УДК 316.6
Петрова С.В.,
магистрант, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск
Научный руководитель: Блинова Л.Н.,
кандидат педагогических наук, доцент
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье приводятся данные НИИ Коррекционной педагогики РАО о возрастающем количестве детей с задержкой психического развития и о необходимости правильной организации работы образовательного учреждения. Раскрывается понятие и классификация ЗПР, даны методические рекомендации о организации учебного процесса.
Ключевые слова
Цель системы образования, задержка психического развития, ЗПР конституционального
происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР
церебрально-органического происхождения.
Одной из целей системы образования в наше время является совершенствование процесса обучения, воспитания и развития личности современных школьников. Для реализации этой цели, необходимо решить ряд задач. Одной из них, на наш взгляд, является оказание помощи детям, имеющим затруднения в обучении по причине задержки психического развития.
Задержка психического развития - это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
По данным НИИ Коррекционной педагогики РАО, примерно 80% детей, не успевающих в изучении школьной программы, имеют различные интеллектуальные отклонения, в том числе и задержку психического развития. Более 50 % будущих первоклассников не достигают достаточного уровня зрелости, каждый 10-тый ребёнок имеет недоразвитие познавательных способностей. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. При правильно организованной работе педагога совместно с родителями, администрацией учреждения, ПМПК, логопеда, психолога можно получить положительные результаты в обучении и социализации детей с особыми потребностями.
Многие выдающиеся учёные занимались изучением данной проблемы: П.П. Блонский, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский; психологи М.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, М. Монтессори, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, дефектологи: И.М. Бгажнокова, Т.А. Власова, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, В.П. Кащенко, М.П. Лебедева, М.С. Певзнер. Так в работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовского обобщены клинические данные детей с ЗПР и составлены общие рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с ними.
Существует несколько классификаций ЗПР. Наиболее разработанной считается классификация К.С. Лебединской.
Классификация ЗПР по К.С. Лебединской
Конституционального происхождения - определяется наследственностью. Характеризуется несоответствием психического возраста его паспортному возрасту. Имеет благоприятный прогноз. Задания следует преподносить в игровой форме. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.
Соматогенного происхождения - возникает в результате хронических заболеваний, инфекций,
аллергии, стойкой астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга). Характерны: астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, внимания, памяти. Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.
ЗПР психогенного происхождения - возникает в результате неблагоприятных условий воспитания: жестокость родителей, беспризорность, безнадзорность, гиперопека. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и в следствии чего, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к: формированию ослабленной личности, отсутствию самостоятельности и целенаправленности, безволию, эгоизму.
ЗПР церебрально-органического происхождения. Возникает в результате нарушений созревания головного мозга, заболеваний матери во время беременности краснухой, гриппом, гепатитом, алкоголизмом. У детей этой группы отмечается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти. Такие дети усваивают материал частично. У них слабо развита эмоционально - волевая сфера. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.
Тем не менее, при правильно организованном учебном процессе, неравнодушном отношении, тесном и спланированном взаимодействии учителя, родителей, психолога, логопеда можно достичь положительного результата в обучении и социализации детей с ЗПР. Мы предлагаем вам рекомендации, составленные учёными - педагогами, психологами, а так же собственные наработки:
1.Так как дети с ЗПР характеризуются быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью, то и учебная информация должна подаваться небольшими фрагментами, чётко, последовательно, проговариваться несколько раз. Если ребёнок уже умеет читать, запишите ему алгоритм работы на карточке, составьте опорную таблицу, схему. Не умеет читать - придумайте схему в виде ярких, красочных, узнаваемых символов.
2.Чтобы избежать быстрой утомляемости, чередуйте виды деятельности: игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную. Так, например, на уроке математики решая задачу, попробуйте её обыграть, показать в действии. Это поможет детям представить задание образно, приблизить его к реальной жизни, а, следовательно, сделать узнаваемым и облегчить решение, заинтересовать, снять напряжение.
