ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Орлова Н. М., Шаповал И. А. Проблемы развития навыков общения дошкольников с нарушениями зрения в игре // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15300. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15300.htm. -ISSN 2304-120X.
ART 15300
УДК 376.352
Орлова Наталья Михайловна,
магистрант ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург [email protected]
Шаповал Ирина Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
Проблемы развития навыков общения дошкольников с нарушениями зрения в игре
Аннотация. Социальные отношения индивида пронизывают все сферы его жизнедеятельности, и потому развитие и качественные характеристики общения являются одним из приоритетных условий адаптации к окружающей социальной среде и качества жизни личности. Можно предположить, что развитие навыков общения именно в игре как ведущей деятельности дошкольника должно оказать положительное влияние как на само общение, так и на уровень развития игры с учетом решения задачи социализации и интеграции ребенка с нарушениями зрения в общество. Тем самым актуализируется научный поиск новых подходов к вопросам оптимизации коррекционно-развивающего пространства дошкольника с нарушениями зрения.
Ключевые слова: дефицитарный дизонтогенез, нарушения зрения, навыки общения, социальное развитие.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современном мире в отношении детства одной из приоритетных задач заявляется обеспечение каждому ребенку, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, гарантированных прав на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных особенностей. На сегодняшний день решение этой задачи является актуальной общечеловеческой проблемой, а состояние психофизического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья - важным фактором их интеграции в общество [1].
Целенаправленная политика государства в сфере социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья детерминирует необходимость проведения развернутых комплексных исследований их особенностей, при этом, как подчеркивает Д. И. Фельдштейн, важным является учет психологических и социально-психологических изменений, произошедших в нашей стране и в мире за последние десятилетия [2].
За последнее время отмечается постоянное увеличение количества детей с нарушением зрения. Кроме того, появление даже незначительных неблагоприятных факторов порождает проблемы со зрением, что приводит к росту количества детей, входящих в группу риска по зрению. По данным ВОЗ, каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый, каждую минуту - ребенок. Нарушение зрения оказывает заметное влияние на психическое развитие ребенка, характеризующееся [3; 4]:
1) замедлением процессов запоминания, мыслительных операций;
2) ограниченностью движений, нарушениями их координации;
3) особенностями поведения (агрессия, раздражительность, замкнутость);
4) трудностями в игре, в общении со сверстниками и взрослыми;
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Орлова Н. М., Шаповал И. А. Проблемы развития навыков общения дошкольников с нарушениями зрения в игре // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15300. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15300.htm. -ISSN 2304-120X.
5) отличием восприятия от нормы по темпу, степени адекватности реальности образа, его полноте, точности, дифференцированности;
6) малоактивностью и низкой инициативностью, нарушающими процессы межличностного взаимодействия и диалогического общения;
7) сужением мотивационной сферы, потребностей и интересов;
8) трудностями спонтанного формирования навыков общения;
9) ограничением неречевых средств коммуникации: ослабленностью, упрощением и смазанностью всех выразительных движений, жестов, пантомимики, маловы-разительностью мимики лица;
10) затруднениями в понимании эмоций партнера, выраженных неречевыми средствами общения, и в то же время невозможностью выражения мимическими средствами своих эмоций, что осложняет общение;
11) наличием вторичных отклонений в развитии речи и т. д.
Таким образом, особенности развития ребенка с нарушениями зрения, проявляющиеся в несовпадении периодов активного развития определенных психических свойств и качеств, обусловливают особые способы познания им предметного мира и социально-адаптивные навыки, не свойственные зрячим.
Диспропорциональность психического развития у таких детей проявляется в том, что процессы и стороны личности, менее страдающие от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, более зависящие от зрения - движения, овладение пространством - отстают в развитии. В любом случае описанные особенности развития ребенка с нарушениями зрения откладывают свой отпечаток на развитие его ведущей деятельности, каковой для дошкольника выступает игра.
Установлено, что при формировании игровых действий дети с нарушениями зрения опираются на бедный, ограниченный опыт практических действий, на слабо развитую моторику и менее страдающую от дефекта зрения речь, в связи с чем их игры значительно отстают в развитии от игр зрячих. Коллективная игра заменяется игрой рядом с товарищем с преобладанием манипулятивного и стереотипного характера действий [5].
