Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГЕЙМЕРСКОГО СЛЕНГА'

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГЕЙМЕРСКОГО СЛЕНГА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
595
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕНГ / ГЕЙМЕР / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / "DOTA 2" / КАЛЬКА / ПОЛУКАЛЬКА / ПЕРЕВОД / АББРЕВИАЦИЯ / SLANG / GAMER / COMPUTER GAMES / DOTA 2 / CALQUE / HALF-CALQUE / TRANSLATION / ABBREVIATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Радченко Т.А., Карзютина М.О.

Появление геймерского сленга тесно связано с образом жизни современного человека, а распространение компьютерных игр оказывает огромное влияние на речь. Употребление сленгов в литературе, в разговорно-бытовой речи, в основном среди молодёжи, достигает высокого уровня и является труднодоступным для понимания людей, не владеющим сленговым кодом. Целью данной работы является исследование особенностей структуры, образования и функционирования геймерского сленга. Методы исследования: анализ методической литературы по теме исследования, опрос, анкетирование, наблюдение, обобщение, структурный анализ, компонентный анализ, контекстуальный анализ, элементы психолингвистического и социолингвистического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF GAMERS’ SLANG FORMATION AND FUNCTIONING

The emergence of gamers’ slang is closely linked to the lifestyle of a modern man. The spread of computer games has a huge impact on it. The use of slang in literature and in colloquial everyday speech, mainly among young people, reaches high-level and is mostly difficult to understand for people who do not know the slang code. This paper researches features of structure, formation and functioning of gamers’ slang. The research methods include analysis of methodological literature on the research topic, interview, survey, observation, generalization, structural analysis, component analysis, contextual analysis, elements of psycholinguistic and sociolinguistic analysis.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГЕЙМЕРСКОГО СЛЕНГА»

медиаобразования. - 2018. - № 2 (28). - С. 222-227.

18. Мартышенко Н.С. Формирование ивент-стратегии развития въездного туризма в Приморском крае // Event-маркетинг. - 2012. - №3. - С. 178-197.

19. Дубиновский М.З., Большакова Ю.А. Кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств как фактор устойчивого развития сельских территорий // Вестник НГИЭИ. - 2017. - № 9 (76). - С. 103-110.

УДК 81-25

Радченко Т.А. ассистент кафедра английской филологии Карзютина М. О. студент 5 курса Институт иностранной филологии Таврическая академия (сп) ФГАОУ «Крымский федеральный университет имени В.И.

Вернадского»

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ГЕЙМЕРСКОГО СЛЕНГА

Аннотация: Появление геймерского сленга тесно связано с образом жизни современного человека, а распространение компьютерных игр оказывает огромное влияние на речь. Употребление сленгов в литературе, в разговорно-бытовой речи, в основном среди молодёжи, достигает высокого уровня и является труднодоступным для понимания людей, не владеющим сленговым кодом. Целью данной работы является исследование особенностей структуры, образования и функционирования геймерского сленга. Методы исследования: анализ методической литературы по теме исследования, опрос, анкетирование, наблюдение, обобщение, структурный анализ, компонентный анализ, контекстуальный анализ, элементы психолингвистического и социолингвистического анализа.

Ключевые слова: сленг, геймер, компьютерные игры, «Dota 2», калька, полукалька, перевод, аббревиация.

Radchenko T.A.

Assistant of the English Philology Department Institute of Foreign Philology Taurida Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Karzyutina M. O.

5th year student, Institute of Foreign Philology

Taurida Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University

SPECIFICS OF GAMERS' SLANG FORMATION AND FUNCTIONING

Summary: The emergence of gamers' slang is closely linked to the lifestyle of a modern man. The spread of computer games has a huge impact on it. The use of slang in literature and in colloquial everyday speech, mainly among young people, reaches high-level and is mostly difficult to understand for people who do not know the slang code. This paper researches features of structure, formation and functioning of gamers' slang. The research methods include analysis of methodological literature on the research topic, interview, survey, observation, generalization, structural analysis, component analysis, contextual analysis, elements of psycholinguistic and sociolinguistic analysis.

Key words: slang, gamer, computer games, Dota 2, calque, half-calque, translation, abbreviation.

