стояние. Нагрузками одного микроцикла маловероятно изменить показатели быстроты.
2. Организация тренировочного процесса в форме централизованных учебно-тренировочных сборов (УТС) способствует улучшению показателей концентрации и объема внимания спортсменов в течение микроцикла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Руденко Г. В. Тренировка квалифицированных кикбоксеров в условиях годичного макроцикла / Г.В. Руденко, О.В. Костромин, Г.И. Мокеев, К. В. Шестаков // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 66-69.
2. Шестаков К. В. Обоснование модели тренировочных нагрузок на предсоревнователь-ном этапе подготовки кикбоксеров - юниоров / К. В. Шестаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 2 (48). - С. 95-98.
3. Шестаков К. В. Анализ спортивной тренировки на этапе общей физической подготовки / К. В. Шестаков, Иваиви Али М. А. // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : сб. материалов XII междунар. науч. - практ. конф. - Уфа, 2018. - С. 443-448.
REFERENCES
1. Rudenko, G. V., Kostromin, O.V., Mokeev, G.I. and Shestakov, K. V. (2014), "Training of qualified kickboxers in the conditions of a one-year macrocycle", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 66-69.
2. Shestakov, K.V. (2009) "Substantiation of the model of training loads at the pre-competitive stage of preparation of kickboxers - juniors", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (48), pp. 95-98.
3. Shestakov, K. V. and Ivivi Ali, M. A (2018) "Analysis of sports training at the stage of general physical training ", Actual problems of physical culture, sport and tourism : proceedings of XII international. nauch.-pract. Conf., Ufa, 2018, pp. 443-448.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.11.2021
УДК 796.856.2+796.835
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ТХЭКВОНДО
ИТФ И КИКБОКСИНГЕ
Игорь Михайлович Щеглов, старший преподаватель, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Анна Алексеевна Паульс, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени
П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
Правильное выполнения техники ударов руками и ногами в тхэквондо ИТФ и кикбоксинге сопряжено с соблюдением ряда требований - удары должны быть эффективными - точными, быстрыми, в достаточной мере амплитудными, результативными - приносить спортсмену зачётные баллы или наносить допустимый правилами урон сопернику и безопасными для самого спортсмена -сводящими к минимуму риск встречной контратаки и создающими предпосылки для мобильности спортсмена после нанесения удара или перехода к комбинации действий. Соблюдение этих требований возможно при выполнении всех элементов двигательного действия (фазового состава удара), которого должен добиваться тренер. Разработаны комплексы упражнений, предназначенные для формирования правильного выполнения удара. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность разработанной методики. Отметим, что очевидные улучшения качества выполнения технико-тактических действий (в среднем на 26,3%) не являются устойчивыми, так как этапе спортивной специализации только формируется устойчивый навык двигательного действия и возможно частое появление двигательных ошибок. Чтобы добиться устойчивого навыка с исключением двигательных ошибок, необходима регулярная коррекция с выполнением контрольных
упражнений и последующей оценкой.
Ключевые слова: обучение двигательным действиям в тхэквондо ИТФ и кикбоксинге, фазовый состав удара, устойчивость и вариативность техники, школа тхэквондо, школа кикбоксинга, формирование базового технического арсенала.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p537-541
FEATURES OF TEACHING MOTOR ACTIONS IN TAEKWONDO ITF AND
KICKBOXING
Igor Mikhailovich Shcheglov, the senior teacher, Sergey Evgenievich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Anna Alekseevna Pauls, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Abstract
The correct execution of the technique of punches and kicks in ITF taekwondo and kickboxing is associated with the observance of the number of requirements - strikes must be effective - accurate, fast, sufficiently amplitude, effective - bring the athlete credit points or inflict damage to the opponent permissible by the rules and safe for the athlete himself - minimizing the risk of an oncoming counterattack and creating preconditions for the athlete's mobility after striking a blow or switching to a combination of actions. Compliance with these requirements is possible when all the elements of the motor action (phase composition of the blow) are fulfilled, which the coach must achieve. Complexes of exercises have been developed, designed to form the correct execution of the blow. The conducted pedagogical experiment confirmed the effectiveness of the developed methodology. It should be noted that the obvious improvements in the quality of technical and tactical actions fulfillment (on average by 26.3%) are not stable, since at the stage of sports specialization a stable skill of a motor action is only formed and a frequent occurrence of motor errors is possible. To achieve a stable skill with the elimination of motor errors, regular correction is necessary with the implementation of control exercises and subsequent assessment.