Важный фактор недоразвития игровой деятельности у дошкольников с нарушениями зрения, по нашему мнению, - снижение уровня общения, которое М. И. Лисина характеризует как важнейший фактор развития личности и один из главных видов деятельности человека [6]. Можно предположить, что развитие навыков общения именно в игре как ведущей деятельности дошкольника должно оказать положительное влияние как на само общение, так и на уровень развития игры с учетом решения задачи социализации и интеграции ребенка с нарушениями зрения в общество. Тем самым актуализируется научный поиск новых подходов к вопросам оптимизации коррекционно-развивающего пространства дошкольника с нарушениями зрения.
Рассмотрим важность общения для коррекции дефицитарного дизонтогенеза как следствия нарушений зрения. Социальные отношения индивида пронизывают все сферы его жизнедеятельности, и потому развитие и качественные характеристики общения являются одним из приоритетных условий адаптации к окружающей социальной среде и качества жизни личности.
Первый опыт общения ребенок получает от взрослых, передающих ему культурно нормированные образцы общения. Через совместную деятельность с взрослым ребенок обретает способность играть, приводящую к становлению его внутреннего мира и развитию высших психических функций, интересов, переживаний, представлений, образов [7]. Общение с взрослыми определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми, необходимых для его полноценного познавательного и социального развития. Мир ребенка уже в дошкольном возрасте
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Орлова Н. М., Шаповал И. А. Проблемы развития навыков общения дошкольников с нарушениями зрения в игре // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15300. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15300.htm. -ISSN 2304-120X.
неразрывно связан с другими детьми, и с возрастом все большее значение для него приобретают контакты со сверстниками - особая сфера его жизнедеятельности, существенно отличающаяся от общения с взрослыми. При взаимодействии со сверстниками дошкольники проявляют неожиданные и оригинальные действия и движения, раскованность, непосредственность, непредсказуемость, сохраняющиеся в общении до конца дошкольного возраста [8].
В результате общения формируется представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. В общении со сверстниками дошкольников происходит применение на практике норм поведения, формирование самооценки ребенка, коммуникативных и организаторских способностей, уровня его притязаний.
В процессе общения в игре со сверстником ребенок осваивает человеческие отношения, ценности своей культуры, социальные формы поведения, необходимые для продуктивного взаимодействия с окружающими людьми: эмпатию, вежливость, тактичность, дружелюбие, толерантность [9].
Проблемность развития общения ребенка с нарушениями зрения определяется рядом факторов:
1. Сложность самого процесса общения обусловливает необходимость формирования у ребенка адекватного реагирования на окружающее, развития социальной перцепции, социального интереса и социального поведения, а в результате адекватной возрасту социальной компетентности и оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.
2. Ограниченные возможности восприятия социальной среды и отношений, их адекватной интерпретации и реагирования на них, обусловленных ограниченными психофизическими возможностями детей с нарушениями зрения и их социальной депривацией.
Как констатируют различные исследования [10-12], нарушение функций зрения отражается на снижении точности, полноты и скорости восприятия, что приводит к затруднению и замедлению узнаваемости предметов и изображений, к нарушению микро- и макроориентировки в пространстве. Недостатки физического развития и двигательной активности влияют на быстроту, ловкость, точность, силу движений, на выносливость и координацию в статическом и динамическом равновесии. Нарушается и развитие высших психических процессов: познавательной деятельности, мышления, речи. Таким образом, связь зрения со всеми психическими процессами, в том числе эмоционально-волевой сферой, определяет ориентацию ребенка в пространстве в широком смысле слова, включая его социализацию.
3. Недостаточная изученность психологических закономерностей взаимосвязи развития игры и навыков общения дошкольников с нарушением зрения при возросшей потребности использования в практике воспитательного процесса дошкольного учреждения современных форм и методов развития социально-коммуникативных навыков детей.
