Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / образовательная сфера / экономический кризис / ментальность / поколение Z / пандемия COVID-19 / education / educational sphere / economic crisis / mentality / generation Z / pandemic COVID-19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коровникова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ПАНДЕМИИ COVID-19»

Коровникова Н.А.1

к.полит.н., с.н.с. ИНИОН РАН, доцент МИЭПП

natalia.kor@list.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

ПАНДЕМИИ COVID-19

Ключевые слова: образование, образовательная сфера, экономический кризис, ментальность, поколение Z, пандемия COVID-19.

Keywords: education, educational sphere, economic crisis, mentality, generation Z, pandemic COVID-19.

Экспоненциальное распространение заболевания COVID-19 в мировом масштабе оказывает существенное негативное воздействие на функционирование образовательной сферы2, которая аккумулирует многочисленные элементы и процессы образовательного пространства на всех уровнях (международном, страновом, региональном, локальном). Поскольку образовательное пространство охватывает ту область профессионально-общественной деятельности, в рамках которой перманентно реализуется целенаправленная социокультурная репродукция и последующее совершенствование аксиологических, эмоциональных, когнитивных качеств и моделей личности, общества, государства, становится очевидным, что коронавирусная инфекция наносит существенный ущерб ментальным качествам населения планеты, в особенности новому поколению Z.

Другими словами, так как образование является важнейшим инструментом формирования ментальности, которая включает «набор психологических и поведенческих реакций, особенности адаптации»3 и подразумевает «способ видения мира, сформированный в процессе воспитания и обретения жизненного опыта в конкретной культурной среде»4, пандемия оказывает существенное деструктивное влияние на общественное сознание (как «продукт» образовательной сферы), которое приводит к деградации ментальных характеристик человеческого капитала, что может иметь крайне негативные и непредсказуемые последствия планетарного масштаба в ближайшем будущем.

К числу основных факторов, подрывающих функционирование образовательной сферы на мировом уровне, специалисты Всемирного банка относят5:

1) закрытие и/или перевод на дистанционное обучение, которое предполагает самостоятельный формат изучения материала на основе освоения и использования информационно-цифровых технологий, учебных заведений всех «ступеней» от дошкольных учреждений до вузов и научно-исследовательских организаций; повсеместный переход на «удаленные» формы обучения выявил ряд недостатков данного образовательного формата (в их числе, цифровая неграмотность/неподготовленность обучаемых, недостаток квалифицированных педагогов, отсутствие «живой» комму-никации6 и т.п.); по данным ЮНЕСКО, в этом контексте пандемия затронула образовательные организации более 100 стран (на макрогосударственном уровне) и более половины учащихся во всем мире (на микроличностном уровне)7.

2) угроза мирового экономического кризиса вследствие существенного снижения экономической активности, сокращения производственных мощностей, замедления экономических процессов в результате профилактических ограничительных мер по борьбе с пандемией; в частности, по прогнозам ВТО, спад мировой торговли в 2020 г. составит более 30%, что превысит экономические последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., а, по оценкам

1 Сфера научных интересов: экономическая история, история экономической мысли, экономика культуры; идеологии в современной политике; роль «идеальных» факторов в социально-экономических процессах; идентичность; социальная психология; патриотизм: патриотическое воспитание как основа ментальной безопасности; лидерство: современные инструменты диагностики, развития и коррекции лидерских качеств, моделей и стилей; информационное обеспечение управленческой деятельности.

2 В выбранном ракурсе понятие «образовательная сфера» включает все составляющие мировой образовательной системы, поэтому, по сути, синонимично категории «образование».

3 Что такое ментальность: здоровье и болезнь на ментальном уровне // KtoNaNovenkogo.ru. 04.10.2019. - https://ktonanoven kogo.ru/voprosy-i-otvety/mentalnost-chto-ehto-takoe-entalnogo-rasstrojstva-zdorovya.html

4 Сидоров П.И. Синдром приобретенного ментального иммунодефицита. // Медицинский академический журнал. 2015. -Т. 15, № 4. - С. 85.

