УДК 797.5
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ И ТЕННИСИСТОВ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ
PECULIARITIES OF GENERAL PHYSICAL TRAINING FOR DEVELOPMENT OF SPEED-POWER STABILITY OF VOLLEY-PLAYERS AND TENNISISTS OF MASS DISTRIBUTIONS
Данилочкин Андрей Евгеньевич
старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Danilochkin Andrey Evgenievich senior lecturer department of applied physical culture Orel state university named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Никулин Виктор Тихонович
старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Nikulin Victor Tikhonovich department of applied physical culture Orel state university named after i. S. Turgenev.
Orel, Russia
Лобынцев Игорь Александрович
старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Lobyntsev igor Alexandrovich department of applied physical culture Orel state university named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Совершенствование и развитие скоростно-силовой выносливости волейболистов и теннисистов является актуальной и постоянной проблемой для тренеров, педагогов и спортсменов. Авторы определили методы и средства общей физической подготовки с учетом индивидуального развития скоростно-силовой выносливости каждого спортсмена в секциях по волейболу и теннису.
Abstract. improvement and development of speed and power endurance of
volleyball and tennis players is an actual and constant problem for coaches, teachers and athletes. The authors determined the methods and means of General physical training, taking into account the individual development of speed-strength endurance of each athlete in the sections of volleyball and tennis.
Ключевые слова: уровень физической подготовки: быстрота, сила, выносливость, координация.
Keywords: physical fitness level: speed, strength, endurance, coordination.
Развитие и совершенствование скоростно-силовой выносливости волейболистов и теннисистов является актуальной и постоянной проблемой для тренеров, педагогов и спортсменов. Практика подготовки спортсменов в данных видах спорта, их участие в соревнованиях, указывает на явную зависимость исполнения технических приемов в игре, от уровня их скоростно-силовой подготовки. При недостаточном уровне в процессе игр на соревнованиях быстрее наступает утомление, что приводит к возрастанию числа технических ошибок и отрицательно сказывается на результате игры. Авторы определили методы и средства общей физической подготовки с учетом индивидуального развития скоростно-силовой выносливости каждого спортсмена в секциях по волейболу и теннису. Провели тестирование по нормативам среди спортсменов и сравнительный анализ данных , исходных и окончательных
^ W I W ^
результатов по общей физической подготовке, их общий и различный характер, влияющий на развитие скоростно-силовой выносливости. В этих видах спорта уровень физической подготовки зависит от объема и интенсивности нагрузки на каждой тренировке в плане подготовки используются гимнастические упражнения, подвижные игры, акробатические и не акробатические упражнения. В данной статье рассматривается планирование более специальной физической подготовки и задачи для этих видов спорта. Для тенниса необходимо развитие специальных координационно-пространственных способностей, развитие тактического мышления.
Реализация физических способностей в двигательных действиях игроков на соревнованиях выражается в характере и уровне развития функциональных возможностей их организма и конечно предусматривает поэтапное планирование спортивной тренировки. Этапы развития спортивно-силовой выносливости игроков устанавливается по мере выполнения одной и той же нагрузки на временной отрезок, затем корректируется для поддержания физических возможностей на высоком уровне. Если тренер замечает снижение эффекта развития, необходимо изменить содержание объема нагрузки, ее интенсивность и условия их выполнения с учетом индивидуальных показателей спортсмена. На практике автора предусмотрено три этапа подготовки: этап начального воздействия, углубленного воздействия и этап несоответствия объема и интенсивности нагрузки.
При снижении работоспособности игроков важно дозирование объема и интенсивности нагрузки, для нормальной стабилизации готовности организма спортсмена и адекватному восприятию нагрузки на развитие силы и быстроты. В тренировочном процессе следует учитывать, что быстрота проявляется как совокупность скоростных и силовых способностей, действий игрока, которые взаимосвязаны с быстротой двигательных реакций, скорости движения, частотой
движения (темпа). В игре быстрота двигательной реакции характеризуется минимальным временем от подачи сигнала до начального до начала выполнения движения и в это временное мгновение спортсмен должен выбрать правильное техническое решение. Различают простые и сложные реакции на ожидаемый сигнал, сложные - это реакция выбора на движущийся объект, в частности на мяч или игрока. Важное значение приобретает, кроме быстроты и силы, координационные способности спортсмена, его ловкость, позволяющая управлять движениями в пространстве и времени. Так на тренировках дают упражнения на пространственную ориентировку точности выполнения технического действия по силовым и временным параметрам с устойчивым сохранением динамического равновесия, например при выполнении игроком блокирования в волейболе. Анализ работы тренеров, личный опыт работы авторов с спортсменами - студентами показывает что нет однозначного подхода в выборе средств и методов тренировки для развития скоростно-силовой подготовки игроков. Изменение структуры и сущности планирования зависит в первую очередь от индивидуальных технических и физических качеств спортсмена. Тренер по каждому спортсмену фиксирует необходимый перечень методов и средств общей физической подготовки с учетом условий в процессе тренировки. При анализе технико-тактических действий каждого игрока акцентируется внимание на допущенных ошибках и ставятся задачи по их исправлению на тренировках и соревнованиях.
