ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Д.М. Андрианов
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей общего и социального интеллекта студентов. Выявлены основные мыслительные способности, влияющие на развитие социального интеллекта.
Понятие интеллекта известно науке уже более 100 лет. Существует множество трактовок данного понятия. Еще в начале прошлого века В. Штерн предложил понятие «коэффициент интеллекта», определив его как отношение «умственного» возраста к «хронологическому» возрасту, умноженное на 100.
Под общим интеллектом мы понимаем глобальную способность человека рационально мыслить, получать и усваивать новые знания, применять их для решения нового круга поставленных задач, под социальным — интегральную интеллектуальную способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми и проявляется в умении прогнозировать поведение другого человека, быстро принимать решения и хорошо справляться с жизненными ситуациями. Социальный интеллект можно считать практическим интеллектом.
Целью исследования, некоторые результаты которого приведены в предлагаемой статье, является определение особенностей в структуре интеллекта у студентов разных специальностей, а также нахождение связи между общими интеллектуальными способностями и социальным интеллектом.
Выбранная методика для выявления общих интеллектуальных особенностей — тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, состоящий из девяти разделов, соотносящихся с разными мыслительными операциями.
Выборку составили 97 студентов университетов из разных регионов России и стран СНГ с хорошим знанием русского языка, обучающихся на филологическом и инженерном факультетах. Возраст испытуемых 17—21 год.
Показатели общего интеллекта ^ наших испытуемых колеблются в промежутке от 72 до 160 пунктов. Таким образом, средний показатель ^ср оказался равным 117. Однако показатели общего интеллекта оказались различными у студентов инженерного и филологического факультетов. Если у первых средний показатель ^инж равен 124,6, то у вторых ^фил — только 103. Из этого следует явный вывод о более высоких общих интеллектуальных способностях студентов инженерного факультета. Тем не менее, оба показателя являются высокими по сравнению с общими статистическими показателями среди населения.
Также интересно посмотреть на различия общего интеллекта у юношей и девушек. Средний ^ юношей равен 128, в то время как этот же показатель у девушек составляет лишь 111,5 пунктов. Все вышеописанные значения занесены в табл. 1. Следует отметить, что показатель ^ на инженерном факультете более высокий отнюдь не потому, что юношей там больше (и их коэффициент выше, чем у девушек, как мы видели); средний показатель девушек-инженеров значительно выше показателя девушек-филологов (121 и 102,4). Поэтому гендерный фактор не играет роли в большом различии показателей интеллекта на двух факультетах.
Таблица 1
Показатели Ю у разных групп испытуемых
ю Показатель
Ю ср 117
Ю ср.инж 124,6
Ю ср.фил 103
Ю ср.юноши 128
Ю ср.дев 111,5
Ю ср.дев.фил 102,4
Ю ср.дев.инж 121
Полученные результаты показали, что лучше всего испытуемые справились с теми заданиями, в которых основную роль играют память, внимание, индуктивное мышление и логика. В свою очередь, хуже были решены задания на пространственное мышление (студентами обоих факультетов).
Различия в структуре интеллекта у студентов разных специальностей оказались незначительными. У студентов филологического факультета в показатель общих интеллектуальных способностей очень малую долю вносит математическое мышление; очевидно, что математический интеллект гораздо лучше развит у второй группы испытуемых.
Таким образом, у обеих групп испытуемых преобладающим компонентом в структуре интеллекта оказался вербальный, или словесно-логический, интеллект. Далее обнаружились различия. У студентов инженерного факультета вторым преобладающим компонентом стал математический интеллект, а третьим — пространственный интеллект. У студентов филологического факультета, наоборот, вторым преобладающим стал пространственный интеллект, а третьим — математический. Также, судя по всему, у большинства испытуемых доминирует левое полушарие, поскольку они хорошо справлялись с заданиями на логическое и словесно-логическое мышление (за что и отвечает левое «рациональное» полушарие головного мозга).
Уровень развития социального интеллекта мы определили с помощью методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и О. Салливена. Показатели студентов колеблются от 15 до 35 пунктов. Среднее значение ^соц для нашей выборки оказалось равным 25,8. Однако большинство испытуемых (89,7%) имеют значения средние и выше средних (табл. 2). Таким образом, можно сказать, что почти у всех испытуемых уровень развития социального интеллекта либо средний, либо выше среднего.
В отличие от показателей общего интеллекта, гендерные различия и различия в зависимости от специальности в показателях социального интеллекта невелики. Так, средний ^соц учащихся инженерного факультета равен 26,9, а у учащихся филологического факультета показатель чуть меньше — 25,6. ^соц юношей равен 27,7, а ^соц девушек — 25,5. Все значения в пределах среднего уровня развития социального интеллекта.