Включение детей дошкольного возраста с нарушением зрения в систему коррекционно-развивающего обучения осуществляется сегодня в условиях специальных и комбинированных детских садов, в которых специальная коррекционная предметноразвивающая среда создается с учетом ограниченных возможностей здоровья воспитанников [13]. Отмечается, однако, что деятельность подобных учреждений в новых социально- экономических условиях требует разработки современного методического обеспечения воспитания, качества образования, форм, методов средств обучения и развития ребенка. В то же время научная исследованность проблем дошкольной интеграции детей с нарушениями зрения, научно-методическая обеспеченность воспитательно-педагогической практики в развитии их навыков общения со сверстниками
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Орлова Н. М., Шаповал И. А. Проблемы развития навыков общения дошкольников с нарушениями зрения в игре // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15300. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15300.htm. -ISSN 2304-120X.
средствами игровой деятельности и укомплектованность дошкольных образовательных учреждений соответствующими программными материалами недостаточны.
Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания, развития, социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Проблемам игры дошкольников посвящены классические отечественные и зарубежные исследования: социальная роль игры как инструмента подготовки человека к жизни, к сложным социальным отношениям (Д. М. Болдуин); значение детской игры для психического развития, её роль в формировании эмоций (К. Бюлер); роль содержания и формы игровой деятельности для социализации детей (В. Штерн); сущность игры как ведущей деятельности, определяющей прогрессивную линию психического развития дошкольника, и теория ролевой творческой игры (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец,
A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин); использование игровой деятельности для повышения умственного и интеллектуального развития детей (А. В. Запорожец); значение ролевой игры как среды наиболее интенсивного развития познавательной и личностной сферы ребенка (Д. Б. Эльконин) и т. д. Прикладные аспекты роли игры представлены в современных исследованиях: особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова,
B. Р. Беспалова и др.); метод комплексного руководства игрой, включающий: активную деятельность детей, направленную на ознакомление с окружающим; обучающие игры; совместную деятельность детей и взрослого как играющего партнера, всячески поощряющего детей к самостоятельным играм и помогающего освоению новых способов игры (Е. В. Зворыгина и С. Л. Новоселова). Подчеркивая значимость игры в жизни ребенка, следует отметить, что эта деятельность, расцветающая в детские годы, сопровождает человека на протяжении всей его жизни [14].
С точки зрения воспитательного процесса игра (сюжетная, игры-занятия, дидактические и театрализованные, ролевые игры) - один из видов детской деятельности, используемый взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Организация игровой деятельности детей должна быть направлена на прогрессивные преобразования в их психике и является фундаментом для развития всех сторон детской личности.
Развитие игровых навыков, формирующих произвольное внимание, логическое мышление, речь, воображение, способствует и социальному развитию, поскольку осуществляющаяся в ее ходе совместная деятельность детей включает в себя не только игровые, но и реальные отношения. В связи с этим поэтапное формирование игры в воспитательном процессе [15] требует умелого руководства взрослого и его активизирующего общения с детьми, направленного на формирование прогрессивных для возраста способов решения игровых задач путем усложнения игровых проблемных ситуаций, опирающихся на конкретный практический и игровой опыт ребенка и характеристики игровой среды.
Развитие современного ребенка имеет существенное отличие от предыдущих поколений. Сегодня дети имеют больше возможностей развиваться во время игр, используя компьютерные познавательные программы, а также разнообразные игрушки с нужными функциями, способствующие развитию у дошкольников воображения. В то же время учеными [16] отмечается и деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека ряда социально-психологических факторов:
1) игнорирования взрослыми специфики дошкольного возраста;
2) дефицитов эмоционального и содержательного полноценного личностного общения ребенка с близкими взрослыми;
3) повышения ценности интеллекта;
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Орлова Н. М., Шаповал И. А. Проблемы развития навыков общения дошкольников с нарушениями зрения в игре // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15300. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15300.htm. -ISSN 2304-120X.
4) активного внедрения информационных технологий в повседневную жизнь детей, заменяющих игру, активную продуктивную деятельность и живое общение ребенка со сверстниками.
Дополним этот перечень еще одним фактором: воспитательный процесс дошкольников в образовательных учреждениях ориентирован в основном на развитие познавательных навыков с учетом планомерной деятельности и подготовку детей к школе. Тем самым игра из ведущей деятельности дошкольного возраста превращается в средство подготовки к будущей - учебной - ведущей деятельности, что определяет дефициты эмоционального, социального, личностного развития современных дошкольников.
