Научная статья на тему 'Особенности образной системы башкирских басен'

Особенности образной системы башкирских басен Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
214
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСНЯ / ИЗМЕНЕНИЕ АМПЛУА / ПОСТОЯНСТВО СОСТАВА / ПОЭТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самирханова Г. Х.

Басенный аллегорический образ, по мнению ученых, всегда имеет свое амплуа, и, как правило, каждый персонаж имеет свой противообраз. По «закону постоянства состава» басенного образа каждый герой выступает только в своей собственной роли и чаще в паре с определенным персонажем. Большинство башкирских басен подтверждают законность этих выводов. Но в тоже время есть много примеров, где постоянство состава не соблюдается, или животные выступают не в своем амплуа, что приводит к изменению идеи образа. Это явление становится своеобразным приемом привлечения внимания читателя к злободневным проблемам общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности образной системы башкирских басен»

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №3(1)

1043

УДК 821.512.141.09-1

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ БАШКИРСКИХ БАСЕН

© Г. Х. Самирханова

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета Россия, Республика Башкортостан, 453833 г. Сибай, ул. Горняков, 10.

Тел./факс: +7 (347) 753 43 93.

E-mail: gulysib@mail.ru

Басенный аллегорический образ, по мнению ученых, всегда имеет свое амплуа, и, как правило, каждый персонаже имеет свой противообраз. По «закону постоянства состава» басенного образа каждый герой выступает только в своей собственной роли и чаще в паре с определенным персонажем. Большинство башкирских басен подтверждают законность этих выводов. Но в тоже время есть много примеров, где постоянство состава не соблюдается, или животные выступают не в своем амплуа, что приводит к изменению идеи образа. Это явление становится своеобразным приемом привлечения внимания читателя к злободневным проблемам общества.

Ключевые слова: басня, изменение амплуа,

Образы животных из древних сказок перешли в басни, иносказательный смысл которых, превращаясь в аллегорию и символизируя нравственные свойства людей, получает традиционное, понятное всем значение: в баснях лиса олицетворяет хитрость и жадность, волк - грубость, властность, кровожадное начало, медведь - глупость, заяц - трусость.

Басенный аллегорический образ, по мнению ученых, всегда имеет свое амплуа, и, как правило, каждый персонаж имеет свой противообраз [1, с. 19, 20]. По «закону постоянства состава» басенного образа каждый герой выступает только в своей собственной роли и чаще в паре с определенным персонажем: Волк - Заяц, Волк - Ягненок, Орел - Воробей, Ворона - Соловей. Как правило, в основе образования пар лежит противопоставление сильного и бессильного и т.д. Этот закон, как пишет В. А. Архипов, распространяется на все басенные персонажи.

Большинство башкирских басен подтверждают законность этих выводов. Но в тоже время есть много примеров, где постоянство состава не соблюдается или животные выступают не в своем амплуа, что приводит к изменению идеи образа.

Это явление становится своеобразным приемом привлечения внимания читателя к злободневным проблемам общества и широко используется в творчестве таких поэтов, как М. Г афури, Ш. Бабич,

С. Имангулов и др.

Трансформация, то есть изменение идеи образа может происходить в двух направлениях: от положительного - к отрицательному, и наоборот.

Мыши и крысы, учитывая тот реальный вред, какой они наносят хозяйству, традиционно изображаются в баснях как отрицательные персонажи. Но в произведении Ш. Бабича «Наподобие басни» они олицетворяют угнетенный народ. После развала дома, под которым мыши и крысы вынуждены были обитать, они устанавливают свои порядки, по которым все обладают равными правами. Таким образом показывается развитие революционных идей в башкирском обществе начала XX века.

постоянство состава, поэтическим прием.

И в басне М. Гафури «Кот и мыши» мыши -символический образ порабощенного простого народа. Поэт, обращаясь к проблемам своего времени, раскрывает участь мазлумов.