Нестабильный состав лексики, являющейся сленгом таких категорий людей как хакеры и геймеры, и стремительное развитие IT-технологий, возникновение пластов новой лексики, которая призвана в той или иной степени обслуживать достаточно узкую сферу жизнедеятельности групп людей определенной социальной стратификации, вызывает большой интерес у исследователей. Эта лексика обладаем рядом характеристик, которые определяют её функциональную и смысловую уникальность и требуют глубокого и разностороннего анализа.

В связи с тем, что сленги, жаргоны, арго представляют собой специфический пласт лексики, обусловленный не только развитием новых технологий, но и возникновением новых субкультур и определенной моды, их изучение представляет интерес для исследователей не только в области лингвистики, но и психологии, социологии, истории и многих других научных направлений. Сленг характеризуется относительно малой степенью стабильности. Соответственно одними из основных задач исследователей являются выявление тенденций и особенностей образования и функционирования сленга в речи и текстах разного стиля, а также установление его значимости и степени воздействия на языковую норму [2].

Целью данной работы является исследование особенностей структуры, образования и функционирования геймерского сленга, что обусловило необходимость решения следующие задач:

1. дать определение термина «сленг», выявить лингвистические и стилистические особенности сленга и основные тенденции в его изучении;

2. рассмотреть и охарактеризовать геймерский сленг как отдельный подвид сленга, определить предпосылки и причины его возникновения, выделить основные особенности и современные тенденции;

3. собрать практический материал и выполнить его структурный анализ, классифицировать по принципу особенностей образования и функционирования;'

4. выполнить статистическую обработку полученных аналитических

данных.

Если говорить об этимологии сленга (сленгов), то в современной лингвистике существуют сомнения относительно происхождения этого слова. Лингвисты разделяют две точки зрения. Одни считают, что слово «сленг» (от англ. - slang) происходит от глагола sling («метать», «швырять»), а именно - от выражения «to sling one's jaw» - говорить речи буйные и оскорбительные. Другие же считают, что «сленг» произошел от англ. «slanguage» способом префиксации: s + language) и имеет значение воровского языка.

Характерными особенностями сленгов принято считать возникновение их преимущественно в устной речи, эмоциональную окрашенность и лаконичность. Говоря о геймерском сленге, можно выделить такие его основные характеристики:

1. Одним из важных факторов является краткость (данное свойство прослеживается на основе как минимум нескольких сленгов). Все слова, в основном, состоят из трех-пяти слогов. Такая специфика определяется, в том числе, тем, что во время игры все действия игрок обязан выполнять быстро. Смена эпизодов игры происходит в секунды, и как результат, остаётся совсем мало времени для того, чтобы обменяться информацией. Высказывать своё мнение длинными фразами неуместно, а вот описать какое-либо явление в двух-трёх словах - хорошее решение. Таким образом, игроки намеренно сокращают слова, чтобы за малое количество времени высказать как можно больше (подробнее о способах сокращения речь пойдет далее).

2. Другим важным фактором можно считать эмоциональную окрашенность. Даже с точки зрения на геймерство как определенную профессиональную сферу вполне уместно давать оценку сопернику, явлению или даже саморефлексировать. Например, для игроков, которые не отличаются высокими показателями в игре, выделяют целый ряд сленгизмов (в т.ч., noob - newbie, от new beginner), которые имеют выраженную негативную окраску. Также положительную или негативную окраску сленгизмы приобретают вследствие того, что во время игры человек увлекается событиями виртуального мира и выражает эмоции в соответствии с игровыми обстоятельствами. С этим связано и частое использование нецензурной лексики, т.к. именно она является наиболее эмоционально -окрашенной.

В широком смысле, в зависимости от сферы употребления выделяют общеупотребительные и малоизвестные (узкоупотребительные) сленги. Также сленги разделяют на глобальные и локальные. Установим основные различия. Глобальный сленг - это категория сленга, которая включает в себя лексические единицы, применяемые во всех видах компьютерных игр, вне зависимости от страны происхождения. Например, самый известный сленг -«noob» (человек, у которого недостаточно опыта в игре; новичок), относят к глобальным. Что касается повседневного общения среди игроков, то здесь

применим локальный сленг - он свойственен игрокам определенного, конкретного сообщества. Например, в игре «Wartune» аббревиатура BG означает «battle ground» - боевая зона.

Над проблемами словообразования игровых сленгов работали многие лингвисты. Подробно способы словообразования сленга описаны в работах Н.И. Мелконян и И.О. Морозовой [4, с. 213]. На основе их работ можно выделить следующие способы образования игровых сленгов: калька, полукалька, перевод, конверсия, усечение, аббревиатура, словосложение.