3. Особое внимание уделите наглядности. Она позволяет сформировать у ребенка правильное представление о предмете, явлении, законе который он изучает. Это могут быть счётные таблицы, красочная азбука, задача в картинках, коллекции минералов, гербарии, весы на урок математики и т.д.. Целесообразно изготавливать некоторую наглядность с детьми. Так, например, при изучении букв, можно с ребёнком нарисовать на карточках яркие буквы, вылепить их из пластилина. Или, например, создать альбом правил с иллюстрациями. Это способствует лучшему запоминанию и одновременно привитию позитивного отношения к своему труду. Заинтересованность в обучении.
4.Используйте на занятиях ИКТ технологии. Демонстрация презентаций, видео и мультипликационных фрагментов привлекает детей, позволяет долго удерживать их внимание. Современные тренажёры помогают в игровой форме освоить и закрепить учебный материал. В настоящее время для детей с ЗПР на различных сайтах организованы дистанционные олимпиады и конкурсы. Участвуя в них, ученики будут чувствовать себя востребованными. А значит повысится их самооценка, что мотивирует на продуктивное усвоение знаний.
5. Развивать детей нужно не только в учебной деятельности, а так же, во внеурочной, кружковой. Привлекайте их к участию в подготовке концертных номеров к различным мероприятиям, в спектаклях, в конкурсах рисунков, поделок и т.д. Неуспевающий ученик может оказаться успевающим, способным в других видах деятельности, в творчестве, трудовой деятельности. Это повысит самооценку воспитанников, поможет сформировать положительное отношение к школьной жизни, а, следовательно, повысить интерес, привлечь внимание к учёбе.
Таким образом, опираясь на передовой опыт учёных, собственный опыт работы, мы пришли к выводу, что причины возникновения ЗПР могут носить разный характер. Решать проблемы обучения нужно в тесном сотрудничестве с родителями, психологами, логопедами. При обучении детей нужно чередовать разнообразные формы работы, использовать активно наглядный материал, ИКТ технологии, вовлекать учащихся в разные формы и виды работы, что позволит развить всесторонне их личность. Список использованной литературы:
1. Власова Т.А., Певзнер М.С., Дети с временной задержкой психического развития. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М., Просвещение, 1967
2. Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с временными задержками развития, М.:Педагогика,1971.
3. Лебединская К.С., Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ Под ред. Лебединской.- М.,1982
4.Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методическое пособие / Т. Г. Неретина. - 4-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019.
5.Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. - Спб.: Речь, 2004
© Петрова С.В., 2021 г.
УДК: 37
Савина Ю.В.
ФГБОУ ВО «ТОГУ» г.Хабаровск
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Аннотация
В представленной статье описывается программа психолого-педагогического сопровождения досуговой деятельности детей в условиях МБДОУ №15 «Ургалочка» Хабаровского края Верхнебуреинского района рп. Новый Ургал.
Ключевые слова
Нарушения интеллекта, детский сад, досуговая деятельность, мотивация, успех.
В современное время все чаще стали выявляться интеллектуальные нарушения у детей детского сада. Дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности во взаимодействии с окружающими людьми (сверстники, родственники, воспитатели); в социализации и общении им требуется постоянное психолого-педагогическое и коррекционное сопровождение. Воспитанникам с особыми образовательными потребностями свойственно испытывать страх, неадекватность поведения, агрессию; зачастую дети «уходят от общения» даже с родными людьми, интерес к пониманию окружающей действительности отсутствует.
Для преодоления имеющихся трудностей в части психолого-педагогического сопровождения досуговой деятельности воспитанников с нарушениями интеллекта, а также для оказания коррекционной помощи детям и их родителям (законным представителям) на базе МБДОУ №15 «Ургалочка» Хабаровского края Верхнебуреинского района рп. Ургал нами была разработана и апробирована программа развития, которая отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (далее - ФГОС ДО) [3].
В качестве основной направленности данной программы развития выступает содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности воспитанника детского сада с