Басенное творчество башкирского поэта С. Имангулова в целом построено именно на нарушении устоявшихся пар и изменении их роли, по которой зачастую то или иное животное выступает в противоположном амплуа.

В басне С. Имангулова «У ручья», которая является переработкой известного крыловского сюжета «Волк и Ягненок», амплуа главных героев изменено: Волк по-отечески заботлив, он предупреждает беззаботного Ягненка и просит не пить из ручья: все реки и ручьи загрязнены промышленными отходами и мусором. Мораль древнего сюжета «у сильного всегда бессильный виноват» получает иную, совершенно новую формулировку: «сильный заботится о слабом».

В другом произведении Имангулова «Как опозорилась Лисица» поэт обращается к известному сюжету «Ворона и Лисица», который встречается в обработках В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, затем И. А. Крылова и восходит к басням Эзопа, Федра и Лафонтена [2, с. 196]. По древнему сюжету, Ворона, поддавшись на «приветливые слова» Лисицы, роняет сыр и остается без завтрака. В басне же С. Имангулова Ворона на восхваления Лисицы отвечает, что прошли те времена, когда она обманывалась на льстивые слова. И, усмехаясь, говорит, что может вдоволь угостить ее, надо лишь подойти «не с пустыми руками». Оказывается, что муж Вороны заведует складом. Лисица, удивленная ответом, вынуждена уйти ни с чем. С. Имангулов через изменение традиционной роли образов обращает внимание читателей на такие злободневные проблемы общества, как алкоголизм, взяточничество, коррупция.

Ко второму типу наделения традиционных образов новым идейным значением можно отнести басни С. Имангулова «Между птицами», «Золотая рыбка» и др. Например, по сюжету его произведения

1044

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

«Между птицами» до свадьбы с Орлом Лебедь щедра на ласковые слова и знаки внимания. Но все меняется после некоторого истечения семейной жизни: она выклевывает глаза мужу-Орлу. В словесном искусстве башкир Лебедь - священная птица - всегда наделяется положительными чертами, но в данной басне поэт, обращаясь к этому образу, критикует новые общественные отношения, принижение статуса мужчины в семье, в воспитании детей.

В другой басне «Золотая рыбка» С. Имангу-лов, нарушая амплуа волшебной золотой рыбки, обличает несоответствие внешней красоты человека и его внутреннего мира. Сюжетное развитие басни сводится к тому, что рыбаки начинают гадать и спорить о том, чем же могла питаться пойманная ими Золотая рыбка. По их мнению, она в отличие от остальных рыб должна была питаться чем-то особенным. Но в итоге выясняется, что брюхо ее полно червей.

Нередко поэты нарушают «закон устойчивых пар». Например, М. Гафури в басне «Собака и Заяц», показывая невозможность дружбы между Собакой и Зайцем, еще раз подтверждает нереальность примирения залимов и мазлумов: сильные и угнетенные никогда не будут иметь равные права.

Также немало басен, где главными героями являются животные, в реальной жизни не связанные друг с другом. В произведениях С. Имангулова «Любовь слепа», «Как Акбай жену выбирал», «Влюбленный Волк» посредством заведомо не сочетаемых пар обрисовываются не правильно сложившиеся ситуации, которые, как выясняется, ни к чему хорошему не приводят. Так, в любовных муках страдают Сова и Курица, поскольку Сова не видит днем, Курица - ночью; Акбай, женившийся на Волчице, съеден ею же, а Волк, влюбившийся в Лисицу, остается без дома. Неестественный состав басенных пар и изменение ролей в их составе разрушает жизни животных, поскольку они игнорируют жизненный опыт народа, установившиеся формы благополучного существования.

Таким образом, в творчестве башкирских поэтов изменение роли героев и нарушение постоянства состава становится своеобразным поэтическим приемом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипов В. А. И. А. Крылов (Поэзия народной мудрости). М.: «Московский рабочий», 1974. 288 с.

2. Крылов И. А. Басни. М.: Дет. лит., 2000. 219 с.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.