Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ'

ОСОБЕННОСТИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шурухина Г.А., Теплова С.Ф.

В статье представлены результаты эмпирического изучения особенностей общительности подростков, занимающихся боксом, в русле системно-функционального подхода с позиции целей, мотивов, когнитивного компонента, результативности, входящих в мотивационно-смысловую подсистему, активности, эмоций, внутреннего и внешнего локус контроля, а также трудностей, объединяющихся в регуляторно-динамическую подсистему. Общительность подростков-боксеров имеет общественную мотивацию, осознанность и глубину понимания важности проявления общительности, характеризуется легкостью контактов с другими людьми, в том числе и с незнакомыми, ответственностью за взаимоотношения с окружающими. Подростки-неспортсмены в процессе реализации общительности чаще испытывают препятствия эмоционально-личностного содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ»

УДК 159.95

Шурухина Г.А., канд. психол. наук, доц., Теплова С.Ф., бакалавр ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

БОКСОМ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического изучения особенностей общительности подростков, занимающихся боксом, в русле системно-функционального подхода с позиции целей, мотивов, когнитивного компонента, результативности, входящих в мотивационно-смысловую подсистему, активности, эмоций, внутреннего и внешнего локус контроля, а также трудностей, объединяющихся в регуляторно-динамическую подсистему. Общительность подростков-боксеров имеет общественную мотивацию, осознанность и глубину понимания важности проявления общительности, характеризуется легкостью контактов с другими людьми, в том числе и с незнакомыми, ответственностью за взаимоотношения с окружающими. Подростки-неспортсмены в процессе реализации общительности чаще испытывают препятствия эмоционально-личностного содержания.

Ключевые слова: общительность, системно-функциональный подход, подростковый возраст, личность

В психологии выделяют три основных подхода к исследованию свойств личности, в том числе и общительности: аналитический, поликомпонентный и системный.

С точки зрения аналитического подхода, изучающего отдельные стороны данного свойства личности, в основном, ее поведенческие характеристики, общительность определяется как устойчивая потребность в общении, а также как черта характера. Поликомпонентный подход ориентирован на изучение нескольких сторон общительности. Исследования, проводимые в русле данного подхода, показали, что наиболее яркие признаки общительности взаимосвязаны с эмоциональными характеристиками личности [4].

Недостаточность аналитического и поликомпонентного подходов в изучении общительности как свойства личности обуславливает ее изучение в русле системно-функционального подхода. Согласно данному подходу общительность является системным образованием, и включает в себя совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, которые обеспечивают сложное иерархическое строение данного свойства и сформированную функциональную связь между отдельными его признаками упорядоченными, организованными и структурированными определенным образом. В основе системно-функционального похода изучения общительности лежит целостность содержательного, результативного и динамического аспектов психической деятельности. Под системностью черт характера и свойств личности понимается синтез чувств, мыслей и действий индивида в процессе реализации какой-либо деятельности [1; 2].

Системный подход предусматривает единство различных сторон общительности. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать в единстве трех компонентов: потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке и стабильных коммуникативных навыков и умений.

Общительность в русле системно-функционального подхода рассматривается как свойство личности, содержащее в себе индивидные и личностные характеристики, функционирующие во взаимосвязи между собой [2]. Исследование общительности в русле системно-функционального подхода позволяет обозначить значимость характеристик

личности в структуре данного свойства, определить его наиболее и наименее ярко выраженные стороны.

Как и любое свойство личности общительность имеет свою психологическую структуру, находящуюся в зависимости от внутренних факторов и внешних обстоятельств. Общительность одновременно является и условием взаимодействия между людьми, и результатом данного взаимодействия. Формируясь в определенной коммуникативной деятельности человека, общительность способствует плодотворному протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования личности. Общительность влияет на успешность в профессиональной деятельности, на особенности становления личности в целом и способствует плодотворному протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования

[4].

А.И. Крупнов полагает, что для преодоления разрыва между динамическими, содержательными и результативными характеристиками при анализе свойств личности, и соблюдения целостной, системной стратегии их изучения, необходимо исходить из положений о единстве личностных и индивидных образований субъекта, об интегральной и многомерной природе отношений личности и общих основаниях индивидуальности. С позиции целостно-функционального подхода каждое свойство личности является соединением индивидных и личностных характеристик, функционально связанных между собой [4].

Общительность определяется А.И. Крупновым как системно-функциональное свойство личности, обеспечивающее продуктивность межличностного взаимодействия в коммуникации, включающее эмоциональные, регуляторные, когнитивные и мотивационные характеристики личности. В своей концепции А.И. Крупнов выделил 8 ведущих составляющих компонентов общительности: установочно-целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторно-волевой и рефлексивно-оценочный. Установочно-целевой компонент в структуре свойств личности является ведущим. Он объединяет в себе цели и намерения человека, а также установки и общую программу взаимоотношений в условиях общения и деятельности. Каждый компонент содержит в себе индивидуальные показатели, измеряющие свойство, а также характеристики количественной оценки [3].

Особое место общительность занимает в развитии личности в период подросткового возраста, поскольку в этот период потребность в общении является одной из наиболее важных социально-психологических особенностей, помогающих наладить дружеские взаимоотношения с сверстниками, дает стимул к саморазвитию и личностному росту. В процессе общения происходит обмен информацией, осуществляется взаимодействие личности с другими людьми. Поэтому общительность является одним из важнейших свойств личности. В период подросткового возраста наиболее стремительно происходят изменения не только в физическом развитии ребенка, но и в его психическом состоянии. На первый план выступают потребность утверждения в окружающем мире, самореализация, которые могут быть удовлетворены общением, имеющим большое значение в становлении основных компонентов личности. Общительность отражает потребность личности к взаимодействию с другими людьми. Общительного человека характеризуют разговорчивость, коммуникабельность, а также способность открыто, без напряжения и скованности выражать свои чувства и мысли. Общение с себе подобными - важнейшая потребность человека, играющая основополагающую роль в становлении личности. Для полноценного психического и духовного развития человеку важно быть услышанным, понятым, реализованным и интегрированным в общество. Через познание и оценки других людей подросток приходит к самопознанию и самооценке [1].