Калька включает в себя прием образования сленгов, при котором слово заимствуется из другого языка. При переносе слова из другого языка оно полностью заимствуется, вместе с написанием, произношением, и даже, значением. Звуки из заимствованных слов замещаются соответствующими звуками другого языка согласно правилам фонетики. Увлечение англицизмами среди молодёжи оказало огромное влияние на формирование современной русской речи. Нейтральные слова переходят в сленги и получают ироническую разговорную окраску. Данный способ удобен для общения между игроками, поэтому зная перевод и значение слова, собеседникам легко понять друг друга. Например, skill - скилл (навык, умение).

Способ полукальки - очень похож на кальку, но при заимствовании слов из другого языка наблюдается ряд фонетических и грамматических изменений. При переносе сленга из одного языка в другой он обретает фонетические нормы не только первого, но и второго языка. При образовании данных сленгов к основе заимствованного слова прибавляются словообразовательные модели, взятые уже из языка, в который перешло слово. Например: английское слово superman (в языке геймеров значит сверхгерой) происходит от нем. «Übermensch».

Способ перевода. Здесь речь идёт о традиционном переводе игровых терминов. Такой способ имеет ряд неточностей и ошибок. Типичными ошибками становятся грамматические и орфографические, однако часто встречаются и неточности перевода, при которых меняется смысл фразы. В процессе перевода выступает ассоциативный метод мышления, т.е. сленги ассоциируют по сходству значения с каким-либо предметом или явлением. Например: от слова camp (лагерь, стоянка) образовано слово camper (персонаж, стреляющий из укрытия).

Способ конверсии. Данный способ словообразования заключается в том, что слова без использования специальных аффиксов переходят из одной части речи в другую. Выступая, например, в роли существительного, слово переходит в глагол. Так, глагол р^ (смелый) становится существительным т приобретает значение «выбор героев из списка».

Способ усечения, сокращения происходит путем отбрасывания части слова от основы. Распространенность этого способа объясняется тем, что у игроков остается мало времени на выражение своих мыслей, вследствие чего, использование длинных слов и выражений не является оптимальным.

От основы отсекается часть слова, при этом сохраняется корень, который несет в себе определенный смысл слова. Пример: argue - arg. Слова при этом не теряют своего смыслового значения и являются вполне доступными для понимания.

Способ аббревиации - один из самых распространенных. При данном способе словообразования сленг образуется путем сокращения первых букв, то есть по принципу аббревиатуры. При использовании данного метода, новообразованное слово редко становится понятным без дополнительного разъяснения. Иногда от аббревиатур-сленгов образуются и другие слова, которые близки по значению и передают его различные смысловые оттенки. Например: AFK - away from keyboard.

Также встречаются такие способы как метафоризация (основанный на употреблении метафор), метонимия (замена одного слова другим), суффиксальный способ (прибавление суффиксов) [1].

Так как жанр игр ММОРПГ (массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра) зародился именно в США, то происхождение сленгов, употребляемых русскоязычными геймерами, от англицизмов вполне логично. Игроки, которые не хотят ждать официального русскоязычного перевода, достаточно быстро привыкают к английской версии. Употребление таких слов и приводит к заимствованию (чаще - к калькированию или переводу).

Игровая среда преобразует язык, для носителей которого создавалась игра; а точнее - иноязычные пользователи преобразуют язык игры под себя, создавая некий коллапс, «сленг внутри сленга», который понятен уже далеко не всем. Это интереснейшее лингвистическое явление в совокупности с малой степенью изученности данной темы в науке делает игровой сленг еще более привлекательным для изучения.

Характеризуя сленг, следует выделить такую особенность, как влияние жанра на речь геймера. На сегодняшний день в мире существуют десятки жанров компьютерных игр. Некоторые из них пользуются особым спросом среди геймеров. Стремительного роста набирают такие жанры как Shooter games, PRG и MOBA. Рассмотрим особенности одного из этих жанров и их влияние на образование сленгов.

Анализируя сленги, относящиеся к самым популярным на сегодняшний день жанрам игр, следует отметить, что сленговые лексические единицы, относящиеся к каждой категории игр, уникальны и разнообразны. Только истинные любители конкретной игры могут понимать друг друга, используя соответствующий сленг в своих сообщениях. Многие подобные слова являются локальными для каждого жанра, и служат исключительно для передачи информации в данной жанровой категории [3].