Keywords: teaching motor actions in taekwondo ITF and kickboxing, phase composition of the blow, stability and variability of technique, taekwondo school, kickboxing school, formation of a basic technical arsenal.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование арсенала двигательных действий в тхэквондо ИТФ и кикбоксинге начинается с обучения «школы вида спорта» - базовому набору ударов руками и ногами, передвижений и защитных действий. При обучении ударам тренер должен добиваться формирования правильного выполнения техники двигательных действий (ударов руками и ногами), чёткого соблюдения всех пространственно-временных характеристик движения. Сформированные умения, впоследствии перешедшие в навык с минимумом двигательных ошибок (а в идеальном варианте - исключение двигательных ошибок) позволят добиться устойчивости и вариативности техники и максимально расширить арсенал технико-тактических действий у тхэквондиста и кикбоксера - в их соревновательной практике одинаково присутствуют одиночные, серийные и комбинационные действия, наносятся удары с места, на скачке, в прыжке и со смещением относительно соперника, по различным уровням - верхнему, среднему, а в некоторых соревновательных дисциплинах кикбоксинга и по нижнему (зона нанесения - бедро или стопа (подсечка). Наиболее результативным способом решения задачи эффективного обучения техники ударов руками и ногами будет поэтапное формирование двигательных фаз удара с последующим слиянием их в целое движение (выполнение удара в целом)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
К характеристикам удара (рукой или ногой) в соревновательной практике тхэквондо и кикбоксинга относятся следующие показатели - скорость, точность, результативность и последующая мобильность, позволяющая сохранить после нанесения удара возможность активных передвижений. Чтобы добиться от занимающихся этих показателей
необходимо на этапе начального разучивания целенаправленно воспитывать умение реа-лизовывать все двигательные фазы ударного действия - подготовительную, ударную, возвратную. В случае ударов руками - подготовительной фазой будет являться боевое положение рук в боевой стойке спортсмена. Выполнение подготовительной фазы обеспечивает силу, точность и скорость удара, выполнение ударной - силу и результативность, возвратной - сохранение мобильности и безопасность боевого положения спортсмена. Обучение школе кикбоксинга, как и школе тхэквондо начинается с разучивания основы техники ударов с применением метода изолированного упражнения и метода расчленённого упражнения. Формируется первичное умение выполнения техники двигательных фаз удара с фиксацией контрольных точек - конечных положений каждой фазы с одновременным обеспечением амплитудности движений. На этом этапе используются различные вспомогательные средства для формирования правильных форм движения -препятствия различной высоты (при разучивании техники ударов ногами), мишени для разучивания техники ударов рукам, напольная разметка, возможно использование координационной лестницы, фиксаторы положения рук. Важнейшим аспектом является задача обучения двигательному действию в целом - юный спортсмен должен выполнять целостное двигательное действие с соблюдением всех фаз, исключая остановки в конечных точках каждой фазы. Остановки в конечных фазах прерывают динамику движения, снижают скорость и силу удара. При выполнении двигательного действия с партнёром, особенно при выполнении ударов ногами, нарушается как правильное исполнение каждой двигательной фазы, так и сам фазовый состав удара. Для выявления наиболее распространённых двигательных ошибок проводились наблюдения на базе спортивного клуба «Норд» (кикбоксинг) и спортивного клуба «Чингу» (тхэквондо ИТФ). Наблюдение и оценку качества исполнения техники двигательных действий проводила группа тренеров и спортивных судей по видам спорта - тхэквондо и кикбоксинг (удары в этих видах спорта, в соревновательном поединке, засчитываются в случае правильного технического исполнения). Среди группы - два тренера высшей категории, два Заслуженных тренера России, один судья 1-ой категории, двое спортивных судей Всероссийской категории. Наблюдения проводились в группах второго года обучения (НП-2), третьего и четвёртого (УТГ-1,2). Спортсмены выполняли поочерёдно следующие задания: имитационное упражнение («бой с тенью»), задания по нанесению заданной комбинации ударов по снарядам ( в группе НП по специальным щитам для ударов ногами и лапам для ударов руками) и заданной комбинации с партнёром, в группах УТ - свободной комбинации на большом мешке, а также выполняли заданные (в группе НП) или свободные (в группах УТ) комбинации в парах. Оценивалось качество исполнений ударов в целом, и определялись наиболее часто нарушаемые двигательные фазы.