Бокс - это олимпийский контактный вид единоборств, где удары разрешены кулаками и исключительно в специальных перчатках. Бокс способствует разностороннему физическому развитию спортсмена, а также воспитанию моральных и волевых качеств, силы духа. В боксе, где участники поединка могут проявлять агрессивность, допускаемую

правилами, игроков специально учат вступать в единоборство, силовую борьбу, толкать противника и другими способами проявлять агрессивность, исключительно в пределах правил, но это на ринге, а после боя реализовывать среди своих друзей по команде.

Цель эмпирического исследования: выявить особенности общительности у подростков, занимающихся боксом. Для проведения эмпирического исследования использовался «Бланковый тест-Общительность» А.И. Крупнова. По результатам количественного анализа получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица1.

Средние значения общительности подростков - спортсменов (N=30) _и неспортсменов ((N=30)_

№ Переменные Средние значения и- критерий Манна Уитни Р - уровень стат. значимости

Подростки-боксеры Подростки-не спортсмены

1 Общественно-значимыецели 48,05 43,75 134.5 0,60

2 Личностно-значимыецели 42,01 49,2 138,5 0,58

3 С оциоцентричность 33,5 25,4 427 0,03

4 Эгоцентричность 31,05 37,35 299,5 0,26

5 Осмысленность 33,45 32,1 287 0,01

6 Осведомленность 27,1 24,65 453 0,29

7 Предметнаясфера 24,8 27,65 444,5 0,46

8 Субъектнаясфера 23,75 26,38 371 0,35

9 Эргичность 33,5 22,5 421,5 0,01

10 Аэргичность 23,4 25,1 487,5 0,66

11 Стеничность 23,86 27,7 318 0,52

12 Астеничность 26,7 22,4 445,5 0,60

13 Интернальность 26,9 21,7 462,5 0,01

14 Экстернальность 24,7 28,4 387 0,03

15 Операциональные трудности 27,9 24,6 302 0,46

16 Эмоционально-личностные трудности 17,85 25,1 321 0,01

Примечание: статистически значимые различия выделены жирным шрифтом

Исследование особенностей общительности подростков-спортсменов и неспортсменов в русле системно-функционального подхода показало статистически значимые различия по переменным:

- социоцентричность (33,5; 25,4 при р=0,03) мотивационного компонента. Данный показатель свидетельствует о том, что подростки - боксеры проявляют заинтересованность в

расширении круга знакомств и обретении новых друзей, у них выражена потребность в совместной деятельности с другими людьми, в принадлежности к коллективу, потребность быть востребованным при оказании помощи окружающим;

- осмысленность (33,45; 32,1 при р= 0,01), когнитивного компонента, что указывает на высокий уровень понимания роли указанного свойства в собственной жизни, а также высокую степень обобщенности общительности у подростков-боксеров;

- эргичность (33,5; 22,5 прир = 0,01) динамического компонента. Данный показатель указывает на способность подростков-боксеров легко вступать в контакты даже с незнакомыми людьми, в любой ситуации проявлять общительность. У данной группы подростков довольно широкий круг знакомств, они чаще контактируют с окружающими;

- интернальность (26,9; 21,7 при р=0,01) регуляторно- волевого компонента, что свидетельствует о способности саморегуляции подростков-боксеров в общительности. Подростки данной группы способны брать на себя ответственность за взаимоотношения с окружающими, адекватно оценивают собственные возможности в построении коммуникаций с другими людьми;

- экстернальность (24,7; 28,4 при р=0,03) регуляторного компонента общительности свидетельствуют о пассивной саморегуляции в проявлении общительности у подростков -неспортсменов.

Для группы подростков, не занимающихся спортом(боксом), статистически значимые различия получены по переменной эмоционально - личностные трудности (17,85; 25,1 при р=0,01) рефлексивно - оценочного компонента, что свидетельствует о следующем: подростки, не занимающиеся спортом, в процессе общения чаще испытывают переживание препятствий в самореализации, в удовлетворении тех или иных актуальных потребностей, в принятии решений. Подросткам, не занимающимся спортом, свойственно проявления стеснения в компании других людей, они предпочитают не привлекать внимания к своей личности. Данная группа подростков испытывает значительные трудности в выражении собственных мыслей.

Таким образом, подростки - спортсмены чаще проявляют заинтересованность в общении с окружающими (социоцентричность), осознают важность проявления общительности в собственной жизни (осмысленность), легко вступают в контакт с другими людьми, в том числе и с незнакомыми (эргичность), способны брать на себя ответственность за взаимоотношения с окружающими (интернальность). Подростки-неспортсмены в процессе общения испытывают переживание препятствий в удовлетворении своих потребностей (эмоционально-личностные трудности).

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович - М.: АСТ, 2005. - 322 с.

2. Крупнов А.И., Шляхта Д.А. Комплексные исследования свойств личности: теория и практика [Текст] //А.И. Крупнов, Д.А. Шляхта. - М.: Просвещение, 2017. - 220 с.

3. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств [Текст] /А.И. Крупнов. - М.: Изд-во УДН, 1988. - 139 с.

4. Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности [Текст] / А.И. Крупнов. - М.: РУДН, 2007. - 131 с.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - Вронеж: НПО МОДЭК, 2017. - 183 с.

6. Реан А.А. Психология изучения личности [Текст] / А.А. Реан. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. -288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.