Для анализа специфики сленга геймеров в качестве примера рассмотрим одни из самых популярных игр в мире на сегодняшний день -«Dota 2» и «World of Warcraft».

Игры аналоговые и являются представителями жанра MOBA. На

сегодняшний день это самые популярные игры среди подростков и студентов, на которые геймеры готовы тратить огромное количество времени и денег. «Ассимилируя» большое количество игроков, игра претендует на появление своего собственного игрового языка - сленга. Языком интерфейса в оригинальной DOTA является английский, и изначально игроки всех стран были вынуждены приспосабливаться к английской речи персонажей и описанию их способностей.

С выходом новой игры игроки стремятся как можно быстрее понять её суть, и, не дождавшись официального перевода, начинают менять язык интерфейса самостоятельно. К сожалению, не многие владеют языком в совершенстве. Более того, знание языка может быть бесполезным, а даже вредным, так как многие обычные слова в игровой ситуации приобретают совершенно другой смысл, и их значение сильно отличается от повседневного. Рассмотрим слово push. В нормативном английском это слово обозначает «толкать, нажимать». В DOTA 2 это слово (пуш, пушить -калька или полукалька) обозначает либо продвижение героя (героев) вместе с союзными крипами (creeps) вперед по линии, либо атаку вражеских строений. Однако в русском сегменте нередко говорят «толкать линию», дословно переводя слово push с английского.

Новички в данной игре не полностью понимают речь игроков-профессионалов. Они постоянно сталкиваются с новыми, неизвестными им терминами, но время, проведенное в игре, быстро приучает их использовать сленгизмы. Некоторые новички используют сленги для того, чтобы показать остальным, что они много знают и умеют. В ходе изучения игрового сленга данных категорий игр нами были предприняты попытки составить глоссарий таких терминов и классифицировать их по следующей схеме: слово ^ перевод и значение ^ тип употребления ^ способ образования (всего было отобрано 104 единицы). Материалом для исследования послужил глоссарий, взятый с сайта dota2.gamepedia.com [6]. Примеры представлены ниже в Таблице 1.

Таблица 1

№ Сленг Перевод и значение Тип употребления Способ образования

1. Hard Carry тип герой-носитель, который невероятно хорошо масштабируется с предметами и требует значительного количества очков, чтобы быть эффективным локальный словосложение «Hard -тяжело, carry -нести»

2. Gj «Good job».«Хорошая работа», как правило, комплимент союзнику общеупотребимый аббревиация

3. Gem драгоценный камень; чаще всего означает: либо купить драгоценный камень, либо локальный конверсия

понаблюдать за вражеской

командой, поскольку у них

есть драгоценный камень

(особенно для невидимых

героев-союзников)

4. Feed акт «кормления» золота и опыта вражеской команде путем многократного умирания общеупотребимый метафоризация

5. Exp or XP «Experience», опыт, ресурс, используемый героями для получения уровней, навыков уровня и в противном случае увеличения власти в течение игры общеупотребимый усечение основы от «experience»

б. Gank любое время, когда герой или группа героев пытаются сбить вражеских клан. локальный сокращение от «Gang Kill»

1. Rat стратегия, в которой герои избегают боя с пятью командами, и вместо этого сосредотачиваются на том, чтобы продвигать другие игровые полосы. локальный метонимия

8. CSCZ Название игры жанра shooter локальный аббревиатура « Counter-Strike: Condition Zero»

9. Nade граната локальный сокращение от grenade

Можно отметить, что большинство сленгов образовались путем аббревиации (ES - «Earth Spirit», дух земли, DP - «Death Prophet», пророк смерти, DoT - Damage over Time, применяемый эффект, который наносит периодический урон определенному интервалу, DGU - "Don't give up", не сдавайся и пр. ). Такой способ образования является самым простым, и в то же время удобным. Геймеру не требуется много времени, для того, чтобы связаться с другим игроком, и сообщить ему какую-либо информацию. По сфере употребления, преимущественно, сленги являются общеупотребимыми, доля локальных сленгов составляет 21%.

«Dota 2» привлекла особое внимание в среде русскоязычных геймеров. Данная игра стала для многих стилем жизни. В ходе исследования было принято решение провести анкетирование среди учащихся 9-11 классов и проанализировать, помогает ли школьникам игра в понимании английского языка.