Международное исследование выявило влияние пандемии на образование. // РИА Новости. 08.05.2020. - https://sn.ria.ru/ 20200508/1571136232.html?in=t

6 Электронное обучение: плюсы и минусы. // Фоксфорд. 19.08.2020. - https://externat.foxford.ru/polezno-znat/plyusy-i-minusy-ehlektronnogo-obucheniya#2

7 Образование: от закрытия учебных заведений до возобновления их работы / UNESCO. 2020. - https://ru.unesco.org/covid19/ educationresponse

МВФ, потенциальный ущерб от коронавирусной инфекции достигнет уровня в 9 трлн. долл., это может привести к самому тяжелому кризису мировой экономики после Великой депрессии 1930-х гг.1;

Тотальная вынужденная трансформация образовательной инфраструктуры несет в себе угрозы и риски для дальнейшего социального, экономического, духовно-культурного (ментального) развития социума, которые усугубляются следующими взаимосвязанными причинами, а именно:

- дегуманизация общества, деградация интеллектуальных ресурсов, «обесценивание» человеческого капитала, деформация рынка труда в результате существенного сокращения рабочих мест, рост безработицы и представителей «нестабильной и нестандартной занятости»2 в результате закрытия образовательных учреждений и отказа от традиционных форм обучения, в первую очередь, семинаров, учебных дискуссий, практических и лабораторных работ, игровых образовательных занятий и т.п., формирующих важнейшие навыки реальной коммуникации между людьми;

- негативные процессы в ментальном пространстве социума такие, как ментальные эмоциональные и когнитивные расстройства вплоть до ментальных вирусов и эпидемий, к числу которых специалисты относят синдромы «ментального иммунодефицита»; «экзистенциальной безысходности»; деструктивный психогенез (негативная трансформация ментальных структур индивидуального и общественного сознания); деструктивный анимогенез (деградация процессов социализации и культурализации, социальная девиация общественной жизни)3; и как наиболее вероятный результат кризисных пандемических процессов - девальвация устоявшихся духовно-нравственных ценностей, дезориентация общепринятых нравственных ориентиров4, превалирование панических настроений, «сиюминутных» ценностей и целей.

Алармистские настроения как в экспертной, так и в общественной среде подкрепляются еще и тем, что наиболее существенное воздействие образовательные и экономические последствия пандемии окажут на ментальное состояние самого молодого поколения - «Поколения 2», в научном сообществе известного также как «поколение Phygi-1а1» (фиджитал)5. Катастрофическое влияние пандемического кризиса на формирование сознания поколения XXI века может привести к следующим ментальным рискам: превалирование виртуальной коммуникации над реальной, развитие «гипертимной» гиперактивной личности, для которой социальная ответственность носит краткосрочный, скорее инструментальный характер6; эмоциональная депривация, потребность в эмпатии, живой коммуникации и взаимодействии; аномальные проявления индивидуализма, эгоизма, эгоцентризма в качестве мировоззренческой основы; ментальная неустойчивость, низкий «ментальный иммунитет»; отсутствие способности (апраксия) к стратегическому мышлению, обобщению, абстракции, выявлению закономерностей, долгосрочному планированию; доминирование непроизвольных эмоционально насыщенных образов; «клиповость (сиюминутность) мышления» и приоритет визуализации (зрительного способа восприятия), зависимость от внешнего «запрограммированного» цифрового контента; снижение стремления к личностному познанию, саморефлексии и творчеству7, социальная апатия и т.п.

