Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ВУЗЕ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ВУЗЕ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ / СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ МАТЕМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первушина М.О.

Статья посвящена проблемам, связанным с организацией обучения физике в вузе, новым форматом представления изучаемого материала, в целях реализации педагогических принципов общего характера: согласованности, доступности, научности, повышению качества профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ВУЗЕ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ»

Практика показывает, становясь студентами нашего вуза, бывшие слушатели факультета довузовской подготовки, успевают по дисциплинам учебного плана, имеют хорошие коммуникативные навыки. Прямой метод погружения в среду русского языка воспринимается иностранными студентами не только как средство общения, но и как возможность получения знаний по выбранной специальности. Список использованной литературы:

1. Жукова К.Ю., Башкирцева Н.Ю. Работа с иностранными студентами в ДАС №5. Комплексная программа. [Электронный ресурс]. - URL: https: //www. new.kstu.ru>servlet/contentblob... /(дата обращения 10.12.2021).

2. Березун Е.Ю., Гайдарова Е.В., Иорданова Н.А. Формирование навыков межкультурного общения в процессе обучения русскому языку как иностранному. Психолого-педагогические и лингвометодические аспекты обучения в вузе - Харьков: ХНАДУ, 2009. С.316.

3. Осипова С.И., Терещенко Ю.А. Организация обучения студентов на примере пропедевтики их математического образования // Педагогический журнал. Пропедевтика математического образования. 2018.Т.8 №6А С. 59-68.

© Морозова И.М., Кемеш О.Н., Лобанок Л.В., 2021

УДК 378.147.227

Первушина М.О.

кандидат педагогических наук, доцент ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский Государственный университет аэрокосмического приборостроения

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ВУЗЕ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация

Статья посвящена проблемам, связанным с организацией обучения физике в вузе, новым форматом представления изучаемого материала, в целях реализации педагогических принципов общего характера: согласованности, доступности, научности, повышению качества профессиональной подготовки.

Ключевые слова:

моделирование, педагогические принципы, вынужденные колебания, системы компьютерной математики, профессиональная подготовка, методические приемы.

В системе подготовки технических специалистов в вузе физика, наряду с математикой, имеет фундаментальное значение. Исторически развитие физики и математики шло параллельными путями, создавая, таким образом, возможности для количественного описания теории и эксперимента. Усложнение знаний привело к необходимости применить вычислительную технику для моделирования изучаемого процесса, предшествуя эксперименту в физике. Достаточно обратиться к физике элементарных частиц, чтобы понять, насколько изменились наши представления об окружающем мире. На данный момент известно несколько сотен элементарных частиц, большая часть которых нестабильна. Показательна в этом отношении и систематика частиц. Например, существует три типа частиц в крупной классификации - фотоны, лептоны и адроны, последние подразделяются на мезоны и барионы, включающие нуклоны и гипероны. Более подробная классификация представляет собой объемные и многообразные источники информации [1].

Очевидно, что процесс обучения физике также затрагивает вопросы, связанные с необходимостью символьных преобразований, обработки числовых выражений, построения графиков. Математика предоставляет физике не только разнообразный инструмент для описания процессов и явлений, но и

компьютерные программы, которые позволяют существенно расширить объем и качество изучаемого материала. На данный момент развития техники и программного обеспечения существует множество компьютерных программ под общим названием системы компьютерной математики (СКМ). Выбор программы связан с решением проблем разнообразного характера, например, технические характеристики оборудования, наличие знаний и умений работать в СКМ. В данном случае, рассмотрены примеры, реализованные автором в СКМ Maxima в процессе проведения лекционных занятий. Для Maxima характерна кроссплатформенность, не проприетарная программа, со всеми вытекающими из этого последствиями, а именно, свободный запуск программы, ее изучение, при необходимости модификация и распространение [2].

Известный факт, что при изучении колебательных процессов в физике приходится производить не только множественные преобразования и вычисления, но и строить разнообразные графики, в том числе, достаточно сложные, требующие большого количества координат. Например, при исследовании резонанса нужно построить графики зависимости амплитуды вынужденных колебаний от частоты внешнего воздействия, представляющие собой семейство кривых, не обладающих симметрией. СКМ в этом отношении предоставляет широкие возможности для анализа процесса.

Допустим, что мы имеем пружинный маятник, находящийся в вязкой среде и совершающий колебания под действием внешней силы. Масса груза на пружине 0.5 кг, жесткость пружины 50 Н/м, коэффициент сопротивления 0.5 кг/с, максимальное значение внешней силы 0.1 Н. Требуется построить резонансные кривые и прокомментировать результаты.