Таблица 1 - Наблюдения в группе НП-2
Упражнение 1 Упражнение 2 Упражнение 3
Количество ошибок в подготовительной фазе 22% 24% 27%
Количество ошибок в ударной фазе 11% 9% 13%
Количество ошибок в возвратной фазе 27% 25% 34%
Таблица 2 - Наблюдения в группе УТ-1
Упражнение 1 Упражнение 2 Упражнение 3
Количество ошибок в подготовительной фазе 15% 18% 19%
Количество ошибок в ударной фазе 7% 4% 8%
Количество ошибок в возвратной фазе 20% 21% 26%
Таблица 3 - Наблюдения в группе УТ-2
Упражнение 1 Упражнение 2 Упражнение 3
Количество ошибок в подготовительной фазе 10% 13% 12%
Количество ошибок в ударной фазе 6% 4% 6%
Количество ошибок в возвратной фазе 19% 27% 19%
Количество ошибок определялось как средний показатель из общего количества выполненных упражнений. Ошибки в подготовительной фазе - выполнение предварительного замаха, в ударной фазе - дистанционные ошибки и нарушения траектории (уровня нанесения), нарушения в возвратной фазе - невозврат конечности в боевое положение по требуемой траектории («падение» руки или ноги после удара). Как следует из протоколов наблюдения с ростом квалификации спортсмена заметно уменьшалось количество двигательных ошибок в подготовительной и ударной фазах, но в тоже время количество ошибок в возвратной фазе сохранялось достаточно высоким, что явилось следствием того, что усложнялись задания, повышалась утомляемость, а это в свою очередь предъявляло дополнительные требования как к технической подготовленности спортсменов, так к уровню развития координационной выносливости. Так же было определено, что двигательной фазой удара, наиболее подверженной нарушения является именно возвратная фаза. Для устранения этих ошибок были предложены следующие упражнения:
- сочетание сдвоенных (повторных) ударов на средней дистанции на снарядах и с партнёром - чередовались раунды продолжительностью одну минуту - таким образом корректировались ошибки в подготовительной и ударной фазе ударов ногами ;
- выполнение 2-х и 3-х ударных комбинаций на минимальной дистанцией с последующим нанесением одиночного удара с изменением боевого положения - в этом случае формировалась и закреплялась возвратная фаза ударов ногами;
- сочетание одиночных и комбинационных атак руками - устранялись ошибки в двигательных фазах ударов руками) прежде всего в возвратной фазе.
Задания выполнялись блочно - каждая группа заданий реализовывалась на отдельном тренировочном занятии с последующим контрольным выполнением и оценкой тренера. По окончании недельного цикла производились контрольные упражнения - в группах НП - условные спарринги (по правилам стоп-контакт) с оценкой качества реализации техники, в группах УТ - учебно-тренировочные поединки (по стандартным правилам) с такой же оценкой. При выполнении наблюдений было установлено, что наибольшее внимание необходимо уделять именно возвратной фазе ударов (как руками, так и ногами), так как в тхэквондо ИТФ и кикбоксинге именно эта фаза обеспечивает спортсмену сохранение безопасного боевого положения в поединке (боевой стойке), возможность сохранить высокую маневренность, выполнять комбинационные и серийные атаки, а также оперативно менять тактические схемы поединка. После проведения наблюдений было отмечено повышение качества выполнения технических действий - были проведены те же контрольные упражнения, что и в начале наблюдений, а также экспертная группа отметила общее повышение качества проведения вольных боёв - эффективность одиночных атак, разнообразие комбинационных действий, эффективность и оправданность перемещений. Результаты выполнения контрольных упражнений представлены в таблицах ниже.