Для преодоления вышеперечисленных крайне негативных эффектов коронавирусной инфекции международные эксперты рекомендуют обратить особое внимание на развитие образования (прежде всего, представителей поколения 2) в сложном социально-экономическом контексте современности по следующим направлениям:

- повсеместное внедрение и переход к концепции «непрерывного обучения» на всех образовательных уровнях (от дошкольного образования до курсов повышения профессиональной квалификации);

- последовательное восстановление образовательной сферы в три этапа, а именно «политика преодоления» (защита здоровья и безопасности всех субъектов образования с разумным применением дистанционных способов обучения), «непрерывное управление» (планирование открытия учебных заведений и обеспечения «здоровых» условий учебного процесса), «улучшение и ускорение» (разработка эффективных стратегий посткризисного восстановления образовательных учреждений)8;

- внедрение новых цифровых образовательных технологий наряду с применением и совершенствованием традиционных образовательных форм;

- в краткосрочном периоде: всестороннее содействие в предоставлении возможности получения образования для всех слоев населения; в среднесрочном периоде: обеспечение непрерывного и своевременного финансирования

1 ВТО ожидает еще более существенных для мировой экономики последствий пандемии // Коммерсант. 24.07.2020. -https://www.kommersant.ru/doc/4432248

2 См.: Ломоносовские чтения - 2019. Секция экономических наук. Экономические отношения в условиях цифровой трансформации: сборник тезисов выступлений. - М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. - С. 585-586. -https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=56275&p=attachment

3 Сидоров П.И. Синдром приобретенного ментального иммунодефицита. // Медицинский академический журнал. 2015. -Т. 15, № 4. - С. 85, 89-90.

4 Золотухин М.А. Концепция безопасности образовательного пространства // Технико-технологические проблемы сервиса. 2018. - № 1 (43). - С. 119.

5 Мамина Р.И., Толстикова И.И. Поколение Z или поколение фиджитал в условиях деловой среды // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. - М., 2019. - Вып. 3. - С. 149. - https://www.researchgate.net/publica tion/339795054_Pokolenie_Z_ili_pokolenie_fidzital_v_usloviah_delovoj_sredy

6 Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. - № 2 (42). - С. 6-7. -http://vtr.vscc.ac.ru/article/2604

7 Урлапова В.П. Размышления о поколении Z // Образовательная система «Русская Классическая Школа». - https://russian classicalschool.ru/methods/psihologiya-obrazovaniya/item/854-v-p-urlapova-razmyshleniya-o-pokolenii-z.html

8 Международное исследование выявило влияние пандемии на образование // РИА Новости. 08.05.2020. - https://sn.ria.ru/ 20200508/1571136232.html?in=t

учебно-педагогических процессов на всех уровнях образовательной сферы; в долгосрочном периоде: поддержка устойчивого развития образования и разработки долгосрочных образовательных стратегий по ключевым направлениям таким, как оценка образовательных результатов, инвестиции в образование, включение семьи в образовательное пространство1 и т.п.

Таким образом, учитывая неопределенность дальнейшего развития коронавирусной инфекции, представляется целесообразным переход к целостному подходу применения образовательных технологий и режимов, доказавших свою эффективность в разных странах, в их числе: обеспечение и поддержка профилактических мероприятий в образовательных организациях; разработка протоколов по предотвращению вирусных заболеваний для учебных учреждений; использование образовательной инфраструктуры и кадровых ресурсов для профилактики распространения инфекций; ограничение прямых коммуникаций за счет сокращения очных дополнительных мероприятий по обучению и повышению квалификации, внедрение заочных форматов их проведения; выборочное (локализованное) закрытие образовательных учреждений, изолирование регионов с неблагоприятными показателями в области здравоохранения; адаптация существующих образовательных платформ для их использования в личных гаджетах и/или обеспечение бесплатного доступа к материалам сайтов официальных образовательных организаций и т.п.

Комплексное использование дистанционных и традиционных форматов обучения, постоянное и своевременное финансирование образования, грамотное стратегическое планирование и прогнозирование восстановления образовательной сферы позволят не только преодолеть негативные последствия кризиса СОУГО-19 в образовательном пространстве, но и предотвратить деградацию ментальности обучаемых, в первую очередь, поколения 2, от которого будет зависеть мировое развитие в XXI веке.

1 Эксперт оценил влияние пандемии коронавируса на образование // РИА Новости. 16.06.2020. - https://ria.ru/20200616/ 1573016079.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.