Таблица 2
Значение социального интеллекта для полученных баллов и доля испытуемых с данными значениями
Баллы Социальный интеллект Доля испытуемых с данным значением (в %)
0—10 Низкий 0
11—20 Ниже среднего 10,3
21—28 Средний 57,7
29—34 Выше среднего 31
35—41 Высокий 1
После сравнения между собой показателей ^ и ^соц у наших испытуемых была обнаружена положительная корреляция между ними (0,67), что говорит о существовании прямой явной связи между значениями общего и социального интеллекта у наших испытуемых. Те испытуемые, которые успешно справлялись с заданиями на общий интеллект, также показывали хорошие результаты в заданиях на социальный интеллект.
Отметим также, что связь между общими интеллектуальными способностями и социальным интеллектом у юношей более явная, чем у девушек. Если у первых корреляция составляет 0,83, то у вторых она 0,56. Это, возможно, означает, что в жизненных ситуациях девушки могут хорошо ориентироваться, даже если их общие интеллектуальные способности не очень велики. Вероятно, это происходит на интуитивном уровне.
Далее, сравнив результаты по каждому тесту интеллекта с показателями социального интеллекта, мы обнаружили наиболее высокую положительную корреляцию (0,57) между коэффициентом ^соц и пятым разделом теста структуры интеллекта. Из этого можно сделать вывод о том, что у человека с высоким социальным интеллектом среди общих интеллектуальных способностей наиболее значимую роль играют практические математические способности. Эти люди хорошо решают практические математические задачи. (Примеры таких задач из теста: «Рабочие выполнят задание вчетвером за 90 дней. Сколько нужно рабочих для выполнения такого же задания за половину дня?» «Сплав составляется из двух частей серебра и трех частей олова. Сколько граммов олова потребуется для получения 15 г сплава?») Несмотря на то, что при решении жизненных проблем и возникших разного рода сложных ситуаций мы, как правило, не пользуемся математическим аппаратом, данная способность будет являться залогом высокого социального интеллекта, а следовательно, и успешности в жизни. По нашему мнению, это связано с тем, что математические способности формируют рациональное мышление и сохраняют надолго ясность ума. Известно, что люди, зани-
мающиеся математикой в течение жизни, например преподаватели этой дисциплины, крайне редко впадают в старческий маразм.
Эта особенность социального интеллекта выявлена у обеих групп испытуемых.
Также высокая положительная корреляция была обнаружена между показателем социального интеллекта и третьим и шестым разделами теста Амтхауэра: корреляция 0,657 и 0,6 соответственно. Это говорит о том, что среди общих интеллектуальных способностей главную роль в успешности взаимодействия с людьми будут играть индуктивное мышление и комбинаторные способности. Человек с высоким уровнем социального интеллекта всегда имеет различные варианты решения насущных проблем, он будет делать правильный выбор и переносить знания и опыт, полученные в конкретной ситуации, на другие ситуации.
Необходимо отметить, что эта особенность выявлена только у студентов инженерного факультета, т.е. у людей с преобладанием в структуре интеллекта вербального и математического компонентов.
У студентов же филологического факультета связи с данными интеллектуальными способностями не обнаружено. У них, в отличие от студентов инженерного факультета, наблюдается положительная корреляция с седьмым тестом структуры интеллекта, задействующим пространственное воображение. Исходя из этого, мы предположим, что люди с гуманитарным складом в жизненных ситуациях в большей степени руководствуются не логикой и внутренними рассуждениями, а воображением, основанным на прошлом опыте. Такие люди склонны представлять последствия ситуации, строить образы предполагаемого результата и чувствовать состояния других людей.
Анализ полученных результатов теста Дж. Гилфорда и О. Салливена показал, что наиболее успешным стал третий субтест «Вербальные экспрессии». Это означает, что наши испытуемые обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (т.е. они проявляют ролевую пластичность). Наши испытуемые понимают слова других людей гораздо лучше, чем их жесты и мимику (о чем говорят более низкие результаты второго субтеста по сравнению с третьим), т.е. чувство языка у них сильнее, чем чувствительность к эмоциям. О хорошем языковом чутье испытуемых также свидетельствуют результаты по тесту Амтхауэра: результаты по первому субтесту, который задействует данную способность, одни из самых высоких у всех испытуемых. Все эти данные подтверждают преобладание у студентов вербального компонента интеллекта над другими.
По результатам проведенного эмпирического исследования сделаны следующие выводы:
— преобладающим компонентом интеллекта исследуемых студентов является вербальный;
— существует прямая связь между общим и социальным интеллектом у студентов: высокий уровень развития общих интеллектуальных способностей обеспечивает высокий уровень развития социального интеллекта;
— существует, что социальный интеллект напрямую зависит от уровня развития практических математических способностей.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. — М., 1996.
[2] Кудинова И.Б., Кудинов С.И. Социальный интеллект как предмет исследования: Монография. — Тольятти, 2007.
PECULIARITIES OF THE GENERAL AND SOCIAL INTELLIGENCE OF STUDENTS OF DIFFERENT CHIEFS
D.M. Andrianov
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The results of empirical research of features of general and social intelligence of students and the connection of these two concepts are presented in the article. The basic powers of thought influencing development of social intelligence are revealed.