Таблица 4 - Наблюдения в группе НП-2
Упражнение 1 Упражнение 2 Упражнение 3
Количество ошибок в подготовительной фазе 10%(-54%) 12% (-50%) 27%(-33%)
Количество ошибок в ударной фазе 7%(-36%) 5% (-45%) 9%(-31%)
Количество ошибок в возвратной фазе 19%(-30%) 19%(-24%) 28%(-18%)
Таблица 5 - Наблюдения в группе УТ-1
Упражнение 1 Упражнение 2 УпражнениеЗ
Количество ошибок в подготовительной фазе 11% (-27%) 18%(-18%) 19%(-22%)
Количество ошибок в ударной фазе 7%(-29%) 3%(-25%) 8%(-25%)
Количество ошибок в возвратной фазе 15%(-25%) 17%(-20%) 19%(-27%)
Таблица 6 - Наблюдения в группе УТ-2
Упражнение 1 Упражнение2 УпражнениеЗ
Количество ошибок в подготовительной фазе 8%(-20%) 10%(-25%) 10%(-17%)
Количество ошибок в ударной фазе 5%(-17%) 3%(-25%) 5%(-17%)
Количество ошибок в возвратной фазе 15%(-22%) 21%(-22%) 16%(-16%)
Очевидные улучшения качества выполнения технико-тактических действий (в среднем на 26,3%) не являются устойчивыми, так как этапе спортивной специализации только формируется устойчивый навык двигательного действия и возможно частое появление двигательных ошибок. Чтобы добиться устойчивого навыка с исключением двигательных ошибок, необходима регулярная коррекция с выполнением контрольных упражнений и последующей оценкой.
ВЫВОДЫ
Для формирования навыка двигательного действия и последующей эффективной его реализацией в условиях соревновательной деятельности, связанной с возможность сохранения мобильности, максимально защищённого положения в поединке, возможности реализации вариативных комбинаций тактических действий необходимо добиваться сформированности всех фаз двигательного действия (удара). Наибольшее количество ошибок формируется у спортсменов различной квалификации именно в возвратной фазе, ответственной за соблюдения большей части требований к эффективности действия (мобильность, защищённость, вариативность, комбинационность). Причинами этих ошибок могут быть как «провалы» в техническом компоненте, так и в компоненте специально-физической подготовки (утомление сказывается, прежде всего, на реализации возвратной фазы в соревновательном поединке). Следствием всего вышеизложенного является:
- необходимость выполнения специальных упражнений, «вынуждающих» спортсмена формировать все двигательные фазы;
- на этапе спортивной специализации акцентировать внимание на правильном выполнении именно возвратной фазы двигательного действия при выполнении соревновательных упражнений;
- добиваться развития координационных способностей и специальной выносливости, ответственных за реализацию всех фаз двигательного действия;
- на этапах начальной подготовки и спортивной специализации реализовывать методы педагогического контроля с целью оценки сформированности умения выполнять двигательной действие в целом с соблюдением всех фаз и коррекции возможных ошибок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Симаков, А.М. Интегральная подготовка тхэквондистов на начальном этапе тренировочного процесса: учебное пособие / А.М. Симаков - Санкт-Петербург : Изд-во Политехи. ун-та, 2014. - 172 с.
2. Щеглов И.М. Интеграция средств смежных единоборств в технико-тактическую подготовку тхэквондистов различной квалификации / И.М. Щеглов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 303-307.
REFERENCES
1. Simakov, A.M. (2014), Integral training of taekwondo players at the initial stage of the training process: textbook, publishing house Polytechnic university, St. Petersburg.
2. Shcheglov. I.M. (2018), "Integration of the means of related martial arts in the technical and tactical training of taekwondo athletes of various qualifications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (166), pp. 303-307.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.11.2021