Таким образом, игра современных детей, направленная на развитие познавательных процессов, способствующих психическому, интеллектуальному развитию, в то же время не раскрывает всей полноты личностного и социального развития ребенка, которое достигается в непосредственном контакте в общении со сверстниками и взрослыми.
Анализ методической литературы и практики воспитания детей с нарушениями зрения обнаруживает, что здесь развивающие резервы игры реализуются недостаточно, а психологические закономерности взаимосвязи развития игры и навыков общения изучены мало.
Развитие игровой деятельности дошкольника с нарушением зрения имеет свои особенности: поле взаимодействия таких детей ограничено, нарушения речи и координации сужают контакты, наблюдается изменение эмоционального фона настроения, что обусловливает снижение уровня общительности во взаимодействии со сверстниками и окружающими.
В середине дошкольного возраста у детей с нарушениями зрения взаимозаменяемыми являются предметная и сюжетно-ролевая игра, что свидетельствует о трудностях в овладении структурой игры, типами взаимоотношения детей друг с другом, умениями, необходимыми в ходе игрового общения.
Следует отметить, что недоразвитие двигательных навыков и нарушения пространственной ориентировки осложняют формирование игровых действий, так как ребенок должен не только самостоятельно передвигаться и взаимодействовать с игрушкой и партнером, но одновременно учитывать и представлять игровую ситуацию в целом. Совместная деятельность требует согласования действий всех ее участников, а это для детей с нарушением зрения особенно трудно. Общая неуверенность, слабое владение навыками коммуникативной деятельности являются основными причинами рассогласования коллективной игры.
По нашим наблюдениям, навыкам общения дошкольников с нарушениями зрения в игре уделяется недостаточное внимание со стороны взрослых. Отведенное для игры время используется детьми самостоятельно, участие взрослых носит характер не активного, партнерского взаимодействия, а направляющего, указывающего воздействия. Кроме того, в игре наиболее полно выявляются дефекты общения, требующие индивидуального подхода, корректировки развития ребенка с непосредственным и постоянным участием психолога, дефектолога, логопеда и других специалистов. Однако в условиях ДОУ данная помощь носит кратковременный характер и оказывается в основном в старшем дошкольном возрасте.
Важным средством обучения навыкам общения дошкольников среднего возраста являются сюжетно-ролевые игры, расцвет которых приходится именно на этот возраст, так как после четырех лет дети предпочитают играть вместе, а главным содержанием общения становится деловое сотрудничество [17]. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры, которая, по словам Д. Б. Эль-конина, социальна по содержанию и социальна по природе и является составной частью и необходимым условием игровой деятельности [18, 19].
5
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Орлова Н. М., Шаповал И. А. Проблемы развития навыков общения дошкольников с нарушениями зрения в игре // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15300. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15300.htm. -ISSN 2304-120X.
В это же время происходит решительный перелом в отношении к сверстнику, поскольку ребенку очень важны оценка сверстника, его одобрение и даже восхищение, а также значимо самому выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. В связи с этим сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни дошкольников [20]. Общение со сверстниками осуществляется в диалоге, через формирование устной речи, где слово ребенка при нарушении зрения играет доминирующую роль в регуляции поведения и его развития.
В игре ребенку важен не результат, а сам процесс игры, процесс переживания, связанный с игровыми действиями, поскольку в игре развиваются как сами эмоции, так и способы их выражения. Таким образом, создание и постоянное поддержание положительных эмоций, жизнерадостного настроения играет немаловажную роль в общении детей [21]. Через игру ребенок свободно выражает свои желания, представления, чувства, развиваются положительные качества, уверенность в своих силах и возможностях.
В игре формирование умений эффективного общения происходит на фоне постоянного пополнения знаний в разнообразной детской деятельности с опорой на уже приобретенный опыт в естественных ситуациях, возникающих в повседневной, реальной жизни ребенка в условиях детского сада. Однако в настоящий момент в системе ДОУ обучение умению общаться детей среднего возраста с нарушением зрения недостаточно отражено в программах, отсутствует конкретность и последовательность изложения материала, а также системность и сбалансированность развития всех составляющих общения [22].
