REFERENCES
1. Vezenicyn, O.V., Shutova, TN., Kraglova Y.V. and Mavrina, S.B. (2018), "Development of endurance among the students in the educational process on physical culture", News of Tula of the Tula state University. Physical education and sport, Vol. No. 3, pp.40-48.
2. Ivanov, V.V., Nytsalov, N.M., Gadjiyev, D.M. and Zapparov, R.I. (2017), "Fitness technologies as a factor of increase of the students' physical and functional state", In the collection: Sport-the road to peace between Nations. Proceedings of the III international scientific-practical conference, Moscow, pp. 103-108.
3. Kozhedub, M.S., Sevdalev, S.V. and Vrublevsky, E.P (2016), "The Impact of physical training on the component composition of the body of middle-aged women", Nauka-2020. Vol. No. 3(9), рр. 46-53.
4. Nikolaev, D.V., Smirnov, A.V. and Rudnev, I.G (2009), Bioimpedance analysis of human body composition, Nauka, Moscow.
5. Rudnev, S.G., Soboleva, N.P., Sterlikov, S.A. Nikolaev. D.V., Starunova O.A., Eryukova, T.A., Kolesnikov, V.A., Melnichenko, O.A. and Ponomareva E.G (2014), Bioimpedance study of body composition of the population of Russia, Central Scientific Research Institute of Health Organization and informatization, Moscow.
6. Rybakova, E.O., Shutova, T.N., and Bodrov I.M. (2018), "Bioimpedance study of the component composition of the body of women of different age groups", Physical education: education, training, Vol. No.3, pp. 72-75.
7. Shutova, T.N., Vyprikov, D.V., Vezenicyn, O.V., Bodrov, I.M., Krylova, G.S., Kokorev, D.A., Burov, A.G., Mamonova A.V. and Gadjiyev D.M. (2017), Physical education. Fitness: study guide, Moscow
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.11.2018
УДК 796.856.2
ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ СМЕЖНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ ТХЭКВОНДИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ
Игорь Михайлович Щеглов, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Современная спортивная подготовка тхэквондиста к соревновательным дисциплинам спортивного поединка - личным и командным, требует выбора соответствующих средств и методов, оптимально решающим задачи технико-тактической подготовки. Одной из наиболее эффективной группы таких средств и методов являются заимствованные средства и методы смежных спортивных единоборств.
Ключевые слова: тхэквондо, технико-тактическая подготовка, заимствованные средства и методы «школы бокса».
INTEGRATION OF MEANS OF ADJACENT SINGLE COMBATS INTO TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF TKHEKVONDIST OF VARIOUS QUALIFICATION
Igor Mikhaylovich Shcheglov, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Modern sports preparation of the tkhekvondist for competitive disciplines of a sports duel - personal and command, demands the choice of appropriate means and methods, optimumally solving problems of technical and tactical preparation. One of the most effective group of such means and methods are the borrowed means and methods of adjacent combat sports.
Keywords: taekwondo, technical and tactical preparation, borrowed means and methods of "boxing
school".
ВВЕДЕНИЕ
Сложность и многокомпонентность спортивной подготовки тхэквондистов различной квалификации связана, прежде всего с разнообразием соревновательных дисциплин вида спорта - тхэквондо ИТФ. Наиболее значимыми из них являются дисциплины соревновательного поединка - личного и командного. Современное тхэквондо ИТФ - современный и зрелищный вид спорта, включающий в себя несколько соревновательных дисциплин, общее количество которых -- девять. Две из этих дисциплин являются дисциплинами соревновательного поединка - личные и командные со сходными соревновательными правилами, но различным регламентом проведения схваток и технико-тактическими особенностями. Данные различия требуют подбора разнообразных средств и методов спортивной тренировки тхэквондистов различного уровня квалификации [2].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Одной из наиболее эффективных групп заимствованных средств и методов являются средства смежных (близких по ряду признаков) единоборств. Таковыми признаками являются - преобладание и сходство ударной техники (допустимые удары, уровни нанесения ударов, допустимая правилами степень нанесения урона), похожие типовые тактические рисунки поединка. Такими видами единоборств являются бокс и некоторые соревновательные дисциплины кикбоксинга - лайт-контакт, фулл-контакт и пойнтфайтинг [1]. Такие соревновательные дисциплины кикбоксинга, как К-1 и лоу-кик не входят в эту группу в связи со слишком существенными различиями соревновательных правил и турнирного регламента.
