Научная статья на тему 'Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения'

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2049
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левина А.А., Бут-Гусаим М.В.

Статья посвящена проблеме общения старших дошкольников с нарушением зрения. Раскрываются основные особенности межличностного общения таких детей. Отмечается необходимость проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 159.922.761

А.А. Левина

Студентка ТГПУ им. Л.Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация М.В. Бут-Гусаим К.псих.н., доцент ТГПУ им. Л.Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена проблеме общения старших дошкольников с нарушением зрения. Раскрываются основные особенности межличностного общения таких детей. Отмечается необходимость проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы.

Ключевые слова Старшие дошкольники, нарушение зрения, особенности общения.

Проблема развития общения детей в дошкольном возрасте с нарушением зрения еще мало изученная, но интенсивно развивающаяся область специальной психологии. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А.Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Исследование роли и функций общения детей с нарушениями зрения показывает, что оно является необходимым условием формирования компенсаторной системы у слабовидящих детей. Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечаются нарушения в сфере общения у детей с нарушениями зрения (Л. С. Волкова, Г. В. Григорьева, М. Заорска, М. И. Земцова, И. Г. Корнилова, Л. И. Солнцева, Н.А. Яковлева и др.).

Таким образом, актуальным остается анализ особенностей развития общения старших дошкольников с нарушениями зрениями, поиск коррекционных методик, направленных на преодоление трудностей, возникающих в процессе его общения с окружающим миром.

Усвоение ребенком социального опыта межличностных отношений осуществляется в процессе общения. По мнению М.И.Лисиной, «общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно-эмоциональной, форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля» или «целокупности» (А.Н.Леонтьев), общественных взаимоотношений, который и оставляет сущность личности» [1, с. 15].

Смирнова Е.О. в своих исследованиях делает выводы о том что: «Общение старших дошкольников с нарушением зрения обладает рядом особенностей. Такие дети даже если и играют со сверстниками, то их взаимодействие можно обозначить, скорее, как игру или деятельность рядом, и попытки совместных действий чаще вызывают конфликты».

«Наиболее заметной особенностью общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения является трудность формирования неречевых средств общения, коренящаяся в нечетком образе

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

восприятия человека. Это обстоятельство позволяет дошкольникам судить о состоянии человека, о его отношении к собеседнику и обсуждаемой теме» [2, с.343].

«Наибольшее отставание отмечается в предметно-действенных средствах общения, что выражается в использовании позы и жестов, неадекватных ситуации, не соответствующих эмоциональному состоянию человека. Характерна скованность движений, стереотипия в выражении эмоциональных состояний, вербальность знаний о правильных жестах и возможных действиях при общении с детьми и взрослыми. Отмечаются также недостатки в культуре устной речи при общении «лицом к лицу», в отсутствии плавности речи».

Смирнова Е. О. считает, что: «Наибольшие трудности заключаются в переносе средств общения из привычных в другие виды деятельности».

«Однако причины этих трудностей объясняются не только зрительным дефектом, но и слабой работой по развитию общения в условиях детского сада. Проведение коррекционной работы, направленной на формирование средств общения, помогает устранить выявленные недостатки» [3, с. 344].

Доказано, что успешная коррекция коммуникативной деятельности детей достигается путем реализации следующих педагогических условий: обеспечение обучающего и направляющего воздействия специалистов образовательного учреждения, которое посещает ребенок с нарушением зрения, на его семью; обеспечение достаточно высокого уровня психолого-педагогической и коммуникативной компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения; разработанность содержания и средств коррекционной работы в семье по преодолению недостатков коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения.

Л. И. Солнцева приходит к выводу о том, что: «Недостатки коммуникативной деятельности и общения в целом, возможно компенсировать и корригировать в ходе специальной коррекционной работы, направленной как на коррекцию первичного дефекта медицинскими средствами, так и вторичных отклонений в ходе психолого-педагогического обучения, основанного на развитии зрительного восприятия, умении получать, понимать и использовать информацию от сохранных анализаторов. Это позволит создать целостное, системное, обобщенное и адекватное представление о мире, о человеке и его взаимоотношениях, как в индивидуальном общении, так и в общении с коллективом и обществом» [3, с.116].

Н.А. Яковлева отмечает, что: «для формирования неречевых средств общения у детей с нарушением зрения наиболее действенными, эффективными приемами явились:

1) непосредственный показ нового движения с обязательным словесным сопровождением;

2) прием сопряженных действий;

3) специальные игры и упражнения, которые включают ребенка в активную деятельность» [4 с. 115]. Опыт работы большинства исследователей говорит нам о том, что большое внимание следует уделять

разнообразию дидактического материала. Это картинки, иллюстрации, специально изготовленные шаблоны, театральные маски, фотороботы, перчаточные куклы и т.д.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о необходимости проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы, связанной с развитием и коррекцией межличностного общения старших дошкольников с нарушением зрения.

Список использованной литературы:

1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения - М.: Педагогика, 2009. - 144 с.

2. Смирнова Е.О. Межличностные отношения от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. - М.: Инт практ. психол.; Воронеж: НПО МОДЭК, 2010.- 392с.

3. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М.: «Полиграф сервис», 2000. - 126 с.

4. Феоктистова, В. А. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения - С- Пб.: Образование, 2010. - 234с.

© Левина А.А., Бут-Гусаим М.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.