Дети с нарушениями зрения нуждаются в специальной организации игровой деятельности, активизирующей и стимулирующей их общение. Отсутствие зрительного подражания, малая подвижность и меньшая активность, боязнь новых незнакомых предметов, плохое знание окружающей жизни, незнание способов игры и недостаточный контакт со сверстниками являются факторами, препятствующими самостоятельному овладению творческой игрой.
Таким образом, специально направленная активизация навыков общения в игровой деятельности детей с нарушениями зрения с активным участием взрослого позволит им восполнить эмоциональный и социальный опыт общения, необходимый для их интеграции в общество. Разработка эффективной программы психологической коррекции и развития дошкольников с нарушениями зрения в игре предполагает учет уровня развития и навыков общения и игры каждого ребенка, что определяет необходимость проведения специального диагностического эксперимента.
Ссылки на источники
1. Савина Г. В. Организация адаптивной развивающей среды для детей с отклонениями в развитии. -URL: http://nn199mdou.edusite.ru/p118aa1.html.
2. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума //
Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С. 18-32. - URL:
http://psyjournals.ru/psyedu/2012/n1/50887.shtml.
3. Зорина С. С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения // Специальное образование. - 2010. - № 4. - С. 20-26.
4. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. -М.: Налоговый вестник, 2004. — 320 с.
5. Там же.
6. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
7. Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире // Тезисы III международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (23-26 мая 2006 года в г. Казани). - URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10339.php.
6
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21.
22.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Орлова Н. М., Шаповал И. А. Проблемы развития навыков общения дошкольников с нарушениями зрения в игре // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15300. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15300.htm. -ISSN 2304-120X.
Маврина И. В. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 2. - C. 94-100. -URL: http://www.fpo.ru/doshkol/mavr1.html.
Амосова В. В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 03. - С. 1-5. - URL: www.school2100.ru)http://school2100.com/upload/iblock/e01/e01559bac08bcdce6ab4117bf43a4560.pdf. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Экзамен, 2003. - 173 с. - URL: http://dou10.rybadm.ru/DswMedia/programmauchrejdeniy4vidaplaksina.pdf. Психология воспитания детей с нарушением зрения.
Феоктистова В. А. Формирование навыков общения у слабовидящих детей / под ред. Л. М. Шипи-цыной. - СПб.: Речь, 2005. -128 с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду.
Там же.
Смирнова Е. О. Указ. соч.
Никитина И. В. Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду. -URL: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac64.htm.
Кожедуб И. С. Формирование навыков общения у старших дошкольников. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/08/25/metodicheskaya-razrabotka-formirovanie-navykov.
Гаврилушкина О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 2. - URL:
http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10255.php?sphrase_id=209147.
Трофимова С. В. Сюжетно-ролевая игра - основа формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. - URL: http://festival.1september.ru/articles/625065/.
Кожедуб И. С. Указ. соч.
Кислова Т. Р., Королева С. В. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 01. - URL: www.school2100.ru). Кожедуб И. С. Указ. соч.
Natalya Orlova,
Master Student, Department of Special Psychology, Orenburg State Pedagogic University, Orenburg
Irina Shapoval,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Orenburg State Pedagogic University, Orenburg
Problems of communication skills development of preschoolers with visual impairments by means of
game activity
Abstract. Social relationships of the individual permeate all spheres of his life, and because development and qualitative characteristics of communication are one of the priority conditions of adaptation to the surrounding social environment and quality of individual’s life. It can be assumed that the development of communication skills is exactly in the game as the leading activities of the preschooler should have a positive impact on both the communication and the level of development of the game in view of the decision of tasks of socialization and integration of the child with visual impairments in the society thereby updated research on new approaches to optimization of remedial developmental space impaired preschooler.
Key words: deficient disontogenesis, visual impairment, communication skills, social development. References
1. Savina, G. V. Organizacija adaptivnoj razvivajushhej sredy dlja detej s otklonenijami v razvitii. Available at: http://nn199mdou.edusite.ru/p118aa1.html (in Russian).
2. Fel'dshtejn, D. I. (2012) “Psihologo-pedagogicheskaja nauka kak resurs razvitija sovremennogo soci-uma”, Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, № 1, pp. 18-32. Available at: http://psyjournals.ru/psy-edu/2012/n1/50887.shtml (in Russian).