Таблица 1
Результаты тестирования по общей физической подготовке волейболистов: II разряда - юноши - 12 человек, второй год занятий.
Виды Исходные данные - Конечные Сдвиг в % к
тестирования средние значения, сентябрь результаты, май исходным данным
Бег - 100 м. 13,6 сек. 13,3 сек. 102,2
Подтягивание 9,2 раза 9,8 раза 106,5
Прыжки в длину с места 238 см 244 см 102,5
Сгибание и
разгибание рук из 34 раза 38 раз 111,7
упора лежа
Прыжок вверх с 2-х беговых шагов до отметки на 306 см 312 см 102
беговом щите
Сгибание и
разгибание туловища на мате 45 раз 48 раз 106,6
за 1 мин.
Таблица 2
Результаты тестирования по общей физической подготовке теннисистов: юноши - 12 человек, второй год занятий.
Виды Исходные данные - Конечные Сдвиг в % к
тестирования средние значения, сентябрь результаты, май исходным данным
Бег - 100 м. 13,5 сек. 13,1 сек. 103
Подтягивание 9,8 раза 10,6 раз 108,1
Прыжки в длину с места 232 см 238 см 102,5
Сгибание и
разгибание рук из 40 раз 44 раза 110
упора лежа
Прыжок вверх с 2-х беговых шагов до отметки на 238 см 320 см 101,3
беговом щите
Сгибание и
разгибание туловища на мате 42 раза 45 раз 107,1
за 1 мин.
Авторы провели тестирование в течение учебного года по контрольным нормативам, таблица 1 и таблица 2 с игроками по волейболу, теннису в начальный период тренировочного процесса (сентябрь) и заключительный момент (май). Результаты контрольных нормативов позволили нам установить, в чем спортсмен отстает, и в дальнейшем внести в план подготовки необходимые изменения. Вплане - графике учебно-тренировочных занятий, в секциях, есть общие разделы содержания обучения, он должен быть целенаправленным и взаимосвязан с календарным планом спортивных соревнований. Сравнительный анализ сдвига результатов в процентах в таблице 1 и в таблице 2, показывает несколько больший прирост в процентах у теннисистов в играх контрольных нормативах по общей физической подготовке, что объясняется большим количеством тренировочных занятий в неделю (4-х разовые тренировки - теннис, 3-х разовые тренировки - волейбол).
В таблицах по нормативам зафиксированы результаты исходного уровня -в сентябре учебного года, и - в мае учебного года, прослеживаются более высокие результаты исходного уровня у волейболистов, чем у теннисистов по прыжкам в длину с места, по прыжкам вверх до отметки на щите с 2-х беговых шагов, в нормативе сгибание и разгибание туловища на мате за 1 минуту. Прирост результатов у волейболистов в этих нормативах, в окончательный период, объясним значимостью развития прыгучести в волейболе и координации движений игроков при блокировании и нападающем ударе. Результаты тестирования по нормативам общей физической подготовке в данных видах спорта, указывают как на общность методов и средств подготовки для развития скоростно-силовой выносливости, так и на их различную направленность при освоении тактико-технических
элементов игры спортсменами, с учетом коллективного командного взаимодействия в волейбол и индивидуальных действий в теннисе.
Литература
1. Фурманов, А. Г. Волейбол / А. Г. Фурманов. Минск : ООО «Совре-менная школа», 2009. - 240 с.
2. Никулин, В. Т. Волейбол. Тактика, техника и правила игры : учебно -методическое пособие / В. Т. Никулин. - Орел : ОГУ имени И. С. Тургенева, 2017 -149 с., с ил.
3. Железняк, Ю. Д. К мастерству в волейболе / Ю. Д. Железняк. Москва : Физкультура и спорт, 1978. - 224 с., с ил.
References
1. Furmanov A. G. Volejbol [Volleyball]. Minsk, Sovremennaya SHKOLA Publ. 2009, 240 p.
2. Nikulin V. T. Volejbol. Taktika, tekhnika i pravila igry [Volleyball. Tactics, techniques and rules of the game]. Orel, OSU Publ., 2017. 149 p., Il.
3. Zheleznyak Yu. D. K masterstvu v volejbole [To skill in volleyball]. Fizkul'tura i sport Publ., Moscow, 1978, 224 p., Il.