых предложений образуют типичные синтаксические модели, характеризующиеся оптимальной концентрацией семантических и грамматических свойств.
Типичные двусоставные предложения характеризуются четкостью подлежа-щно-сказуемностных отношений и определенностью предмета мысли, обусловливающей предметный характер подлежащего.
Типичные односоставные предложения имеют один главный член с четко выявленной синтаксической функцией и характеризуются неопределенностью предмета мысли, обусловленной логико- психологической основой выражаемого суждения.
Типичные нечленимые предложения характеризуются отсутствием логике-грамматической членимости и максимальной неопределенностью предмета мысли.
С точки зрения грамматического принципа классификации для односоставных предложений характерен один главный член и определенный способ его выражения. Структурные свойства односоставных предложений определяются их семантикой. Как при отграничении односоставных предложений от других типов простого предложения, так и при выделении отдельных разновидностей односоставных предложений необходимо учитывать совокупность семантических и грамматических свойств.
Исходя из вышеизложенного, В.В. Бабайцева дает следующее определение исследуемому типу предложений: «Односоставные предложения — это такие предложения с одним главным членом, которые не требуют другого главного члена и не могут быть дополнены им без изменения характера выражаемой мысли» [2].
Одной стороной односоставные предложения сближаются с двусоставными, другой — с нечленимыми. Это определяется разной степенью логико-психологической членимости выражаемой в них мысли, разным характером предмета суждения. Более четко членение мысли в предложениях, выражающих суждения, предметом которых является активный деятель. Менее четко выражено членение мысли в предложениях, выражающих суждения, предметом которых являются вещи и явления действительности без указания их действий, состояние природы и человека.
Характер предмета суждения обусловливает лексико-грамматическую природу главных членов отдельных разновидностей односоставных предложений, их синтаксическую структуру, свойства второстепенных членов.
В соответствии с характером предмета суждения и способом выражения главного члена односоставные предложения делятся на глагольные и именные.
Глагольные односоставные предложения — это такие предложения, в которых говорится о действии, производитель которого не вербализован. «Действие же в собственном смысле, — отмечал Н. П. Некрасов, — немыслимо без лица действующего: есть действие — есть, значит, и то, что действует, т. е. лицо. Мы хотим сказать этим, что без обозначения 15 лица, хотя бы самого общего, самого неопределенного обозначения, глагол не может быть глаголом» [2]
Связь между действием и лицом (производителем действия) в разных глагольных формах ощущается по-разному. Наиболее тесная связь действия с деятелем обнаруживается в спрягаемых глагольных формах, наименее тесная — в безличных глаголах и инфинитиве.
Глагольные односоставные предложения (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные глагольные, инфинитивные) неоднородны как по грамматическим (морфологическим) свойствам глагольного слова, так и по семантике. Семантическое различие между ними мотивировано их местом на оси определенность — неопределенность, которая создается в данном случае разной степенью отвлечения действия от производителя действия.
Наибольшей определенностью деятеля отличаются двусоставные предложения с конкретно-предметным подлежащим, выраженным существительным («Мальчик читает» и т. п.). Высшая степень неопределенности производителя действия характерна для безличных глагольных предложений, в которых действие мыслится без представления о производителе действия (Светает, Дождит и т. п.).
В пределах грамматически (формально) двусоставных предложений определенность действующего лица неодинакова, она варьируется в зависимости от лек-сико-грамматических свойств слов, выполняющих роль подлежащего. Сравните: Иванов читает; Мальчик читает; Кто-то чи- тает; Все читают и т. п
Между двусоставными и безличными глагольными предложениями располагаются односоставные глагольные предложения, образующие переходные конструкции, характеризующиеся постепенным усилением неопределенности, постепенным ослаблением определенности. В определенно-личных предложениях деятель определенен почти в той же мере, что и в двусоставных предложениях с подлежащими — личными 16 местоимениями. В неопределенно-личных предложениях действующее лицо мыслится неопределенно, но оно мыслится; действие неопределенно-личных предложений относится к каким-то лицам, которые могут быть и определены. В обобщенно-личных предложениях действующее лицо обобщено, действие может быть отнесено к любому, всякому лицу. Присутствие в мысли действующего лица и позволяет выделять определенно-, неопределенно- и обобщенно-личные предложения в особую группу односоставных предложений — личных по характеру производителя действия.
Учитывая наличие деятеля, некоторые авторы рассматривают личные односоставные предложения как редуцированные двусоставные предложения с редукцией подлежащной субстанции, т. е. как предложения с определенным грамматическим подлежащим. Несмотря на известную близость неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений к двусоставным, они не могут рассматриваться как вариант двусоставных предложений, так как в них лишь присутствует место, или позиция, про - изводителя действия, но деятель не может быть вербализован без изменения семантико-грамматического характера предложения.