Безусловным лидером заимствованных средств можно считать бокс. Необходимость активного использования технико-тактических действий, связанных с ударами руками, боевых перемещений и защитных действий и определяют такой выбор. По правилам в соревновательном поединке в тхэквондо допускается нанесение не более двух ударов руками в комбинации, нанесение большего количества ударов пресекается центральным рефери на площадке (татами) и сопровождается вынесением замечания, что, по совокупности штрафных баллов, может повлиять на исход поединка. Однако, правила допускают нанесение повторных комбинаций («на челноке»), комбинаций в которых серия из двух ударов руками сопровождается защитным, имитационным действием или тактическим изменением дистанции с продолжением атакующих (или контратакующих) действий руками (ударов руками). Подобные технико-тактические действия в поединке являются очень эффективными, так как в процессе боевых перемещений спортсмены очень часто оказываются на средней и ближней дистанции, где затруднена полноценная реализация ударов ногами. Также, с учётом специфики передвижений тхэквондиста, высокой динамики сближения, обоюдного вращения, возможно снижение точности попаданий и, как следствие, отсутствие результативных баллов, а в случае оценки ударов, как «неконтролируемых» - получение судейских взысканий. В таких условиях актуальным становится реализация специфических навыков, приобретённых тхэквондистом в процессе тренировки с использованием средств и методов бокса (как атакующих, так и защитных действий).
В результате опроса тренеров, работающих на территории Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и Костромы удалось выявить следующее:
На этапе начальной подготовки 56% опрошенных тренеров в той или иной степени реализуют обучение элементам «школы бокса», такие как:
Таблица 1_
Заимствованные средства и методы Применение
Разучивание техники ударов «школы бокса» или их адаптированных форм все тренеры
Разучивание передвижений «школы бокса» 32%
Разучивание защитных действий «школы бокса» 18%
Все, без исключения, опрошенные тренеры признали пользу и необходимость включения в тренировочный процесс специальных упражнений «школы бокса».
На этапе углублённого разучивания 73% опрошенных тренеров используют в процессе спортивной подготовки средства и методы бокса. Из них:
Таблица 2_
Заимствованные средства и методы Применение
Закрепление техники ударов «школы бокса» и обучение их использованию в различных тактических ситуациях соревновательного поединка все тренеры
Разучивание, закрепление и адаптацию к условиям соревновательного поединка в тхэквондо ИТФ техники передвижений боксёра 47%
Разучивание и адаптацию к условиям соревновательного поединка техники защитных действий боксёра 27%
На этапе спортивного совершенствования, а также при работе со сборными командами субъектов Российской Федерации 86 процентов опрошенных тренеров использовали средства и методы бокса, адаптированные к подготовке тхэквондиста. На этом этапе спортивной подготовки предпочтения тренеров определились в следующем: Таблица 3
Заимствованные средства и методы Применение
Совершенствование техники ударов, заимствованных из «школы бокса» и повышение их точности в вариативных условиях соревновательного поединка все тренеры
Совершенствование передвижений, заимствованных из «школы бокса» 78%
Совершенствование адаптированных к условиям соревновательного поединка тхэквондиста техники защитных действий, заимствованных из «школы бокса» 58%
Применение заимствованных средств и методов специальной физической подготовки боксёра 63%
Эффективность использования средств и методов бокса в спортивной тренировке тхэквондиста оценивалась по эффективности соревновательной деятельности на различных этапах соревновательной деятельности.
Соревновательная деятельность юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки оценивалась во время учебно-тренировочных мероприятий (спаррингов), проводившихся в различных спортивных клубах и спортивных школах Санкт-Петербурга. Оценивались следующие критерии:
- эффективность выполненных ударов руками (соотношение точно достигших цели ударов и засчитанных судьями к общему количеству выполненных ударов);
- эффективность выполненных ударов ногами; (соотношение точно достигших цели ударов ногами и засчитанных судьями к общему количеству выполненных ударов)
- эффективность перемещений по татами (были ли они подчинены решению какой-либо элементарной тактической задачи - атака или защита, или были хаотичны);
- общее количество таких нарушений правил, как выход за площадку и падение, обусловленное столкновением с оппонентом (фолов).
Необходимо пояснить, что по правилам вида спорта тхэквондо ИТФ оцениваются только те удары руками или ногами, которые выполнены с соблюдением требований техники (сохранение баланса, соблюдение боевого положения, нанесённые допустимой ударной поверхностью кулака или стопы в допустимую для атаки зону головы или туловища). Удары, не отвечающие этим требованиям, не засчитываются, а в иных ситуациях могут повлечь судейское взыскание.
Оценивание производилось группой тренеров по тхэквондо и боксу в составе пяти человек, из которых двое обладали почётным званием - Заслуженный тренер России, трое - высшей тренерской категорией.
Результаты приведены ниже, группа 1 -спортивная группа (НП-2) тренирующаяся без использования заимствованных упражнений из «школы бокса», группа 2 - спортивная группа (также НП-2), в тренировке которой активно использовали заимствованные упражнения «школы бокса»
Таблица 4
Критерий оценивания Группа 1 Группа 2
Эффективность ударов руками 21% 32%
Эффективность ударов ногами 19% 26%
Эффективность перемещений по татами 17% 28%
Общее количество таких нарушении, как падение или выход за татами 8 6
Разница в оценке первого критерия объясняется, как большей точностью ударов, так и тем, что у группы 2 общее количество нанесённых ударов было меньшем, но подавляющее их количество было признано судьями результативными и оценены. Эффективность второго критерия у группы 2, также объясняется большей продуманностью нанесения уда -ров ногами и таймингом поединка, а также эффективностью перемещений. Этим же объясняется и разница в оценке последних двух критериев, а также тем, что спортсмены второй группы более эффективно контролировали дистанцию и собственное положение на татами.