Решение продемонстрировано с помощью рисунков 1 -2, которые содержат программу вычислений и графики, выполненные в СКМ Maxima в консольном формате и режиме командной строки.

(til) fpprlntprici J;

гJ F:0.i;

С*оЯ о. ic

(413) leíQ; (4о з>

OrtO m:0-

o. í:

o. 5:

.34-15) r :0. S;

Ы

а:(гДОла,пи1мг;

(*1:) h: It/m r ngflter;

t :(F/m)4numer;

(409)

IOO.O:

o. 2:

2 2 2 o.s:

((100.0 - x ) + 1.0 x ):

(JCllQ) plat MÍA, [x,Q, 1 £ ] F fx1 abe T H "omega"], [у 1 abel, "A"] , [style. [line*, J,red]]):| (Ktll) rl!l.i¡

(4011) 1. s:

(Ífl2)

Ы:(г1/")А2,пигпег;

A2: • A®. S. iuw ;

(solí) э- 0:

(41U)

0.2:

(solí) ...........................:

2 2 ! 0,5:

((100.0 - x ) + 9.0 x ):

ÍÜ11J) p"lctíd(AJ, [K.Ojlü], [xlabel,"omega"], [ylabel, "Aí"], [style, [Unes. í, black]], [Title,"Резонансна кривие"]};! (ЗЦ1С) rliJ.i!

bZ i (rí/in)Aí, mimer

iliaS A3 ifA((a-i<*Z)A?}i-b2*ií*2VO. í ,гмчег

Щ-

i?? si.a:

(i A3

o, z:

(мои) .........................

12 г a. i:

((LQO.O - ж 1 t U.O л ):

(K119) pi st i(КлЗ, [*, 0,1 i], (*1 ibel. "ome^a"]. [yi tbtl, "дЗГ"], [style, [lines, 3, b1 at*] ], [rltl *, ?*Ми1неии№ крише" ]):

Рисунок 1 - Скриншот программы вычислений коэффициентов и построения графиков

Рисунок 2 - Графики зависимости амплитуды вынужденных колебаний (A1,A2,A3) от частоты внешнего воздействия (omega) при коэффициенте затухания равном 0.5 с-1, 1.5 с-1, 4.5 с-1.

Комментарии при дальнейшей работе с программой будут сводиться к следующему: по мере увеличения коэффициента затухания видно на графиках изменяется максимальное значение амплитуды и резонансной частоты, которая более удаляется от собственной частоты колебательной системы равной 10 с"1.

Естественно, что представление изучаемого материала в подобном формате требует определенной подготовленности и преподавателей, и студентов в области не только физики, но и математики. Однако, подобные методические приемы (технического и логического характера) направлены на реализацию принципов педагогики (согласованности, научности, доступности в обучении), объединяющих все дисциплины, независимо от их содержания. Современная трактовка и обработка изучаемого материала способствует не просто формальному усвоению понятий, законов, а понимаю единства и взаимосвязи закономерностей научного познания мира, отвечая, таким образом, общепринятому понятию качественной и современной профессиональной подготовки.

Список использованной литературы:

1. Иродов И.Е. Квантовая физика. Основные законы: Учеб.пособие для вузов/ И.Е. Иродов. 2-е изд., допол. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 - 256 с.

2. Первушина М.О., Небаев И.А. Методические аспекты электронного лабораторного практикума по физике в области профессионального образования // Наука и школа. - 2018. - N0 5.

© Первушина М.О., 2021

УДК37

Степанова Д.Г.

Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО «Успех» Белгородский район

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

Аннотация

Воспитание гражданина, патриота своей Родины, социально-активной, толерантной, стремящейся к постоянному развитию и росту личности невозможно без знания истории своего родного края, своей малой Родины, гордости за свою культуру и достижения в разных отраслях экономики, сельского хозяйства, другими словами, без применения в учебном процессе науки «регионоведение». Этот термин включает в себя изучение истории, географии, культуры и искусства, обычаев, традиций и праздников своего края, знакомство с людьми, прославившими родную землю и другими составляющими.

Ключевые слова: регионоведение, английский язык.

Мы живем на легендарной русской земле, богатой историческими событиями, местами боевой славы и уникальными туристическими объектами, традициями, талантливыми людьми. Поэтому на уроках английского языка мы не можем обойтись без включения в обучение регионального компонента.

Использование местного и регионального материала расширяет кругозор учащихся и развивает их познавательный интерес, а также в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Кроме этого, знание родной культуры и традиций помогает узнать другую культуру, сравнить и понять их особенности.

Использование краеведческого материала дает возможность учащимся работать самостоятельно, искать информацию в Интернете, дополнительной литературе, посещать школьный и районный музеи, общаться с представителями старшего поколения. При этом важным является подбор краеведческого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.