Типичные синтаксические модели неопределенно-личных и обобщенно- личных предложений образуют в русском языке односоставные глагольные предложения, коммуникативным назначением которых является выражение действия неопределенного и обобщенного лица, входящего в структуру выражаемых суждений в виде представлений.
Неопределенность и обобщенность лица связаны с нарушением прямого отношения действия к действующему лицу.
Существование в русском языке синтаксических конструкций, в которых неясно определено действующее лицо, объясняется не распадом двусоставности предложения, не «устранением подлежащего» (А. А. Потебня), не «убылью грамматической апперцепции подлежащего» (Д. Н. Овсяннико-Куликовский), не эллипсом (Н. К- Грунский и др.), а осуществлением потребности в выражении в разной мере определенного деятеля.
Эти оттенки и выявляются логико-грамматическим анализом двусоставных и односоставных предложений, противопоставление которых, возникшее в раннеин-доевропейский период, «сохранилось в принципе неизменным, несмотря на частные превращения и взаимные переходы».
Потребность в выражении разной степени отвлечения действия от производителя его выражается в разных синтаксических моделях, среди которых (в системе односоставных предложений) выделяются как наиболее характерные и ясно очерченные типы: определенно-личные, неопределенно- личные, обобщенно-личные и безличные глагольные предложения.
Именные односоставные предложения объединяют безличные именные, номинативные и вокативные предложения. По форме и значению они более разнообразны, чем глагольные.
Четкая двучленность мысли характерна для оценочных именных предложений типа «Красиво!» «Красота!» и некоторых других; в большей части именных односоставных предложений степень логико-грамматической членимости минимальна. С этим и связаны споры о характере недифференцированной синтаксической роли главного члена таких предложений. Что это — подлежащее или сказуемое с грамматической точки зрения?
Между глагольными и именными односоставными предложениями нет резкой и четко проведенной границы. Сближение их имеет место в безличных предложениях, где объединяются семантическими свойствами глагольные и именные предложения (как те, так и другие могут обозначать состояние природы, человека и т. п.).
Особое место среди глагольных и именных предложений занимают инфинитивные предложения, в которых главный член — независимый инфинитив — сочетает свойства глагола и существительного.
Промежуточное положение односоставных предложений в системе типов простого предложения определяется разной степенью их логико- грамматической членимости. В отличие от нечленимых предложений, выражающих имплицитные суждения, односоставные предложения выражают расчлененные суждения. Чем более четко членение мысли на два компонента, тем очевиднее синтаксическая функция главного члена, и наоборот. Другими словами, чем ближе к двусоставным предложениям разновидности односоставных предложений, тем отчетливее синтаксическая функция их главного члена, и наоборот.
Некоторые разновидности номинативных предложений и вокативные предложения, характеризующиеся нечеткостью логико-грамматической членимости, сближаются с нечленимыми "приложениями;" но отличаются от последних тем,
что их главный член выражен знаменательным словом, т. е. словом, соотносимым с понятием.
Совокупность семантических и грамматических свойств позволяет выделить в системе односоставных предложений следующие основные типы, место которых на оси определенность — неопределенность определяет и последовательность анализа их: определенно-личные, неопределенно- личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные, вокативные предложения.
Взаимосвязь, взаимодействие между основными семантико-структурными типами простого предложения и между выделенными разновидностями односоставных предложений определяет закономерность и целесообразность выделения переходных (промежуточных) и периферийных конструкций, сочетающих свойства типичных синтаксических моделей.
Литература:
1. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. - М.: Просвещение, 1968
2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. - М.,
2000
3. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л., 1941.
References:
1. Babaitsau V. V. One-piece sentences in the modern Russian language. - M.: Education, 1968.
2. Babaytseva V. V. Phenomena of transitivity in the grammar of the Russian language. - M., 2000.
3. Shakhmatov A. A. Syntax of the Russian language. - L., 1941.
УДК: 821
ЕВРАЗИЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ПРОБЛЕМА «ВОСТОК - ЗАПАД»
Абдурахманова Т.И.
ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент
Анотация. Основополагающий посыл и идея евразийской концепции в том, что, по убеждению идеологов евразийства (Трубецкой, Ключников и т.д.), Россия является особой страной, которая соединяет в себе культурные константы Востока и Запада вследствие географического расположения, отразившегося на дальнейшей судьбе входящих в ее состав народов, на языковом их родстве, общности духовного строя и культуры. Исходя из этого, евразийцы объединяют два равноопределяющих истока российской жизни - восточное и западное. Главной задачей исторического самопознания славянского народа евразийцы считают насущную необходимость понять, принять и осознать собственную националь-