Такое же наблюдение проводилось в группах УТГ 2, 3 на Санкт-Петербургском турнире «Золотая осень» среди спортсменов - разрядников 14-15 лет. Результаты показаны ниже. Аналогично определены группы 1 и 2 - в одной не использовали заимствованные средства, в другой использовались активно, с приглашением тренера по боксу, оценивание производилось той же группой экспертов.
Таблица 5
Критерий оценивания Группа 1 Группа 2
Эффективность ударов руками 62% 75%
Эффективность ударов ногами 51% 52%
Эффективность перемещений по татами 54% 62%
Общее количество таких нарушений, как падение или выход за татами 8 5
Здесь также, очевидна разница в эффективности нанесённых ударов руками, а достоверного различия в эффективности нанесённых ударов ногами не отмечено, эффективность перемещений по-прежнему выше у группы 2, соотношение в общем количестве падений и выходов за татами также говорит об эффективности выбора средств и методов в спортивной тренировке группы 2.
Аналогичная оценка технико-тактических действий высококвалифицированных спортсменов проводилась на чемпионате России. В критерий «эффективность перемещений» добавлено «и защитных действий», так как в этом квалификационном и возрастном дивизионе (старшие разряды, обладатели званий КМС и МС, старше 18 лет) показатель эффективности защитных действий весьма важен, с учётом повышения качества ударов руками и ногами. А также добавлен критерий «общее количество побед» - он показывает общую эффективность выступления спортсменов каждой группы. Спортсмены первой группы тренировались под руководством своего тренера (тренеров), для тренировок спортсменов второй группы приглашали специалиста по боксу, в рамках идентичной программы спортивной подготовки.
Таблица 6
Критерий оценивания Группа 1 Группа 2
Эффективность ударов руками 78% 85%
Эффективность ударов ногами 70% 70%
Эффективность перемещений по татами и защитных действий 68% 74%
Общее количество побед 15 19
Общее количество таких нарушении, как падение или выход за татами 7 6
В этом наблюдении нет разницы лишь в эффективности нанесённых ударов ногами - обе группы были сформированы из высококвалифицированных тхэквондистов, и, по той же причине, различия в нарушениях правил незначительны. Эти наблюдения однозначно подтверждают эффективность используемых в группе 2 средств и методов спортивной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кикбоксинг: построение тренировки на этапе предсоревновательной подготовки / С.Е. Бакулев, Г.И. Мокеев, К.В. Шестаков, В.А. Чистяков. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета, 2010. - 112 с.
2. Симаков, А.М. Интегральная подготовка тхэквондистов на начальном этапе тренировочного процесса : учебное пособие / А.М. Симаков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 172 с.
REFERENCES
1. Bakulev, S.E., Mokeev, G.I., Shestakov, K.V. and Chistyakov V. A. (2010), Kickboxing: creation of a training at a stage of precompetitive preparation, Publishing house Polytechnical university, St. Petersburg.
2. Simakov, A.M. (2014), Integrated training of tkhekvondist at the initial stage of training process: the manual, Publishing house Polytechnical university, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.11.2018
УДК 378.02
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ РОСГВАРДИИ
Станислав Олегович Щербаков, оперативный дежурный, Алексей Анатольевич Дьячков, кандидат психологических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (СПВИ войск национальной гвардии); Петр Юрьевич Наумов, кандидат педагогических наук, помощник начальника отделения правового обеспечения, Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии России, г. Балашиха
Аннотация
Настоящая работа посвящена исследованию педагогических механизмов формирования организационной культуры будущих офицеров Росгвардии. Предметом исследования выступают сущность и содержание педагогических механизмов формирования организационной культуры.
Ключевые слова: организационная культура; педагогические механизмы; мотивация; профессиональная деятельность.
PEDAGOGICAL MECHANISMS OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF FUTURE OFFICERS OF RUSSIAN GUARD
Stanislav Olegovich Scherbakov, the operations duty officer, Alexey Anatolyevich Dyachkov,
the candidate ofpsychological sciences, senior teacher, St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation); Petr Yuryevich Naumov, the candidate of pedagogical sciences, assistant to the Head of the Legal Department, Main Military Clinical Hospital of National Guard Troops of the Russian Federation, Balashikha
Annotation
This article is devoted to the study of the pedagogical mechanisms for the formation of the organizational culture of the future officers of the Russian Guard. The subject of the research is the essence and contents of the pedagogical mechanisms for the formation of organizational culture.
Keywords: organizational culture, pedagogical mechanisms, motivation, professional activity.
Современное общество справедливо называется обществом организаций, и любой человек является частью той или иной организации с момента его вступления в социальную жизнь. Одной из важнейших характеристик любой организации является организационная культура, влияющая на выработку стратегии, постановку целей и выбор средств их достижения, на определение критериев прогресса и оценки результатов, на формирование