Для проведения исследования учащиеся были диагностированы на предмет выявления языкового уровня до начала игры в DOTA. Анкетирование было составлено на основе контрольно-измерительных

материалов, используемых при проведении контрольных работ, с помощью учителя иностранного языка школы.

В начале эксперимента с тестом справились все ученики. Двое учащихся показали хороший уровень владения английским языком, трое -средний, и два - низкий. Детям было предложено играть в DOTA не менее трёх раз в неделю по одной битве в английской версии. Спустя два месяца испытуемым был предложен тест повторно. Два игрока показали результат выше, чем при первом тестировании. Всего лишь один испытуемый получил оценку «плохо», но и он отметил, что тест стал более понятен.

В ходе дальнейших исследований учащимся эксперимента было рекомендовано активнее включиться в речевой и письменный чаты и продолжить играть в DOTA 2. В течение месяца дети проходили новые уровни, ступени, наблюдали за проходящими чемпионатами. Итоговая диагностика показала, что из всех респондентов «средний» уровень имеют 3 игрока, «хороший» - 4 человека. Уровня «отлично» не достиг никто. Таким образом, уровень владения английским языком у испытуемых в рамках данного исследования повысился в среднем на 30% (Рисунки 1 и 2).

Рисунок 1

Оценка коммуникативных умений учащихся

(повторная)

4 3 2 1 0

У11 Уу ■ ■

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

5

Рисунок 2

Оценка коммуникативных умений учащихся (итоговая) 4.5

4 3.5 0.5 0 У lllllll 1 У2 У3 У4 У5 У6 У 1 7

Для подтверждения результатов исследования было решено протестировать дотеров с разным игровым стажем. В опросе приняло участие 12 человек. Все игроки считают, что DOTA помогает им в развитии коммуникативных способностей. Это утверждение подтверждается диагностикой. Полученные результаты показывают, что дотеры, играющие дольше остальных, лучше ориентируются в переводах и имеют более развитые коммуникативные способности.

Оценка коммуникативных компетенций игроков с разным стажем отображена на Рисунке 3.

Рисунок 3

5

4

3

2

1 0

Не играли около около больше месяца года года

Таким образом, проведенное исследование показывает, что компьютерная игра DOTA (англоязычная версия) способствуют большей

степени погружения учащихся в англоязычную среду и улучшает их уровень понимания в том объеме лексического материала, который предлагает игра. Использование данной компьютерной игры возможно в целях самообразования и самосовершенствования языковых навыков.

Постоянная тенденция роста и внедрения геймерских сленгов в речь заставляет лингвистов все больше и больше изучать их особенности и способы образования. Совсем недавно, 10 лет назад, в английском языке не использовалось такое количество сленгов для обычного общения. Такие слова относились к узкому кругу их использования. Очевидно, создание новых игр влечет за собой значительные речевые изменения.

Проанализировав сленги по категориям игр, способу образования и сфере употребления, можно сделать вывод, что основная часть сленгов образуется путем словосложения или аббревиаций. Речь геймера довольно лаконична, она должна быть максимально краткой и одновременно информативной. Несмотря на то, что тенденция увлечения геймерством носит во многих аспектах негативный характер в виду формирования определенного социально пассивного психотипа личности, с точки зрения языковой специфики область IT-технологий и, в частности, геймерская субкультура являются интересным объектом для исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованные источники:

1. Береговская Э.М. Молодёжный сленг: формирование и функционирование. Вопросы языкознания, №3. 1996. С.32-41.

2. Гальперин И.Р. О термине сленг. Вопросы языкознания, №6, 1956. С.107-114.

3. Горшков П.А. Сленг хакеров и геймеров в интернете: автореф. канд. филолог. наук. Мос. Гос. Обл. университет. М.: [б.и.], 2006. 150 с.

4. Мелкоян Н.И. К вопросу о способах образования компьютерного сленга. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, №1, 2012. С.211-214.

5. Ayto J. Oxford Dictionary of Slang. Oxford University Press, 2003. 480 p.

6. Dota 2 Wiki. URL: http://dota2.gamepedia.com/Glossary (дата обращения: 18.08.2018)

7. Nedorezova D.D., Brikunova O.Ya. Slang of online gamers. Коммуникативные аспекты языка и культуры : сборник материалов XV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Томск : Изд-во ТПУ, Ч. 3, 2015. С. 55-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.