3. Zorina, S. S. (2010) “Formirovanie kommunikativnyh umenij u detej s narushenijami zrenija”, Special'noe obrazovanie, № 4, pp. 20-26 (in Russian).
4. Solnceva, L. I. & Deniskina, V. Z. (eds.) (2004) Psihologija vospitanija detej s narusheniem zrenija, Nalo-govyj vestnik, Moscow, 320 p. (in Russian).
5. Ibid.
6. Lisina, M. I. (2009) Formirovanie lichnostirebenka v obshhenii, Piter, St. Petersburg, 320 p. (in Russian).
7
7.
8. 9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21.
22.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Орлова Н. М., Шаповал И. А. Проблемы развития навыков общения дошкольников с нарушениями зрения в игре // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15300. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15300.htm. -ISSN 2304-120X.
Smirnova, E. O. “Doshkol'nik v sovremennom mire”, Tezisy III mezhdunarodnogo kongressa “Molodoe pokolenie HHI veka: aktual'nye problemy social'no-psihologicheskogo zdorov'ja” (23-26 maja 2006 goda vg. Kazani). Available at: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10339.php (in Russian).
Mavrina, I. V. (2005) “Razvitie vzaimodejstvija mladshih doshkol'nikov so sverstnikami v uslovijah obra-zovatel'nogo processa”, Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, № 2, pp. 94-100. Available at: http://www.fpo.ru/doshkol/mavr1.html (in Russian).
Amosova, V. V. (2012) “Igra kak sredstvo aktivizacii kommunikativnoj dejatel'nosti detej starshego do-shkol'nogo vozrasta”, Nachal'naja shkola pljus Do i Posle, № 03, pp. 1-5. Available at: www.school2100.ru)http://school2100.com/upload/iblock/e01/e01559bac08bcdce6ab4117bf43a4560.pf (in Russian).
Plaksin, L. I. (ed.) (2003) Programmy special'nyh (korrekcionnyh) obrazovatel'nyh uchrezhdenij IV vida (dlja detej s narusheniem zrenija). Programmy detskogo sada. Korrekcionnaja rabota v detskom sadu, Jekzamen, Moscow, 173 p. Available at: http://dou10.rybadm.ru/DswMedia/program-
mauchrejdeniy4vidaplaksina.pdf (in Russian).
Solnceva, L. I. & Deniskina, V. Z. (eds.) (2004) Op. cit.
Feoktistova, V. A. & Shipicyna, L. M. (ed.) (2005) Formirovanie navykov obshhenija u slabovidjashhih detej, Rech', St. Petersburg, 128 p. (in Russian).
Plaksin, L. I. (ed.) (2003) Op. cit.
Ibid.
Smirnova, E. O. Op. cit.
Nikitina, I. V. Problemy organizacii igrovoj dejatel'nosti detej v sovremennom detskom sadu. Available at: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac64.htm (in Russian).
Kozhedub, I. S. Formirovanie navykov obshhenija u starshih doshkol'nikov. Available at: http://nspor-tal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/08/25/metodicheskaya-razrabotka-formirovanie-navykov (in Russian).
Gavrilushkina, O. P. (2003) “Rabota po razvitiju kommunikativnogo povedenija doshkol'nikov v uslovijah detskogo sada”, Rebenok v detskom sadu, № 2. Available at: http://www.childpsy.ru/lib/arti-cles/id/10255.php?sphrase_id=209147 (in Russian).
Trofimova, S. V. Sjuzhetno-rolevaja igra - osnova formirovanija polozhitel'nyh navykov obshhenija rebenka so sverstnikami. Available at: http://festival.1september.ru/articles/625065/ (in Russian). Kozhedub, I. S. Op. cit.
Kislova, T. R. & Koroleva, S. V. (2012) “Formirovanie mezhlichnostnyh otnoshenij doshkol'nikov v kommu-nikativnyh igrah”, Nachal'naja shkola pljus Do i Posle, № 01. Available at: www.school2100.ru) (in Russian). Kozhedub, I. S. Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 06.07.15 Получена положительная рецензия 08.07.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 08.07.15 Опубликована 21.09.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Орлова Н. М., Шаповал И. А., 2015
ISSN 2304-120Х
9 7 7 2 3 0 4 1 201 S9l
09
www.e-koncept.ru
8